Некоторые проблемы психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Некоторые проблемы психологии



Спортивного соревнования

 

 

сихология спорта – специальная область советской психологической науки. Она изучает психические явления в условиях спортивной деятельности. Важнейшей и специфической особенностью этой деятельности является соревнование.

Соревнование в спорте всегда связано со стремлением достигнуть как можно более высокого результата. В соревнованиях, где участвуют спортсмены высшего класса, это часто связано с запланированным намерением установить новый рекорд или завоевать почетное звание чемпиона города, республики, страны, Европы, мира.

Таким образом, участие в соревновании для спортсмена или команды всегда является делом личностно-значимым. Но участие в соревновании имеет еще большее общественное значение, так как спортсмен или команда являются представителями определенного спортивного коллектива, города, республики, страны и успешное или неуспешное выступление их в соревновании получает соответствующую результатам выступления общественную оценку. Все это свидетельствует о том, что участие в соревнованиях для спортсмена или команды является делом ответственным и чем крупнее масштаб соревнования, тем значимость его большая.

В спортивных соревнованиях, как правило, участвуют хорошо подготовленные и равные по силам противники. Это сообщает особую остроту соревновательной борьбе за лучший результат, за достижение победы и требует от спортсмена или команды напряжения всех физических и духовных сил.

Нужно сказать, что в спорте напряжения всегда являются весьма интенсивными, а нередко и максимальными.

Описанные условия спортивного соревнования оказывают существенное влияние на личность спортсмена. Это влияние сказывается еще в период, предшествующий соревнованию. Оно оказывает определенное воздействие на спортсмена в ходе самого соревнования, оно оставляет и разнообразное последействие уже после окончания соревнования.

В связи с такого рода (Влияниями, которые существенным образом отражаются и на достижении спортсменами того или иного результата

1 Это не значит – предельными, а лишь доступными спортсмену при достигнутом уровне его подготовленности к соревнованиям.

 

В соревнованиях и на продолжении их спортивной деятельности после соревнования, возникают многочисленные психологические проблемы, часть которых служила предметом специальных исследований в психологии спорта. В данной статье представлены некоторые итоги изучения следующих проблем: 1) стимулирующего влияния соревнований, 2) предстартового состояния спортсмена, 3) влияния соревновательных напряжений в спорте на протекание психических процессов и 4) психологии побед и поражений в спорте. Эти проблемы были выдвинуты жизнью, практикой спортивной деятельности в связи с массовым развитием спорта в СССР, в связи с задачами повышения мастерства советских спортсменов и их борьбы за мировое первенство и рекорды.

Стимулирующее влияние соревнования в спортивной деятельности известно давно. Как правило, именно в процессе соревновательной борьбы спортсмены добиваются выдающихся рекордов. Для примера можно сказать, что именно в условиях соревнования советский спортсмен В. Куц показал феноменальное время бега на 10 000 м, равное 28 мин. 30,4 сек. (мировой рекорд), именно в условиях соревнования польская спортсменка Э. Кшесинская-Дуньска установила мировой рекорд по прыжкам в длину с разбегу-6 м 35 см и повторила его на XVI Олимпийских играх в Мельбурне, именно в условиях соревнования американский штангист среднего веса Т. Коно на XVI Олимпийских играх ъ Мельбурне установил новые мировые и олимпийские рекорды в толчке двумя руками 175 кг и в сумме троеборья 447,5 кг. Примеры можно было бы умножить до бесконечности.

Специальное экспериментальное исследование в естественных условиях спортивной деятельности позволило получить аналогичные факты. В опытах Г. М. Двали испытуемые (студенты Грузинского ГИФК) проходили пятикилометровую дистанцию на лыжах, проплывали 25 м в бассейне, перетягивали канат, лазили по канату, проезжали на велосипеде короткую дистанцию. Все эти упражнения выполнялись как вне соревнований с заданием показать максимально высокий результат, так и в условиях соревнования двух или более спортсменов. Оказалось, что в условиях соревнования 82,8% спортсменов улучшали свои результаты.

В последние годы влияние соревнования служило предметом исследования и сотрудников кафедры психологии Государственного института физической культуры им. П. Ф. Лесгафта. Так, П. В. Юрьев, изучая вопрос о способности дозировать мышечные усилия у гимнастов различной квалификации (эксперимент велся на динамографе Лемана), установил, что в условиях соревнования гимнастов друг с другом точность дозировки мышечных усилий повышается у них на 30-50%, а в некоторых случаях и более чем в два раза.

А. С. Егоров, работающий над проблемой развития настойчивости, решительности и волевого усилия у учащихся в процессе физического воспитания, также получил совершенно отчетливые данные, свидетельствующие, что в условиях соревнования способность развивать волевое усилие при выполнении статической мышечной работы значительно возрастает. Он предлагал своим испытуемым как можно дольше удерживать на согнутой под прямым углом в локтевом суставе руке груз © 8 кг. При этом регистрировалось время удержания груза и записывались токи действия в двуглавом сгибателе плеча. Оказалось, что в условиях соревнования время удержания груза увеличивалось от 15 сек. до 2 мин. Отчетливо изменялась также частотная и амплитудная характеристика биоэлектрических явлений в двуглавом сгибателе плеча. Факты повышения продуктивности деятельности в условиях соревнования отмечались и ранее некоторыми

410

исследователями. Так, 3. А. Паршина констатировала это в отношении выполнения статической мышечной работы, быстроты движений и силы и т. д.

Заслуживают внимания и новые факты психологических особенностей стимулирующего действия соревнования, полученные в продолжающихся исследованиях А. С. Егоровым.

Пользуясь той же методикой, он установил, что у испытуемых, которым было дано задание удерживать груз как можно дольше, в определенный момент возникает конфликтное состояние. Оно характеризуется борьбой субъективного желания опустить груз, возникающего у испытуемых в связи с развивающимся утомлением, и сознания объективной необходимости выполнить задание экспериментатора. Вне соревнования в большинстве случаев этот конфликт разрешается победой субъективно желаемого. В условиях же соревнований под влиянием действия мотивов достижения превосходства над одновременно участвующим в опыте «противником», как правило, разрешение конфликта идет в направлении преимущества сознания объективной необходимости достигнуть победы над иногда «нестерпимым желанием» опустить руку.

Факты эти тем более примечательны, что аналогичные и довольно частые случаи зарегистрированы были А. С. Егоровым и в естественных условиях спортивных соревнований по различным видам спорта.

Стимулирующее действие соревнования обычно объясняется как результат проявления стенических эмоций.

Конечно, процесс деятельности в условиях соревнования всегда окрашен многообразными и часто ярко выраженными эмоциями. Но, очевидно, не они являются первичным фактором, определяющим стимулирующее действие соревнования. Первичным фактором здесь следует считать объективные условия деятельности, требующие от человека выполнения определенных и тоже объективных действий. Эмоции же являются лишь вторичным фактором.

Исследованиями П. В. Юрьева [21] в области изучения стимулирующего влияния соревнования выяснены некоторые интересные и имеющие существенное значение подробности. Это прежде всего относится к выяснению значения предварительного знания результата, достигнутого «противником». Такое положение имеет всегда место, например, в соревнованиях по гимнастике, прыжкам в воду и в других видах спорта, где участники исполняют упражнение один вслед за другим.

Исследование, направленное на выяснение значения предварительного знания результатов «противника» для точности дозировки мышечного напряжения при выполнении «упражнения» на динамографе, было проведено в упомянутой выше работе П. В. Юрьева.

Рассмотрение величины ошибок, допущенных одним и тем же испытуемым при выполнении сжатия динамографа с заданным напряжением, показало, что почти в 100% случаев предварительное знание результата (т. е. допущенной величины ошибки) «противника» приводит к отчетливому улучшению точности дозировки мышечного напряжения. В некоторых случаях точность дозировки повышается в два и более раза. Наблюдая за поведением испытуемые после сообщения им результата «противника», можно было заметить повышенную сосредоточенность, с которой они приступали к исполнению упражнения на динамографе. С особой тщательностью выполнялись ими пробные попытки, с особым вниманием, образно говоря, «прислушивались» они к напряжению мышц предплечья, соответствующему задаваемой интенсивности сжатия динамографа. Все это позволяет предполагать, что известие о результате, достигнутом «противником», выступает как второсигнальный раздражитель, вызывающий состояние оптимального возбуждения в определенных участках коры головного мозга и тем самым создающий благоприятные условия для различительной деятельности двигательного анализатора.

411

Улучшение точности дозировки мышечного напряжения имеет место, как правило, -в тех случаях, когда результат, достигнутый «противником», невысок, т. е. когда им совершены довольно большие ошибки. Сообщение таких результатов соревнующимся создает у них чувство уверенности в возможности превзойти «противника». Один из испытуемых, узнав, что в четвертом опыте ошибка «противника» равна 4,3 кг, заявил: «Ну, теперь уж не так тяжело выиграть» – и действительно выиграл, совершив при исполнении задания ошибку, равную 2,6 кг.

Иначе обстоит дело, когда «противник» показывает весьма высокий результат, т. е. совершает минимальную ошибку. Так, например, когда «противник» сделал ошибку, равную всего 0,3 кг, соревнующийся с ним испытуемый, узнав результат, махнул рукой и сказал: «Безнадежно». Исполняя «упражнение», он сделал ошибку в 2,3 кг и проиграл соревнование. Когда же его «противник» три сжатии динамографа левой рукой сделал ошибку, равную 2,0 кг, он уверенно выполнил упражнение (ошибка 0,6 кг) и оказался победителем. Создается впечатление, что достижение весьма высокого результата «противника» рождает сомнение в возможности лревзойти его, поэтому и способность к дозировке мышечных усилий снижается. Можно думать, что это является следствием некоторого ухудшения различительной деятельности Двигательного анализатора под влиянием отрицательной индукции второй сигнальной системы.

Однако здесь нельзя не принимать во внимание и индивидуальные особенности гимнастов, так как достижение высокого результата «противником» действует угнетающе не на всех. Так, «противник» испытуемого Л. совершил ташке очень небольшую ошибку, равную всего 0,6 кг. Узнав о ней, Л. не in ал духом. Обращаясь к «противнику», он сказал: «Ничего, мы с тобой еще потягаемся». После исполнения упражнения оказалось, что Л. вышел победителем из соревнования – его ошибка была равна 0,3 кг.

Таким образом, достижение «противником» высокого результата явилось для Л. стимулирующим фактором, что и привело к достижению им более высокого результата.

Так же (В упоминавшемся уже исследовании Г. М. Двали имели место следующие опыты. Он предлагал велосипедистам пройти отрезок дистанции с заданием показать как можно более высокую скорость, но вне условий соревнования. Затем он создавал ситуацию соревнований и предлагал велосипедистам пройти тот же отрезок дистанции попарно, но сначала один из них шел впереди (стремясь уйти от противника), другой же – сзади (стремясь догнать противника), в следующем заезде они менялись местами. Г. М. Двали получил следующие результаты: вне соревнования среднее время прохождения отрезка равнялось 14,4 сек.; в условиях соревнования, когда испытуемые шли первыми, оно снизилось до 14,0 сек., когда же испытуемые шли вторыми, время было наименьшим – 13,6 сек. Таким образом, стремление догнать противника оказало более действенное влияние на достижение лучшего результата.

Проведенные исследования позволяют сделать заключение, что и в естественных условиях спортивной деятельности важно учитывать, во-первых, стимулирующее влияние фактора соревнования и использовать его в процессе тренировки, во-вторых, приучать спортсменов к соревновательной борьбе с равными и даже превосходящими несколько по силам противниками, учитывая при этом индивидуальные особенности соревнующихся, воспитывая у них волю к победе.

Проблема стимулирующего влияния соревнования, конечно, требует дальнейших и более широко поставленных исследований как в условиях естественной деятельности спортсменов, так в лабораторном эксперименте, моделирующем условия спортивного соревнования.

412

Предстартовое состояние возникает у спортсмена в связи с предстоящим выступлением на соревнованиях. Оно является эмоциональным состоянием и связано с особенностями переживания спортсменом своего будущего участия в соревнованиях. Предстоящее соревнование на основе прошлого опыта спортсмена может по-разному отражаться в его голове. В одних случаях он может опасаться за исход своего выступления, в других же радостно его ожидать. В том и другом случае это будет переживаться спортсменом по-разному.

Предстартовое состояние являлось предметом многих физиологических исследований (А. Н. Крестовников, Я. Б. Лехтман, К. М. Смирнов и Ф. В. Спиридонова, И. П. Байченко и Г. С. Ган и другие). В них были установлены многочисленные и разнообразные предрабочие сдвиги глав-ным образом вегетативных и анимальных функций организма (учащение пульса, дыхания, повышение обмена веществ и легочной вентиляции, рост потребления кислорода, изменение деятельности выделительной системы, изменение порогов чувствительности анализаторов и др.). Эти же исследования послужили основанием для заключения об условно-рефлекторном механизме предстартового состояния, позволили трактовать его как сложную реакцию на действие многочисленных экстеро-и интероцептивных раздражителей, являющихся сигналами о предстоящей деятельности, и считать, что предстартовое состояние в конечном счете представляет собой приспособительную реакцию к предстоящей работе.

Не без основания высказывается предположение (К. М. Смирнов), что эмоциональное состояние перед стартом, как и всякое эмоциональное состояние, тесно связано не только онто-, но и филогенетически с мышечной деятельностью. Оно связано с подкреплением функциональными изменениями в организме, которые возникают при спортивных упражнениях, т. е. при мышечной работе. При этом данные изменения постоянно подкрепляются также сложной совокупностью сигналов из внешней, прежде всего общественной, среды – взаимодействием первых и вторых сигналов действительности (А. Н. Крестовников, К. М. Смирнов, Я. Б. Лехтман).

В психологии спорта проблема предстартового состояния привлекла внимание исследователей прежде всего в связи с ее практическим значением. Изучение ее позволило установить, что предстартовое состояние неоднородно. О. А. Черникова [19], например, выделила две его разновидности.

Исследования автора [12], [13] и его сотрудников, проведенные более чем на 400 спортсменах различной квалификации, позволили еще более дифференцировать предстартовое состояние. Установлено и в настоящее время является признанным фактом, что это состояние может проявляться в трех основных формах, каждая из которых характеризуется определенными особенностями протекания корковых процессов, вегетативных функций и хорошо выраженными психологическими симптомами.

Первая форма характеризуется оптимальным уровнем всех физиологических процессов. Психологические ее симптомы: напряженное ожидание, возрастающее нетерпение («скорей бы бежать, плыть, начать бой»), легкое возбуждение, мысли о прохождении дистанции или предстоящем бое (темп, тактика), забота об экономии сил, о максимальной готовности к старту.

Вторая форма характеризуется широкой иррадиацией и высокой степенью интенсивности процесса возбуждения в коре головного мозга, резко выраженными вегетативными сдвигами (учащение пульса, дыхания, потливость, дрожание конечностей, иногда дрожь во всем теле, рез-

413

кое усиление диуреза и др.). Психологические симптомы: волнение, достигающее степени подавляющего, нервозность, неустойчивое настроение (от бурного веселья до слез), забывчивость, рассеянность, беспричинная суетливость и т. д.

Третья форма характеризуется преобладанием в коре головного мозга тормозного процесса, возникновением запредельного охранительного торможения (В. В. Васильева). Типичными внешними реакциями являются малая подвижность, зевота. Психологические симптомы: вялость, интертность, апатия, нежелание участвовать в соревнованиях, плохое настроение, сонливость.

Исходя из особенностей проявления каждой из указанных форм предстартового состояния, автор назвал первую из них состоянием боевой готовности, «вторую -состоянием «стартовой лихорадки» и третью – состоянием «стартовой апатии».

Как уже было сказано выше, предстоящее соревнование по-разному отражается в голове спортсмена. Особенности этого отражения и проявляются в различных формах предстартового состояния. В них же выражено отношение спортсмена к своему выступлению в соревновании.

То или иное предстартовое состояние оказывает определенное влияние на протекание деятельности спортсмена во время соревнования и на достижение им того или иного спортивного результата.

Состояние боевой готовности является наиболее благоприятным в этом отношении, состояния же «стартовой лихорадки» и особенно «стартовой апатии» нередко оказывают неблагоприятное влияние и не позволяют спортсмену достигнуть успеха в соревновании.

Общее чрезмерное возбуждение, типичное для состояния собственно «стартовой лихорадки», дезорганизует деятельность спортсмена. Это выражается чаще ©сего в том, что со старта спортсмен берет чрезмерно бурный темп и, как говорится в спортивной практике, «зарезает» себя: у него не хватает сил выдержать взятый темп до конца. Следовательно, здесь речь идет о том, что спортсмен утрачивает возможность контроля: за правильным распределением своих сил на дистанции.

В состоянии же «стартовой апатии» деятельность изменяется в другом направлении: у спортсменов отмечается снижение его (волевой активности; он может контролировать и регулировать темп своих действий, однако вся его деятельность протекает на общем сниженном уровне. Как выражаются сами спортсмены, будучи в таком состоянии, они не могут «выложиться». Наиболее упорядоченной деятельность является в тех случаях, когда при прочих равных условиях спортсмен перед стартом находится в состоянии боевой готовности.

Возникновение того или иного предстартового состояния всегда детерминировано. Число факторов, их детерминирующих, весьма значительно. Но среди этих факторов наибольшее значение с точки зрения обеспечения благоприятного предстартового состояния и предотвращения от неблагоприятных форм является прежде всего хорошая тренированность спортсмена, его отличная, так называемая «спортивная форма».

Наряду с тренированностью выступает исключительное значение организующей идеи, которой руководствуются советские спортсмены, участвующие в ответственных соревнованиях, значение животворного советского патриотизма, чувства коллективизма, чувства долга и ответственности за свои действия. Для спортсменов такой организующей идеей является защита чести алого спортивного знамени, своего спортивного коллектива, города, республики, поддержание спортивного престижа СССР на международной арене. Именно эта идея воодушевляет советских спортсменов в их борьбе за мировое первенство, за победу в международных соревнованиях. Свидетельствам тому может, например, служить победа советских спортсменов «а Олимпийских играх в г. Мельбурне в 1956 г. и в Сюво-Вэлли в 1960 г.

414

На состояние спортсмена перед стартом могут оказать влияние и другие факторы: характер, масштаб и значение соревнований, состав участников и силы противников, организованность, спаянность и дисциплина в спортивном коллективе, исход прошлых соревнований, состав и поведение зрителей и ряд других.

Дальнейшие исследования проблемы предстартового состояния позволили установить, с одной стороны, что оно зависит также и от индивидуальных особенностей спортсмена, прежде всего от типологических особенностей его высшей нервной деятельности. Исследованиями была установлена возможность большой изменчивости предстартового состояния. Наблюдения за спортсменами в момент получения ими первого извещения о предстоящем участии в соревновании (иногда более чем за месяц до него), утром в день соревнований, за 1-2 часа до соревнований и непосредственно на старте дали многочисленные факты этой изменчивости. Она имеет самые разнообразные комбинации. Можно привести некоторые примеры в порядке констатации факта. Эти примеры относятся к пловцам, которых автор имел возможность наблюдать на протяжении целого сезона.

Пловец У. все время находился в состоянии «стартовой лихорадки», он боролся с ним, но ничего не мог сделать. Утром, в день соревнований, волнение его было подавляющим. За два часа до соревнований впал в состояние «стартовой апатии». Ничего не хотелось делать, не хотелось ехать на соревнование. На старте же был,в состоянии боевой готовности.

Пловец К- вначале находился в действенном состоянии боевой готовности, затем в спокойном состоянии, а на старте «потерял голову от волнения».

Пловец М. все время был спокоен. За два часа до старта появилось состояние боевой готовности, сохранившееся до начала соревнований.

Наконец, исследования позволили установить и средства борьбы с неблагоприятными формами предстартового состояния. Здесь позволительно лишь перечислить их. Этими средствами являются: отвлечение, самовнушение, массаж и разминка, проводимая спортсменом перед началом соревнования.

Проблема предстартового состояния, конечно, требует дальнейшей разработки, но уже накопленные факты, во-первых, позволили дать определенные рекомендации для практики воспитания спортсменов в процессе тренировки, во-вторых, поставили для решения ряд существенных вопросов. Основные из них можно сформулировать следующим образом: можно ли рассматривать предстартовое состояние только как благоприятную предрабочую реакцию организма; значение типологических особенностей высшей нервной деятельности спортсменов (а в плане психологическом значение индивидуально-психологических различий) в возникновении и динамике предстартовых состояний; пути предотвращения неблагоприятных форм предстартового состояния.

В последнее время со стороны некоторых авторов имеются попытки различать предстартовое и стартовое состояние спортсмена. (А. Н. Крестовников). Я. Б. Лехтман выделяет собственно стартовое состояние, возникающее непосредственно леред стартом, предстартовое состояние, возникающее с момента приезда к месту соревнований («попадание в спортивную обстановку», как пишет Я. Б. Лехтман), и раннее предстартовое (или предсоревновательное) состояние, возникающее задолго до соревнования. Такая градация состояний спортсмена перед соревнованиями лишена каких бы то ни было оснований, так как совершенно отсутствуют научные факты, свидетельствующие о наличии каких-то существенных, принципиальных различий как в механизме, так и во внешних проявлениях этого состояния, зависящих только от большей или меньшей временной и пространственной близости спортсмена к моменту и месту начала соревнований.

415

Интенсивные и максимальные напряжения, связанные со стремлением достигнуть высокого спортивного результата в ходе соревнования, выходят далеко за рамки напряжений, с которыми приходится сталкиваться человеку в обыденной жизни. Но в спорте такие напряжения совершенно неизбежны. Они являются одной из отличительных черт спортивной деятельности. Отсюда и одна из задач спортивной тренировки заключается в том, чтобы подготовить спортсмена к перенесению подобных напряжений, подготовить так, чтобы они для него из необычных превратились в привычные.

Процесс превращения необычных напряжений в привычные можно рассматривать как постепенное приобретение спортсменом все возрастающей степени тренированности, приобретение «спортивной формы», а это в свою очередь связано с все большим и большим повышением работоспособности организма спортсмена.

Физиологическими исследованиями (А. Н. Крестовников, В. С. Фар-фель, С. В. Шестаков и другие) установлено, что тренированный организм характеризуется явлениями экономизации и мобилизации функций. Основой явлений экономизации и мобилизации служит усовершенствование протекания корковых нервных процессов, а в связи с этим и усовершенствование двигательных и вегетативных функций. Экономизация деятельности организма обеспечивает возможность выполнения спортивных упражнений с большей интенсивностью, более длительно и с меньшим утомлением. Мобилизация же характеризуется, с одной стороны, способностью организма быстро приобретать состояние необходимой активности для выполнения упражнения и, с другой, способностью к максимальному развертыванию функций всех органов и систем до пределов, доступных организму при данном уровне его тренированности.

Известно, например, что у спортсменов в состоянии «спортивной формы» частота пульса может достигать 276 ударов в минуту, минутный объем сердца – 40 л, артериальное давление – 240 мм, легочная вентиляция- 140 л, поглощение кислорода--5-5,5 л ib минуту и т. д.

Такого рода сдвиги свидетельствуют не только об интенсивности перенесенной нагрузки, но и, это особенно важно, о значительном расширении функциональных возможностей организма, обеспечивающих его высокую работоспособность.

Как необычные напряжения в спортивном сОревновании влияют на психическую деятельность спортсмена? Как изменяется вто влияние в связи с превращением необычных напряжений в привычные, т. е. в связи с повышением тренированности спортсмена?

Ответ на эти вопросы автор и его сотрудники пытались получить в специальных исследованиях, направленных на изучение влияния спортивных соревнований, на протекание психических процессов у спортсменов.

В разное время у представителей различных видов спорта исследовались восприятие времени («чувство времени»), память и внимание. С целью учета непосредственного влияния напряжений исследование производилось до и после соревнований. В ряде случаев оно проводилось и спустя 18-20 час. после соревнований. Этим имелось в виду выяснить изменение изучавшихся психических процессов в восстановительном периоде после перенесенных напряжений.

«Чувство времени» исследовалось путем следующего приема: спортсменам предлагалось в течение 20 сек. бежать на месте в привычном для каждого темпе. Первые несколько «пробежек» прерывались по истечении 20 сек. Спортсменам говорилось: «Прошло 20 секунд». Затем такие пробежки повторялись от 5 до 10 раз, но теперь спортсмен дол-

416

жен был каждый раз прекращать бег сам тогда, когда, по его мнению, прошло 20 сек. Точность восприятия времени или, иначе, острота чувства времени характеризовалась величиной отклонения (ошибки) от заданных 20 сек.

Память исследовалась по методу удержанных членов ряда. Для запоминания предлагались двузначные числа, диктуемые экспериментатором в течение 1 мин. Каждый ряд состоял из 12 чисел.

Внимание исследовалось тахистоскопически. Для восприятия предлагались также двузначные числа.

Объем памяти и объем внимания характеризовались количеством запечатлевшихся в том и другом случае чисел. Показатели «чувства времени», памяти и внимания, полученные до соревнования, брались за 100, а изменения после соревнований и спустя 18-20 час. после соревнований, выраженные в процентах, позволяли судить о влиянии перенесенных напряжений. Всего, таким образом, было исследовано 1500 спортсменов. Каждый из них подвергался исследованию неоднократно, и суждения о влиянии соревнования на протекание психических процессов были сделаны на основании свыше 9000 опытов.

Цифры запоминаются трояким способом: один из них логический, второй – механический,и третий – смешанный.

Для механического запоминания характерным является фиксация в сознании чисел в том порядке, в котором они диктовались экспериментатором. Для логического запоминания характерно стремление к систематизации продиктованных чисел, не считаясь с порядком, в котором они диктовались.

При смешанном способе запоминания встречаются признаки первых двух. Отсюда различен и характер воспроизведения чисел: при механическом – в порядке их диктовки без попыток как-то осмыслить их в процессе запоминания, при логическом – в произвольном порядке на основе осмысливания чисел в ходе запоминания.

В этом случае числа в процессе запоминания могут систематизироваться по десяткам в восходящем или нисходящем порядке. Осмысливание чисел производится и гораздо более сложными путями. Несколько примеров: В. И.: «Старался запомнить, связывая цифры из одного десятка (56, 53), сопоставляя с номерами трамваев, с номером дома (79), где я живу». С. В.: «Запомнил число 96, потому что 24><4=96; числа 43 и 67 запомнил потому, что в сумме они дают ПО». П.: «Способ запоминания – расположение чисел от меньшего к большему по десяткам. Числа 46 и 73 запомнил, так как сумма цифр в каждой равна 10» и т. д.

В целях учета влияния соревнований на качественную сторону процесса запоминания дс, после и через 18-20 час. по окончании соревнования вычислялся и сопоставлялся процент спортсменов, запоминавших числа логическим и смешанным путем, и процент спортсменов, запоминавших их механически.

Проведенные исследования позволили прежде всего установить факты, характеризующие общую картину влияния перенесенных напряжений в спортивных соревнованиях. Они представлены в табл. 1 и 2.

Анализ таблиц позволяет сделать следующие заключения:

1. Длительные (30 км бег, лыжные гонки на 30 и 50 км) или относительно кратковременные (кросс 5 км) интенсивные напряжения во время соревнований вызывают значительное снижение и остроты «чувства времени», и объема памяти, и объема внимания.

2. Напряжения существенным образом сказываются и на качественной стороне процесса запоминания: это выражается в том, что после соревнований резко снижается количество их участников, пользую-

27 Психологическая наука, т. II Л17

Таблица 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.212 (0.048 с.)