Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Своеобразие в формировании и развитии представлений у незрячих, слабовидящих и поздноослепших детей.
Представления — это образы, запечатлевшиеся в памяти в результате предшествовавшего восприятия предметов или явлений.Нарушения функций зрения, исключают возможность зрительного восприятия отражатся на представлениях, так как того, чего не было в восприятии, не может быть и в представлении.Характерной особенностью представлений слепых и слабовидящих является резкое сужение их круга за счет полного или частичного выпадения зрительных образов Особенности представлений- они фрагментарны, схематичны, имеют низкий уровень обобщенности (генерализованность) и вербализм. 1 Фрагментарность зрительных представлений частично-зрячих и слабовидящих и осязательных у незрячих проявляется в том, что в образе объекта отсутствуют многие существенные детали. В результате образ лишен целостности, а иногда неадекватен отображаемому объекту.Фрагментарность представлений проявляется при воспроизведении образов путем лепки, рисования или моделирования, отсутствуют важные и существенные детали.Фрагментарность представлений слепых и слабовидящих является результатом недостаточно полного чувственного знания о предмете, что ведет к снижению уровня обобщенности, выделению несущественных признаков.В основе фрагментарности образов лежит сукцессивность, последовательность осязательного или дефектного зрительного восприятия. Сукцессивность и фрагментарность восприятия преодолеваются благодаря работе мышления, а также развитию навыков осязательного и зрительного обследования объектов. 2 Схематизм, как и фрагментарность, возникает в результате недостаточно полного осязательного или зрительного отражения. Схематизм проявляется при репродуцировании образов, бедных деталями и слабо дифференцированных.Но организовывая процесс восприятия, развивая наблюдательность, формируя навыки обследования, можно преодолеть схематизм представлений и способствовать более полному и точному отражению объективной действительности. 3 Недостаточная обобщенность образов памяти слепых и слабовидящих. Недостаточный сенсорный опыт препятствуют образованию общих представлений, в которых отображаются наиболее существенные свойства и признаки предмета. 4. Вербализм. Полное отсутствие чувственных элементов в словесном описании объекта.
Эти особенности преодолеваются в процессе обучения. Дети приобретают необходимый запас представлений, обеспечивающий возможность ориентации в окружающей среде. Эти образы в дальнейшем становятся основой для формирования понятий. Представления сенсорной сферы за счет полного или частичного выпадения зрительных функций проходят в своем развитии и сохранении те же фазы, что и в норме. Процесс формирования представлений при слепоте и слабовидении имеют; свои характерные особенности и отличается от нормы своей замедленностью и затрудненностью межфазовых переходов. По темпу продвижения слепые и слабовидящие отстают от нормально видящих— процесс формирования представлений протекает замедленно. Среди слепых и слабовидящих в свою очередь имеются серьезные различия в скорости и легкости перехода от низших фаз развития образа к высшим, которые находятся в прямой зависимости от остроты зрения. Чем выше острота зрения, тем выше скорость межфазовых переходов, тем легче они осуществляются. Однако эта зависимость проявляется только при остроте зрения ниже 0,2и в процессе восприятия, является критической. Проявление этой зависимости тесно связано с возрастными особенностями. Влияние остроты зрения на процесс формирования представлений по мере повышения возраста ослабевает и в старших классах.Понижение остроты зрения способствует более быстрому разрушению образов памяти. Сохранность представлений зависит от возраста потери зрение, стажа слепоты и навыка использования зрительных образов в деятельности. 1 У лиц, потерявших зрение в раннем детстве, зрительные образы памяти немногочисленны и отражают лишь отдельные эмоциональные переживания предметы и явления. 2 При потере зрения в более старшем возрасте запас зрительных представлений обширнее.Увеличение количества образов памяти наблюдается у лиц, потерявших зрение после семи лет, так как включение их в этот период в учебную деятельность существенно расширяет сферу чувственного познания. 3 У лиц, потерявших зрение в зрелом возрасте, имеются практически те же самые зрительные представления, что и у зрячих.
Круг представлений зависит уже не столько от возраста, сколько от типа высшей нервной деятельности, от того, насколько было важно для них именно зрительное восприятие окружающего, и т. д. Зрительно-двигательно-слуховые временные нервные связи обладают большой устойчивостью. Эта устойчивость следов бывших раздражений лежит в основе сохранения представлений. Даже при отсутствии зрительных подкреплений, что наблюдается у ослепших, сложившиеся в свое время связи долгое время сохраняются и могут воспроизводиться ассоциативным путем. Однако прочность представлений относительна, без подкреплений они постепенно разрушаются, происходит стирание следов бывших зрительных раздражений. Угасание зрительных представлений ослепших является одним из проявлений процессов памяти — забывания -и подчиняется его закономерностям.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-13; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.77.114 (0.004 с.) |