Особенности психического развития глухого ребенка в раннем, дошкольном и младшем школьном возрасте. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности психического развития глухого ребенка в раннем, дошкольном и младшем школьном возрасте.



К основным методам относятся метод наблюдения и психологический эксперимент. К вспомогательным – метод анализа продуктов деятельности, метод тестов, анкетирование, беседа.

В психологии метод наблюдения применяется по отношению к широкому кругу явлений. Основными характеристиками являются целенаправленность, опосредованность теоретическими представлениями и планомерность.

Цель наблюдения – выяснение своеобразия протекания психических процессов у данного школьника и его индивидуальных особенностей. В специальной психологии при изучении детей с нарушением слуха – этот метод приобретает еще большее значение, поскольку из-за ограничений контакта с испытуемым, обусловленных потерей слуха, другой метод не может быть использован. Из учение школьника в его развитии, своевременный учет изменений, происходящих в его психической деятельности, достигает цели лишь при условии систематического, повседневного наблюдения. Наблюдения, проводимые от случая к случаю, недостаточны для прослеживания процесса развития ребенка. Предметом наблюдения могут быть внешние компоненты деятельности – движения, перемещения, речевые акты, своеобразие мимики. При этом нужно учитывать, что присутствие наблюдателя может менять поведение детей, нарушая его естественность. Чтобы получить достаточный для выводов и обобщений материал необходимо проводить длительные и систематические наблюдения за детьми в различных видах деятельности – в игре, на уроках, при выполнении дом заданий и т.п., в повторяющихся и изменяющихся ситуациях. Это позволит сопоставлять частные проявления наблюдаемых свойств с общей ситуацией психического развития ребенка.

Психологический эксперимент. Этот метод отличается активным вмешательством со стороны исследователя, который осуществляет планомерное изменение в поведении человека и регистрирует происходящие изменения.

Экспериментальное исследование включает в себя несколько этапов:

постановку цели, планирование, собственно проведение эксперимента, анализ полученных результатов, формулирование выводов.

При организации психических экспериментов следует учитывать несколько важных моментов. Необходимо обеспечить адекватное понимание инструкции, т.к. ребенок может не понять или понять неправильно предъявленную ему словесную инструкцию. Ч тобы этого не произошло, при объяснении инструкции можно использовать жестовую речь (наглядность, показ).

Большое внимание надо уделять подбору сравниваемых групп испытуемых. Необходимо принимать во внимание условия воспитания и обучения ребенка (был ли он в специальном дет.саду, по какой программе учился), в ремя и степень нарушения слуха, причины потери слуха, данные об остаточном слухе, уровень развития словесной речи, виды речи, которыми он владеет (жестовая, словесная, устная, письменная, дактильная), успеваемость, тип семьи (имеется в виду наличие или отсутствие нарушений слуха у родителей).

В исследованиях используются все виды психологического эксперимента.

Это лабораторный эксперимент – при котором обеспечивается строгий контроль изучаемых зависимых и независимых переменных.

Естественный эксперимент – объединяет положительные черты наблюдения (естественность обстановки, привычную для детей деятельность, что позволяет избежать эмоционального напряжения, преднамеренности ответов, часто возникающих при лабораторном эксперименте и возможности целенаправленного воздействия на изучаемые параметры и фиксацию их изменения.

Большое значение приобретает обучающий эксперимент. С помощью этого вида выявляется не столько состояние знаний, умений и навыков, сколько особенности их становления.

Метод анализа продуктов деятельности – изучению подвергаются разные материалы или материализованные результаты различных видов деятельности – рисунки, поделки, аппликации, конструкции, изделия, изготовленные в процессе труда, письменные работы, сочинения.

Анализ продуктов деятельности позволяет проследить и выделить затруднения и ошибки, способы преодоления трудностей, провести их соотношения на конечном и промежуточном этапах деятельности.

На разных этапах психического развития детей имеет значение анализ разных продуктов деятельности: в дошкольном и младшем школьном возрасте – это рисунки, аппликации;

В среднем школьном возрасте – письменные работы, сочинения, что позволяет проанализировать особенности употребления слов, усвоения слов, усвоения грамматического строя речи.

Тестирование - позволяет определять актуальный уровень развития знаний, умений, свойств.

Тестирование основывается на использовании стандартизированных заданий и вопросов, имеющих определенную шкалу значений. Это дает возможность математической обработки результатов и их последующего сравнения.

Беседа – ограничена. Но она может быть средством выяснения таких вопросов, которые трудно или невозможно решить наблюдением, н-р, как он провел каникулы, праздники.

В индивидуальной беседе можно узнать, какие из прочитанных книг ему больше понравились, какого содержания книги он хочет прочитать.

Такие беседы позволяют не только выяснить интересующие воспитателя вопросы, но в процессе их проведения воздействовать на воспитанника в нужном направлении.

Анализ высказываний о прочитанных книгах дает возможность выяснить уровень понимания их. Индивидуальная беседа порождает большую откровенность и свободу высказываний.

Нарушения слуха в раннем и дошкольном возрасте оказывают особенно сильное влияние на последующее развитие ребенка. В сложной структуре развития ребенка со сниженным слухом наряду с первичным недостатком слухового анализатора отмечается своеобразие в формировании его речи и других психических процессов. Различные стороны психического развития детей с нарушениями слуха в раннем и дошкольном возрасте являлись предметом научных исследований Р. М. Боскис, Г. Л. Выгодской, А. А. Катаевой, Б. Д. Корсунской, Э. И. Леонгард, Л. П. Носковой, Т. И. Обуховой, Т. В. Розановой, Ж. И. Шиф и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.100.180 (0.006 с.)