Эмоционально-личностное становление при интеллектуальной недостаточности: самооценка, уровень притязаний, особенности самосознания; мотивы, интересы, потребности. Психологическая коррекция. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эмоционально-личностное становление при интеллектуальной недостаточности: самооценка, уровень притязаний, особенности самосознания; мотивы, интересы, потребности. Психологическая коррекция.



Этапы развития личности — это этапы постепенного включения ребенка в многообразные социальные отношения с одновременным формированием целостной и иерархизированной структуры личности. Другими словами, в процессе личностного развития формируются определенные социальные ориентиры по отношению к себе и другим. Основным негативным последствием патологического уровня личностного развития является наличие выраженных затруднений в социально-психологической адаптации, проявляющейся во взаимодействии личности с социумом и с самим собой.

Общим характерным признаком для эмоционально-волевой сферы лиц с интеллектуальной недостаточностью является преобладание не столько тонких дифференцированных эмоций, сколько аффектов. Э моциональные переживания ограничены интересами, имеющими к ним непосредственное отношение. Чем сильнее выражена умственная отсталость, тем больше желаний, направленных на удовлетворение элементарных потребностей (утолить голод, избежать холода и т.д.). Они редко испытывают недовольство собой, сознание вины. Недоразвитие и несовершенство волевых функций может проявляться в своеобразном сочетании внушаемости, пассивной подчиняемости и упрямства, импульсивности. Могут проявляться декомпенсации выражающиеся в тревоге, расстройствах настроения, головных болях, ухудшении сна.

По мнению Лебединской К.С., Шипицыной Л.М., Иванова Е.С. и др., у детей с умственной отсталостью в лёгкой степени наиболее часто встречаются три типа синдромов нарушений поведения:

- Синдром психической неустойчивости, который, наряду с общими признаками психоорганического синдрома, характеризуется крайней неустойчивостью, изменчивостью поведения в зависимости от внешних обстоятельств; повышенной внушаемостью, подражаемостью; преобладанием повышенного (эйфорического) фона настроения; собственной переоценкой; склонностью к хвастовству, лживости, демонстративности; стремлению к примитивным удовольствиям.

- Синдром повышенной аффективной возбудимости, который проявляется у детей и подростков, в основном, эмоциональной раздражительностью, агрессией, жестокостью, склонностью к бурным аффективным разрядам, неадекватным силе раздражителя, вызвавшего аффект. С началом полового созревания степень аффективной возбудимости нередко возрастает. Подросткам свойственны подражательные действия, побеги из дома и интернатных учреждений, курение, склонность к токсикомании, ранней алкоголизации.

- Синдром нарушенных влечений, входящий в структуру более обширного психоорганического синдрома, проявляется расторможенностью инстинктивной сферы: в стремлении причинить боль другому, элементах вандализма, садизма, немотивированных уходах из дома или интернатного учреждения, бродяжничестве.

В основе этих нарушений поведения лежит недостаточность нравственных побуждений и установок, эмоциональных привязанностей, дифференцированного отношения к окружающим, недостаточная критичность к своим поступкам и негативному поведению других лиц, нарушение инстинктивной жизни (недостаточность чувства самосохранения.

У детей с умственной отсталостью эмоционально-волевая сфера имеет свои специфические особенности:

- недоразвитие потребностной и мотивационной сферы (преобладают биологические потребности, нет потребностей в социальном, личностном развитии, неразвита учебная мотивация);

- недостаточная дифференциация чувств и эмоций (бедность чувств, распознают только полярные эмоции, не понимают сложных эмоций, не могут распознать эмоциональное состояние по мимике и жестам, затрудняются в определении эмоций даже на картинках, переживания примитивны);

- неадекватность, неустойчивость, лабильность эмоций, импульсивные реакции на внешние впечатления;

- недостаточно развита воля и произвольность (отсутствует самоконтроль, не могут противостоять воле другого человека, безынициативны);

- неадекватная самооценка (подвергается колебаниям из-за разницы в оценке окружающих); - низкий уровень притязаний (зависит от уровня доступности той или иной деятельности).

Все эти особенности приводят к незрелости личностной сферы и нуждаются в коррекции.

Целью программы является развитие у умственно отсталых детей способности к эмоциональной регуляции собственного поведения, формирование психических новообразований и личностного роста ребёнка, развитие познавательных возможностей.

Основные этапы и формы реализации программы.

- Диагностический - проведение психолого-диагностического обследования с использованием различных методик с целью определения уровня развития эмоционально-волевой сферы ребенка (индивидуальное и групповое).

- Коррекционно-обучающий - проведение коррекционно-развивающих занятий. Основной формой организации учебного процесса является комплексное групповое занятие (5-6 человек в возрасте от 7 до 18 лет),включающее в себя как теоретическую, так и практическую деятельность детей. Продолжительность занятий зависит от возрастного состава и психологических особенностей детей, включенных в группу (от 20 до 25 мин).

Структура группового занятия:

2. ритуал приветствия

3. разминка

4. обсуждение прошлого занятия

5. основное содержание занятия

6. обсуждение текущего занятия

7. ритуал прощания.

В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия.

Занятия строятся в доступной и интересной для детей форме. В основном используются следующие методы:

  1. Имитационные и ролевые игры;
  2. Этюды;
  3. Психогимнастика;
  4. Рисуночные методы;
  5. Рассматривание рисунков и пиктограмм;
  6. Игры с правилами;
  7. Моделирование и анализ заданных ситуаций;
  8. Чтение художественных произведений;
  9. Сочинение сказок;
  10. Элементы групповой дискуссии;
  11. Метод воображения;
  12. Релаксация.

Эти методы являются хорошим средством формирования у детей навыков эмоциональной регуляции поведения.

- Аналитический - оценка результатов проводимых занятий посредством повторного диагностического обследования.

Реализация программы - 15 часов (1 раз в 2 недели).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.127.197 (0.006 с.)