Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Проблемы психологического сопровождения ребенка с врожденными сенсорными и двигательными нарушениями в семье.
Содержание книги
- Основные параметры психологической характеристики ребенка с нарушением развития.
- Использование наглядных, словесных и практических методов при формировании представлений об окружающей действительности у детей с нарушениями развития.
- Особенности развития наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления у детей с нарушениями развития.
- Роль речи в формировании высших психических функций. Развитие регулирующей функции речи в процессе коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями развития.
- Формирование знаково-символической способности у детей с нарушениями развития.
- Назовите основные показатели, характеризующие уровни родительской мотивации в отношении сотрудничества со специалистами в процессе коррекционной работы с ребенком с нарушением психического развития.
- Слепота бывает тотальной и парциальной.
- Своеобразие в формировании и развитии представлений у незрячих, слабовидящих и поздноослепших детей.
- Особенности зрительно-пространственной ориентировки слепых, слабовидящих и детей с косоглазием и амблиопией.
- Трудности, возникающие в формировании игровой и учебной деятельности у детей с нарушением зрения. Способы их преодоления.
- Формирование социально-адаптивного поведения у детей с нарушением зрения.
- Типология лиц с нарушением слуха. Причины нарушений слуха у детей и взрослых и меры по их предупреждению.
- Приобретенное снижение слуха формируется под воздействием внешних факторов в любом возрасте. Причинами приобретенной слуховой дисфункции являются:
- Особенности психического развития глухого ребенка в раннем, дошкольном и младшем школьном возрасте.
- Особенности психического развития детей с нарушениями слуха
- Статические и кинестетические ощущения у глухих, особенности их зрительного восприятия
- Тренировка человека, направленная на снижение отрицательных (тошнота, рвот) реакций человеческого организма, вызванных сильными раздражениями вестибулярного аппарата.
- Развитие образной памяти - необходимое условие для развития воссоздающего воображения.
- Особенности игровой деятельности глухих детей и ее формирование.
- Этиология, патогенез, формы ДЦП.
- I уровень - отсутствие голосовой активности.
- Своеобразие личностного развития при дцп. Проблемы абилитации, реабилитации и психологической адаптации лиц с дцп.
- Основные направления и средства коррекционной работы по преодолению двигательных нарушений при детском церебральном параличе.
- Особенности представлений об окружающем у детей с церебральным параличом.
- Пути совершенствования понимания пространственно-временных и причинно-следственных отношений детьми с церебральным параличом.
- Роль психогенных факторов и резидуально-органических расстройств в развитии поведенческих реакций и формировании личностных установок ребенка с ДЦП.
- Этиология нарушений речевого развития у детей.
- Понятие «коммуникативная дезадаптация» и пути ее коррекции.
- Методы изучения коммуникативной и языковой компетентности детей с недостатками речи.
- Особенности изучения эмоционально-личностной сферы логопатов и методы психокоррекции нарушений эмоционально-личностного развития у детей с недостатками речи.
- Вид (степень) умственной отсталости. Значения коэффициента интеллекта (IQ)
- Дифференциальная диагностика умственной отсталости и задержки психического развития.
- Олигофрения, осложненная нейродинамическими расстройствами.
- Особенности предметной и игровой деятельности умственно отсталых детей.
- Пути формирования продуктивной деятельности умственно отсталых детей.
- Эмоционально-личностное становление при интеллектуальной недостаточности: самооценка, уровень притязаний, особенности самосознания; мотивы, интересы, потребности. Психологическая коррекция.
- Особенности трудовой деятельности умственно отсталых. Проблемы социализации лиц с умственной отсталостью.
- В психологическом сопровождении особенно нуждаются семьи с тяжелобольным ребенком.
- Влияние различных заболеваний на личностное развитие детей. Методы коррекции личностных искажений больных детей.
- Виды психологической коррекции детей с соматической патологией на разных этапах лечения.
- Осознание заболевания детьми разных возрастных и нозологических групп. Методы коррекции внутренней картины болезни в детском возрасте.
- Методы коррекции коммуникативных трудностей детей с соматическими заболеваниями.
- Слепоглухота.Подходы к классификации. Причины слепоглухоты и меры по их предупреждению.
- Роль обоняния в формировании ориентировки в окружающем у слепоглухих детей.
- Диагностика уровня психического развития слепоглухого человека.
- Проблемы психологического сопровождения ребенка с врожденными сенсорными и двигательными нарушениями в семье.
1. Проблема принятия ребенка с нарушениями семьей. При рождении ребенка с сочетанными нарушениями, родители находятся в постоянном конфликте с собой, в межличностном конфликте друг с другом, в такой атмосфере ребенку также сложно приспособиться к адекватному восприятию, так как все, что бы не сделал ребенок будет восприниматься родителем негативно, агрессивно или игнорироваться вовсе.
2. Проблема адекватного восприятия психолога или специального педагога внутри семьи, так как привычный уклад семьи нарушается посторонним человеком и мама или отец изначально не воспринимают педагогические приемы психолога как важный этап формирования многих компетенций ребенка. Принимают задания с агрессией или раздражением.
3. Гиперопека ребенка со стороны семьи. Психологу приходится постоянно убеждать родителей и опекунов, что ребенок может многое сделать сам, существенные вмешательства родителей в период формирования пространственных ощущений, самообслуживания и др. негативно влияют на ребенка, так как родители попросту не дают ребенку даже попробовать сделать что-то самостоятельно, ограничивают доступную ему среду одной комнатой, или даже диваном
4. Отсутствие техничских средств для комплексной работы с ребенком. Многие семьи с детьми с двигательными нарушениями не имеют возможности приобрести специальное оборудование, которое может помочь ребенку развиваться и участвовать хоть как-то в семейной и общественной жизни. Вертикализаторы помогают ребенку воспринимавшему окружающий мир только в лежачем положении увидеть и почуствовать положение предметов с другой стороны, почуствовать свое тело по другому. Специальные технические средства могут упростить общение для невербальных детей..
Посттравматический синдром у лиц с приобретенными сенсорными и двигательными нарушениями.
П осттравматический синдром (ПТС, посттравматическое стрессовое расстройство – ПТСР) — тяжелое нарушение психики, обусловленное внешним воздействием сверхсильного травмирующего фактора. Клинические признаки психических расстройств возникают в результате насильственных действий, истощения ЦНС, унижения, боязни за жизнь близких людей. Патология развивается у военных; лиц, внезапно узнавших о своей неизлечимой болезни; пострадавших в чрезвычайных ситуациях.
Характерными симптомами ПТС являются:
- психоэмоциональное перенапряжение,
- мучительные воспоминания,
- тревога,
- страх.
Воспоминания о травмирующей ситуации возникают приступообразно при встрече с раздражителями. Ими часто становятся звуки, запахи, лица и картинки из прошлого. Из-за постоянного нервного перенапряжения нарушается сон, истощается ЦНС, развивается дисфункция внутренних органов и систем. Психотравмирующие события оказывают стрессовое воздействие на человека, что приводит к депрессии, замкнутости, зацикленности на ситуации. Подобные признаки сохраняются на долгое время, синдром неуклонно прогрессирует, причиняя больному значительные страдания.
Потеря или ограничение трудоспособности в результате травмы (заболевания) у взрослого человека приводит к определенной перестройке психики и поведения. Процесс адаптации протекает крайне болезненно и трудно. Это связано не только с физическими страданиями, но и с утратой большой ценности, часто ведущей к утрате смысла жизни в целом. У человека с приобретенными нарушениями сенсорного или двигательного характера существенным трансформациям подвергаются важнейшие составляющие его личности: мировоззрение, ценностные ориентации, мотивация, отношение к людям и деятельности и др.
|