Осознание заболевания детьми разных возрастных и нозологических групп. Методы коррекции внутренней картины болезни в детском возрасте. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Осознание заболевания детьми разных возрастных и нозологических групп. Методы коррекции внутренней картины болезни в детском возрасте.



Для детей, подростков и молодежи наиболее тяжелыми в психологическом отношении оказываются болезни, которые изменяют внешний вид человека, делают его непривлекательным. Связано это с системой ценностей, расстановкой приоритетов, имеющихся у молодого человека, для которого наивысшую ценность приобретает удовлетворение основополагающей потребности – иметь хорошую собственную внешность. Таким образом, наиболее тяжелые психологические реакции могут вызывать болезни, не носящие с медицинской точки зрения угрозы для жизни. К ним относятся любые болезни, негативно, с точки зрения подростка, изменяющие внешность (кожные, аллергические), калечащие травмы и операции (ожоги). Ни в каком другом возрасте не наблюдается столь тяжелые психологические реакции человека как на появление у него на коже лица фурункулов. Ярким примером отражения психологической значимости внешности для самоутверждения подростка и молодого человека и реагирования его на внешнюю непривлекательность, связанную с болезнями, может служить существования только в данной возрастной группе такого психопатологического синдрома как дисморфомания. Под дисморфоманическим синдромом понимают ложную убежденность человека (чаще девушки) в наличии у него уродства. Ложная убежденность, как правило, распространяется на оценку полноты или диспропорций тела. Многие девушки-подростки считают, что окружающие обращают на них внимание и даже подсмеиваются в связи с их излишней полнотой. Данное убеждение толкает девушек на поиск способов похудение. Они начинают истязать себя строжайшими диетами, голоданием, тяжелыми физическими упражнениями. Речь идет о тех случаях, когда фактическим по медицинских критериям не обнаруживается признаков избытка веса. Некоторые пациентки, убежденные в том, что у них уродливое, бросающееся в глаза окружающим строение носа, глаз или ушей, ног или рук и активно добиваются хирургической коррекции мнимого дефекта.

ВКБ в детском возрасте редуцирована, где преобладают чувственный и эмоциональных компоненты. У ребенка с хроническим заболеванием ВКБ становится одним из механизмов формирования личности. ВКБ формируется в 6 месяцев. Знания детей о болезнях и их причинах очень неполны и неточны. Причины обычно объясняются через ситуации, а болезнь часто рассматривается ребенком как наказание. К причинам болезни он может относить, например, нарушение правил поведения, неправильное питание.

Каждый ребенок хорошо представляет себе те болезни, которыми он когда-то переболел. Если не затрагивать тяжелые и неизлечимые соматические заболевания, то по частоте упоминаний детьми детские болезни распределяются следующим образом:

· простуды (грипп, ангина, кашель и насморк, больные горло или ухо);

· инфекционные болезни (краснуха, ветряная оспа, корь);

· травмы (переломы рук или ног, ушибы, сотрясения мозга, ожоги);

· операции (гланды, аденоиды, аппендицит);

· госпитализация (болезни, требующие обследования или оперативного лечения).

При описании болезней детьми можно выделить эмоциональную, интеллектуальную, поведенческую и мотивационную составляющую. Дети плохо представляют, что надо делать для выздоровления и для предупреждения повторного заболевания, часто проявляя необоснованный оптимизм.

В раннем возрасте болезнь воспринимается как ограничение активности. Детский возраст - ВКБ воспринимается как мешающий, ненужный факт – ограничение активности. На формирование ВКБ оказывает влияние еще и врач. Младший школьный возраст - ограничение собственной активности и общения. Подростковый возраст - больными себя подростки признавать не хотят. Болезнь, как остановка жизни. В этом возрасте тело приобретает собственный язык.

Длительное соматическое заболевание у детей нередко становится источником задержки общего физического и психического развития. Кроме того, при заболеваниях в детском возрасте часто происходят не только задержка в развитии, но и явления регрессии (возврат к типам психического реагирования, характерного для младших возрастных периодов), которая рассматривается как защитный психологический механизм.

У детей до 6-летнего возраста часто можно встретиться с фантастическими представлениями о болезни, навеянными переживаниями страха уколов, других медицинских манипуляций.

У подростков наиболее часто формируются защитные явления типа «ухода в прошлое», которое оценивается ими как эталон счастья, или «ухода от болезни» в фантазии и своеобразной устремленности в будущее (тогда болезнь воспринимается как временная преграда).

Негативные изменения психики у заболевшего ребенка. Болезнь не проходит для ребенка бесследно, так как не только затрагивает ситуацию «здесь и сейчас», но и влияет на формирование личности будущего взрослого человека.

Влияние родителей на болезнь ребенка. Представления ребенка об окружающем мире и, в частности, о болезни отражают мировоззрение родителей. В еще большей мере это относится к чувствам. Среди возникающих у родителей чувств могут быть переживания вины за развитие заболевания, негодование из-за поведения ребенка, приведшего к болезни, отчаяние в связи с кажущимся или реальным плохим прогнозом, безразличное отношение в связи с отрицанием болезни или ее серьезности.

   Методы психологической коррекции ВКБ

Осуществляется в зависимости от проблем выявленных в ВКБ

1. На интеллектуальном уровне (недостаток или искажение информации о заболевании)

2. На уровне ощущений (наличие болей без клинических подтверждений, наличие заболевания)

3. на уровне эмоций (депрессивное состояние в следствии наличия заболевания, или психологически не проработанный факт травмы, страх перед болезнями или медицинскими процедурами)

4. на мативационном уровне (отказ от лечения или другой деятельности…игр, профессиональной деятельности, в следствии наличия хронического заболевания)

 Психотерапия с целью отреогирования негативных составляющих: дыхательная гимнастика, серийный рисунок, арт – терапия,сказкотерапия, элементы рациональной психотерапии, техники семейной психотерапии. Социальная психотерапия с подростками: проговаривание своего эмоционального состояния, поиск положительных аспектов жизнедеятельности, профориентация с учетом интересов ребенка и тех ограничений с учетом заболевания, ориентация на активное включение в процесс общения. Основной точкой приложения психокоррекционных воздействий являлась самооценка ребенка, осознание психологического значения симптома и его психологической выгоды и перестройка ценностных ориентаций, как семейных, так и личностных. Формирование адекватного отношения к заболеванию. Если ближайшее окружение принимает ребенка с его заболеванием и не делает его особенным, ребенок сам начинает спокойнее относится к своему заболеванию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.120 (0.005 с.)