Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Детский сад или профессиональное материнство?Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Из рассказа родителей одного нашего пятилетнего знакомого... Мальчик им заявил: — Если я вам не нужен, можете меня из сада не забирать. Правда, я буду очень страдать. А вот что попросил у родителей другой пятилетний знакомый: — На Новый год подарите мне сотовый, чтобы я мог из сада звонить маме. А это наш диалог с третьим пятилетним мальчишкой: — Ты каждый день в сад ходишь? — Нет, когда не болею. А наша Катя как-то пообщалась в двухлетнем возрасте с двоюродным братом, который посещал детский сад. А потом дома, наклонив голову набок и глядя вверх, напрямик этак спросила меня: — Понял ты?! Словом, так: если есть, возможность, чтобы жена была мамой в полном объеме, надо предпочесть этот вариант. Уже по одним только высказываниям пятилетних экспертов. Ну а если по существу, то детский сад с «оставлением» дошкольника в нем без родителей в любом случае не выдерживает критики. Это порождение бездушной советской и бездушной американской систем. Отрыв от родителей не может быть мотивирован тем, что нужна социализация. Социализацию надо осуществлять без этого отрыва. А если говорить об «у нас в России», то есть что добавить и к этому общему соображению. У нас-то ведь вообще остаточный принцип оплаты преподавателей педвузов и оплаты самих работников детских садов. Какие тут профессиональные качества! Но к этому прибавляется еще одно. Я долгое время преподавал в педвузах. И сам пришел к выводу, что надо еще преподавать и в самой школе. И преподавал там, чтобы учить студентов, как учить детей. Но я был исключением. В вузе обычно преподают те, кто уже не учит детей. Может быть, учительствовали раньше, но сейчас — нет. В медицинском вузе доценты-хирурги оперируют и учат студентов оперировать непосредственно в операционной. А в педвузах нет такого. В том числе и на дошкольных факультетах. Ну чему в педагогике может научить человек, который профессионально не имеет дела с детьми... Нет, конечно, могут быть исключения. Есть в дошкольной педагогике нравственные и профессиональные гении. Но их так мало, что не брать же это в расчет. Конечно, что-то доценты и профессора берут из разработок научных сотрудников соответствующих научно-исследовательских институтов. Но как берут? Только из книг и статей? Оч-чень интересно. Итак, одни разрабатывают методики, другие преподают будущим специалистам-практикам... Или есть где-то детское учреждение, в котором старший научный сотрудник обучает доцента? Опять же доцент-медик и лечит и учит. А в педагогике я такого не знаю. Скорее в таких случаях студент на учебных и производственных практиках берет от специалистов-практиков кое-что. Или сам работает и учится, что-то беря от тех, что-то от других, что-то изобретая сам на ходу. Не надейтесь также, что помогут коммерческие варианты. В коммерческие детсады и школы идут тоже далеко не лучшие профессионалы. Чаще всего это коммерчески агрессивные люди. (Так же как и в частные медицинские клиники.) А настоящий профессионал (шизоид или эпилептоид) остается В ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, он не очень любит перемены, ему трудно к ним приспособиться. Так что детские сады вообще, а сейчас тем более, меня не устраивают. Но как быть тогда с общением на горизонтальном уровне, с социализацией? Мы с Леной решили, что лучше ходить с ребенком в разные развивающие центры. Их теперь пруд пруди, можно выбрать. Но здесь тоже имеются минусы. Во-первых, развивающие центры, как правило, работают на коммерческой основе, и люди в них преследуют в основном цель заработать. В одном таком центре я поговорил с вероятной «учительницей». Имидж, в том числе речевой, и психотехника общения были такими: — Ну, если у меня будут места, то я, пожалуй, возьму вашего ребенка. Но мест пока нет. И все же здесь больше вариантов. Еще минус: в развивающих центрах родителей не допускают на занятия. Это тоже своего рода педагогика? Нам с Леной такая педагогика не подошла. Катю мы водили в развивающий центр «РАДУГА» в Юго-Восточном округе г. Москвы. Недорого. Филолог по педагогическому образованию — милая и деликатная Светлана Александровна использует разные методики для развития ума трех-четырехлеток. Она вводит понятия в игровой форме, старые, как мир, простые и в то же время нужные. Слова «толстый» и «тонкий» подходят к нарисованному древесному стволу, а к доскам забора подходят слова «широкий» и «узкий». Детки путаются, а Светлана Александровна распутывает в их головках эти понятия. И Данила усвоил: толстое дерево и широкая доска. А широкое дерево — не годится. Марианна поняла разницу в выражениях «за забором» и «под забором». И все это было с картинками, с «приглашением в гости» лесовичка, сделанного из еловой шишки: глазки — из пластилина, борода — кусочек ваты... Мне все это понравилось. Но дома я все же предпочитал другой метод. Мы просто разговаривали с Катей на бытовые темы, но на чуть более высоком понятийном уровне по сравнению с тем, что используют дети ее возраста. Например, я ввожу в ее лексикон слово «лексикон». Я несколько раз специально употребляю его в своих высказываниях: «У тебя обогатился лексикон», «Добавь в свой лексикон слово «дикобраз», «В лексиконе российского человека часто используется слово «доброта». Новые слова она выделяла и спрашивала: а что это такое? Употребил я как-то слово «лаконичность», Катя спросила: — Что такое лаконичность? Если не спрашивала, то я обращал ее внимание на новое слово или тонкости словоупотребления. То есть все происходит естественно. Но я не против и такой технологии, как у Светланы Александровны. Можно сочетать. Хотя мы и сами смогли бы так, но у Светланы Александровны все-таки системная методика. Она увлеченный человек, дети ее любят. Важно разнообразие для Кати. Кроме того, там ведь еще детки. И Катя с ними общается «горизонтально», на одном уровне. В «Радуге» много чего такого: ствол, ветки, за забором, под забором... Причем системно. А дома: стая птиц, стадо лошадей, свора собак. Дома мы обобщаем: голубь, синичка, воробышек — это всё птички; пальто, курточка, шубка, ветровка — верхняя одежда... Дальше сложнее: ребенок, жеребенок, теленок, волчонок — детеныш... Веточка — часть дерева, крылышко — часть птички, лепесток — часть цветка. Вырабатывается понятие «часть». Дальше — больше: яблонька — вид дерева, груша — вид дерева, сирень — вид кустарника... Вырабатывается понятие «вид» в отличие от понятия «часть»... Мышление углубляется... Но и это еще не всё. Виды кинофильмов: игровые, документальные, мультипликационные — Катя это все понимает. Заниматься с ребенком можно и так. В «Радуге» не все радужно. Светлана Александровна только набивает руку, так что случаются и ошибки. Она за успехи стала давать детям солнышко, а за ошибки — тучку. И вот Данила обиделся: — Почему мне дали тучку, я же сидел хорошо? Мы-то знаем, что Сухомлинский призывал учителей не ставить оценок даже в первом и втором классах школы. Конечно, четырехлетки не выдерживают оценивания. А Миша и вовсе расплакался, не хочет заниматься, бабушка ему говорит: «Занимайся — я куплю тебе сок». Миша сначала сказал: «Три сока... — Потом выбежал: — Не хочу я сок, только забери». Типовой минус многих такого рода развивающих центров, как я уже сказал, — недопущение родителей на занятия. Педагоги опасаются, что родители будут отвлекать, мешать, вмешиваться... И, по линии наименьшего сопротивления, родители не включаются в занятия. Но то, что можно в шесть-семь лет в школе, вряд ли будет правильным в четыре... В «Зеленой дверце» все наоборот: присутствие родителей — пожалуйста, но никакой программы. Да, в тесной гигантской Москве есть «ЗЕЛЕНАЯ ДВЕРЦА». Вход в нее через действительно буквально потайную зеленую дверцу. Открывается она, однако, по первому звонку. А «потайная» она — потому что действительно найти ее трудновато. Представим себе все одинаковое, как в фильме «С легким паром». Только там одинаково бездушные бетонные коробки в новостройках на задворках Москвы и Ленинграда, а здесь — бездушные «евроремонтные» особняки, особняки, особняки, особняки... в переулках старой Москвы. И вот потайными тропами между этими особняками-особняками-особняками... находим вожделенную «Зеленую дверцу» — педагогическое чудо XXI века, организованное фондом Франсуазы Доль-то. Эта французская педагогиня написала прекрасную, на мой взгляд, книгу «На стороне ребенка». Но такую толстую, что одолеть ее смогла в нашей семье только Лена. Я заглядываю в нее, как в Ветхий Завет, для получения положительных эмоций, но до сих пор изучаю. «Зеленая дверца» — это последнее и посмертное произведение Дольто. И тоже замечательное. Во-первых, вас встречают доброжелательные гении общения. Вам все объясняют, записывают для себя на доске имя ребенка. Рассказывают о правилах. Поскольку это предназначено для детей до четырех лет, упор — на овладение предметным миром. Мозаики, фломастеры, листы для рисования, мольберты, головоломки. Можно заняться «водными процедурами»: наливать, выливать, переливать... Можно покататься на велосипеде, скатиться с горки, проползти по тоннелю. Есть и запреты: нельзя занимать общую зеленую дорогу, нельзя отнимать друг у друга игрушки. Родители кормят своих чад, пьют с ними чай. Судачат, пока дети играют... Главный принцип здесь — саморазвитие: дети занимаются всем самостоятельно, помощь минимальная — переодеться для занятия с водой. Я — за. Много раз бывал в «Зеленой дверце» с Катей и Леной. Оставил в этом богоугодном уголке три свои книги, что было воспринято с признательностью. Специально приеду, чтобы подарить и эту книгу. Специально — потому что Катя уже переросток, а это угодное Богу заведение предназначено для детей до четырех. Катя грезит «Зеленой дверцей», говорит, что у нее есть «зеленый ключик». Мы поддерживаем эту ее аналогию со сказочным «золотым ключиком». Потому что в «Зеленой дверце» и в самом деле есть что-то сказочное, влекущее. Кстати, в «Зеленой дверце» не требуют платы. Хотя можно сделать действительно добровольный взнос, причем никто не контролирует величину взноса. И даже если вы ничего не положили в копилку, к вам в следующий раз отнесутся так же доброжелательно, как и при предыдущем посещении. Но давайте без идеализма: Франсуаза Дольто, фонд, бесплатно, в центре Москвы... Это исключение из правил. А как же сами правила и игры при них? Что же нам, родителям, делать в условиях заданных правил игры? Если радикально, то не принимать, а менять условия. Решить вопрос о приоритетах. Давать ли и дальше олигархам возможность покупать импортные спортклубы или заставить их, как в Швеции, платить такие налоги, чтобы на них можно было готовить нормальных педагогов и содержать нормальные детские учреждения? Далее, надо решить, развивать ли преимущественно спорт с его соревновательностью, с его борьбой за сантиметры и секунды или развивать преимущественно массовую физкультуру и нравственно-психологические, эстетические, интеллектуальные пенаты? Ну а если все-таки продолжать существовать в этих далеко не гуманных условиях! То... пусть процветает РОДИТЕЛЬСКАЯ педагогика. Родители пусть объединяются для общения и развития деток. Адля этого должны быть свободные родители. То естьу них должно быть свободное время. Всоответствии с конституцией не работать может и отец... и заниматься воспитанием и хозяйством. Но законодательство еще должно подтянуться и еще только стать в семейном плане конституционным. Такие термины, как «кормилец», «иждивение», звучат не только антиконституционно, но и чудовищно архаично, а главное, безнравственно. Такой же процесс должно претерпеть и нравственное сознание народа. А пока что, ладно уж, будем более естественным считать это «половое смещение». Пусть уж при работающем отце мама занимается в основном воспитанием. И «православное» наше государство должно бы реалистично оценивать ее вклад. Платя ей не 70 рублей, а «чуть» больше. Отец пусть тоже посильно участвует в том, о чем мы сейчас расскажем. А пока специалисты соображают, что все это надо, «спасение детей — дело их родителей». Договоритесь друг с другом, что вклад в семью отца — в значительной мере в том, что он зарабатывает и приносит в дом некий общий доход. А вклад жены — в. том, что она профессионально занимается детьми. (Тогда мама должна получить психолого-педагогический минимум.) Но главное, чтобы КАЖДЫЙ ИЗ СУПРУГОВ СЧИТАЛ, ЧТО ЕГО ВКЛАД В СЕМЬЮ ЭКВИВАЛЕНТЕН ВКЛАДУ ДРУГОГО. А не «я тебя с ребенком содержу». Это мы уже обсуждали выше. Но лиший раз напомнить — кашу маслом не испортить. При таком раскладе детский сад отпадает за своей ненадобностью и ущербностью. Единственный аргумент за детский сад — необходимость социализации. Антони Кемпински (помните его мысль, что маска утомляет и невротизирует?) говорил, что детям нужны и горизонтальные отношения (с ровесниками), а не только вертикальные (со взрослыми). Здесь есть проблема, но вполне разрешимая без садовского садизма. Родители с детьми могут объединяться для социализации детей в группки. В основном этим будут наверняка заниматься «мамулечки», но при разумном распределении рабочего времени в это дело могут включаться и папы. Если они преподают в вузе, как я, то можно высвободить дни. Надо меньше заниматься работой и больше детьми. Для этого можно минимизировать другие потребности. Не нужен дорогостоящий спорт и дорогостоящий «отдых». Нужно заниматься детьми в организованных родительских группах. Даже без оплачиваемых психологов, а по книгам. В том числе по моим. У нас с Леной есть опыт занятий с детьми-четырехлетками, друзьями нашей Кати. Помнится, Октавиан Август не был императором. Он был принцепс — первый среди равных. И я был как бы принцепсом в группе родителей, то есть я все-таки брал на себя лидерскую роль. Мы разработали эту методу не как авторскую программу, а как технологию, которой может воспользоваться группа родителей без психолого-педагогического образования. Деваться некуда — делимся этим опытом. Рассказываю все-таки, как это делали мы, в отличие от развивающих центров типа «Радуги» и в отличие от «Зеленой дверцы». Родители не оставляли нам чадо на попечение, а участвовали в процессе. Но все-таки дети «в аквариуме», а родители за пределами его. Во время занятия судачить о жизни, как это можно в «Зеленой дверце», было запрещено. Этот запрет снимается во время перерыва на чай. Там судачить можно, но дети — на равных с родителями, включены в общий разговор. Вообще у нас каждый ребенок — субъект, а не объект. Его не наказывают и ему не запрещают. Нежелательное действие ребенка прекращается переключением его внимания. Если это не удается, значит, надо делать перерыв. Занятия проводятся в игровой форме. Программа как таковая отсутствует, все идет самотеком. Но все-таки есть замысел. Я рассказывал, что нашу Катю мы водим на занятия по художественной гимнастике во Дворец детского спорта. Нет, мы не собираемся делать из нее спортсменку, но пока она увлечена самими движениями: ей нравится «спать на шпагате», стоять на голове и крутить ленту. И мне нравится, что это ей нравится. Так вот, именно там, во Дворце детского спорта, в рекламном объявлении я увидел словосочетание «сильное мышление». Это психологи во дворце спорта набирали группы детей. Мне словосочетание пришлось по душе; к сожалению, я не увидел в объявлении имен психологов, но с благодарностью их цитирую. Мне также показалось знаменательным то, что руководители Дворца детского спорта дали психологам площадку. Действительно, вместе с силой мышц надо развивать мышление (я бы добавил: и нравственность). А мы хотим у детей развивать не столько силу мышц, сколько СИЛУ МЫШЛЕНИЯ. Заметим, однако, что в нашем понимании это несколько иное, чем в анонсе процитированных выше психологов. Мы с Леной (Еленой Егидес) написали и издали все в том же издательстве «ACT-ПРЕСС» книгу «Лабиринты мышления, или Учеными не рождаются» (2004). При желании читатель может подробнее ознакомиться с нашим представлением о СИЛЬНОМ МЫШЛЕНИИ. У нас оно свое. Но пусть, как говорят китайцы, расцветают сто цветов. Наш замысел: не дать ребенку набор сведений, а развить в нем умение уяснять соотношение понятий, выраженное в словах. Это и есть сильное мышление. Складывать буквы в слоги, а слоги в слова — это мило, но мало. В компьютерной игре надо грибочек поместить в коричневую корзинку, а клубнику — в красную. Это тоже мило, но мало. Ребенок должен собрать мозаичную картинку. Это тоже мило, но мало. Я в своих занятиях с четырехлетками добиваюсь того, чего добился на другом материале от своих студентов-третьекурсников. Вырабатываю умение уяснять соотношения понятий.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.58.141 (0.009 с.) |