Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
I. Теоретический подход к рассмотрению эмоций и чувств
Те исходные для советских психологов при трактовке эмоций и чувств методологические позиции, которые с каждым годом развития советской психологии становились все более отчетливыми, в сжатом виде могут быть сведены к следующему. 1. Признание роли и значения субъективной стороны эмоций и чувств в сочетании с признанием строгой их детерминированности. 2. Понимание эмоции и чувства как своеобразного отражения действительности (само возникновение чувств, их изменение, приобретение ими меньшей или большей значимости для личности отражает связи и взаимоотношения человека с окружающей его жизнью – природной и социальной). 3. Отрицание принципиального разрыва в эмоциональной жизни человека – ее подразделения на якобы глубинную и поверхностную часть – или разрыва между эмоциями и высшими чувствами. (Отсюда возникает задача выяснения их связи между собой и их взаимопереходов.) 4. Соблюдение при освещении проблемы эмоций и чувств следующих условий: а) онто- и филогенетического подхода; б) исключения схематизации и упрощения при рассмотрении эмоций и чувств (сведения к узкому их кругу), сохранения их полноты и качественных особенностей; в) соответствия анализируемого физиологического субстрата эмоций и чувств действительной полноте эмоциональной сферы человека. Все эти положения приобретали свою отчетливую форму постепенно, по мере развития советской психологической мысли, и поэтому получают свое раскрытие не сразу и не во всех работах истекшего периода. Обратимся к рассмотрению теоретического осмысления советскими психологами вопроса о сущности эмоций и чувств. В. М. Бехтерев [5] рассматривал эмоцию как особый мимико-соматический рефлекс. Среди таких рефлексов различались: 1) общий мимико-соматический тонус (в психологии он обозначается как настроение), 2) разнообразные мимико-соматические рефлексы (они могут быть возбуждающими, подавляющими и смешанными), 3) мимико-соматические порывы (в психологии обозначаются как аффекты). Анализ мимико-соматических рефлексов производился путем самоисследования, или автогностическим методом, учитывалось их внешнее проявление, вызванное внешними раздражителями. Все это изучалось на самом себе (путем наблюдения и также путем отчета о субъективных переживаниях).
В. М. Бехтерев полемизировал с Дарвином относительно роли и значения выразительных движений. Дарвин считал, что они когда-то были полезны в борьбе за существование. Бехтерев видел их смысл и в настоящее время: все изменения при эмоции представляют собой, по его мнению, подготовку к ориентировке, защите, нападению или к сближению. Л. С. Выготский [9] в своей работе, написанной в 1932 г., указал на своеобразие положения с теориями эмоций по сравнению с теориями, относящимися к другим разделам психологии. Теория Дарвина о выразительных движениях человека, раскрывшая происхождение и эволюцию этих движений, дала толчок ряду направлений в психологии. Рибо и его школа стали развивать учение о том, что эмоции являются рудиментами психики; они пришли к абсурдному выводу, что человек с ходом развития современного общества делается все более и более безэмоциональным существом. Наряду с этими взглядами возникли ---------------------------------------------------------- 170 ---------------------------------------------------------- экспериментальные исследования, посвященные физиологической и психологической сущности эмоций и стремившиеся раскрыть как раз источник «живучести эмоций». Эти исследования в первую очередь связаны с теорией Джемса – Ланге. Взгляды Джемса на эмоциональную жизнь носили дуалистический характер. С одной стороны, он говорил о том, что низшие эмоции имеют органическое происхождение (деятельность висцеральных органов), с другой стороны, он считал, что высшие эмоции являются процессами иного рода. В этом отношении теория Джемса является шагом назад по сравнению с целостной теорией Дарвина. Теория Джемса о том, что причиной возникновения эмоций являются изменения в деятельности внутренних органов, была опровергнута экспериментально в исследованиях Кэннона и его сотрудников. Главнейшим принципиальным выводом из ряда физиологических работ является своеобразное смещение главного узла эмоциональной жизни от периферии к центру. Действительным субстратом эмоциональных процессов являются не внутренние органы, связанные с процессами растительной жизни, а церебральный механизм.
Л. С. Выготский считает, что плодотворное раскрытие ряда сторож эмоциональной жизни, не вскрытых до сих пор в достаточной мере, возможно путем обращения к психопатологии. М. А. Аствацатуров [3] высказывает о сущности эмоций следующее положение. По механизму возникновения эмоциональные состояния аналогичны чувствительности. То и другое – элементы рецепторной функции; генетически они связаны между собой. Чувствительность делится на корковую и таламическую. В соответствии с этим Аствацатуров предлагает различать две формы эмоциональных состояний: корковую – познавательную – и таламическую. Таламическая эмоция – филогенетически старая, примитивная форма психической реакции на внешние раздражения; при ней сущность психического состояния исчерпывается неясным переживанием приятного или неприятного. Корковые эмоции (филогенетически более поздняя надстройка) в противоположность таламическим характеризуются более точным качественным различением вызывающих их раздражений и содержат в себе элемент познания (гнозии). Классификация эмоций, предлагаемая Аствацатуровым, исходит из патологического состояния органов и рассматривает различные чувства как результат нарушения деятельности различных органов (например, тревога – результат нарушения сердечной деятельности). И. П. Павлов проводит отчетливое различие между эмоциями и чувствами. Термин «эмоция» является для него равнозначным термину «инстинкт». Эмоции возникают на безусловно-рефлекторной основе. Павлов говорит о переживаниях «могучих эмоций голода, полового влечения, гнева и т. д.» [33; 335] и вместе с тем специально о чувствах: «Чувство приятного и неприятного, легкости, трудности, радости, мучения, торжества, отчаяния» и т. д. [33; 244]. Наличие эмоций предполагает, что нервное возбуждение захватило не только подкорку, в деятельности которой коренится сила эмоциональных реакций, но и кору. Что же касается возникновения чувств, то, хотя их переживание предполагает, что нервное возбуждение охватило и подкорку (и вызвало ряд изменений в деятельности организма), все же причиной их появления делаются те нервные процессы, которые происходят в коре головного мозга. И. П. Павлов показывает, что различные виды чувств, испытываемые с разной степенью интенсивности, возникают на основе работы коры больших полушарий. Нормальное течение работы коры, затрудненное протекание процессов в коре, различного вида сдвиги в деятельности коры приводят к появлению разнообразных чувств. Физиологической основой их являются тормозные состояния коры., замена привычных раздражителей непривычными, ---------------------------------------------------------- 171 ---------------------------------------------------------- ломка сложившегося стереотипа высшей нервной деятельности, затрудненность или незатрудненность перехода одних процессов в другие. В этом коренятся причины появления отрицательно и положительно окрашенных чувств. Раздражителями, которые приводят к такого рода процессам в коре, могут быть самые разнообразные воздействия, включая и раздражители такого универсального характера, каким является человеческое слово. Процессы, происходящие в коре, не только приводят при известных условиях к появлению чувств, но и оказываются регулирующим началом их протекания. Именно работой коры объясняется известное торможение эмоций, которое может проявиться в некотором подавлении выразительных движений, непроизвольно возникающих при переживании чувств, или в «маскировке» этих движений. Воззрения И. П. Павлова дают физиологическое объяснение происхождения не только эмоций, но и, что особенно важно, чувств как своеобразных форм отражения действительности, объяснение сложной динамики переживаний с теми или иными колебаниями в их интенсивности, присущими отдельным лицам.
Система положений, в которой проблема эмоций и чувств трактуется в психологическом плане, раскрывается в работе С. Л. Рубинштейна [42]. Показывая связь между обеими формами эмоциональной жизни (т. е. эмоциями и чувствами) в личности человека, С. Л. Рубинштейн подчеркивает связь эмоций с потребностями и отмечает, что эмоция представляет собой проявление потребности, ее активной стороны; поэтому она включает в себя начало стремления и влечения. Истоки воли и эмоции общие, они заключены в потребностях. Эмоция действенна, в ней выявляется в одних случаях активное, в других пассивное отношение к миру. Основы человеческих чувств и эмоций надо искать не в одних физиологических механизмах, но и в исторических формах общественного бытия человека. Чувства человека – это чувства исторического человека. Первично-природные отношения в процессе эволюции человечества перестраиваются на общественной основе. Так половое влечение перерастает в большое человеческое чувство любви. Поскольку эмоции человека теснейшим образом связаны с деятельностью, огромным источником чувств человека делается труд. Эмоция представляет собой единство эмоционального и интеллектуального. Эмоциональность – это то начало в эмоции, которое обусловливает по преимуществу динамическую сторону в ней. Взаимоотношение между динамическими и смысловыми компонентами эмоциональных процессов может складываться по-разному. Поэтому эмоциональный процесс может повышать тонус психической деятельности и может снижать его. В многообразии проявлений эмоциональной сферы личности можно выделить, согласно С. Л. Рубинштейну, три уровня: 1) уровень органической аффективно-эмоциональной чувствительности (сюда относятся физические чувствования, связанные с органическими потребностями); 2) уровень опредмеченности чувств; здесь налицо осознанное переживание отношения человека к миру, которое выявляется в чувствах, связанных с самыми различными видами предметов действительности, – это предметные чувства (интеллектуальные, эстетические, моральные);
3) уровень обобщенных чувств, выражающих общие мировоззренческие установки личности, – это мировоззренческие чувства (чувство юмора, возвышенного, трагического и т. д.). Связи между эмоциями и чувствами в своеобразной форме проявляются в эмоциональных особенностях личности. Различия в эмоциональной сфере личности определяются: 1) содержанием чувств (на что они направлены), 2) эмоциональной возбудимостью (сильной или слабой), 3) степенью эмоциональной устойчивости (большой или небольшой). ---------------------------------------------------------- 172 ---------------------------------------------------------- Г. С. Костюк [19] подчеркивает, что чувства представляют собой особую форму осознания отношений человека к действительности. В них отражается ход жизненных взаимоотношений человека с окружающим; при этом чувства возникают в ходе активных отношений. Их вызывают жизненно значимые явления. Чувства всегда имеют свой объект. Если мы в самонаблюдении не открываем такого объекта, то это совсем не означает, что его.нет. Чувства всегда неразрывны с познавательными процессами. Неизвестный объект не вызывает чувств. Чувства находятся в связи с мотивами деятельности человека, его побуждениями и интересами. Характерной особенностью чувств является их разнообразие. Деление чувств на виды предполагает наличие не одного, а нескольких критериев. Они таковы: содержание чувства, ступень его развития, характер выявляющегося в нем отношения, его сила. Г. С. Костюк показывает процесс превращения простых эмоций в сложные на примере радости, печали, гнева, страха, стыда. П. М. Якобсон [53] отмечает, что изменения в переживании чувств (их субъективная сторона) детерминированы изменениями в характере взаимоотношений человека с объектом, вызывающим данное чувство. Своеобразие отражения действительности в области чувств показывается автором как на динамике чувств в процессе их переживания, так и на динамике развития и изменения устойчивых чувств в ходе жизни человека. Автор стремится показать, что изучение сферы чувств окажется адекватным своему объекту, если чувства будут рассматриваться как продукт сложного общественно-исторического развития человечества. Некоторые существенные стороны чувств раскрываются при их рассмотрении в контексте личности, испытывающей эти чувства; особенности отношения личности как к своей эмоциональной сфере в целом, так и к отдельным конкретным чувствам накладывают свою печать на особенности переживания чувств личностью, на значимость их для нее и придают чувствам некоторые новые свойства. Под углом зрения исходных теоретических взглядов на чувства автор рассматривает и анализирует многообразные методики по изучению эмоциональной сферы человека. Л. В. Благонадежина [6] подчеркивает в своем определении эмоций и чувств, что они представляют собой переживание соответствия или несоответствия предметов и явлений действительности потребностям людей и требованиям общества. В зависимости от характера потребностей человека и от того, что в окружающей действительности имеет для него существенное значение, определенные переживания приобретают доминирующее значение и соответствующую силу. Эмоциональные переживания играют важную роль в регулировании деятельности человека. Если эмоции всегда ситуативны, то чувства могут быть как ситуативными, так и устойчивыми. Последние генетически возникают позднее. Они являются результатом эмоционального обобщения.
А. Г. Ковалев [16], отмечая, что в советской психологии нет четкого и единого понимания сущности чувств и эмоций, их природы и динамики, считает неправильным определение чувств как переживания отношения человека к действительности. В этом случае чувство рассматривается как некая надстройка над отношениями. На самом деле чувства детерминируются не отношениями человека к внешнему миру, а самим объективным миром, формирующим и чувства как отношения личности. Неверным, по его мнению, является и способ различения чувств от эмоций по степени психологической сложности: чувства якобы сложные в эмоции – элементарные, простые переживания. К. чувствам следует относить устойчивые отношения личности, имеющие определенную предметную направленность, такие, как любовь, ненависть и т. д. Чув- ---------------------------------------------------------- 173 ---------------------------------------------------------- ство – это устойчивое образование или свойство личности, в го время как эмоция – это процесс, через который чувство проявляется. Определение чувств как специфических отношений личности прямо противоположно теориям чувств как подсознательных реакций личности, распространенным в фрейдистской психологии. На особого сторону теории чувств обращено внимание в другой работе П. М. Якобсона [54]. Неудачи, нередко возникающие в практике воздействия на сферу чувств человека, происходят от недостаточной уясненности психологического механизма появления, осознания и способа существования чувств. Автор показывает, в чем заключаются психологические предпосылки вызова новых чувств в человеке, и приводит наиболее существенные виды психологических ситуаций, содействующих появлению чувств. В работе анализируются те изменения в эмоциональной сфере человека, которые могут возникнуть под влиянием целенаправленного воздействия. Автор намечает этапы, приводящие к превращению переживаний ситуативного характера в устойчивый вид эмоционального отношения, делающегося качеством личности, и указывает условия организации системы воздействий, позволяющие пройти эти этапы.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.65 (0.013 с.) |