Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Тренировка человека, направленная на снижение отрицательных (тошнота, рвот) реакций человеческого организма, вызванных сильными раздражениями вестибулярного аппарата.
Содержание книги
- Основные параметры психологической характеристики ребенка с нарушением развития.
- Использование наглядных, словесных и практических методов при формировании представлений об окружающей действительности у детей с нарушениями развития.
- Особенности развития наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления у детей с нарушениями развития.
- Роль речи в формировании высших психических функций. Развитие регулирующей функции речи в процессе коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями развития.
- Формирование знаково-символической способности у детей с нарушениями развития.
- Назовите основные показатели, характеризующие уровни родительской мотивации в отношении сотрудничества со специалистами в процессе коррекционной работы с ребенком с нарушением психического развития.
- Слепота бывает тотальной и парциальной.
- Своеобразие в формировании и развитии представлений у незрячих, слабовидящих и поздноослепших детей.
- Особенности зрительно-пространственной ориентировки слепых, слабовидящих и детей с косоглазием и амблиопией.
- Трудности, возникающие в формировании игровой и учебной деятельности у детей с нарушением зрения. Способы их преодоления.
- Формирование социально-адаптивного поведения у детей с нарушением зрения.
- Типология лиц с нарушением слуха. Причины нарушений слуха у детей и взрослых и меры по их предупреждению.
- Приобретенное снижение слуха формируется под воздействием внешних факторов в любом возрасте. Причинами приобретенной слуховой дисфункции являются:
- Особенности психического развития глухого ребенка в раннем, дошкольном и младшем школьном возрасте.
- Особенности психического развития детей с нарушениями слуха
- Статические и кинестетические ощущения у глухих, особенности их зрительного восприятия
- Тренировка человека, направленная на снижение отрицательных (тошнота, рвот) реакций человеческого организма, вызванных сильными раздражениями вестибулярного аппарата.
- Развитие образной памяти - необходимое условие для развития воссоздающего воображения.
- Особенности игровой деятельности глухих детей и ее формирование.
- Этиология, патогенез, формы ДЦП.
- I уровень - отсутствие голосовой активности.
- Своеобразие личностного развития при дцп. Проблемы абилитации, реабилитации и психологической адаптации лиц с дцп.
- Основные направления и средства коррекционной работы по преодолению двигательных нарушений при детском церебральном параличе.
- Особенности представлений об окружающем у детей с церебральным параличом.
- Пути совершенствования понимания пространственно-временных и причинно-следственных отношений детьми с церебральным параличом.
- Роль психогенных факторов и резидуально-органических расстройств в развитии поведенческих реакций и формировании личностных установок ребенка с ДЦП.
- Этиология нарушений речевого развития у детей.
- Понятие «коммуникативная дезадаптация» и пути ее коррекции.
- Методы изучения коммуникативной и языковой компетентности детей с недостатками речи.
- Особенности изучения эмоционально-личностной сферы логопатов и методы психокоррекции нарушений эмоционально-личностного развития у детей с недостатками речи.
- Вид (степень) умственной отсталости. Значения коэффициента интеллекта (IQ)
- Дифференциальная диагностика умственной отсталости и задержки психического развития.
- Олигофрения, осложненная нейродинамическими расстройствами.
- Особенности предметной и игровой деятельности умственно отсталых детей.
- Пути формирования продуктивной деятельности умственно отсталых детей.
- Эмоционально-личностное становление при интеллектуальной недостаточности: самооценка, уровень притязаний, особенности самосознания; мотивы, интересы, потребности. Психологическая коррекция.
- Особенности трудовой деятельности умственно отсталых. Проблемы социализации лиц с умственной отсталостью.
- В психологическом сопровождении особенно нуждаются семьи с тяжелобольным ребенком.
- Влияние различных заболеваний на личностное развитие детей. Методы коррекции личностных искажений больных детей.
- Виды психологической коррекции детей с соматической патологией на разных этапах лечения.
- Осознание заболевания детьми разных возрастных и нозологических групп. Методы коррекции внутренней картины болезни в детском возрасте.
- Методы коррекции коммуникативных трудностей детей с соматическими заболеваниями.
- Слепоглухота.Подходы к классификации. Причины слепоглухоты и меры по их предупреждению.
- Роль обоняния в формировании ориентировки в окружающем у слепоглухих детей.
- Диагностика уровня психического развития слепоглухого человека.
- Проблемы психологического сопровождения ребенка с врожденными сенсорными и двигательными нарушениями в семье.
Реакции, возникающие при достаточно сильных раздражениях вестибулярного аппарата, используются для определения степени его сохранности, нормального функционирования или заболевания. Одним из методов проверки возбудимости вестибулярного аппарата является вращение человека в кресле Барани, специальном устройстве, в котором сиденье кресла вращается вокруг спинки. Другой метод испытания вестибулярного аппарата называется калорической пробой. Он заключается во вливании холодной или теплой воды в наружный слуховой проход. Применяется также пропускание гальванического тока через ухо — гальваническая проба. Большое значение для компенсации нарушений слуха приобретает зрительное восприятие.
Развитие зрительного восприятия следует рассматривать в соответствии с этапами его формирования в детском возрасте. Как показало исследование К.И.Вересотской, у детей с нарушениями слуха наблюдается замедленное по сравнению со слышащими сверстниками узнавание предметов. Так, глухим и слышащим детям младшего школьного возраста показывали изображения хорошо знакомых предметов на короткие промежутки времени (от 22 до 7 с). Это позволило выявить, какое время необходимо детям для узнавания предметов. У глухих детей восприятие и узнавание протекало более медленно, чем у слышащих сверстников. Им требовалось больше времени для того, чтобы выделить информативные признаки предмета. Еще большие трудности у них возникали при необходимости узнавания знакомых предметов — геометрических фигур, разрозненных элементов (групп точек и линий) в перевернутом на 180° положении. По мнению исследователей, это связано с менее подробным анализированием и синтезированием предметов в прошлом опыте, с замедленным формированием у глухих детей произвольности процесса восприятия. Выделение и различение форм предметов облегчается благодаря овладению соответствующими обозначениями и применению их на практике. Исследование А. И. Дьячкова продемонстрировало большую роль речи в развитии восприятия форм предметов. Оказалось, что 7 —8-летние дети, не владевшие жестовыми обозначениями форм предметов, плохо различали их по этому признаку. Дети, владевшие жестовыми обозначениями, подбирали предметы в 2—3 раза точнее. При этом степень различения форм прямо зависела от степени знания жестовых обозначений. Еще меньше трудностей в различении форм отмечено у детей, с раннего детства находившихся в условиях специального обучения и овладевающих словесной речью.По данным А. А. Венгер и А. Л. Венгера, уже глухие дошкольники оказываются в состоянии различать многие предметы по форме. Это свидетельствует о компенсаторных возможностях развития восприятия у детей с нарушениями слуха, в частности о возможности формирования у них такого свойства восприятия, как осмысленность. Зрительное восприятие формы предметов складывается в практической предметно-манипулятивной деятельности детей при одновременном овладении соответствующими обозначениями. У глухих детей дошкольного возраста появляются целостные образы предметов, что дает им возможность справляться со складыванием разрезных картинок из 2—5 частей. Способность складывать разрезную картинку указывает на наличие анализа и синтеза в процессе зрительного восприятия. По данным А. А. Венгера, Г. Л. Выгодской и Э.И. Леонгард, половине детей 4-го года жизни удается сложить картинку из двух-трех частей, из пяти частей — половине детей старше шести лет. Таким образом, более сложные процессы, требующие не только наличия зрительного образа, но и способности синтезировать целое, формируются у детей с нарушениями слуха медленнее, им труднее дается единый аналитико-синтетический процесс, а неполнота анализа часто приводит к неверному объединению элементов.Для точного восприятия формы предмета важно выделять его контур. Умение узнавать предмет по контуру формируется постепенно, так как требует определенного уровня развития анализа и абстракции. Таким образом, зрительное восприятие детей с недостатками слуха развивается по тем же законам, что и восприятие слышащих, но специфика нарушения приводит к несвоевременному формированию межфункциональных взаимодействий (между восприятием и речью), а это, в свою очередь, отрицательно влияет на развитие одного из самых сложных свойств восприятия — осмысленности. Аналогичные нарушения можно обнаружить при анализе других видов восприятий.
|