Культура- это духовные и материальные ценности, созданные человеком. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура- это духовные и материальные ценности, созданные человеком.



Выделяют два вида культуры - духовная и материальная. Две культуры имеют между собой связь.

 

Духовная культура  - это совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению. (книга, религия) т.е. духовная деятельность и ее результаты.

Материальная  культура связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира, с изменением физической природы человека.(машины, одежда) т.е. материальное производство и его результаты.

Духовные ценности - это музыка, картины, научные открытия, учения, церемонии, ритуалы, мифы, идеи, знания,обычаи, традиции, язык,навыки, нормы и идеалы, образцы деятельности и поведения, гипотезы, верования, социальные цели. ценностные ориентации и др.

 

11. Виды культуры

Виды по предназначению:

1.Элитарная (высокая) - сложная по содержанию и трудная для восприятия, адресована узкому кругу профессионалов и привилегированной части общества (например картины К. Малевича, фильмы А Тарковского и др). Круг потребителей художники, писатели, музыканты.

2.  Народная - создается неизвестными творцами- непрофессионалами, адресованная народу (например сказки, танцы, песни и др.) всё это объеденяет понятие "фольклёр".

3. Массовая (популярная) -адресованна всем, без различия классов, наций, пола, т.е массам в обществе потребления (например сериалы, легкая музыка и др)

4. Универсальная - понятна всем, независимо от возраста, образования, професии, качеств личности и социальных ролей (Пушкин, танец вальс и др

 

12. Мораль. Нравственная культура личности.

Общее понятие морали - это  добро и зло, честь и совесть, долг и справедливость, добродетель, достоинство, стыд, правда, ответственность и т.д.

 

 


Задачи морали: оценить (хорошее, плохое; добро и зло; идеалы и ценности, уметь правильно оценивать общественное мнение), регулировать (направлять деятельность человека, общества на гуманные цели, на достижение добра, а также изменять человека или общество), воспитывать (воздействовать на человека с целью развития его способностей, формирования знаний, умений, человеческих качеств, придание воспитанию правильной ориентации).

Моральный выбор = я это делаю ----- для себя ---или ----- в большей мере для других людей?

Мораль это форма сознания, результат, продукт размышления о жизни, делах, поступках людей, а нравственность это область практических поступков, практического поведения, реальных дел и действий.

Мораль или нравственность- это правила поведения людей и принятые в обществе взгляды на добро и зло, честь и совесть, долг и справедливость.

 

13. Система образования в Р.Ф: цели, функции, общие тенденции развития.

Система образования – это совокупная модель, которая объединяет институциональные структуры, основная цель к оторых оказание образовательных услуг населению.
В законе РФ "Об образовании" записано, что образование целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. А ст.43 Конституции РФ гласит - право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан РФ (ст. 43 Конституции)

Система образования в РФ

Совокупность органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций
Сеть реализующих программы и стандарты образовательных учреж-й различных организационно- правовых форм, типов и видов
Совокупность преемственных образовательных программ и государственных стандартов разного уровня и направленности

Функции образования

Профессионально-экономическая 1. воспроизводство рабочей силы различной квалификации. 2. переподготовка и повышение квалификации кадров. 3.участие образова-ных учреж-ний в повышении производительности труда и создании новых технологий
Социальная Социализация и воспитание личности. Институт образования- один из основных каналов социальных перемещений
Культурно-гуманистическая 1. обучение новых поколений знаниям, навыкам, традициям, социально-культурному опыту, необходимым для их вступления в жизнь. 2.участие института образования в производстве новых знаний, материальных и духовных ценностей. 3.использование личностью достижений культуры для формирования и развития своей творческой деятельности
Политико- идеологическая 1.Государственное регулирование деятельности института образования во избежание политических, научных, религиозных и прочих разногласий. 2. Контроль со стороны госуд-х институтов, политических и общественно-политических партий и движений за содержанием учебного процесса и учебных программ. 3. Формирование у учеб-х заведениях политической и правовой культуры личности данного общества.

Современными тенденциями развития системы образования являются:

  Гуманизация образова ния – направлена на рассмотрение личности каждого учащегося как высшей ценности современного общества. Индивидуализация процесса обучения – осуществляется посредством организации личностно-деятельностного подхода в образовании. Демократизация образования – направлена на создание необходимых предпосылок для эффективного развития у детей активности, инициативности и творческого потенциала, а также широкое привлечение к управлению образованием общественности и родителей учащихся. Вариативность (диверсификация) образования – предполагает одновременное развитие разнообразных типов образовательных учреждений, с целью углубления процесса изучения отдельных учебных дисциплин. Опора делается на преемственность между всеми звеньями образовательной системы и создание комплексных учебных заведений, например: «Детский сад – Школа», «Школа – ВУЗ»

Интегративность образова ния – направлена на структурные изменения образовательной системы. Предполагается, что осуществление качественного образования возможно только в условиях действительной преемственности всех этапов образовательной системы. Данная тенденция проявляется в усилении межпредметных связей, на основании которых создаются и внедряются разнообразные интегративные курсы в различных видах образовательных учреждений.

Психологизация образовательного процесса – предусматривает не только его интеграцию, но и самостоятельный выбор направления дальнейшего самостоятельного развития.

Переход к активным методам обучен ия – предполагает включение в образовательный процесс таких элементов как проблемность, научный поиск, самостоятельная деятельность учащихся, отказ от строгого регламента контроля за учебно-воспитательным процессом в пользу всестороннего творческого развития личности.

Стандартизация содержания образования – характеризуется созданием единого уровня общего образования вне зависимости от типа учебного заведения. Она представляет собой единую систему параметров, которые приняты в качестве нормы на государственном уровне. Индустриализация системы образования – предполагает компьютеризацию процесса обучения, его технологизацию, позволяющую создавать и реализовывать инновационные модели обучения и адекватные методы контроля его результативности.

14. Основные звенья современной российской системы образования.

Виды образования:

1. дошкольное (дет.сады, ясли)

2. Общее (школы, гимназии, лицеи) -начальное общее (1-4-й классы)              начальная школа

                                                          - основное общее (неполное среднее) 5-9-й классы                           средняя школа

                                              - среднее (полное) общее 10-11й классы

3. Профессиональное - начальное (ТУ, ПТУ,ВПУ, училища);

                                   - среднее (профессиональные лицеи, техникумы, профессиональные колледжи) профессиональная школа

                                   - высшее (вузы, институты, университеты, академии)

                                   - послевузовское (аспирантура, докторантура, ординатура, адъюнктура)       высшее

Формы обучения: очная, - очно-заочная (вечерняя), - заочная, - семейное образование, - самообразование, - экстернат.

                              

                                       в образовательных учреждениях

 

15. Экономика и ее роль в жизни современного общества.

 Развитие общества и его экономическая жизнь очень тесно связаны между собой. Экономика имеет влияние всех сторон общественной жизни (социальной, политической, духовной).

Экономическая жизнь общества  это  производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг, например материальные блага, производственные и финансовые услуги, духовные ценности).

Экономика  это - 1. Совокупность производственных отношений любого общества (государства)- переработка природных материалов, придавая им свойства, благодаря чему они удовлетворяют потребности людей.. 2. Народное хозяйство государства (или группы государств, или мира). 3. Общественная наука, изучающая рациональное (эффективное) поведение людей в процессе производства, распределение и потребление благ и услуг.

Отношения распределения и само потребления людьми товаров и услуг влияют на производство. Могут стимулировать (поощрение за труд, улучшает производительность труда) или сдерживать производство (если всем все одинаково нет стимула).

производство развивается за счет потребления, что есть результат производства. также в экономической жизни существуют отношения обмена между людьми, как обмен деятельностью, товарами, услугами.

Общество не может быть без постоянного производства, материальных благ и услуг.

Общественное производство это разделение труда и отношений собственности, ктоторые влияют на развитие соц. структуры.

Экономические отношение влияют на политическую жизнь.

В процессе производства создаются материальные блага для духовной жизни.

16. Система экономических отношений: командная, рыночная, смешанная.

Экономическая система – это система связей между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ и услуг.

Основные элементы экономических (хозяйственных) отношений:
1) отношения собственности – это отношения между людьми по поводу пользования материальными и духовными благами и условиями их производства;
2) методы управления и регулирования экономики (налоговое, денежно-кредитное, бюджетное ценовое и др.);
3) методы распределения ресурсов и благ;
4) ценообразование – формирование величины цены товара, выраженной в определенной сумме денег. Процесс ценообразования опирается на механизм спроса и предложения.

Основные типы экономических систем:
1) традиционная – основана на традициях, сформировавшихся общественных устоях (основа экономики сельское хозяйство, собственность общественная, рынка нет, рабочия сила не является товаром, рынка нет, решения принимаются единолично, влияние государства прямое, зконом. свободы нет, технический прогресс запрещен, способ распределения традиционный);

2) Командно-административная (централизованная), где большинство предприятий находится в государственной собственности, они осуществляют свою деятельность на основе государственных директив; все решения о производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ и услуг в обществе принимаются государством. Сюда относят бывший СССР, Северную Корею; (основа экономики промышленность, хозяйство плановое, собственность государственная, рынка нет, рабочая сила не товар, принятие решений коллективное, экон.свободы нет, влияние государства прямое, техн.прогресс ограничен, способ распределения плановый, очередной (дефицит).
3) рыночная экономика или капитализм эпохи свободной конкуренции, которая характеризуется частной собственностью на ресурсы, использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею. В экономике свободного рынка государство не играет никакой роли в распределении ресурсов, все решения принимаются производителем и потребителем. (влияние государства косвенное, принятие решений децентрализовано, тех.прогресс есть, распределение конкретное (спрос и предложение)

4. Смешанная – это рыночная экономика, в которой активную роль играет государство и потребитель, преобладает частная собственность  и взаимодействует в ней с государственной собственностью, собственностью неприбыльных организаций, коллективными и кооперативными формами собственности. На базе разнообразных форм собственности функционируют различные типы хозяйства и предпринимательства, образуются различные секторы и уклады экономики. Каждый сектор занимает свою нишу в экономике в зависимости от того, насколько эффективно он удовлетворяет ту или иную потребность общества.
Смешанная экономика характеризуется разнообразием форм собственности, форм хозяйствования, разнообразными формами связей.

17. Экономическая культура

Экономическая культура общества - это система ценностей и мотивов хозяйственной деятельности, уровень и качество экономических знаний, оценок и действий человека, содержание традиций и норм которые регулируют отношение и поведение. Эконом. Культура определяет направленность эконом.леятельности человека.

Осносные ее элементы:

-эконом.знания и практические умения (о производстве, обмене, распределении и потреблении матер.благ, о методах и формах развития общества).

-эконом.качества личности (познание и понимание эконои.процессов,умение их анализировать)

-экономическая направленность личности.(потребность, интересы и мотивы. в нашей стране направленность на социальные значимые ценности (экономисес.свобода, конкуренция. уважительное отношение к любой форме собственности, коммерческий успех как социальное достижение.

Экономич. культура зависит от личностных качеств и свойств (трудолюбие, отвественность, расчётливость. умение рационально организвать свой труд, предприимчивость, новаторский подход к проблемам ит.д. качества могут быть положительные и отрицательные (нечестность, рвачество, бесхозяйственность).

18. Факторы производства.

Факторы производства – это ресурсы, вовлеченные в процесс производства.

Основные факторы:

 – труд – человеческие способности умственного или физического характера, которые требуются при производстве.

 – земля – всевозможные природные ресурсы. Сюда относятся земельные участки, различные полезные ископаемые, древесину, водные ресурсы и т.п.

 – капитал – произведенные человеком средства производства, непосредственно задействованные в процессе производства.

Капитал бывает двух видов:

1.Физический капитал – оборудование, специальные постройки, инструменты, транспортные магистрали, то есть все то, что реально относится к процессу производства или к транспортировке.

2.Финансовый (денежный) капитал – ценные бумаги или деньги, которые используются в рамках производственного производства.

Помимо выше представленной классификации существует разделение капитала на основной и оборотный. Основной капитал используется в производстве продолжительное время; например, оборудования или здания. Затраты на такой капитал возмещаются постепенно, и, как правило, достаточно долго. Оборотный же капитал характеризуется быстрым возмещением затрат на него и расходованием в течение всего лишь одного цикла производства; например, энергетические ресурсы, финансовые инструменты.

 – предпринимательские способности (предпринимательство) – деятельность, основанная на умении грамотно объединять остальные факторы производства ради получения прибыли, т.е. обладать определенными способностями:

1.Умение идти на риск

2.Способность к принятию решений

3.Умение брать ответственность за принятые решения

4.Восприимчивость к нововведениям

Каждый фактор производства создает определенный факторный доход:

Фактор производства Факторный доход
Труд Заработная плата
Земля Рента
Капитал Процент
Предпринимательство Прибыль

Помимо прочего, в экономике существуют также нематериальные (или альтернативные) факторы производства:

1. Информация – сведения, способствующие максимально выгодному производству.

2. Научно-технический уровень производства.

3. Уровень нравственности и состояние культуры в стране.

19. Экономическое содержание собственности. Право собственности. Формы собственности

Структура собственности:

· объект присвоения – вещь, деньги; субъект присвоения – собственник;

· отношения присвоения – форма реализации отношений собственности;

· формы присвоения – частная и общественная.

Собственность – единство юридического и экономического содержания. Юридическое содержание собст­венности получает экономическую форму реализации.

Юридическое содержание собственности Экономическое содержание собственности
Собственность – система ограничения доступа к ограниченным ресурсам. Отсюда – пучок прав на собственность (полная собственность). Права на собственность (римское право): · Право владения – физическое обладание вещью, полный контроль · Право пользования – извлечение полезных свойств вещи. Виды: аренда – право поль­зоваться имущест­вом, не имея права распо­ряжаться траст (от англ. trust — доверие) – право собственника передавать право уп­равления своим иму­ществом другому ли­цу, без права вмеша­тельства в его действия · Право распоряжения – определение «судьбы» вещи, (продажа, дарение, передача по наследству и т.д.) Права на собственность (сегодня): право управления, право на доход, право на безопасность и др. Два условия: · Кодификация отношений собственности · Закрепление отношений в правовых нормах   Юридическая классификация собственности (по Конституции РФ): · Государственная: федеральная и региональная · Муниципальная · Частная: индивидуальная и коллективная · Функции собственности: владение, распоряжение, контроль. · Отношение человека к природе (присвоение, потребление и др.) · Отношение человека к себе (неотчуждаемое право на собственный труд и способности) Экономическая классификация собственности: • Общая: первобытно­общинная, семейная, государственная, коллективная; • Частная: Трудовая: семей­ная, фермерское хозяйство, инди­видуальная трудо­вая деятельность Нетрудовая: ра­бовладельческая, феодальная, бур­жуазно-индивиду­альная · Смешанная: акционерная, кооперативная, совместная

9. В современной рыночной экономике различные формы собственности, в том числе множество смешанных форм, таких как, напри­мер, коллективно-частная или государственно-коллек­тивная и др.

10. Государство проводит:

Национализацию собственности – передача собственнос­ти из частных рук в ру­ки государства.

Приватизацию собственности – передача госсобственности отдельным граж­данам или юридическим лицам

 

20.  Рынок: сущность, функции, виды рынков.

Рынком называют все экономические отношения, непосредственно касающиеся покупки и продажи товаров и услуг, т.е. движения денег и товаров в экономической среде.

Возникновение рынка возможно только в условиях разделения труда на общественном уровне, обособленности производителей и их самостоятельности.

Для развития рынка необходимо

- преобладание частной собственности,

- образование конкурентной среды, то есть возможности товаропроизводителей единолично устанавливать цены,

- отсутствие государственной политики монополизации

-наличие запасов природных ресурсов и капитала

-логистика - обеспечение бесперебойного движения капитала, товаров, услуг и денег

В экономической теории выделяют основные отличительные черты рынка:

1. Бесконтрольное предложение - на основные экономические вопросы (что? как? для кого?) производитель отвечает сам

(Предложение - это возможность производителя создать необходимые потребителю блага за конкретную цену в определённый промежуток времени).

2. Неконтролируемый спрос - потребитель сам принимает решение о месте, способе и времени покупки необходимого товара или услуги

( Спрос - требование потребителя к товарам, предоставляемым производителями).

3. Нерегулируемое установление цены: цены образуются исходя из состояния спроса и предложения

У рыночного механизма есть как сильные стороны, так и явные недостатки.

Достоинства Недостатки
· Удовлетворение потребностей населения · Эффективное распределение ресурсов в силу того, что движение ресурсов происходит в том направлении, глетчер больше всего необходимо · Стимулирование развития технологий и научного прогресса: прогресс позволяет использовать меньшее количество ресурсов для удовлетворения потребностей потребителей. · Функция регулятора экономических отношений позволяет рынку контролировать взаимодействие производителей и потребителей. · Обостряется проблема социального неравенства · Тенденция к упадку общего уровня жизни из-за внимания эколоразвитию фундаментальной науки, экономической безопасности · Рынок не исключает рецисионные процессы и вероятность возникновения кризисов · В условиях рыночной экономики производители не обращают внимания в сторону проблем окружающей среды, что приводит к ухудшению экологии.

 

 

21.  Негативные и позитивные факторы рынка.

1. Факторы производ­ства – ресурсы, которые участвуют в процессе производ­ства товаров и услуг.

Фактор производства Доход с фактора производства
Труд (совокупность физических и умственных способностей людей для создания экономических благ). Зарплата
Земля (все виды при­родных ресурсов) Рента
Капитал: 1) физический (реальный) – произведенные человеком средства производства; 2) финансовый (денежный) – деньги для по­купки факторов производства (инвестиции). Процент
Предпринимательские способности · умение правильно соединить факторы производства и организовать производство; · умение принимать реше­ния и брать ответственность на себя; · умение идти на риск; · быть восприимчивым к нововведениям Прибыль

2. Труд – стоимость зависит от объема и от качества труда (уровня образования, квалификации, состо­яния здоровья, от возраста, характера труда и мотивации к нему). Характеристики:

· интенсивность труда (сте­пень расходования рабочей силы в единицу времени);

· производи­тельность труда (количест­во продукции, произведенной в единицу времени).

3. Капитал так же может делиться на

· основной (например, здания, обо­рудование; затраты на него возмещаются постепенно, в течение ряда лет и его стоимость переносится на продукт по частям);

· оборотный (например, материалы или энергетические ресур­сы; он расходуется за один цикл и его стоимость входит в продукт це­ликом, а затраты возме­щаются после реализа­ции).

4. В последнее время в отдельную группу выделяют но­вый вид ресурсов — информацию.

Факторы производства, как и все виды ресурсов, ог­раничены.

Процесс произ­водства – взаимодействие факторов.

5. Другие экономические факторы: об­щая культура, состояние нравст­венности, правовая культура и др.

 

22. Основные формы экономической организации производства.

Различают три основные формы организации производства: специализация, кооперирование, комбинирование

Специализация производства — выражается в том, что каждое производство ограничивается изготовлением определённого вида конструктивной и технологически однородной продукции.

Углубление специализации дальнейшим разделением труда.

Однородность производственной продукции обеспечивается:

§ технологической схожестью продукции, предназначенной к непосредственному использованию потребителем;

§ изготовлением отдельных узлов, блоков и деталей сложной продукции;

§ выполнением отдельных, обособленных стадий технологического процесса;

§ оказанием услуг вспомогательных производств.

Соответственно этому, различают четыре вида специализации предприятий:

1. предметную;

2. подетальную (иногда называют — узловая);

3. технологическую;

4. по услугам вспомогательного производства.

Преимущества специализации:

§ повышает производительность труда;

§ сокращает длительность производственного цикла изготовления деталей, их качество;

§ ускоряет оборачиваемость оборотных средств предприятия, снижает себестоимость продукции;

§ повышает рентабельность производства.

Принцип специализации эффективен на предприятиях всех типов (индивидуального, серийного и массового производства), но находит он наибольшее применение в массовом производстве.

Кооперирование производства — представляет собой длительные производственные связи между предприятиями по совместному изготовлению продукции.

Кооперирование может быть отраслевым, региональным или международным. Экономическая эффективность кооперирования достигается улучшением показателей работы предприятий за счёт прекращения производства на них небольших партий деталей и узлов и передачи их изготовления на специализированные предприятия.

Уровень кооперации производства характеризуют: коэффициент кооперирования, количество предприятий( кооперирующихся с данным предприятием); число заказов, выполняемых в порядке кооперирования для других предприятий.

Виды:

По характеру участия в процессе кооперирования: 1. кооперация «со стороны»; 2. кооперация «на сторону».

По территориальному признаку: 1. внутрирайонное кооперирование (в одном экономическом районе); 2. межрайонная.

По характеру использования производственной базы: 1. кооперирование на базе специализации; 2. кооперирование на базе свободных производственных мощностей.

Комбинирование производства — одна из форм организации производства, основанная на соединении принципиально разных технологических процессов (например, на металлургическом комбинате применяются литейные, химические и прокатные технологии) на одном крупном предприятии.

Экономическая эффективность комбинирования обусловлена рациональным использованием инвестированного капитала (основные и оборотные средства), рабочей силы и предметов труда.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 463; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.6.77 (0.116 с.)