Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности трудовой деятельности умственно отсталых. Проблемы социализации лиц с умственной отсталостью.
На основе исследования особенностей умственно отсталых детей Л. С. Выготский показал, что у всех детей, в том числе и умственно отсталых, под воздействием среды (прежде всего, обучения) формируются сложные виды психической деятельности «психологические функции». Для успешной социальной адаптации рекомендуется расширять бытовой и социальный опыт детей с нарушениями интеллекта. Эту задачу можно решать средствами специального образования, но при этом возникает проблема: учащиеся с трудом могут применять в повседневной жизни знания, получаемые на отдельных предметах. Поэтому при обучении необходимо уделять внимание востребованности теоретических знаний в повседневной жизни. Для этого необходимо связывать любые теоретические понятия с окружающей действительностью. На предметах общеобразовательного цикла рекомендуется по возможности приближать учебный процесс к реальным, жизненным условиям, например, моделировать жизненные и производственные ситуации. При обучении детей с нарушением интеллекта рекомендуется включать их в процесс активной практической деятельности. Усвоение предметных действий будет наиболее эффективным при создании условий для эмоционального, ситуативно-делового общения с взрослым. У детей с нарушением интеллекта обнаружены неполные представления о социальном окружении, размытость жизненных перспектив, пассивное отношение к общественным. Ряд исследователей подчеркивают роль детского коллектива для формирования активной жизненной позиции учеников. Для этого рекомендуется создавать положительный микроклимат в группе, который позволит включить всех учащихся в деятельность класса с учетом их особенностей и наклонностей. Другие авторы говорят о важности подготовки к самостоятельной жизни умственно отсталых детей. Для этого осуществляется работа по конкретизации и уточнении жизненные планов, приучение детей к самообслуживанию и обслуживающему труду, формирование коммуникативных навыков. Под агентами социализации (семья, сверстники, школа, профессиональная среда)мы будем понимать группы и социальные контексты, в рамках которых совершаются процессы социализации. Во всех культурах семья является для ребенка основным социализирующим агентом. Однако на более поздних стадиях жизни вступает в действие множество других агентов социализации.
Огромное значение для поступательного развития общества имеет семья, статус которой во многом определяется уровнем и состоянием внутрисемейных межличностных отношений. Умственно отсталый ребенок всегда вносит определенную степень напряженности в отношения между супругами. Это определяет необходимость психологической коррекционной работы в таких семьях. Опыт показывает, что семейная ситуация остается более контролируемой в семьях, в которых родители имеют более широкий кругозор и круг интересов. Существенная роль в решении коррекционных, воспитательных и образовательных задач специальной школы принадлежит трудовому воспитанию. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом меняется самооценка. В процессе общения и овладения новыми знаниями формируется мировоззрение школьника. Овладение элементами трудовой деятельности является прямым продолжением развития предметной деятельности ребенка, делает для ребенка социально значимыми сами предметные действия и требует нового уровня овладения предметными и орудийными действиями. Овладение элементами трудовой деятельности оказывается не простым делом для дошкольников с нарушениями интеллекта. Уже самообслуживание включает в себя ряд весьма сложных по своей структуре навыков, которыми должны овладеть дети. Для ребенка здесь может возникнуть два затруднения: в определении и усвоении последовательности операций и в овладении каждой из них. В данном случае ребенок уже не может остаться на уровне понимания функционального назначения предметов или приблизительного знания состава действия. Он должен овладеть как структурой действия, так и каждой составляющей его операцией. Таким образом, возникновение трудовой деятельности играет большую роль в усвоении умственно отсталым ребенком опыта действий с предметами, способствует пониманию роли каждого отдельного действия и его логической последовательности.
Хозяйственно-бытовой труд вводится в специальном дошкольном учреждении на втором году обучения. Следующим видом трудовой деятельности умственно отсталых дошкольников является труд в природе. Дети ухаживают за растениями и животными в группе, трудятся на участке дошкольного учреждения. Прежде всего во всех видах труда дети приобретают определенные навыки и умения, овладевают предметными и орудийными действиями, что, в свою очередь, способствует развитию восприятия и наглядного мышления. Формы организации трудового воспитания могут быть самыми различными, но их осуществление связано с тремя видами трудовой деятельности: учебной, бытовой и общественно полезной, каждая из которых способна при правильной организации корректировать личностное развитие учащегося. Так, например, систематически выполняемая работа позволяет развивать чувство долга и товарищества, ответственности за порученное дело и такие качества личности, как настойчивость, честность, правдивость. Т рудовая деятельность позволяет включать учащихся в процессы, которые оказывают благотворное влияние на весь организм ребенка. У них воспитываются необходимые навыки личной гигиены, привычка следить за чистотой помещения, что создает условия для здорово образа жизни. Включение школьников в разнообразный труд позволяет также постигнуть его красоту, получить удовлетворение от его результатов. Проблема трудоустройства умственно отсталых является самой актуальной на сегодняшний день, ведь в государстве почти не осталось предприятий, где используется труд инвалидов. В Москве проживают более одного миллиона инвалидов, из них молодых людей в возрасте от 18 до 30 лет – 34 тысячи. Абсолютное большинство – 52% - имеют инвалидность вследствие ментальных нарушений. Согласно статистике, трудоустраиваются около 2% таких людей. Конечно, далеко не все инвалиды с ментальными нарушениями могут трудиться в силу своих возможностей, а у кого-то нет навыка или привычки к труду. Другие не предпринимают даже попыток для трудоустройства. В московской службе занятости есть данные о том, что ежегодно активно ищут работу не менее 200 молодых людей с ментальными нарушениями, находят работу по своим возможностям и желанию не более половины из них. Много молодых инвалидов не могут трудоустроиться. Соматические заболевания 50. Организация психологической помощи детям с хроническими соматическими заболеваниями в условиях медицинских учреждений. Функции психолога в медицинском учреждении.
Проблема психологической помощи детям с соматическими заболеваниями является весьма актуальной, но практически не разработанной в клинической психологии. Традиционно выделяют три вида психологической помощи: п сихологическое консультирование, психокоррекцию и психотерапию, которые имеют разные цели и способы воздействия. Психологическая помощь детям и подросткам с соматическими заболеваниями отличается от психологической помощи детям и подросткам с другими нарушениями в психическом развитии – как по целевой направленности, так и по организации и динамике процесса работы с ребенком. Она предполагает учет следующих факторов: 1) разнообразия этиопатогенетических факторов соматических заболеваний в детском возрасте; 2) специфики внутренней картины болезни (ВКБ) в детском и подростковом возрасте; 3) специфики психотравмирующих ситуаций, связанных с заболеванием и включающих в себя: - длительность и тяжесть заболевания, - уровень аффективной значимости болезни для ребенка и подростка, - психофизическое состояние ребенка и подростка в период болезни; 4) особенности микросоциального окружения ребенка, включающего в себя отношение родителей к болезни ребенка, стили семейного воспитания, особенности функционирования семьи в целом.
Важными составляющими психологической помощи детям и подросткам, помимо консультирования, психологической коррекции и психотерапии, являются психологическое сопровождение, психологическая поддержка, а также психологическая диагностика и прогностика. Психологическим фактором, определяющим течение заболевания и эффективность лечения ребенка, является внутренняя картина болезни (ВКБ), которая рассматривается как основной комплекс вторичных, психологических по своей природе симптомов заболевания, осложняющих течение болезни, препятствующих успешности лечения и реабилитации. На формирование ВКБ у ребенка большое влияние оказывает отношение родителей к здоровью и болезни ребенка. Основным компонентом ВКБ как у взрослых, так и у детей является отношение к болезни, включающее в себя три уровня: когнитивный, эмоциональный и поведенческий. Когнитивный уровень ВКБ включает в себя знания о своем заболевании и осознание его, что у детей в значительной степени зависит от возраста и уровня интеллектуального развития. дети не понимают причин заболевания, рассматривают их как наказание за непослушание, за несоблюдение гигиены и пр., а в более старшем возрасте – связывают болезнь с конфликтами в семье и школе. Эмоциональный уровень ВКБ у детей и подростков проявляется поразному и в значительной степени зависит от возраста ребенка. У детей младшей возрастной группы отношение к болезни не затрагивает смысловой иерархии личности. С возрастом у детей проявляются собственные эмоциональные оценки болезни и ее последствий, т.е. возрастает переживание болезни. Поведенческий уровень отношения к болезни включает в себя выработку определенной стратегии поведения ребенка в ситуации болезни, т.е. принятие роли больного, борьба с болезнью, установка на нее. В отличие от взрослых больных, у детей и подростков почти не наблюдается факта «отрицания болезни» и «ухода в болезнь», а проявляется в таких защитных механизмах их личности как фантазирование, регресс, уход от проблем, вытеснение и др.
Психическое развитие длительно болеющего ребенка отличается определенной спецификой и рассматривается как кризис психического развития в целом и развития личности в частности. Нередко хронические заболевания в детском возрасте сопровождаются патологическим формированием личности, формируются задержки общего и психического развития, особенно у детей и подростков с врожденными пороками сердца, ревматизмом, хронической дизентерией и т.п. Чаще всего стойкая астения, снижающая общий психический тонус, приводит к нарушениям эмоционально-волевой сферы. Д.Н. Исаев выделяет 4 группы соматически больных детей в зависимости от состояния психического здоровья. Первая групп а – это совершенно здоровые дети с оптимальной адаптированностью. Вторая группа – дети с легкими функциональными нарушениями (утомляемостью, нарушениями сна, неустойчивостью настроения). Третья группа – дети с «доклиническими состояниями или с астеноневротическим синдромом, с тревожностью, мнительностью, неуверенностью, нарушением биоритмов, вегетативными пароксизмами (головными болями, головокружениями, тошнотой), периодическими аллергическими проявлениями, снижением работоспособности». Четвертая группа – дети с клиническими формами (патохарактерологическими, психоорганическими синдромами) в стадии субкомпенсации. Одной из особенностей психического развития детей с соматическими расстройствами подчеркивается негативная роль тревожности как преморбидного радикала личности ребенка. Личностная тревожность формирует готовность к возникновению тревожных реакций у детей и подростков с соматическими заболеваниями, что приводит к нарушению адаптивного поведения в период болезни и лечения. Кроме тревожности выделяются такие преморбидные радикалы личности как эмоциональность, которая проявляется в позитивных или негативных реакциях ребенка на его окружение. При определенных условиях, эмоциональность может играть отрицательную роль, способствовать формированию эмоционального напряжения, что нередко приводит ребенка к невротическим или соматическим расстройствам. Близким к состоянию тревожности является состояние страха у ребенка (страх предстоящей операции, перевязки, боли и пр.). У детей и подростков с соматическими заболеваниями психолог встречается с двумя типами страхов – нормальным, проявляющимся как естественная реакция (например, страх перед предстоящей операцией) и патологическим (фобии). Анализируя преморбидный период заболевания у ребенка, следует выделять стрессовые ситуации, предрасполагающие к возникновению заболевания. Эмоциональный стресс имеет двоякую функцию: с одной стороны, он способствует развитию адаптации организма к воздействию различных факторов, а, с другой стороны, лежит в основе патогенеза многих болезней, например, таких как бронхиальная астма, нейродерматит, ожирение, артериальная гипертензия, нарушения сердечного ритма и др.
Направления психологической помощи. В процессе психологической помощи детям и подросткам с соматическими заболеваниями необходимо учитывать: - сложную структуру особенностей психического развития детей и подростков с соматическими заболеваниями с учетом преморбидных личностных радикалов; - социальную ситуация развития детей и подростков; - систему детско-родительских отношений; - выраженность изменений личности, связанных с имеющимся заболеванием. Центральным звеном психологической помощи является психологическая коррекция. Сложность, многообразие и специфика психических нарушений у детей с соматическими заболеваниями требуют системного подхода к разработке психокоррекционных технологий, которые рассматриваются, как совокупность знаний о способах и средствах психологического воздействия. Психокоррекционные программы для детей и подростков с соматическими заболеваниями должна быть направлена на гармонизацию их личностной структуры, семейных взаимоотношений и конструктивное решение актуальных психотравмирующих проблем. При составлении психокоррекционных программ необходимо: 1) четко сформулировать основные цели психологической коррекции; 2) выделить круг задач, которые конкретизируют поставленную цель; 3) определить содержание занятий с учетом специфики эмоциональных и поведенческих нарушений у детей и подростков, их структуры и степени тяжести; 4) выбрать форму психокоррекционной работы с ребенком или подростком (индивидуальную, групповую или семейную); 5) определить формы и направления профессиональных контактов с другими специалистами, работающими с ребенком или подростком (врач-педиатр, врач-невропатолог, педагог, социальный педагог, учитель, родители и другие члены семьи); 6) отобрать соответствующие психокоррекционные методы с учетом возраста, психологических особенностей и конкретных проблем ребенка (подростка); 7) предварительно разработать методы анализа и оценки динамики психокоррекционного процесса.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.36.249 (0.019 с.) |