Особенности зрительно-пространственной ориентировки слепых, слабовидящих и детей с косоглазием и амблиопией. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности зрительно-пространственной ориентировки слепых, слабовидящих и детей с косоглазием и амблиопией.



Тотальная слепота – резко сниженная способность человека получать информацию с помощью зрения, невозможность различать предметы и их свойства по визуальным признакам, при этом части детей доступно только светоощущение.

Слабовидение – это снижение остроты зрения, при котором значения остроты зрения находятся в пределах от 0,05 до 0,4 на лучше видящем глазу с коррекцией обычными очками. Дети могут использовать зрение при решении каждодневных задач. При слабовидении речь идет о существенном снижении остроты зрения. Хотя у детей имеются остаточные возможности зрения, ребенок все же ограничен в восприятии мира через зрительный анализатор, так как значительно уменьшается скорость зрительного восприятия, наблюдаются узость обзора, недостаточность четкости и яркости восприятия, искажаются образы предметов.

Косоглазие у детей. Термин «косоглазие» объединяет различные поражения зрительной и глазодвигательной систем, которые вызывают отклонение (периодическое или постоянное) глазного яблока от обычной его локализации, то есть от совместной точки фиксации, и связанное с этим нарушение функции бинокулярного зрения. В зависимости от того, куда отклонен глаз, наблюдается внутреннее, или сходящееся, и наружное, или расходящееся, косоглазие, а также косоглазие кверху или книзу. Косоглазие приводит к нарушению бинокулярного зрения, а также к другим трудностям зрительного восприятия. Дети затрудняются в выделении частей объекта, у них недостаточно развиты умения соотносить части предмета, особенно разрозненные, в одно целое. Дети с трудностями выполняют те действия, в которых требуется произвести анализ формы и величины предметов, а также пространственных отношений.

Амблиопия - понижение зрения без видимых причин, выражающееся в снижении остроты центрального зрения. Часто возникает вследствие вынужденного бездействия глаза при косоглазии и нарушении бинокулярного зрения. При амблиопии не наблюдаются органические нарушения, однако в некоторых случаях оно может привести к амоврозу (полной слепоте).

Специфичность ориентации слепых проявилась в трудностях формирования навыков практической ориентировки на своем теле. У значительной части детей выявлена несформированность си­стемы представлений о своем теле, нет связи со словесными обозначе­ниями пространства или они очень слабы, неустойчивы. Значительные трудности вызывало также ориентирование в пространстве вокруг себя. При этом у тех детей, которые слабо справляются с заданиями опреде­ления основных направлений в пространстве, отсутствовали четкие зна­ния о пространственной характеристике частей своего тела, как точки отсчета направлений в пространстве вокруг себя.

Уже к 5 - 6 месяцам у слепых детей сформирована первая система ориентации в про­странстве. Дети к этому возрасту способны практически различать вер­тикальное и горизонтальное положение.

В этот период большую роль играет повторение путей и установле­ние связей между осязаемым объектом и его звуковой характеристикой, что позволяет слепому выделять звуковую характеристику объектов как их сигнальный признак. Выполнение детьми этого возраста движений руками, головой, туловищем также способствует развитию ориентиров­ки.

Дальнейшая стадия развития ориентации связана с формированием активного самостоятельного передвижения в пространстве и его позна­нием, что способствует развитию сенсорной и двигательной сфер ребенка. Важнейшим фактором в структуре ориентировочной деятельности ста­новится также пассивная и активная речь. Связь речи с движением, пред­метной деятельностью способствует ориентации в пространстве.

Учащиеся начальной класса школы для слепых испытывают значительно боль­шие трудности в определении направлений в пространстве как по гори­зонтали, так и по вертикали относительно собственного тела и особен­но относительно другого человека, что свидетельствует о том, что:

а) они недостаточно владеют схемой тела;

     б) не имеют достаточно четкого сло­варя, отражающего направления движений, и ясных представлений о на­правлении движений.

Ошибки пространственной ориентировки у слепых де­тей связаны также с несформированностью мыслительной деятельнос­ти. Об этом свидетельствуют ошибки при поворотах тела. Пово­роты кругом при ориентировке на какой-либо предмет или на учителя большинство учащихся выполняли нечетко, с полуоборота, с переступанием. Они испытывали серьезные затруднения при характеристике соб­ственного положения в пространстве по отношению к предметам при поворотах и при различении пространственных отношений между сами­ми предметами.

Боязнь пространства и страх передвижения, столкновения с незна­комыми объектами тормозят у слепых детей формирование двигатель­ной сферы, как одной из важнейших составляющих деятельности ориен­тирования. У слепых детей наблюдаются трудности и замедленность фор­мирования сложных двигательных актов, новых предметных действий.

Дети с косоглазием и амблиопией испытывают большие трудности в сохранении направления движения, часто его меняли из-за осуществ­ления контроля за движением только одним, лучше видящим глазом.

Работа детей с разборными игрушками выявила большие трудности в выделении и соотнесении деталей игрушек, в их правильном располо­жении относительно друг друга вследствие монокулярности зрения. При выполнении моделирования предметно-пространственного построения по образцу проявилась зависимость результативности решения задания от точки отсчета, выбранной ребенком.

Особенно следует выделить ошибки в определении удаленности и местоположения предметов относительно учащихся. Например, они зат­рудняются в локализации положения предметов относительно собствен­ного тела (дальше, ближе, там, тут). У детей этой группы отмечаются недостатки в ориентировке при выполнении основных локомоторных дей­ствий. Трудности в ходьбе усугубляются малой подвижностью, что зат­рудняет формирование представлений об удаленности предметов, мери­лом чего для слепого является ходьба и время движения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.2.184 (0.005 с.)