Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дифференциальная психология установки
1. Опираясь на данные многочисленных экспериментов по изучению природы установки, Д. Н. Узнадзе пришел к выводу, что установка является целостным, динамическим состоянием субъекта, состоянием готовности к определенной активности, предваряющим и направляющим эту активность, состоянием, которое обусловливается двумя факторами: потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуацией. Как мы видели, это целостное состояние индивида (установка) характеризуется целым рядом экспериментально выявленных свойств: иррадиацией и генерализацией, разной степенью возбудимости и устойчивости, динамичностью или статичностью и т. д. Но если установка является целостной модификацией индивида, динамическим состоянием его, непосредственно обуславливающим проявление его активности, то вышеописанные свойства установки, очевидно, должны в значительной мере обусловливать межиндивидуальные, типологические различия между людьми. Прежде всего следует отметить, что экспериментальные исследования действительно показали значительные дифференциально-психологические различия в отношении вышеописанных свойств установки. Все эти свойства оказались интериндивидуально в сильной степени варьирующими свойствами. ---------------------------------------------------------- 163 ---------------------------------------------------------- 2. В результате многолетнего экспериментального изучения процесса затухания установки, носящего фазовый характер [31], опираясь на эмпирический материал, Д. Н. Узнадзе выделил среди взрослых нормальных людей следующие основные группы по типу характеризующей их установки. Первую группу составили люди статичной и при этом статично-косной установки. Эти люди в условиях обычного эксперимента остаются на первой фазе, они не только не могут перейти к адекватному восприятию, но даже не переходят на вторую фазу, настолько косна их установка. Вторую группу составляют лица тоже со статичной, но в то же время менее косной, более пластичной установкой. Это люди со статично-пластичной установкой. Хотя они тоже в условиях обычного эксперимента не доходят до адекватного восприятия критических объектов (настолько статична эта установка), но некоторое изменение в их установке все-таки происходит: наряду с контрастными иллюзиями проявляются и ассимилятивные; с первой фазы они все-таки сходят, их установка менее устойчива.
Третью группу составляют люди, для которых характерна динамическая, но в то же время пластичная установка. Эти люди с пластичной динамической установкой. Действие установки у них сначала проявляется, как правило, в контрастных иллюзиях, затем проходит все фазы и заканчивается адекватным восприятием. Таким образом, установка их настолько динамична, что восприятие доходит до адекватного, и настолько пластична, что проходит через;все фазы. Четвертую группу составляют лица тоже с динамической установкой. Они тоже доходят до адекватного восприятия, но не постепенно, как третья группа, а скачкообразно, например прямо с первой фазы или прямо с третьей фазы. Таким образом, их установка не пластична, а, наоборот, косна. Эта группа характеризуется косно-динамической установкой. И, наконец, пятую группу составляют лица, у которых в обычных опытах фиксированная установка не вырабатывается вовсе – иллюзия восприятия не возникает. Они в критических опытах как бы целиком подчиняются воздействию объектов. Эту группу Д. Н. Узнадзе назвал экстравертивными людьми [26; 60-63]. Сотрудник Д. Н. Узнадзе – В. Д. Норакидзе в течение ряда лет вел работу по установлению связи между такими основными свойствами личности, как тип характера и темперамента, с одной стороны, и тип проявления фиксированной установки, с другой. В ряде работ им дается попытка установить, какие свойства установки специфичны для определенных типов характера и темперамента [16]. Д. Н. Узнадзе, отметив в своей последней работе, подытоживающей все данные по психологии установки, что задачи характерологии не входят в цели этой книги, и отметив, что разрешение проблемы характерологии – дело будущего, указывает ориентировочно на три основных типа личности, на три группы людей: динамическую (уравновешенные, приспособленные, гармоничные люди), статичную (поведение этих людей не импульсивно, а, наоборот, целиком опирается на объективацию, целиком произвольно; для них характерна постоянная рефлексия, неуверенность) и вариабельную группу (люди сильных стремлений, люди дела, но с конфликтной структурой характера), имеющую две группы – стабильную и лабильную. Он приводит экспериментальные данные о том, какого типа установка характеризует каждую из этих категорий людей [26; 158 и ел.]. Вопросы дифференциальной психологии установки систематически изложены в работе Д. Н. Узнадзе «Экспериментальные основы психологии установки» [26]. ---------------------------------------------------------- 164 ----------------------------------------------------------
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.127.197 (0.007 с.) |