Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема взаимосвязи характера с другими сторонами личности (темпераментом,
СПОСОБНОСТЯМИ) а) Характер и темперамент По вопросу о взаимоотношении между характером и темпераментом в советской психологии нет единого мнения. Имеющие место различные точки зрения объясняются главным образом различным пониманием сущности и значения этих категорий. Надо отметить, что соображения, выдвигаемые на дискуссиях по этому вопросу, мало подкрепляются конкретными фактами и материалами исследований. Большинство психологов, анализировавших проблему характера (Б. Г. Ананьев, Е. П. Ересь, А. Г. Ковалев, В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн, В. С. Филатов и другие), склонно рассматривать темперамент как естественную, природную основу характера и один из его компонентов. Являясь динамической стороной характера, темперамент, по их мнению, органически входит в структуру характера. Наиболее четко эту позицию выразил, как нам представляется, Б. Г. Ананьев [3]. Он, в частности, указал, что темперамент – природная основа характера. Характер, возникая на основе темперамента, сам преобразует темперамент и создает новую структуру личности, в которую темперамент входит в качестве одного из необходимых элементов, становясь динамической стороной характера. Эта динамическая сторона заключается в определенной эмоциональной направленности свойств характера, в определенной скорости протекания психических процессов и проявлений личности и т. д. [3; 47]. В противоположность этой точке зрения Н. Д. Левитов считает в корне неправильными попытки трактовать темперамент как основу или компонент характера. Темперамент и характер, по Н. Д. Левитову, это разные стороны личности, находящиеся во взаимосвязи. Темперамент выражается в эмоциональной возбудимости, он влияет на формы проявления характе- 53 pa, своеобразно «окрашивая» их. Однако обратное влияние (характера на темперамент) гораздо значительнее и существеннее. В этом смысле можно сказать, что темперамент подчинен характеру, он качественно преобразуется под влиянием характера. Физиологически это значит, что под влиянием условий жизни и воспитания вырабатываются новые системы связей, преобразующие природное особенности человека, относимые к темпераменту. Обосновывая свою мысль, Н. Д. Левитов провел специальное исследование [47; 57 – 58], показавшее, что ошибочно утверждать какую-либо однозначную связь между некоторыми качествами темперамента и чертами характера. С этой целью он изучил несколько десятков учеников X класса – наиболее ярких представителей четырех темпераментов – с точки зрения корреляции между особенностями темперамента и проявлениями настойчивости и выдержки. Такой корреляции обнаружено не было. Исследование Л. Б. Ермолаевой-Томиной [23] также показывает, что при выработке характера часто в существенных чертах изменяются черты темперамента.
И. В. Страхов, рассматривающий темперамент как одну из многих предпосылок развития характера, совместно с Т. Г. Якушевой показал значение темперамента в некоторых проявлениях характера, равно как и обратную зависимость психологической характеристики темпераментов от положительных черт характера [92], [931, [93г], [1.11]. б) Характер и способности Совершенно недостаточное внимание советских психологов привлекает важная и сложная проблема взаимоотношения характера и способностей. Известное значение в этом плане приобретает работа В. Е. Сыркиной «Развитие способностей и характер» [97]. Автор отмечает взаимосвязь этих сторон личности – развитие способностей и воспитание характера, осуществляется в неразрывном единстве. В. Е. Сыркина на примерах показывает, что формирование и успешное развитие способностей обусловливается такими характерологическими чертами личности, как творческим отношением к труду, страстным желанием и умением искать новое, оригинальное, энтузиазмом, творческой смелостью, чувством неразрывной связи с коллективом и осознанием своей работы как части большого всенародного дела, верой в свои силы и возможности, соединенной со скромностью, самокритичностью, высокой требовательностью к себе. Формирование и развитие способностей тесно связано с умением настойчиво преодолевать трудности, работать организованно, проявлять инициативу. Указанные характерологические черты часто дают возможность компенсировать относительную слабость той или иной способности, компенсировать отдельные пробелы и недостатки в этой области. В то же время формальное, безразличное отношение к делу, эгоизм, равнодушие к коллективным интересам, гипертрофия собственного «я» тормозят развитие способностей, «гасят» их.
Н. Д. Левитов [47; 59 – 71] рассмотрел связь между характером и одной очень существенной стороной способностей – так называемым «общим интеллектом». При правильном воспитании, указывает автор, характер развивается в единстве с интеллектом; случаи расхождения между ними объясняются недостатками воспитания в широком смысле слова. Для иллюстрации соотношения между интеллектом и волевыми чертами характера Н. Д. Левитов провел наблюдение за группой школьников [47; 68]. Все эти школьники (учащиеся VI класса) являлись наиболее умственно развитыми. Они тщательно наблюдались с точки зрения наличия и степени развития у них настойчивости и выдержки. Наблюдение показало, что у подавляющего большинства (75%) отобранных школьников высокое умственное развитие сочетается с достаточно высоким уровнем 54 развития воли, результатом такого соответствия является весьма успешная учебная деятельность. В тех же случаях, когда такого соответствия не было, имела место неровная или даже посредственная успеваемость, т. е. слабохарактерность учащихся часто является тормозом для проявления и развития их способностей. Н. С. Лейтес, изучавший несколько особо одаренных школьников [49], также подчеркивает наличие у них незаурядной настойчивости и трудолюбия. Дальнейшим развитием вопроса о взаимосвязи способностей и характера является работа Б. Г. Ананьева «О взаимосвязях в развитии способностей и характера» [4]. Рассматривая эту проблему в генетическом плане, Б. Г. Ананьев ставит своей задачей вскрыть внутренние связи между развитием характера и развитием способностей. В типологии высшей нервной деятельности автор усматривает общую физиологическую основу развития как характера, так и способностей. Основная мысль автора сводится к следующему: в каждом виде деятельности складывается определенный способ организации психических процессов. В процессе образования и закрепления этого способа происходит ряд существенных изменений как в физическом и умственном, так и в нравственном развитии ребенка, т. е. в процессе педагогически организованной деятельности ребенка происходит формирование не только способностей (физических и умственных), но и нравственных свойств его личности. Генезис таких черт характера, как трудолюбие, инициативность, сообразительность, организованность, настойчивость и т. д., заложен, по мнению Б. Г. Ананьева, именно в истории развития деятельности ребенка, в которой формируются его способности. Например, в процессе наблюдения формируется, с одной стороны, способность к наблюдению, а с другой стороны – наблюдательность как черта характера. Правильное обучение и воспитание, действительное единство учебно-воспитательного процесса, подчеркивает автор, снимают противоречия в развитии способностей и характера, обеспечивают равномерное и взаимосвязанное развитие способностей и характера. Далее Б. Г. Ананьев высказывает мысль о том, что взаимная связь характера и способностей приводит к таким сложнейшим и ценнейшим психологическим образованиям, как талант и призвание, для понимания сущности которых нужно сочетание теории способностей и теории характера. Необходимо рассматривать эти образования в свете определенного соответствия между потребностями и способностями, мотивами деятельности и реальной готовностью к ней, сложившимся характером и сочетанием необходимых для творческой деятельности способностей.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 300; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.216.163 (0.007 с.) |