I. Теоретический подход к рассмотрению эмоций и чувств 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Теоретический подход к рассмотрению эмоций и чувств



Те исходные для советских психологов при трактовке эмоций и чувств методологические позиции, которые с каждым годом развития советской психологии становились все более отчетливыми, в сжатом виде могут быть сведены к следующему.

1. Признание роли и значения субъективной стороны эмоций и чувств в сочетании с признанием строгой их детерминированности.

2. Понимание эмоции и чувства как своеобразного отражения действительности (само возникновение чувств, их изменение, приобретение ими меньшей или большей значимости для личности отражает связи и взаимоотношения человека с окружающей его жизнью – природной и социальной).

3. Отрицание принципиального разрыва в эмоциональной жизни человека – ее подразделения на якобы глубинную и поверхностную часть – или разрыва между эмоциями и высшими чувствами. (Отсюда возникает задача выяснения их связи между собой и их взаимопереходов.)

4. Соблюдение при освещении проблемы эмоций и чувств следующих условий: а) онто- и филогенетического подхода; б) исключения схематизации и упрощения при рассмотрении эмоций и чувств (сведения к узкому их кругу), сохранения их полноты и качественных особенностей; в) соответствия анализируемого физиологического субстрата эмоций и чувств действительной полноте эмоциональной сферы человека.

Все эти положения приобретали свою отчетливую форму постепенно, по мере развития советской психологической мысли, и поэтому получают свое раскрытие не сразу и не во всех работах истекшего периода.

Обратимся к рассмотрению теоретического осмысления советскими психологами вопроса о сущности эмоций и чувств.

В. М. Бехтерев [5] рассматривал эмоцию как особый мимико-соматический рефлекс. Среди таких рефлексов различались: 1) общий мимико-соматический тонус (в психологии он обозначается как настроение), 2) разнообразные мимико-соматические рефлексы (они могут быть возбуждающими, подавляющими и смешанными), 3) мимико-соматические порывы (в психологии обозначаются как аффекты). Анализ мимико-соматических рефлексов производился путем самоисследования, или автогностическим методом, учитывалось их внешнее проявление, вызванное внешними раздражителями. Все это изучалось на самом себе (путем наблюдения и также путем отчета о субъективных переживаниях).

В. М. Бехтерев полемизировал с Дарвином относительно роли и значения выразительных движений. Дарвин считал, что они когда-то были полезны в борьбе за существование. Бехтерев видел их смысл и в настоящее время: все изменения при эмоции представляют собой, по его мнению, подготовку к ориентировке, защите, нападению или к сближению.

Л. С. Выготский [9] в своей работе, написанной в 1932 г., указал на своеобразие положения с теориями эмоций по сравнению с теориями, относящимися к другим разделам психологии. Теория Дарвина о выразительных движениях человека, раскрывшая происхождение и эволюцию этих движений, дала толчок ряду направлений в психологии. Рибо и его школа стали развивать учение о том, что эмоции являются рудиментами психики; они пришли к абсурдному выводу, что человек с ходом развития современного общества делается все более и более безэмоциональным существом. Наряду с этими взглядами возникли

---------------------------------------------------------- 170 ----------------------------------------------------------

экспериментальные исследования, посвященные физиологической и психологической сущности эмоций и стремившиеся раскрыть как раз источник «живучести эмоций». Эти исследования в первую очередь связаны с теорией Джемса – Ланге. Взгляды Джемса на эмоциональную жизнь носили дуалистический характер. С одной стороны, он говорил о том, что низшие эмоции имеют органическое происхождение (деятельность висцеральных органов), с другой стороны, он считал, что высшие эмоции являются процессами иного рода. В этом отношении теория Джемса является шагом назад по сравнению с целостной теорией Дарвина. Теория Джемса о том, что причиной возникновения эмоций являются изменения в деятельности внутренних органов, была опровергнута экспериментально в исследованиях Кэннона и его сотрудников.

Главнейшим принципиальным выводом из ряда физиологических работ является своеобразное смещение главного узла эмоциональной жизни от периферии к центру. Действительным субстратом эмоциональных процессов являются не внутренние органы, связанные с процессами растительной жизни, а церебральный механизм.

Л. С. Выготский считает, что плодотворное раскрытие ряда сторож эмоциональной жизни, не вскрытых до сих пор в достаточной мере, возможно путем обращения к психопатологии.

М. А. Аствацатуров [3] высказывает о сущности эмоций следующее положение. По механизму возникновения эмоциональные состояния аналогичны чувствительности. То и другое – элементы рецепторной функции; генетически они связаны между собой. Чувствительность делится на корковую и таламическую. В соответствии с этим Аствацатуров предлагает различать две формы эмоциональных состояний: корковую – познавательную – и таламическую. Таламическая эмоция – филогенетически старая, примитивная форма психической реакции на внешние раздражения; при ней сущность психического состояния исчерпывается неясным переживанием приятного или неприятного. Корковые эмоции (филогенетически более поздняя надстройка) в противоположность таламическим характеризуются более точным качественным различением вызывающих их раздражений и содержат в себе элемент познания (гнозии). Классификация эмоций, предлагаемая Аствацатуровым, исходит из патологического состояния органов и рассматривает различные чувства как результат нарушения деятельности различных органов (например, тревога – результат нарушения сердечной деятельности).

И. П. Павлов проводит отчетливое различие между эмоциями и чувствами. Термин «эмоция» является для него равнозначным термину «инстинкт». Эмоции возникают на безусловно-рефлекторной основе. Павлов говорит о переживаниях «могучих эмоций голода, полового влечения, гнева и т. д.» [33; 335] и вместе с тем специально о чувствах: «Чувство приятного и неприятного, легкости, трудности, радости, мучения, торжества, отчаяния» и т. д. [33; 244].

Наличие эмоций предполагает, что нервное возбуждение захватило не только подкорку, в деятельности которой коренится сила эмоциональных реакций, но и кору. Что же касается возникновения чувств, то, хотя их переживание предполагает, что нервное возбуждение охватило и подкорку (и вызвало ряд изменений в деятельности организма), все же причиной их появления делаются те нервные процессы, которые происходят в коре головного мозга. И. П. Павлов показывает, что различные виды чувств, испытываемые с разной степенью интенсивности, возникают на основе работы коры больших полушарий. Нормальное течение работы коры, затрудненное протекание процессов в коре, различного вида сдвиги в деятельности коры приводят к появлению разнообразных чувств. Физиологической основой их являются тормозные состояния коры., замена привычных раздражителей непривычными,

---------------------------------------------------------- 171 ----------------------------------------------------------

ломка сложившегося стереотипа высшей нервной деятельности, затрудненность или незатрудненность перехода одних процессов в другие. В этом коренятся причины появления отрицательно и положительно окрашенных чувств. Раздражителями, которые приводят к такого рода процессам в коре, могут быть самые разнообразные воздействия, включая и раздражители такого универсального характера, каким является человеческое слово.

Процессы, происходящие в коре, не только приводят при известных условиях к появлению чувств, но и оказываются регулирующим началом их протекания. Именно работой коры объясняется известное торможение эмоций, которое может проявиться в некотором подавлении выразительных движений, непроизвольно возникающих при переживании чувств, или в «маскировке» этих движений. Воззрения И. П. Павлова дают физиологическое объяснение происхождения не только эмоций, но и, что особенно важно, чувств как своеобразных форм отражения действительности, объяснение сложной динамики переживаний с теми или иными колебаниями в их интенсивности, присущими отдельным лицам.

Система положений, в которой проблема эмоций и чувств трактуется в психологическом плане, раскрывается в работе С. Л. Рубинштейна [42]. Показывая связь между обеими формами эмоциональной жизни (т. е. эмоциями и чувствами) в личности человека, С. Л. Рубинштейн подчеркивает связь эмоций с потребностями и отмечает, что эмоция представляет собой проявление потребности, ее активной стороны; поэтому она включает в себя начало стремления и влечения. Истоки воли и эмоции общие, они заключены в потребностях. Эмоция действенна, в ней выявляется в одних случаях активное, в других пассивное отношение к миру.

Основы человеческих чувств и эмоций надо искать не в одних физиологических механизмах, но и в исторических формах общественного бытия человека. Чувства человека – это чувства исторического человека. Первично-природные отношения в процессе эволюции человечества перестраиваются на общественной основе. Так половое влечение перерастает в большое человеческое чувство любви. Поскольку эмоции человека теснейшим образом связаны с деятельностью, огромным источником чувств человека делается труд. Эмоция представляет собой единство эмоционального и интеллектуального. Эмоциональность – это то начало в эмоции, которое обусловливает по преимуществу динамическую сторону в ней. Взаимоотношение между динамическими и смысловыми компонентами эмоциональных процессов может складываться по-разному. Поэтому эмоциональный процесс может повышать тонус психической деятельности и может снижать его.

В многообразии проявлений эмоциональной сферы личности можно выделить, согласно С. Л. Рубинштейну, три уровня: 1) уровень органической аффективно-эмоциональной чувствительности (сюда относятся физические чувствования, связанные с органическими потребностями);

2) уровень опредмеченности чувств; здесь налицо осознанное переживание отношения человека к миру, которое выявляется в чувствах, связанных с самыми различными видами предметов действительности, – это предметные чувства (интеллектуальные, эстетические, моральные);

3) уровень обобщенных чувств, выражающих общие мировоззренческие установки личности, – это мировоззренческие чувства (чувство юмора, возвышенного, трагического и т. д.). Связи между эмоциями и чувствами в своеобразной форме проявляются в эмоциональных особенностях личности. Различия в эмоциональной сфере личности определяются: 1) содержанием чувств (на что они направлены), 2) эмоциональной возбудимостью (сильной или слабой), 3) степенью эмоциональной устойчивости (большой или небольшой).

---------------------------------------------------------- 172 ----------------------------------------------------------

Г. С. Костюк [19] подчеркивает, что чувства представляют собой особую форму осознания отношений человека к действительности. В них отражается ход жизненных взаимоотношений человека с окружающим; при этом чувства возникают в ходе активных отношений. Их вызывают жизненно значимые явления. Чувства всегда имеют свой объект. Если мы в самонаблюдении не открываем такого объекта, то это совсем не означает, что его.нет. Чувства всегда неразрывны с познавательными процессами. Неизвестный объект не вызывает чувств. Чувства находятся в связи с мотивами деятельности человека, его побуждениями и интересами. Характерной особенностью чувств является их разнообразие. Деление чувств на виды предполагает наличие не одного, а нескольких критериев. Они таковы: содержание чувства, ступень его развития, характер выявляющегося в нем отношения, его сила. Г. С. Костюк показывает процесс превращения простых эмоций в сложные на примере радости, печали, гнева, страха, стыда.

П. М. Якобсон [53] отмечает, что изменения в переживании чувств (их субъективная сторона) детерминированы изменениями в характере взаимоотношений человека с объектом, вызывающим данное чувство. Своеобразие отражения действительности в области чувств показывается автором как на динамике чувств в процессе их переживания, так и на динамике развития и изменения устойчивых чувств в ходе жизни человека. Автор стремится показать, что изучение сферы чувств окажется адекватным своему объекту, если чувства будут рассматриваться как продукт сложного общественно-исторического развития человечества. Некоторые существенные стороны чувств раскрываются при их рассмотрении в контексте личности, испытывающей эти чувства; особенности отношения личности как к своей эмоциональной сфере в целом, так и к отдельным конкретным чувствам накладывают свою печать на особенности переживания чувств личностью, на значимость их для нее и придают чувствам некоторые новые свойства.

Под углом зрения исходных теоретических взглядов на чувства автор рассматривает и анализирует многообразные методики по изучению эмоциональной сферы человека.

Л. В. Благонадежина [6] подчеркивает в своем определении эмоций и чувств, что они представляют собой переживание соответствия или несоответствия предметов и явлений действительности потребностям людей и требованиям общества. В зависимости от характера потребностей человека и от того, что в окружающей действительности имеет для него существенное значение, определенные переживания приобретают доминирующее значение и соответствующую силу. Эмоциональные переживания играют важную роль в регулировании деятельности человека. Если эмоции всегда ситуативны, то чувства могут быть как ситуативными, так и устойчивыми. Последние генетически возникают позднее. Они являются результатом эмоционального обобщения.

А. Г. Ковалев [16], отмечая, что в советской психологии нет четкого и единого понимания сущности чувств и эмоций, их природы и динамики, считает неправильным определение чувств как переживания отношения человека к действительности. В этом случае чувство рассматривается как некая надстройка над отношениями. На самом деле чувства детерминируются не отношениями человека к внешнему миру, а самим объективным миром, формирующим и чувства как отношения личности.

Неверным, по его мнению, является и способ различения чувств от эмоций по степени психологической сложности: чувства якобы сложные в эмоции – элементарные, простые переживания. К. чувствам следует относить устойчивые отношения личности, имеющие определенную предметную направленность, такие, как любовь, ненависть и т. д. Чув-

---------------------------------------------------------- 173 ----------------------------------------------------------

ство – это устойчивое образование или свойство личности, в го время как эмоция – это процесс, через который чувство проявляется.

Определение чувств как специфических отношений личности прямо противоположно теориям чувств как подсознательных реакций личности, распространенным в фрейдистской психологии.

На особого сторону теории чувств обращено внимание в другой работе П. М. Якобсона [54]. Неудачи, нередко возникающие в практике воздействия на сферу чувств человека, происходят от недостаточной уясненности психологического механизма появления, осознания и способа существования чувств. Автор показывает, в чем заключаются психологические предпосылки вызова новых чувств в человеке, и приводит наиболее существенные виды психологических ситуаций, содействующих появлению чувств. В работе анализируются те изменения в эмоциональной сфере человека, которые могут возникнуть под влиянием целенаправленного воздействия. Автор намечает этапы, приводящие к превращению переживаний ситуативного характера в устойчивый вид эмоционального отношения, делающегося качеством личности, и указывает условия организации системы воздействий, позволяющие пройти эти этапы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.65 (0.013 с.)