Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Установка в детском возрастеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Ряд экспериментальных исследований (Б. Хачапуридзе [33], Е. Кежерадзе [8]) показал, что в детском возрасте фиксированная установка имеет особенности и эти особенности, эти свойства установки с возрастом проходят определенные стадии развития. В работах Б. Хачапуридзе показана возрастная эволюция таких свойств установки, как возбудимость, константность, стабильность, иррадиированность и т. д. По его данным, характерную для дошкольного периода статичную установку сменяет пластично-статичная установка периода начальной школы, которая в период средней школы сменяется косно-динамической установкой, и весь этот процесс завершается установлением у взрослых преобладания пластично-динамичного типа установки. Период средней школы характеризуется неиррадиированной, косно-динамичной установкой. В переходном возрасте сильно уменьшается устойчивость установки, уменьшается ее возбудимость до минимума; ранее пластичная установка переходит в косную и статичная – в динамическую. Здесь мы не можем подробно коснуться этого вопроса.
Психопатология установки 1. Если установка действительно является таким глубоким, целостным фактором внутренней жизни индивида и его поведения, какой она рисуется в изложенной здесь концепции, то надо полагать, что те глубокие изменения, которые происходят во внутренней жизни личности при психических заболеваниях, должны отразиться и на проявлениях установки; проявления фиксированной установки при психических заболеваниях субъекта, очевидно, должны существенно меняться. Экспериментальное изучение установки при таких заболеваниях, как шизофрения и эпилепсия, и таких состояниях, как психастения и истерия, действительно дает существенно измененную картину проявлений фиксированной установки, причем каждый из психозов и неврозов, как оказалось, характеризуется специфичной для него и связанной с характеристикой заболевания формой проявления установки. 2. Первые шаги в направлении изучения особенностей фиксированной установки на патологическом материале были сделаны еще в 1934 г.: изучая особенности поведения детей-шизоидов, сотрудница Д. Н. Узнадзе – К. Д. Мдивани установила ряд особенностей проявлений фиксированной установки у этих детей; вскоре (1936) ученик Д. Н. Узнадзе – В. Д. Норакидзе изучил особенности фиксированной установки у так называемых конфликтных детей. Оба автора получили специфическую картину установки. Затем, с 1936 г., под руководством Д. Н. Узнадзе уже систематически изучались (И. Т. Бжалава, К. Д. Мдивани) особенности установки у взрослых психически больных, а с 1941 г. эта работа развернулась по линии патопсихологического отделения Института психологии Грузинской академии наук. Наиболее интенсивно была изучена установка, характерная для шизофрении, эпилепсии, истерии и психастении. Для шизофреника оказалась характерной крайне высокая возбудимость установки, необычайная иррадиация, косность и статичность установки. Шизофреники, как правило, дают бесконечную иллюзию, ни разу не воспринимая критические объекты адекватно. Особенно примечательно, что в опытах с гаптическим восприятием шизофреник, открыв глаза, продолжает воспринимать шары иллюзорно; и визуальное вмешательство не в силах нарушить установочную иллюзию, возникшую в гаптической сфере. Установка шизофреника характеризуется ---------------------------------------------------------- 165 ---------------------------------------------------------- большой стабильностью (устойчива во времени) и константностью (К. Д. Мдивани, И. Т. Бжалава). Иначе характеризуется установка эпилептика. По данным И. Т. Бжалава, установка эпилептика тоже легко возбудима, косна, статична, константна и стабильна, но зато в противоположность шизофренику установка эпилептика локальна, т. е. иррадиация ее крайне ограничена – она не распространяется не только на другую модальность, но даже не распространяется на корреспондирующий орган (например, с одной руки на другую). Для истерии наиболее характерными оказались большая вариабельность и лабильность установки: фиксированная установка при истерии с течением времени легко и быстро ослабевает и исчезает (К. Д. Мдивани, 1936). Для психастении характерна низкая возбудимость фиксированной установки, слабая устойчивость, слабая пластичность – косность, большая динамичность, слабая иррадиация, лабильность. Но особенно типична для психастеника косность установки; в этом отношении она представляет собой полную противоположность установке при истерии (К. Д. Мдивани). Вопросы психопатологии установки систематически изложены в V главе упоминавшейся работы Д. Н. Узнадзе [26] и в сборнике трудов Института функциональных нервных заболеваний [17]. В последнее время экспериментально был установлен ряд особенностей выработки установки на основе воображаемой ситуации при шизофрении и истерии (Э. А. Вачнадзе).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.126.33 (0.006 с.) |