Диагностика уровня психического развития слепоглухого человека. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика уровня психического развития слепоглухого человека.



Диагностика уровня психического развития слепоглухого человека будет основываться на комплексном подходе, охватывая все отрасли обследования и должна включать:

- обязательное медицинское;

- нейрофизиологическое;

- психолого-педагогическое комплексное обследование при первом обращении;

- регулярное повторное обследование.

Медицинское обследование должно включать участие врачей различных специальностей педиатра, невролога, психиатра, офтальмолога, отоларин-голога, генетика и т.д. При этом надо учитывать данные различных лабораторных, рентгенологических и других специальных исследований (МРТ, ЭЭГ и т.п.) Особенно важными являются такие нейрофизиологические исследования как: исследования зрения (ЗВП) и слуха (СВП) методом вызванных потен-циалов. Психолог вместе с врачом суммирует полученные данные и дополняет ими анамнез ребенка (полученный им от членов семьи клиента). Психолого-педагогическое обследование должно включать исследование особенностей двигательной, познавательной и личностной сфер ребенка. При обследовании в диагностическом центре необходимо обратить внимание на то, как ведет себя ребенок в новой обстановке. Нужно, наблюдать характер контактов ребенка с близкими взрослыми и незнакомыми людьми, определить уровень сформированности предметных и игровых действий, возможности ребенка в принятии диагностических заданий от взрослого, и посмотреть реакцию не помощь. Задачей комплексного обследования является описание физического, психического на момент обследования и разработка психолого-педагогических рекомендаций по его обучению и воспитанию.

В качестве индикатора уровня интеллекта часто лучше использовать так называемую социальную зрелость, чем тесты, не предназначенные для этой популяции, как, например, тесты для слепых или для глухих. Американская шкала адаптивного поведения доказала свою ценность для классификации слепоглухих детей и взрослых после ее доработки группой авторов. То же самое можно сказать и о Вайнландской шкале социальной зрелости и функциональной скрининговой шкале. Эта шкала очень важна для педагогической диагностики, поскольку дает возможность оценивать аномального ребенка с множественными нарушениями по функциональному уровню: начиная от сильной зависимости от окружающих до высокой степени самостоятельности.

Наряду с названными инструментами важное значение для исследователя имеет и наблюдение. С помощью наблюдения можно попытаться установить, проявляет ли ребенок, несмотря на сложное нарушение органов чувств, интерес к окружающим его предметам и возникающим ситуациям. Во время исследования очень важно наблюдать, имеется ли ориентировочная реакция. Важно, например, дать ребенку такой знакомый для него предмет, как ложка, но несколько измененной формы. В этой ситуации исследователь наблюдает, какие реакции проявляет ребенок -- будет ли он обследовать предмет более детально, появится у него улыбка, попытается ли он вернуть предмету его первоначальную форму.

В известном смысле можно описать интеллект как способность решать определенные проблемы. Эту способность можно исследовать и у слепоглухих детей. Ребенок очень хочет пить. Ему дают вначале почувствовать или показывают с очень близкого расстояния, что любимый напиток наливается из бутылки. Затем бутылку закрывают пробкой и наблюдают, пытается ли ребенок снова открыть бутылку.

Подобные игры можно проводить, подставляя ребенку, например, правый ботинок под левую ногу или надевая на него перевернутую куртку и наблюдая при этом, как ребенок решает эти маленькие проблемы.

Способность к обучению в огромной степени определяется и памятью. С этой целью можно исследовать, способен ли ребенок вспомнить о предмете, который ему дали, а затем отобрали. Так, например, можно спрятать любимую игрушку ребенка под носовым платком. Если он начинает ее искать, то мы знаем, что он еще сохраняет образ этого предмета. Чем дольше ребенок помнит о предмете, тем это, естественно, лучше. Мы называем это объектной перманентностью.

В заключение сказанного для исследователя важно также знать, реагирует ли ребенок на уход близкого человека. Можно, например, попросить мать ребенка покинуть на некоторое время комнату, предварительно попрощавшись. Затем наблюдают, как ребенок на это реагирует: пытается ли он последовать за матерью, проникнуть за дверь, начинает ли плакать, или его память еще так слаба, что он едва замечает отсутствие или присутствие матери мы обозначим это психологическим термином "личная перманентность". В норме она развивается на восьмом или девятом месяце жизни.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.6.75 (0.004 с.)