В процессе труда человек видит очень много изменений, поскольку он сам их производит. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В процессе труда человек видит очень много изменений, поскольку он сам их производит.



Труд в приложении к глине дает особенно много изменений в предмете, который мы получаем в лепке. Появляется фигурка, смяли — можно сделать другую. Снова не понравилось — третью. В фигурке меняем пропорции, убираем-прибавляем детали...

Так что — глина! Почему я прилепился именно к глине, а не к другому пластику? Пластилин, тесто, хлеб... Можно использовать и их, если нет глины. Но пластилин — это все-таки не то

что глина. При лепке сразу вскрывается существенная разница. Во-первых, глина подсыхает — и сразу это как бы оконченное произведение. Во-вторых, глина обретает твердость камня, пусть и очень хрупкого. В-третьих, глину можно покрасить, при этом она впитывает в себя краску и становится того цвета, который ты хочешь получить. В-четвертых, глины очень много. И можно лепить большие формы, даже очень большие. И в этом смысле она предпочтительнее любых пластиков (тесто мы упоминали), которые — между глиной и пластилином. И совсем уж романтический аргумент: по библейской легенде, Бог сделал Адама из глины, не из пластилина же... Так что да здравствует глина!

Сначала глину надо добыть. Часто она черная — ничего, потом можно раскрасить. А обычная — оранжевая — еще лучше, но раскрасить все равно можно. Вырыть с ребенком яму поглубже, и на дне — есть глина. Так у нас в черноземной Большой Рябой. А может быть, как у нас на даче под Москвой, глина — просто под ногами.

Из глины делается, например, гнездо для птиц. Туда добавляются веточки и солома или сено. Гнезда Катя видела на деревьях. Птицы нас не сторонились и не боялись. Мы прикрепляли гнезда из глины с соломкой и веточками лозы на трехлапые мощные ветви яблонь.

Птички селились в них не хуже, чем в скворечниках. Ведь птичка может использовать и пустое дупло. А почему именно гнездо? А потому что это забота о братьях наших меньших. Прямо так и чувствуется, что птички нам благодарны, — так радостно они юркают туда и поселяются. И потому что заодно это защита яблонь от личинок насекомых — птички очищают сад. Ребенку радостно оттого, что его труд прямо пошел на пользу Божьим существам, а не просто «слепил и выбросил». Важная вещь в воспитании творчества и доброты.

Из глины можно лепить подсвечники. Гроты разные с окошечками. Все просто, не надо даже образцов или книжных репродукций. И в грот ставится свечечка-таблетка, коих много в разных магазинах типа «Икеи». Или свечечки тоже сделаем сами. Добавим в «инфраструктуру» грота камешки, а до этого соберем их на дороге. Любые камешки пойдут в дело: мягкий известняк, крепкий на зуб гранит — все сгодится. А побольше камень — булыжник с килограмм — поместим в основание, на него и поставим свечку-таблетку, а вокруг будет много камешков поменьше. Камешки можно покрыть лаком — они начинают блестеть, но своим каменным узором, а не как мишура. Я здесь не прикладное искусство проповедую. А то, что красоту — бесполезную, только чтобы любоваться, и прикладную, чтобы пользоваться, — ребенок может творить сам.

Рисование... Шариковой ли ручкой (только чтобы шарик хорошо катался внутри стержня), простыми или цветными карандашами (лучше с мягкими грифелями). Все средства хороши, кроме опасных. Особенно важны краски.

Сначала ребенок чертит просто линии, отдельные и рядышком, закрашивает пространство. Нет, это не пачкотня. Это упражнения, тренинг. Рука становится тверже, линии — ровнее. Вот появляются в «рисунке» углы. А дальше кружочки, спирали. Я иногда это все пускаю на самотек. А иногда сам начинаю рисовать углы, кружочки, спирали. Я не говорю: делай как я. Катя сама видит, быстро копирует движения и саморазвивается дальше. У учителей рисования есть свои приемы. Нарисуют контур рыбки, а ребенок пририсовывает чешуйки. Наверное, можно и так. Но можно и дать свободу творчеству. Это как раз лучше делать в семье, дома. Ведь в развивающем детском кружке педагог передает ребенку свои умения — и этим несколько сковывает его саморазвитие. Пусть и так и так будет. Мы Катю водим в развивающий центр «Радуга». Там учат поделкам. Из шишки сделать гномика. Борода у него из ваты, ноги— колючки, пластилиновые шарики вместо глаз. Я поступаю иначе. Идем собирать шишки. Принесли домой. Что бы из них сделать? Катя говорит:

— Давай елку сделаем...

— А как?

— Просто...

И Катя связывает (я только помогаю воплотить замысел) три шишки вместе, головками вверх. Ставит их как треножник. Потом делает еще такой же треножник и ставит его на первый. Елка пока не получилась. Подсказываю: может быть, взять шишечки помельче. Сопит, связывает мелкие шишки, ставит их на первый треножник. Получилось. Но еще более мелких — не находится в нашем улове. Я предлагаю свои услуги: давай одну шишку разрежем на четыре части вдоль.

— Я не умею.

— Ну, может быть, я...

— Давай ты...

Я делаю разрез, но приостанавливаюсь. Катя догадывается о моем замысле:

— Не надо до конца.

Я принимаю ее предложение и делаю второй разрез тоже не до конца. Эту недорезанную шишечку Катя водружает на верх сооружения... Ура, елка.

Творчество ребенка — ведущее начало...

А выкладывание из спичек букв, домиков, зверей, птиц — это целиком Катино изобретение (конечно, конечно, она изобрела всего-навсего велосипед, но ведь сама!). С двух лет Катя хорошо знает, что со спичками игры опасны. И когда в три года она потянулась за спичками, мы с Леной напряглись. Катя успокоила:

— У меня спички не зажёганные.

И стала делать из них буквы. Мы помогли. Надломили несколько спичек. Они пошли в дело по построению букв. Во всем этом важно то, что ГЕНЕРАТОР ИДЕЙ — РЕБЕНОК, а родители лишь помогают в подборе технических средств, и только.

 

Спички ли, карандаши ли, камешки, краски?.. Краски! Fyaaib, акварель, масло... Я помогаю развести краску, учу брать ее «по чуть-чуть» кончиком кисточки, ну, может быть, посоветую держать кисточку, как карандаш... А какие провести линии, какие рисовать узоры, как изобразить любимых животных — это Катя решает сама...

Рисовать интереснее там, где нельзя... На стенах, на дверях, на полу... Нельзя — если главное для взрослых мертвый предмет — пол, стена, дверь. И можно — если для родителей главное — живое творчество ребенка. У нас Кате всё можно. И творчество идет живее. На линолеуме пола появляются цветовые пятна, пунктирные линии, принцессы, чертики. Пространство стены под окном на кухне — космос со звездами, луной, среди звезд кукла Люся, отдельный хвост Гелы (а она ротвейлер, и сами понимаете, хвост отдельно в космосе, как хвост кометы). Творчество заразительно. Поэтому вместо слов «давай сделаем» я просто начинаю делать. Сажусь, размачиваю кисти, ни слова не говоря, развожу гуашь и провожу первую линию под подоконником... Катя не может мне позволить творить мою волю. Она творит свою волю. Требует кисти, краски. А я как Том Сойер: и яблоко съел, и забор покрашен.

 

Алена, акушерка, ставшая нам родственницей, — хороший психолог (не только хороший медицинский работник). И тогда, когда принимала роды, и теперь, когда мы продолжаем с ней общение и советуемся с ней. Она сказала нам однажды: ребенок должен иметь возможность побыть один. Алена не читала Жана Пиаже и Льва Выготского, но высказала на уровне бытового здравого смысла похожие мысли. Пиаже говорил об аутистическом мышлении ребенка. Никого нет, а ребенок говорит как бы сам с собой. По Пиаже, это аутизм — углубление в себя. Выготский же трактовал это как диалог ребенка с самим собой. Алена посоветовала: дайте возможность ребенку саморазвиваться. И мы Кате такую возможность даем.

Но не только же монологи. Нет-нет, и диалоги. Мы стимулируем рассказы Кати о разных виденных ею сюжетах. И вот:

— Ты знаешь сказку о глупом кроте. Когда мальчик посадил крота в таз, а потом выпустил... а крот все копает-копает и не хочет уходить.

— Один раз мы с мамой...

 

Мы пишем для Кати стихи. Катя любит кошку. У нашей кошки нет клички. Кошка и кошка. Но Катя в кошке души не чает. И вот в двухлетнем возрасте Катя получила подарок в виде стихотворения. Все не будем приводить, но два двустишия получились вполне приличные. Так что...

 

Кошка думает: «Кто там

Пристает к моим котам».

Прыг с разбега на диван

И мурлыбку дарит вам.

 

Катя выучила это стихотворение, и, когда едем на художественную гимнастику, я начинаю:

Кошка думает:...

Катя продолжает:

Кто там

Пристает к моим котам.

Она сама потихоньку начинает стихотворничать:

Что такое, что за звук?

Молоток стучит — тук-тук.

Это самостоятельно. А вот с посильной моей помощью...

Лежит спокойно наша киса.

Вдруг шевельнулась где-то крыса.

У кисы навострились ушки:

Над ней хихикали лягушки.

Мы записываем на видик мультики. Всегда стоит кассета на том месте, где кончилась предыдущая запись. И как только на экране наш, русский мультик, Катя бежит к нам:

— Записываем.

Или даже сама ставит на запись. Вообще-то мы стараемся записывать с самого начала, если удается по телепрограммам выследить нужное. Русские мультики лучше по эстетике и по нравственности. Вот включаем... не знаю, как называется, кто режиссер, но вижу — хорошо, предвижу — хорошо кончится. Не ошибся. По стилю наш фильм. Катя наши фильмы по стилю определяет. «Это гадость» — американский мультик. Да нет, Марк Твен — наш дедушка, Астрид Линдгрен — наша бабушка. А мультики, в которых только губы движутся, а глаза пустые, мертвые, неподвижные, — это не наше.

Как-то записали мы с середины один мультик. В нем добрый пингвин попросил «пынгвына», толстого и неуклюжего, которому наш пингвин сделал много услуг, подержать его яйцо, пока он поймает рыбу для еды. Поймал, принес пынгвыну. А тот, оказывается, выронил яйцо нашего пингвина, и оно кануло в море. Но страх отбил у пынгвына остатки совести, и он дал нашему пингвину вместо его яйца заготовленный камень, похожий на яйцо. Когда у всех вылупились пингвинята и подросли, наш пингвин вместе с камнем пошел со всеми в море и утонул вместе с камнем — он спасал своего «невылупившегося пингвиненка».

Катя, которая постоянно заботится о спасении божьих коровок, лягушек и прочей живности, плачет. Эти слезы Кати — лучшая похвала режиссеру и художникам. Похвала и нам с Леной, поскольку подбор мультфильмов осуществляем мы.

Но нам хочется, чтобы Катя проделала более интенсивное нравственное саморазвитие. Нам мало готовых мультфильмов и написанных сказок. «Черная курица» и «Белый пудель». «Дюймовочка» и «Золушка»... Все это, конечно, наше. Но это несовременный материал. В них есть не все, что нам нужно. Кроме того, нам нужно, чтобы сказку сочинили мы сами вместе с Катей, сказку, которая нужна именно ей, сказку для нее и на самом деле

про нее. Важно, и это важнее всего, чтобы в контекст сказки вошли наши собственные переживания.

Вот одна из них. Называется она «ВСЁ ЕСТЬ, НО НИКОГО НЕТ».

 

Жила была девочка, которую звали Катя... Нуда, так же, как и тебя. Ты же не единственная Катя на свете. Есть еще Кати. Ну, так вот. Эта Катя была девочка капризная. Игрушки разбрасывала, маме помогать отказывалась. Хочу эту игрушку — и на весь магазин поднимался такой рев, что все люди бросали покупать то, что им было надо. И смотрели только на Катю. И думали: что же это за девочка такая, красивая, похожа на Златовласку, и мама и папа у нее хорошие, а она плачет. А однажды, когда Юлька, дочка маминой подруги Нади, пришла к ней в гости, Катя не дала ей поиграть мячиком — это ведь был мячик для художественной гимнастики. Но Юльке именно поэтому и хотелось им поиграть.

И вот проснулась Катя однажды. Она подумала, что это дома. И на самом деле все было как дома. Только в доме начались прямо-таки чудеса. Стоит ей подумать о кукле, которую она выпрашивала у папы, чтобы он купил ее в магазине, — и кукла тут же около нее сидит. Захотела мармеладку, похожую на длинного крокодильчика зелененького, — и крокодильчик сам ползет к ней в рот. И большая-пребольшая мохнатая обезьяна обнимает Катю. Такая игрушка в магазине была, но мама не смогла купить, потому что обезьяна слишком дорого стоила. Катя крикнула:

— Мам, иди сюда, смотри какая обезьяна, я такую хотела, ты не купила, а она есть у меня.

Но мама не откликнулась. Тогда Катя позвала папу:

— Пап, посмотри, какая обезьяна, мама мне не хотела ее купить, а она сама ко мне прибежааа.

Но и папа куда-то подевался. Молчит, а обычно сразу откликается. Катя в одну комнату, в другую — никого. Игрушек много. А людей нет. И даже папы с мамой нет. Катя пошла на кухню. Там много всякой вкуснятины. Открыла холодильник, взяла чупа-чупс. Потом отрезала кусочек ветчины. Снова кликнула:

— Мама. Папа. Баба. Еся.

Но ответом ей было полное молчание. Катя совсем испугалась. Получалось, что ВСЁ ЕСТЬ, НО НИКОГО НЕТ. Катя испугалась, стала плакать. Ей не хотелось уже игрушек. А мама с папой и даже Еська с бабушкой — куда-то исчезли. И так горько плакала Катя, что не заметила, как заснула.

Проснулась. Большой мохнатой обезьяны-игрушки нет и куклы нет. И мармеладок-крокодильчиков нет. Но слышит, как на кухне тихо

что-то говорит телевизор. Это мама готовит овсянку. А папа сидит за компьютером, дописывает статью. У Кати отлегло от сердца. Не нужны мне большие игрушки, пусть только мама с папой будут дома. Катя рассказала маме о том, что она пережила. Мама обняла Катю и сказала: «Да, и я иногда попадала на такой остров и тоже скорей-скорей просилась домой». Катя обняла маму, поцеловала папу, позвонила по телефону и позвала в гости Юльку. А тут и бабушка с Еськой пришли. И все сразу стало на свои места. Катя со слезами на глазах сказала:

— Пусть будут дома все, и пусть ничего не будет, даже любимых игрушек.

— Ну, что совсем ничего — это ты преувеличила, — вступил в разговор папа. — Самые любимые игрушки, которыми ты играешь, — пусть останутся; а лишь бы больше было — вот это не надо.

 

После этой сказки Катя сама подошла к нам и сказала:

— У меня так много игрушек, а у детей в нашей деревне мало. Давай мы отвезем им.

А что, дорогие взрослые. Когда всё есть, но никого нет, вам это как? А ведь если заниматься накопительством, если все люди вам либо враги, либо «подельники», это же тоже «всё есть, но никого нет»... Есть над чем задуматься!

Решусь предложить родительскому и детскому вниманию еще одну совместно с Катей сочиненную сказку. Про муравья и гусеницу. В басне Крылова «Стрекоза и Муравей» Муравей назидательный и холодный. А мы однажды с Катей видели, как муравей полз на трех лапочках, и Катя (тогда ей было два с половинкой) заплакала — ей стало жалко муравья. А в четыре с половиной мы вспомнили это и стали сочинять сказку. Ну, вот она... «МУРАВЕЙ И ГУСЕНИЦА».

 

Жил-был муравей. Однажды он быстро полз по соломинке, не удержался, свалился с нее и сильно ушибся. Соломинка-то была очень высоко. И у него оказались ушиблены три ножки. Из шести... Так что теперь он мог ползти только очень медленно. Он боялся: если будет ползти быстро, то он снова упадет и повредит другие ноги. А все его родственники-муравьи были уже дома. И вот он тащится едва-едва и печалится: домой он попадет поздно. И никто из его семьи не может ему помочь.

Как вдруг он увидел рядом мохнатенькую гусеницу. Она была большая, и у нее было целых семнадцать ножек. Вообще-то их должно было быть восемнадцать. Но одну ножку ей повредил жук-рогач. Это было давно, ей тогда было больно, но теперь она уже выздоровела.

Гусеница увидела нашего муравья и вспомнила, как ей было плохо. И она посочувствовала муравью.

— Куда ты ползешь? — спросила муравья гусеница.

— Да вот никак не могу добраться до дому... — грустно ответил ей муравей, и голос его дрожал.

Гусеница сказала:

— Давай знакомиться... Меня зовут Мохнатка. А тебя как?

— А меня... меня теперь можно звать Триножек... — продолжал переживать за себя муравей.

— Ты выздоровеешь, не волнуйся. А сейчас давай я тебе помогу. Я помню, как мне было тяжко, когда я почувствовала рог жука на моей ноге.

— Да, — сказал муравей, — у тебя была повреждена всего одна нога из восемнадцати, а у меня — целых три... и из шести...

— Ну, так я тебя на своих семнадцати ногах живо домчу до дома. Садись на меня.

Муравей заполз к ней на спину и уцепился за ворсинки. Гусеница быстро поползла. Дома в муравейнике его встретили братья и сестры. Заохали, заахали. Благодарили добрую Мохнатку. Угостили ее и приглашали еще в гости. Но скоро настало время, когда ей надо было стать коконом. А для того чтобы закутаться, ей нужна была именно та ножка, которую поранил рогач. Гусеница приползла к муравьям. Объяснила, в чем дело, и тогда выздоровевший Триножек попросил своих собратьев помочь ей. Они со всех сторон облепили гусеницу, стали ее катить, и она закутывалась в свои ниточки. Когда кокон был готов, вся ватага муравьев подтянула его к веточке и закрепила на ней. Прошло время, и вот из кокона вылетела красивая большая бабочка. Она села около муравейника, помахала крылышками и взлетела. Покружилась немного над муравейником, поблагодарила своего друга Триножека и всех других муравьев и улетела высоко в небо. А все муравьи любовались ею.

 

Тоже ведь о нравственности, о взаимопомощи сказка. Катя пропускает все это через себя, через слезы даже. «Мохнатка» и «Триножек» — предложены ею. Бабочка улетела в небо, а муравьи любовались ею — это тоже она. Творчество и доброта — пусть они стоят рядом в работе с ребенком!

 

Родители! Вам нравится, когда вам что-то запрещают?

— Что еще за глупые вопросы, конечно, не нравится... — скажете вы

Ну, так и ребенку не нравится. Но вы детям многое запрещаете и многое предписываете. При непослушании наказываете.

Окриком, шлепком, стоянием в углу, лишением чего-то приятного, например сладкого на десерт.

Резко заметим себе, что РЕБЕНОК НАКАЗАТЬ НАС НЕ МОЖЕТ... НИ ШЛЕПКОМ, НИ СТОЯНИЕМ В УГЛУ, НИ ЛИШЕНИЕМ СЛАДКОГО ДЕСЕРТА. НЕСПРАВЕДЛИВО ВЕДЬ!..

Но разберемся в причинах... Почему вы наказываете его? Вам кажется, что это происходит для его же пользы. Ну как же, я старше, думаете вы, и, следовательно, больше, чем ребенок, знаю, что можно, а что нет, поэтому надо руководить им для его же пользы.

Да, в чем-то вы, соглашусь, больше продвинуты. Вы, например, лучше завязываете шнурки на ботинках. Но и у ребенка в познании мира есть свои преимущества. Ребенок острее, например, радуется жизни. Я уже приводил фразу Кати: «Спасибо, Солнышко, что ты встало...»

Конечно, и мне приятнее, если день погожий, но при всем том, что я написал несколько книг по психологии, я не смог бы вот так выразить свое восхищение мирозданием...

Так что отдайте ребенку должное и не кичитесь тем, что вы завязываете шнурки быстрее и туже, чем он.

Ребенок — экспериментатор. Но не все сразу получается. А мы хотим, чтобы все и сразу. Ну дайте ему испортить несколько сотен листов бумаги, изломать несколько десятков карандашей... Дайте изрисовать много коробочек краски. «Если долго мучиться, что-нибудь получится». Но ведь и ракеты летели не сразу и не сразу в ту сторону, в какую было запланировано. Это только у Шекспира нет черновиков (да и то это загадка). Когда Катя сделала горку какао с большим количеством сахара и почти не осталось места для воды и молока, мама встрепенулась, да и я промямлил что-то неодобрительное. А Катя нам:

— Ну, тогда я сделаю как обычно...

Ребенок — личность уже с малых лет. Он хочет решать сам за себя. И не хочет, чтобы решали за него. Делает он много по подражанию, и как только понял принцип, он произносит свое знаменитое «я сам!». Но вам очень хочется указать на его оплошности, указать на его место в семейной иерархии. Его «я сам» понятно. А вам-то почему хочется указать? Вы скажете, что хотите его научить, а на самом деле вам хочется еще и возвыситься на его фоне... Ведь так легко это сделать... Я каждый раз спрашиваю себя, чего больше мне хочется: научить или самовозвыситься? Если второе, то я отказываюсь от такого самовозвышения.

И стараюсь самовозвыситься над своим вчерашним «я» (сегодня фразы складнее, чем вчера). А Кате даю возможность сделать пробы и ошибки. Я дожидаюсь терпеливо, когда она примет свои ручки от ручки чашки с «горячеватым» чаем и от блюдца и попросит: «Ты!» До этого я показываю, как я наливаю чай в блюдце (понятно, он уже не горячий) и предотвращаю расплескивание. Ну, помедленнее будет самонаучение ребенка... Потерпите...

Родители часто задают себе вопрос:

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ СЛУШАЕТСЯ? Й В ШУТКУ И ВСЕРЬЕЗ ОТВЕЧАЮ: СЛУШАТЬСЯ РЕБЕНКА!

Про «в шутку» не поясняю. Надеюсь, у вас есть чувство юмора. А вот про «всерьез»... С «че,гой»-то вы взяли, что ребенок должен слушаться? Прислушиваться — да. Но слушаться — это вы лишаете его собственной воли. А вы должны ее воспитывать. Воля -- это всегда «само-воля», это же не ваша воля. Слушаться — оскорбительно. Чацкий сказал: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Так вот: прислушиваться рад, а слушаться — тошно.

В беседах с родителями часто приходится слышать:

— Ну, так по вашим советам все делать — это так долго...

В телепередаче «Настроение» (с ведущим Юрием Новиковым) в ответ на такую реплику, полученную по телефону, я сказал в сердцах:

— Ну так не рожайте!..

И в самом деле. Дети-то появляются на свет из-за ваших расчетов или просчетов. Вы рассчитываете быть среди уважаемых в обществе людей: вы родитель, вы не пустоцвет. Рассчитываете, что будет наследник, продолжатель дела, рода. С гордостью говорите: «На меня похож». А просчеты... Ну да, надо было правильно рассчитать овариально-менструальный цикл, а вы и вообще, может быть, не знали, как это делать... Несколько выше я дал информацию на эту тему. Но лучше загляните опять-таки в мои «Лабиринты общения». Там в главе «Запланированный ребенок» все подробно расписано.

Родители часто задают наивные вопросы... Вот что делать, если ребенок не слушается? Но я задам вам более грозный вопрос:

ВЫ СПРОСИЛИ РЕБЕНКА ДО ЕГО РОЖДЕНИЯ, ХОЧЕТ ЛИ ОН ПОЯВИТЬСЯ НА СВЕТ БОЖИЙ? НЕТ? НЕ СПРОСИЛИ?!

Ну как же, он и не смог бы ответить. То-то и оно. Только тогда не забывайте, что именно вы и только вы в ответе за его появление. И если вы согласны с Антуаном де Сент-Экзюпери, что мы в ответе за того, кого приручили, то за того, кого извлекли из небытия в свои нежные объятия, мы в ответе во сто крат... Мама важничает: показывает в окно роддома всем на обозрение кулечек, в котором спеленутые кулачки. Ничего, он позже еще покажет их вам, если будете держать его в плену пеленок и памперсов. А потом, вы еще держите его в моральном рабстве: на стенках не рисуй, ножницы не бери. Он потребует свободы.

Всех касается. Пап и мам, которым по двадцать пять, а потом по тридцать пять. Бабушек-дедушек, которым по сорок — пятьдесят. И если бабушка когда-то недовоспитала своего ребенка своим примером, то, может быть, покажет эти строки своим дочерям-сыновьям, родителям внуков-внучек? И они вместе поправят дело?

Кто-то скажет, что, мол, вашей Кате — четыре. А как быть с десятилетним «вождем краснокожих»... Не в порядке укола-укора, а в порядке сострадательного всхлипывания скажу, что надо было все делать так, какя сказал, и в трехлетнем возрасте, и в трехмесячном возрасте. И даже в «минус-трехмесячном возрасте» (помните руки отца на животе беременной жены?). Но кое-что можно предпринять и в переходные 13—14 лет. Только тут вам придется наступить на горло собственной песне в отношении отношений вашего чада в кругу сверстников. «Не дружи с ней, она из плохой семьи». «Не приводи к нам в дом — украдет еще что-нибудь». Не дружи? Не приводи? А вы как родители сделали что-нибудь для расширения и улучшения круга, из которого подросток мог бы выбрать друзей? Не сделали, даже не подумали? Ну, так подумайте и сделайте.

Я привел много примеров логичности языка у Кати. Но приведу взятое и у других детей. Одна девочка с упреком: если «спишь», то «спю», а если «сплю», то «сплишь». Мальчик пяти лет: «пойдем топорить». Ну, потому что если пилить — от «пила», то от «топора» — топорить. Дети в три-четыре года, как я уже пояснял, усвоили логику, но еще не усвоили алогизмов. А вот в десять лет дети рассуждают примерно так:

ЕСЛИ МНЕ НЕЛЬЗЯ КУРИТЬ, ТО ПОЧЕМУ ЭТО МОЖНО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ? НУ А ЕСЛИ МОЖНО РОДИТЕЛЯМ, ТО И МНЕ МОЖНО!

А если им можно, а мне нельзя, то это несправедливо. Это еще и потому, что дети — правдолюбцы. Им не нравится двойная бухгалтерия. Лучший способ воспитания — вести себя так, как вы хотели бы, чтобы себя вел ваш ребенок. Дети — подражатели. А запрещать ему со строгостью то, что вы со страстью позволяете себе, — это садизм. И учтите — это не фигурально выражаясь, а с в соответствии с психоанализом. И вот еще что... Вы воспитываете в нем садиста и по отношению к вам. Но не только — еще и по отношению к его детям.

А если все логично и последовательно, то и трехлетка, и подросток примут позицию родителей. Ребенок хочет руководства со стороны взрослых, если он убедился, что сам не может добыть нужных сведений и если эти сведения для него интересны. Он не дурак. Он только не хочет, чтобы его дурачили, принижали, решали за него. Доводить надо до ума, а не до бешенства. Объяснять, применяя метод Сократа, а не вдалбливать. Умный был грек, даром что древний. Напомню: он советовал так ставить вопросы, чтобы ответы человек давал в нужном ему, Сократу, направлении. А выводы человек делал сам, но тоже такие, какие нужны ему, Сократу. Убеждения, полученные ребенком благодаря секрету Сократа, во сто крат прочнее, чем даже при правильном, но просто объяснении. Надо овладеть секретом Сократа. Но это сложно, и требуется время на умственную работу вместе с ребенком.

Нет, не хотите так, как советовал Сократ. Некогда. Есть более важные дела: болтать ногой, болтать с подружкой, супружеский секс, а то и измены мужу, поездка к портнихе или на презентацию. Хотите получить все и сразу. И вот в лексикон мамы входят фразы: «Не забывай», «Запомни раз и навсегда», «Заруби себе на носу», «Тебе что сказано?», «Сколько раз тебе можно говорить?». А тут и длань отца нависает над ребенком. И ребенок робко произносит: «Да, сэр». А потом тихо, но все громче ненавидит отца-господина. А совсем потом в лучшем случае родителя не навещают в старости, а в худшем загоняют за печку.

Прежде чем высказать запрет, остановитесь, подумайте: так ли важно, чтобы ребенок выполнил его. Может быть, это вам только

кажется. Ну, наведет ребенок беспорядок, но это нужно для его развития. Катя у нас любит разматывать нитки и протягивать их от одной дверной ручки к другой дверной ручке. Я сначала скопидомничал: жалко было ниток, ведь пропадают. Потом понаблюдал и увидел, как она старалась, чтобы нитка была подлиннее, чтобы нитки протягивались под разными углами, веером, в разных направлениях... И решил, что саморазвитие ребенка здесь важнее экономии.

Часто родители запрещают опасные в каком-то отношении действия. Конечно, если они представляют реальную и серьезную опасность, надо предохранить, но тоже деликатно. А если это манипуляции с нитками и иголкой... Ну, уколется иголкой, зато приобретет опыт в обращении с нею. Лучше в направлении плана ребенка показать ему, как это сделать безвредно и безопасно. Об этом мы говорили выше. И еще поговорим ниже.

Запишем еще одну важную психологическую закономерность, которую не знают родители, и даже вынесем ее в качестве слогана.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.173.227 (0.004 с.)