Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Чем лучше ребенок разбирается в соотношениях понятий, тем он умнее.
Нет-нет, компьютерная развивающая игра с картинками тоже нужна, но в меру. Важны приоритеты. У нас акцент — на соотношения понятий. Поясню, что это такое. Вот ребенок перечисляет птичек: синичка, скворец, воробей. Это уже хорошо. Но надо научить его отображать это родовидовое соотношение понятий в условной схеме. Ребенок знает, что в детсадовской группе есть мальчики, девочки, воспитатель и нянечка. А это соотношение понятий называется «части и целое». И здесь тоже можно и нужно сделать все наглядным. И вот я спрашиваю, стая и птички — это целое и части или род и виды... Бывает, что и студенты задумываются, а бывает, что мои малыши быстро соображают, что, мол, целое и части. Куколка превращается в бабочку. Это не части и целое и не род и вид. Это метаморфоза, трансформация, превращение. Такое соотношение понятий отобразим так: А вот «подул ветер, он разогнал тучи, выглянуло солнце, высохли лужи...». Здесь ни первое, ни второе, ни третье... Здесь причины и следствия, которые, в свою очередь, становятся причинами других следствий. Договоримся о таком способе условно-образной передачи этого. Я опасался, что переход к условной наглядности будет трудным. И сделал так: взял тарелку, миску и сковороду. В тарелке — хлеб. Миска — напитки. Сковорода — молочные блюда. Катя (четыре с половиной года) сразу же положила кусочек лаваша в тарелку, сыр в сковороду, чай в чашке — в миску. Коля Святит-ский — постарше Кати на полгода — положил булочку в тарелку, пепси в миску, творог в сковороду. Я осмелел и нарисовал три круга. Договорились, что первый — это хлеб, второй — напитки, третий — молочные продукты. Договорились, что будем в кругах рисовать кружочки и писать буквы. В одном большом круге хлебные продукты. В другом — напитки. В третьем — молочные продукты. А сам продукт будем рисовать маленьким кружочком в больаюм и надписывать одной буквой: С — сыр, Б — булочка, П — пепси и т. д. Все получилось. Переход от миски, от тарелки и сковороды к нарисованным кругам произошел несказанно быстро. Так же, как и от реальной булочки к ее обозначению маленьким кружком с буквой Б... Включились в творчество и родители. Стало ясно, что детки подустали и надо перейти к подвижным мероприятиям. Алена Тимошенко со своей дочкой Дашей быстро вышли из дома на улицу, за ними устремились все. Дело-то было у нас на даче, так что пол и земля — почти на одном уровне. И сделали из проволоки большой круг. Папа Андрей Святит-ский вытащил из свой машины резиновый баллон — это был второй круг. А третий круг выложили из щебенки. Заодно мы перешли от продуктовой темы к технической. И в дело пошли другие понятия. Надина Юлька в качестве акулы приискала удлиненную ветку с «разинутой пастью», наша Катя рядом с акулой положила раскрытые плоскогубцы — они напоминали ей щуку. А Полина Соловей (пятилетняя из тринадцатиптенцово-го гнезда Марины Соловей) отыскала небольшую плоскую щепку, заявив, что это камбала, и положила к щуке и акуле. Коля Святитский запротестовал: щука и акула — хищные рыбы, а камбала — «мирная рыба». Пришлось внутри круга из проволоки сделать еще одно кольцо и окружить им щуку и акулу — это хищные рыбы. И еще одно тоже из проволоки и окружить им мирную камбалу...
Стоп!.. Я не собираюсь сейчас преподносить логико-графическое структурирование родителям. Это сделано подробно в нашей с Еленой Егидес книге «Лабиринты мышления, или Учеными не рождаются». Здесь для нас с вами, дорогие родители, важно, что детский сад с его поделками — это детский лепет в смысле создания условий для интеллектуального саморазвития ребенка. Рыбы хищные и нехищные — это начало мыслительного саморазвития. Дальше дети вдруг обнаруживают такие глубины мышления, о которых преподаватели могут только мечтать. Ну, например... В учебнике ботаники для шестого класса пишется, что рыбы бывают хищные и нехищные, морские и пресноводные. Но не пишется, что морские рыбы могут быть хищными и нехищными, что так же обстоят дела с пресноводными рыбами. Они тоже могут быть хищными и нехищными. И что хищные рыбы могут быть пресноводными и морскими. А нехищные рыбы тоже бывают пресноводными и морскими. И главное, главное — что все это мои семиклассники изобразили так: Дорогие родители, я настоятельно советую вам прочитать мою книгу «Лабиринты мышления, или Учеными не рождаются»! Что-то из этой книги вы сможете использовать сами для умственного развития своего ребенка. А может быть, вы присоединитесь к нашей экспериментальной группе. Мой личный сайт в Интернете: www.egides.ru.
Я занимаюсь с четырех-пятилетними людьми музыкой. Большинство детей знают и любят детские песни, особенно из мультфильмов. Владимир Шаинский здесь непререкаемый авторитет. И Катя его принимает. Много кого она еще принимает. Это и Высоцкий с его песнями из «Алисы в Стране чудес». Это и «Бремен-ские музыканты». Но мы ставим задачу освоить высокую классику. Я с Катей получил эффект от многоразового прослушивания даже очень серьезных вешей (скрипичный концерт Бетховена, например). Но легче и быстрее она воспринимает классические миниатюры. «Серенада» и «Форель» Шуберта, «К Элизе» Бетховена же. У нас с Леной — разделение труда в плане чтения с Катей книг. Доктор Айболит, Карлсон, Пеппи — это Лена. Она прочитывает все быстро и по нескольку раз. Это создает как бы массу. А я беру завышенную планку — «Путешествия Гулливера», «Маугли», «Белый пудель». И читаю медленно, с вопросами, разъяснениями, размышлениями. Разбирая и повторяя определения понятий. Например, дошли до описания засухи и «водного перемирия» в «Маугли». — Так что такое водное перемирие? — спрашиваю я после прочтения отрывка. — Пап, ну это когда звери не едят друг друга, а пьют воду, потому что напиться больше хочется, чем есть, а воды мало, потому что засуха... — захлебываясь от наплыва мыслей, спешит донести до меня главную мысль Катя. Я, однако, не успокаиваюсь на этом, спрашиваю теперь наоборот. Описываю явление и прошу Катю назвать ею. — Катя, наступила засуха, речка обмелела. В джунглях стало очень мало воды. Протрубил старый слон Гати. Звери перестали нападать друг на друга и давали возможность напиться из реки. Как это называется? — Пап, ну что ты — разве не знаешь, что это водное перемирие?..
Кате три с половиной. Читаю ей мифы Древней Греции. Бой Ахилла с Гектором. Останавливаюсь на неуязвимости Ахилла. На том, что Гектор защищал родной город, а Ахилл пришел как завоеватель. А дальше — нравственно-психологический анализ. И Катя говорит, что Гектор — герой, он защищал свой город. А Ахилл — бандит, он грабитель. Долго не может оставить эту тему: — Гела как схватила бы этого Ахилла за пятку, и он бы не убил Гектора. (Гела, как вы помните, — нашаротвейлериха.) Гела вообще не пустила бы греков в Трою, она ведь и нас охраняет... Гела как разорвала бы их паруса и погрызла бы их весла... Они бы и не доплыли... Психотипы родителей Как чувствуют себя дети в семье, зависит не только от отношений родителей между собой. Но и от психотипа родителя. Мы много говорили о психотипных особенностях супруга по отношению к другому супругу, ну и вообще по отношению к другим членам семьи. Паранойяльный отец детьми занимается мало, в основном дети воспитываются по подражанию. Отец сидит над текстами не разгибаясь, или он весь в оргработе, и сын включается в это. В промежутках — обсуждение дел, и сын вовлечен в него. Отец может давать сыну поручения. Отнести записку. Перегнать текст по электронной почте. Но так, чтобы специально проверять дневники, ходить на родительские собрания и решать с ребенком арифметические примеры — это реже.
Паранойяльный не слишком ограничивает свободу передвижений ребенка и подростка, не опекает его сверх меры, и дети паранойяльного более самостоятельны. Он уравновешивает эпилептоидную или истероидную мать в рвении к ограничениям свободы сексуальной жизни сына и даже дочери. А до этого: пусть ребенок сам учится на собственных ошибках, за одного битого двух небитых дают. В детских конфликтах учит своего давать сдачи, не давать спуска, выстаивать. Учит работать локтями, расталкивать других, теснить, выгадывать, обыгрывать. Может быть, тренирует в боевых искусствах с целью самообороны, для самозахвата основных фондов, для будущих классовых и национальных войн. Дети эпилептоидных родителей не бывают брошены в роддоме или заброшены в интернате. Типичная картина: коляска с ребенком и при ней эпилептоидный отец, готовый на все, если, не дай бог, какой-нибудь пьяный захочет сунуть нос в коляску. У эпи-лептоидов дети никогда не остаются без надзора. Нос всегда утерт. Накормлены. Обуты-одеты. Не расфранчены, но все добротно и по делу. Но, понятно, и особая строгость. Эпилептоидные родители аккуратно просматривают дневник. Ругают за плохие оценки. Ограничивают свободу. В детстве — свободу манипуляций с предметами, двигательную активность. Не тронь — будет больно, не бегай — упадешь, «не влезай — убьет». В подростковом возрасте родители-эпилептоиды сужают свободу социальных контактов своих детей. Запрещают дружить с одними детьми, навязывают других. Заставляют учиться по своему усмотрению. Никакой музыки, пойдет в финансовый техникум. Или: пусть идет по стопам родителей, в музыкальное училище — куда же еще. Но и помогают в учебе, регулярно ходят на родительские собрания. Часто они члены родительского комитета в школе. Своих детей на людях защищают, дома же ругают; иногда, впрочем, склонны отругать и в присутствии чужих. Гипертимы детьми почти не занимаются. Дети тусуются вместе с курами во дворе. Дневники гипертимы не проверяют. На родительские собрания не ходят, но могут и заглянуть и побузить там. Если учительница нажалуется на ребенка, гипертим даст ремня. Свободу передвижения и отношений, в том числе сексуальных, не ограничивают. Ребенок учится жизни на собственных ошибках. В конфликтах, по их мнению, надо дать сдачи. У гипертима не только жена — друг по выпивке, но и дети, особенно сыновья. Он спаивает и малолетних. А чего, пусть пьют. Один раз живем. Дети гипертима — партнеры в домино или своровать вместе. Истероиды детьми занимаются много. Истероидный родитель может быть даже более заботливым, чем эпилептоидный. И больше регламентировать поведение своего ребенка. Но развивает он его «по поверхности»: скажем, воспитать этикет, чтобы с бантиками ходила, чтоб платьице было не как у всех. Обычно родитель с помощью ребенка и, увы, за счет ребенка старается решить свои проблемы. Так вот истероид в этом вопросе — чемпион. Для истероидки ребенок чаще всего желанен. Но не потому, что, дескать, она дает жизнь и образование новому существу, осуществляя продолжение рода человеческого. А потому, что материнство в российском обществе престижно, и смотрите на меня, я мать, а не так просто. В связи с этим — и отношение к ребенку как к средству самоутверждения. А значит, он у меня должен кататься в лучшей коляске: не из Турции или из Польши, а из Италии или из Франции. Коляска должна быть — трансформер. Он станет фигуристом, будет ходить в музыкальную школу, учиться в частной гимназии...
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.172.252 (0.008 с.) |