Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Начинается же она в школьных коридорах и школьных дворах.
Дедовщина — не обязательно издевательство старших над младшими. Это всего лишь частный случай. К этому явлению стоит отнести вообще любое подавление более агрессивными личностями дефензивных (защищающихся). Изучив проблему в том числе с привлечением студентов педвузов (курсовые, дипломные работы), я узнал, что КАЖДЫЙ подросток когда-либо испытывал на себе гнет более старших и более афессивных ребят. И здесь для понимания уже недостаточно житейской психологии («все мы психологи»). Здесь требуется не слишком сложная, очень понятная, но все-таки научная концепция, фрагменты которой были привлечены уже по ходу дела. У многих людей есть скрытые и видные недостатки, неустранимая неполноценность. Мы говорили об этом выше в главе о психотипах. Не так важно, в чем она выражена. Это может быть хромота, худоба, малый рост, неправильный прикус, диспропорции в лице, картавость, заикание, гнилые зубы. Это может быть гнетущая бедность или недостаточные умственные способности, чтобы усвоить программу. И тогда человек старается компенсировать (восполнить) недостаток какими-то достижениями. В спорте, в учении, в подавлении других людей. Власть — частое и мощное средство компенсации. Но первоначальная компенсация перерастает в гиперкомпенсацию. Человек наращивает мускулатуру уже не для того только, чтобы сравняться с другими, но чтобы превзойти их. Так и проявляется это «ги-пер-». Гиперкомпенсация может быть источником позитива. «Очкарик» роется в книгах и становится эрудитом. Но гиперкомпенсация часто служит формированию зловещих черт. Приземистый горбун Ричард Глостер становится королем Англии Ричардом Третьим, коварно убрав с дороги законных претендентов. Это послужило сюжетом трагедии Шекспира, в которой этот гад развернулся в полном своем «очаровании». Но мне запомнился еще и трофейный фильм «Башня смерти». Там Ричард держит в стеклянном шкафу кукольные изображения своих соперников и по мере их уничтожения выбрасывает фигурки. Он вызывает на спор своего брата Кларенса, кто больше выпьет вина мальвазии, топит Кларенса в мальвазии и тоже выбрасывает его кукольное изображение из заветного шкафа. Толстый и низкорослый Наполеон нес социальный прогресс, развивал науки, но сеял смерть. За что гуманный Пьер Безухов и хотел его убить. Таких примеров множество. Особенно часто встречаются они среди паранойяльных личностей.
Этот психологический механизм «гиперкомпенсация комплекса неполноценности» впервые описал ученик Зигмунда Фрейда Альфред Адлер. И механизм этот, как мы убеждаемся, всеобщий. Но вернемся к детям. Школьник гиперкомпенсирует за счет младшего или просто более слабого свой комплекс неполноценности по отношению к старшему или просто к более сильному. В особенности тягостна ситуация с второгодниками в младших классах. Такими, как мои одноклассники Яковенко и Семен-ченко. Ребенок, отставший в интеллектуальном развитии от одногодков, «возвращает» утраченную самооценку по отношению к его теперешним одноклассникам тем, что подавляет их. Это возможно благодаря превосходству в физической силе и навыках в области боевых искусств, где он опережает. Это подкрепляется связями с одногодками, которые продолжают учиться в классе, где он не удержался. Такая гиперкомпенсация очень опасна. Страдает при ней не только подавляемый. Резко искажается личностное развитие подавляющего, Он учится пресмыкаться перед сильным и получать удовольствие от своего насилия. Так рождается «обыкновенный фашизм». На такой гиперкомпенсации далеко не уедешь. Потом-то все равно осадят, осудят и даже посадят. И посадить могут на всю оставшуюся жизнь. А то и вообще — Нюрнбергский процесс. Так что же делать нам, родителям, с дедовщиной в школе... Это ведь ужасно. А вы научите своего сына сопротивляться. Психически уравновешенно. Бьет — давай поговорим. Выстаивать под ударом. А до этого научите юного человека всему тому, что написано в первой части «Лабиринтов общения». В критических ситуациях, конечно, надо будет вмешаться родителям... Но это все симптоматическая терапия. А главное — не заставляйте ваших и без того агрессивных ребят лишь наращивать мышцы в спортзалах. Занимайтесь с ними... ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИЕЙ.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-05-27; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.9.115 (0.004 с.) |