Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема типологии и классификации
ХАРАКТЕРОВ а) Вопрос о соотношении индивидуального и типического в характере Вопрос о соотношении в характере индивидуального и типического затрагивается в работах А. Г. Ковалева [31], [32], [36], И. Д. Левитова [47], В. Н. Мясищева [36], В. Е. Сыркиной [98], В. С. Филатова [100]. Советская психология стоит на позициях единства в характере единичного, индивидуального и типического, общего, группового, на позициях социально-исторического подхода к анализу характера. Каждый характер выражает не только индивидуальные черты, но и черты, общие для той или иной группы людей, так как наряду с индивидуально-своеобразным жизненным путем каждого человека имеют место и общие условия жизни и воспитания. Типические стороны, или черты, характера отражают общие, типические обстоятельства жизни, т. е. можно говорить о типичных характерах, являю- 55 щихся продуктом определенных общественно-исторических условий. Работы упомянутых выше психологов способствуют решению вопрбса о типических характерологических обстоятельствах жизни в разных конкретно-исторических условиях (в частности, в условиях буржуазного и социалистического обществ) и о типических характерах, порождаемых этими условиями. б) Вопрос о типологии и классификации Характеров Выделение и анализ типов характера составляют одну из самых сложных задач советской характерологии. Надо заметить, что общепризнанной, более или менее полной и обоснованной классификации характеров в советской психологии нет. Н. Д. Левитов [47] вообще считает ненужной, бесплодной и неразрешимой проблемой проблему универсальной, исчерпывающей классификации характеров ввиду сложности и разнообразия черт и проявлений характера людей – не существует людей с такого рода типами характера, которые можно было бы подвести под общую схему. А. Г. Ковалев и В. Н. Мясищев [36], [60] считают возможной и необходимой задачей дать возможно более полную и научно обоснованную классификацию характеров. Нам кажется, не следует преувеличивать значения этих разногласий и подчеркивать полярность точек зрения представителей указанных двух направлений. Различный взгляд на проблему, разумеется, имеет место,, но ведь, с одной стороны, А. Г. Ковалев и В. Н. Мясищев, конечно, не имеют в виду оторванную от жизни универсальную схему, под которую можно было бы подвести все характеры людей всех времен и всех народов, а с другой стороны, и Н. Д. Левитов считает не только возможной, но и необходимой разработку типов характера как эмпирических обобщений,, позволяющих группировать характеры людей по тому или иному критерию.
Некоторый, по преимуществу исторический, интерес представляет схема классификации личностей, предложенная еще в 1927 г. А. Е. Петровой [70]. Тип личности по ее схеме определяется особенностью «психической конституции», выражающейся,в определенном состоянии и взаимодействии психических функций. Типология представлена двумя уровнями развития конституции – верхним и нижним, каждый из которых делится соответственно на три основных типа конституции – конкретно-эмоциональный, аффективно-абстрактный и интеллектуально-волевой. Для этой схемы, как и для многих психологических работ этого времени, характерны абстрактность, метафизичность, отрыв личности от условий жизни и воспитания, несостоятельность методики получения экспериментальных данных. Несколько иного плана типология характеров, намеченная А. П. Нечаевым в 1929 г. [65]. Исходя из «природных» особенностей человека (по сути дела, темпераментов), он выделяет три основных типа характеров: спокойный, возбудимый и стремительный, – а также отмечает наличие промежуточных и смешанных типов. Через всю классификацию А. П. Нечаева проходит идея врожденности и предопределенности характера врожденными особенностями организма. И эта работа представляет только исторический интерес, хотя следует отдать должное авторам той и другой работы, предпринявшим первую,в советской психологии попытку классифицировать изучаемый материал и сделать его более доступным для анализа. Упомянем и характерологическую классификацию личности, предложенную в 1945 г. грузинским психиатром и психотерапевтом Д. А. Гоце-ридзе [17] (см. А. Г. Ковалев и В. Н. Мясищев [36; 70 – 72]). В основе этой классификации лежат, по сути дела, нервные типы («уравновешенный», 56 «энергичный», «спокойный», отличающиеся друг от друга психофизическим тонусом) с многочисленными вариациями. Совершенно правы А. Г. Ковалев и В. Н. Мясищев, отмечающие нечеткость, абстрактность и необоснованность указанной типологии и ее явный биологизм.
Работа А. Г. Ковалева по изучению объективных закономерностей характерообразования, равно как анализ и обобщение литературы по указанному вопросу, позволили ему сформулировать принципы, в соответствии с которыми должна строиться классификация характеров [32]: 1) классификация должна строиться по принципу наибольшей конкретности; 2) она должна строиться с учетом существенных особенностей индивидуумов; 3) типы характеров должны рассматриваться в единстве их формы и содержания; 4) разграничение типов внутри одного вида не должно быть резким; 5) классификация должна давать возможность включать обнаруженные новые переходные и промежуточные типы; 6) классификация должна предусматривать и указывать направление возможного развития типов и их перехода от одного уровня к другому. В соответствии с этими принципами А. Г. Ковалев построил классификацию характеров старших школьников, представляющую несомненный интерес [31]. Он устанавливает основные типы характера старшего школьника по двум уровням в зависимости от степени развития коммунистической направленности и степени проявления сознательной волевой активности школьника – высшему (общественно-целеустремленный тип) и низшему (школьники с неопределившимися убеждениями и нестойкостью поведения). Дальнейшее деление производится соответственно особенностям динамики поведения:,к высшему уровню относятся четыре типа, соответствующие темпераментам, – страстно-деятельный, спокойно-деятельный, подвижно-деятельный и эмоционально-деятельный; к низшему уровню, соответственно, – аффективно-упрямый, апатичный, импульсивный и пассивно-оборонительный типы. Таким образом, выделяется 8 типов характера старших школьников. А. Г. Ковалев дал характеристику каждого типа, иллюстрируя ее примерами. Определенное значение имеет работа В. Н. Мясищева «Проблема психологического типа в свете учения И. П. Павлова» [60], где автор анализирует проблему классификации характеров с позиции учения о высшей нервной деятельности. Этот анализ дал возможность В. Н. Мясищеву сформулировать следующее положение: «...психологический тип человека должен рассматриваться в неразрывной связи динамики его высшей нервной деятельности с общественной сущностью его индивидуального опыта и формируемых им отношений» [60; 41]. В связи с этим обращается внимание на специально человеческие типы высшей нервной деятельности, установленные И. П. Павловым. Например, волевой тип характера, но мнению В. Н. Мясищева, ближе всего подходит к среднему человеческому типу: действенность отличает его от мыслительного и самообладание – от художественного типа. С позиций павловской типологии волевой характер отличается четырьмя признаками: «Во-первых, значительной ролью второй сигнальной системы; во-вторых, равновесием как первой и второй сигнальных систем, так и раздражительного и тормозного процессов; в-третьих, значительным запасом силы и выносливости; в-четвертых, достаточной подвижностью в обеих сигнальных системах...» [60; 53]. Далее автор делает замечание, что хотя и необходимо подобное освещение характерологических категорий с позиций учения И. П. Павлова, ж>.ограничиваться этим и основывать только на этом психологическую систематизацию нельзя, так как в этом случае характеристика будет только формальной.
В совместной работе [36] А. Г. Ковалев и В. Н. Мясищев указывают, что предпосылкой решения вопроса о классификации типов характера явится установление типических соотношений и типических сочетаний следующих психологических свойств. 57 A. Отношения: 1) соотношение коллективно-общественного и индивидуально-личного, 2) доминирующие отношения, 3) идейный уровень, 4)уровень и тип интеллектуального развития, 5) творческие возможности человека, 6) уровень волевого развития © его соотношении с особенностями интеллектуального развития и эмоционально-темпераментных качеств. Б. Динамика реактивности: 7) особенности эмоциональности и темперамента. B. Основные структурные особенности: 8) цельность, уравновешенность или неуравновешенность, противоречивость, устойчивость, неустойчивость, 9) богатство личности, 10) соответствие внутреннего содержания и внешней стороны поведения. К этой схеме авторы делают замечания: классификация должна учитывать возрастную дифференциацию характеров; классификацию следует создавать генетически начиная с ранних возрастов (где структура личности еще сравнительно проста). Нельзя не согласиться с авторами, когда они заключают, что удовлетворительная по полноте классификация явится результатом не только глубокого теоретического анализа, но и накопления богатого фактического материала. И. В. Страхов в результате длительных исследований предложил линии характерологических различий, которые, по его мнению, могут быть положены в основу типологии характеров: 1) целеустремленность в деятельности, 2) творческое начало в образе действий, 3) единство и цельность характера, 4) полнота и- многосторонность его свойств, 5) своеобразие ведущих стержневых проявлений характера, 6) сила характера, 7) уравновешенность характера, 8) морально-психологическая характеристика взаимоотношений человека с окружающими людьми, 9) взаимопомощь в труде, 10) внешнее выражение характера в формах обращения [93г]. Несколько в ином плане идут исследования Н. Д. Левитова и многих других психологов (Г. И. Бизенков, Н. С. Лукин, Н. И. Судаков и другие). Как уже указывалось, другой путь в направлении решения проблемы – это разработка типов характера как эмпирических обобщений, позволяющих по некоторому критерию группировать характеры на основе учета конкретно-исторических условий. В этом плане Н. Д. Левитов намечает три возможных пути типологических исследований [47; 214 – 215]: за основу типологии можно взять какую-либо существенную черту характера или несколько взаимосвязанных черт и выделить группы людей в зависимости от типологических проявлений данной черты; можно классифицировать группы людей по соотношению нескольких черт характера (например, установить типы учащихся с точки зрения соотношения целеустремленности и волевых черт); можно взять определенную группу людей и найти, какими типическими чертами характера эта группа отличается от других людей (например, рабочие-передовики от других рабочих). Могут иметь место и динамические типологические исследования, скажем выделение типов формирования характера. Разумеется, все эти пути, намеченные Н. Д. Левитоеым, не только возможны, но и необходимы, использование их, несомненно, обогащает психологическую науку. В числе таких исследований можно назвать исследование самого Н. Д. Левитова [47; 216], который установил типы формирования характера учащихся в зависимости от различных путей воздействия личного примера.
В упомянутом уже исследовании Н. И. Судакова [94] намечено три типа учащихся в зависимости от развития и особенностей проявления у них настойчивости; в упоминавшемся исследовании Г. И. Бизенкова [7] выделено пять типов учащихся в зависимости от развития и соотношения критичности и самокритичности. В одной из своих работ [47] Н. Д. Левитов построил типологию учащихся, взяв за основу общественную целеустремленность и волевые черты характера. Н. Д. Левитов исследовал 100 учащихся старших классов. Он выделил и описал четыре типа: 1) целеустремленный и волевой, 2) целе- 58 устремленный, но с некоторыми недостатками в таких волевых чертах, как настойчивость, выдержка, 3) «нецелеустремленный», но волевой и 4) «нецелеустремленный» и слабовольный. Н. Д. Левитов дал очень выразительные «зарисовки» школьников, представителей указанных типов. Наконец, следует отметить и то обстоятельство, что Н. Д. Левитов поставил вопрос о «характерологических биографиях» [46; 237 – 241]. Определить типическое в психическом складе человека является очень сложной задачей, и психологическая характеристика человека тогда становится глубокой и основательной, когда она отражает жизненный путь, биографию человека. Выше уже подчеркивалось, что советская психология еще далека от решения задачи построения типологии (или типологий) характера. Но она постепенно идет к разрешению этой задачи, причем идет в двух различных направлениях, двумя различными путями.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.127.141 (0.008 с.) |