Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие фиксированной и нефиксированной установки
Прежде всего следует подчеркнуть, что, поскольку экспериментальное изучение установки началось да и в дальнейшем протекало главным образом на материале экспериментальных иллюзий восприятия, это вызывало у многих читателей работ Д. Н. Узнадзе и его сотрудников совершенно превратное представление об установке как факторе, обусловливающем лишь неадекватное – иллюзорное восприятие. Установка нередко превратно понимается как фактор, искажающий восприятие. Такое понимание является недоразумением. Дело в том, что, согласно концепции Д. Н. Узнадзе, следует резко различать два вида проявления установки. Установка, которая, как это обычно происходит в нормальных условиях деятельности и, в частности, в процессе восприятия, адекватна данной ситуации и потому обусловливает не иллюзорное, а, наоборот, адекватное восприятие объективной ситуации и вообще обусловливает адекватную данной ситуации деятельность человека. Это состояние мобилизованности субъекта (индивида) как целого всегда обусловливается единством потребности субъекта и объективной ситуацией. Такая адекватная установка является обязательным опосредствующим звеном в поведении человека. Иное дело так называемая фиксированная установка, она возникает тогда, когда соответствующая данной ситуации установка фиксируется, закрепляется, что чаще всего происходит благодаря многократному повторению определенного акта деятельности и, в частности, как это происходит в большинстве вышеописанных экспериментов, благодаря много- ---------------------------------------------------------- 152 ---------------------------------------------------------- кратному восприятию одной и той же ситуации, например при 10-15-кратном сравнении одинаково расположенных разных по величине шаров, или же благодаря необычно сильному впечатлению, произведенному хотя бы однократным восприятием данной ситуации. В результате такого фиксирования, такого закрепления данной установки она в известной степени теряет свою лабильность, теряет легкую приспособляемость к малейшим изменениям ситуации (что характерно для нефиксированной установки) и благодаря атому не успевает адаптироваться к незначительным изменениям объективной ситуации (например, к изменению величин шаров в критических опытах) и потому соответственно искажает восприятие этой изменившейся ситуации (например, равные шары воспринимаются неравными благодаря тому, что их восприятию предшествовала фиксация установки на восприятие большего и меньшего шара). Затем под воздействием свойств этой новой ситуации субъект постепенно переходит к адекватному восприятию, т. е. фиксированная установка теряет свою фиксированное и переходит в адекватную установку.
Надо подчеркнуть, что фиксированная установка обусловливает адекватное восприятие при наличии неизменной (соответствующей ей) объективной ситуации и даже облегчает соответствующее восприятие или другую деятельность, например восприятие в затрудненных условиях (в темноте), автоматизацию действий, действие навыка и т. д. Интересный экспериментальный факт такого положительного действия фиксированной установки на восприятие наблюдался в опытах З. И. Ходжава с чтением «нейтрального шрифта» (см. ниже «Установка на качество»): когда испытуемому, у которого не вырабатывалась никакая фиксированная установка на чтение, тахистоскопически давались бессмысленные комплексы «нейтральных» букв, т. е. таких, конфигурация которых имеется и в русском и в латинском шрифте (см. ниже), то испытуемый путал и не мог их прочесть; когда так же написанные бессмысленные слова даются испытуемому, у которого выработана уже фиксированная установка на чтение либо только по-латыни, либо только по-русски, то он их свободно и бегло читал в условиях той же тахистоскопической экспозиции. Что касается того, что экспериментальное изучение установки происходит главным образом путем выявления закономерностей фиксированной установки, то это объясняется тем, что закономерности установки гораздо легче и точнее выявляются экспериментально после ее фиксирования и, в частности, в процессе искажения восприятия, подобно тому как закономерности условных рефлексов отчетливее выявляются в неадекватных для данной ситуации проявлениях – в реакции, соответствующей отсутствующему безусловному раздражителю; например, выделение слюны в ответ на условный раздражитель (звонок, укол и пр.) при отсутствии адекватного пищевого раздражителя. Следует отметить, что в процессе «установочных экспозиций», т. е. в период упражнения, который предшествует критическим опытам, происходит не только фиксация возникшей установки, но нередко протекает процесс дифференциации и конкретизации возникающей вначале диффузной установки. Возникшая при первых же восприятиях, еще не вполне-приспособленная к данной ситуации, сравнительно диффузная установка в процессе повторения восприятия той же ситуации окончательно оформляется, дифференцируется, конкретизируется.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-20; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.36.192 (0.005 с.) |