Методы коррекции коммуникативных трудностей детей с соматическими заболеваниями.
Содержание книги
- Основные параметры психологической характеристики ребенка с нарушением развития.
- Использование наглядных, словесных и практических методов при формировании представлений об окружающей действительности у детей с нарушениями развития.
- Особенности развития наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического мышления у детей с нарушениями развития.
- Роль речи в формировании высших психических функций. Развитие регулирующей функции речи в процессе коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями развития.
- Формирование знаково-символической способности у детей с нарушениями развития.
- Назовите основные показатели, характеризующие уровни родительской мотивации в отношении сотрудничества со специалистами в процессе коррекционной работы с ребенком с нарушением психического развития.
- Слепота бывает тотальной и парциальной.
- Своеобразие в формировании и развитии представлений у незрячих, слабовидящих и поздноослепших детей.
- Особенности зрительно-пространственной ориентировки слепых, слабовидящих и детей с косоглазием и амблиопией.
- Трудности, возникающие в формировании игровой и учебной деятельности у детей с нарушением зрения. Способы их преодоления.
- Формирование социально-адаптивного поведения у детей с нарушением зрения.
- Типология лиц с нарушением слуха. Причины нарушений слуха у детей и взрослых и меры по их предупреждению.
- Приобретенное снижение слуха формируется под воздействием внешних факторов в любом возрасте. Причинами приобретенной слуховой дисфункции являются:
- Особенности психического развития глухого ребенка в раннем, дошкольном и младшем школьном возрасте.
- Особенности психического развития детей с нарушениями слуха
- Статические и кинестетические ощущения у глухих, особенности их зрительного восприятия
- Тренировка человека, направленная на снижение отрицательных (тошнота, рвот) реакций человеческого организма, вызванных сильными раздражениями вестибулярного аппарата.
- Развитие образной памяти - необходимое условие для развития воссоздающего воображения.
- Особенности игровой деятельности глухих детей и ее формирование.
- Этиология, патогенез, формы ДЦП.
- I уровень - отсутствие голосовой активности.
- Своеобразие личностного развития при дцп. Проблемы абилитации, реабилитации и психологической адаптации лиц с дцп.
- Основные направления и средства коррекционной работы по преодолению двигательных нарушений при детском церебральном параличе.
- Особенности представлений об окружающем у детей с церебральным параличом.
- Пути совершенствования понимания пространственно-временных и причинно-следственных отношений детьми с церебральным параличом.
- Роль психогенных факторов и резидуально-органических расстройств в развитии поведенческих реакций и формировании личностных установок ребенка с ДЦП.
- Этиология нарушений речевого развития у детей.
- Понятие «коммуникативная дезадаптация» и пути ее коррекции.
- Методы изучения коммуникативной и языковой компетентности детей с недостатками речи.
- Особенности изучения эмоционально-личностной сферы логопатов и методы психокоррекции нарушений эмоционально-личностного развития у детей с недостатками речи.
- Вид (степень) умственной отсталости. Значения коэффициента интеллекта (IQ)
- Дифференциальная диагностика умственной отсталости и задержки психического развития.
- Олигофрения, осложненная нейродинамическими расстройствами.
- Особенности предметной и игровой деятельности умственно отсталых детей.
- Пути формирования продуктивной деятельности умственно отсталых детей.
- Эмоционально-личностное становление при интеллектуальной недостаточности: самооценка, уровень притязаний, особенности самосознания; мотивы, интересы, потребности. Психологическая коррекция.
- Особенности трудовой деятельности умственно отсталых. Проблемы социализации лиц с умственной отсталостью.
- В психологическом сопровождении особенно нуждаются семьи с тяжелобольным ребенком.
- Влияние различных заболеваний на личностное развитие детей. Методы коррекции личностных искажений больных детей.
- Виды психологической коррекции детей с соматической патологией на разных этапах лечения.
- Осознание заболевания детьми разных возрастных и нозологических групп. Методы коррекции внутренней картины болезни в детском возрасте.
- Методы коррекции коммуникативных трудностей детей с соматическими заболеваниями.
- Слепоглухота.Подходы к классификации. Причины слепоглухоты и меры по их предупреждению.
- Роль обоняния в формировании ориентировки в окружающем у слепоглухих детей.
- Диагностика уровня психического развития слепоглухого человека.
- Проблемы психологического сопровождения ребенка с врожденными сенсорными и двигательными нарушениями в семье.
Соматическое заболевание - телесное заболевание, в противоположность психическому заболеванию.
В данную группу заболеваний входят болезни, вызываемые внешними воздействиями или же внутренними нарушением работы органов и систем, не связанные с психической деятельностью человека. В целом значительная часть болезней является именно соматическими, так, например, все травмы (кроме психологических) являются соматическими.
Коммуникация — это своеобразная форма взаимодействия людей, которая осуществляется в процессе их познавательно-трудовой деятельности.
Коммуникация представляет собой очень важный элемент в жизни человека. Она связана с передачей какого-либо сообщения. Она влияет на взгляды, ориентиры, настроение собеседника. Построена коммуникация в основном на рациональной основе. К коммуникациям можно отнести различного рода деловую переписку, публичную и массовую коммуникацию, а также переговоры и многое другое.
Коммуникативные трудности детей с соматическими заболеваниями
1. Низкий уровень навыков общения
2. Ограничения в общении (реже гуляют,не посещают детский сад)
3. Избирательность в общении (сплочение в стационаре с такими же детьми)
4. неспособность сопереживать другому человеку ни в реальной ситуации, ни при прослушивании сказок;
5. неспособность откликнуться на эмоциональное состояние близких людей;
6. отсутствие способности и эмоциональной саморегуляции и контролю за своим поведением;
7. множество отрицательных эмоций и страхов, к которым ребенок постоянно возвращается при общении;
8. отказ ребенка от контактов со сверстниками, избегание любого общения, уход в себя, замкнутость и пассивность;
9. проявление повышенной возбудимости с агрессивностью, драчливость, повышенная склонность к конфликтам, мстительность, стремление причинить боль;
10. двигательная расторможенность, повышенная возбудимость,
11. склонность к резким колебаниям настроения, плаксивость, мнительность. Внешне вся совокупность этих проявлений может выражаться в таких кратно сформулированных определениях как: -эгоизм;-упрямство;-неуравновешенность;- агрессивность, жестокость,-неуверенность в себе (застенчивость);- страхи;- вранье;- отсутствие друзей.
Общение может стать настоящим ресурсом для хорошего самочувствия и дальнейшего выздоровления. А для более эффективного общения необходимо развитие коммуникативных способностей в достаточной мере. Следует отметить, что существует большое количество эффективных методов развития коммуникативных способностей, такие как коммуникативный тренинг, театрализованные постановки, арт-терапия (в различных её формах: изотерапия, музыкотерапия, и т. д.), психогимнастика, отдельно стоит отметить сказкотерапия, групповая работа, с использованием различных арт-терапевтических техник и ролевых игр. Данные методы так же достаточно хорошо вписываются в условия стационара, служат не только для развития коммуникативных способностей, но и для улучшения самочувствия, нормализации психофизиологического и эмоционального состояний.
Методы коррекции эмоционально-волевой сферы детей с соматической патологией.
Соматические заболевания – телесные заболевания, противоположное психическому заболеванию. В данную группу заболеваний объединяют болезни, вызываемые внешними воздействиями или же внутренними нарушениями работы органов и систем, не связанные с психической деятельностью человека.
Эмоциональная сфера
1. невозможность открытого реагирования - реакций на телесном уровне
2. эмоциональна лабильность (смена настроения)
3. Капризность
4. Тревожность
5. Страхи
6. Агрессия (возможно, как следствие приема препаратов)
7. Депрессия
Коррекция нарушений
Методы работы:
Отреагирование собсвенных негативных переживаний:
1. Сказкотерапия
2. Рисуночные проективные методики
3. Рациональная психотерапия с подростками
4. Игровые
5. Арт-терапия
Сочетанные нарушения
|