Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Трудности, возникающие в формировании игровой и учебной деятельности у детей с нарушением зрения. Способы их преодоления.
Совместная деятельность с другими детьми. Важной стороной психического развития ребенка выступает его совместная деятельность с другими детьми. По мнению Л. С. Выготского, первоначально высшие психические функции в процессе своего генеза находятся в обособленном виде, их взаимодействие формируется в процессе общения и совместной деятельности ребенка с другими детьми и взрослыми. Совместная деятельность ребенка с глубокими нарушениями зрения серьезно ограничена за счет моторной неловкости, трудностей в пространственной ориентации и несформированности предметных действий, а также ограниченного запаса знаний и представлений, необходимых для активного коммуникативного взаимодействия. Затруднения, возникающие в процессе общения и совместной деятельности, отрицательно сказываются на психическом развитии незрячего ребенка. Игровая деятельность. Игровая деятельность является одним из ведущих видов деятельности в дошкольном детстве. Процесс развития игровой деятельности ребенка с глубокими нарушениями зрения тормозится недостатками моторики, предметных действий и бедностью запаса представлений. Более сложный уровень организации игровой активности — сюжетная игра, требующая определенных знаний социальных ролей и отношений. Эта сфера представлений слепого дошкольника, как правило, весьма бедна. Именно поэтому детей с глубокими нарушениями зрения специально обучают игровой деятельности, что способствует коррекции отклонений в их психическом развитии. Процесс восприятия учебного материала и игры учащимися со зрительными нарушениями во многом зависит от клинической картины зрительного дефекта, от структурно-функциональных нарушений данного анализатора. В зависимости от функциональных нарушений органа зрения (острота, поле, бинокулярность, светоцветоразличие, фиксация взора и др.) организуется и методически направляется коррекционно-педагогическая работа, определяются различные эргономические рекомендации (зрительная, тактильная, физическая нагрузки, освещенность рабочей поверхности стола и др.). При функциональных нарушениях (снижение остроты зрения, аномалии бинокулярности, сужение полей зрения, цветоразличения и др.) страдает психическое развитие (ощущения, восприятия, представления, мышление, речь и др.), а также физические процессы (координация движений, ориентировка в пространстве, формирование осанки, плоскостопие и др.) Исходя из этого в психолого-педагогической практике коррекционная работа строится по следующим направлениям (Л.Н. Красниковой, М.П. Чигриновой (1980), Б.К. Тупоногова (1999)):
– коррекция психического развития; – коррекция физического развития; – коррекция сохранных видов чувствительности. При проведении занятий следует придерживаться рекомендаций, предложенных Л.А. Дружининой [13]: – создавать эмоционально благоприятную обстановку при общении с ребенком; – избегать стрессовых состояний, ситуаций неуспеха; – поддержание всеми педагогами охранительного режима путем чередования видов деятельности и индивидуального подхода к степени предлагаемой интеллектуальной нагрузки; – виды деятельности в течение для предлагать с учетом перехода от малоподвижных занятий к активным играм, от эмоционально ярких к спокойным занятиям. Включение в деятельность слепорожденных или рано потерявших зрение также благотворно влияет на компенсаторное приспособление. Участие в игровой, а затем учебной и трудовой деятельности повышает их активность, развивает мотивационную сферу, сенсибилизирует чувствительность сохранных и нарушенных анализаторных систем, положительно сказывается на развитии высших психических функций. Раннее включение слепых детей в познавательную деятельность способствует коррекции и компенсации нарушенных функций. Активное и инструментальное осязание участвует во всех видах деятельности слепых: игровой, учебной и трудовой. Такое значение осязание получает в связи с полной или частичной утратой зрения, которое совместно с кож-но-мышечным чувством является регулятором деятельности. С помощью осязания можно достаточно полно, а в ряде случаев, например при отражении формы, плотности, температуры, шероховатости и некоторых других признаков, точнее, чем зрительно, отразить свойства и качества объектов. Игровая деятельность слепого ребенка должна направляться и регулироваться взрослыми. Во время этой деятельности должны использоваться все сохранные анализаторы, для чего необходимо подбирать и специально создавать игрушки, рассчитанные на осязательное и слуховое восприятие. Исследования Л.И. Солнцевой показали, что только на основе использования активного осязания, игровая деятельность может обогатить чувственный опыт слепого ребенка, расширить содержание этого вида деятельности, дать навыки действия с предметами, положительно повлиять на психическое развитие слепого в целом.
В полной мере компенсаторная роль осязания проявляется уже в начальный период организованного обучения слепых. Тотальная или парциальная слепота делает невозможным овладение навыками чтения обычного типографского шрифта и графического письма, исключает возможность использования большей части наглядных пособий (рисунки, карты, чертежи и т. п.). Поскольку осязательное восприятие отражает форму, величину, удаление объектов, становится возможной замена графических изображений букв алфавита, цифр, чертежей, схем и т.п. рельефными изображениями тех же объектов. При обучении слепых используются различные виды рельефа: выпуклый и вогнутый, точечный и линейный. Эти размеры положены в основу точечного рельефного шрифта Брайля. Каждая буква или цифра этого шрифта представляет собой пространственную комбинацию.. наряду с непосредственным чувственным отражением существует опосредст-вованное приборное восприятие, при котором между субъектом и объектом отражения помещается прибор, позволяющий отразить непосредственно не воспринимаемые свойства и признаки предметов и явлений окружающего мира (микроскоп, рентгеновский аппарат, звуковой локатор и т. п.).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.70.101 (0.006 с.) |