Социальная стратификация позволяет: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная стратификация позволяет:



1. увидеть слои внутри одного и того же класса.

2. позволяет представить деление общества на социальные слои по выбранным критериям.

Страты - социальные слои, которые различают: по уровню и источникам доходов; по образованию, по профессии, по бытовым условиям, по включенности во властные структуры, по отношению к собственности, по социальному престижу, по самооценке своей позиции в обществе, по качеству жизни.

В основе- это общественное распределение результатов труда (т.е. социальных благ)

          Под воздействием социально-экономических и политических реформ в России произошли большие перемены, структура российского общества претерпела значительные изменения. В качестве исходной модели многомерной стратификации современной России рассмотрим  четыре ее основных параметра: уровень доходов, власть, образование и престиж.

Уровень доходов – основной параметр социальной стратификации. Возникновение в России частной экономики, отказ от государственного регулирования зарплаты, безработица привели сферу доходов в состояние хаоса. Видим неравенство в оплате труда по отраслям народного хозяйства. Некоторые из них (газовая и нефтяная промышленность, производство цветных металлов) оказались в выгодном положении, особенно в сравнении с наукой, сельским хозяйством и др. Увеличивается неравенство между регионами. Углубление процессов социальной дифференциации групп по уровню доходов сказывается на системе образования.

Власть – важное измерение социальной стратификации. Система властных органов постсоветской России существенно перестроена, некоторые из них ликвидированы (КПСС, Советы и др.), другие только организованы (президент, Дума и др.) обновился персональный состав. Ранее замкнутый верхний слой общества приоткрылся для выходцев из других групп. Новая политическая элита пополняется выходцами не из рабочих и крестьян, а из семей интеллигенции. Продолжает существовать система привилегий, сохранился принцип неподсудности для высших должностных лиц. Прямая или косвенная причастность к перераспределению государственной собственности служит важнейшим фактором, определяющим социальный статус управленческих групп.

Уровень образования – важный критерий стратификации общества. В новых высокостатусных группах получение дефицитного и высококлассного образования считается не только престижным, но и функционально важным.

Престиж профес сий – важное измерение социальной стратификации. Набор профессий усложняется, растет привлекательность тех, которые обеспечивают более солидное и быстрое материальное вознаграждение. Иногда физически или этически «грязная» работа всё же считается привлекательной, с точки зрения денежного вознаграждения. Вновь возникшие и «дефицитные» в кадровом отношении финансовая сфера, бизнес, коммерция заполнены большим количеством полу – и непрофессионалами. Происходит оформление «нового класса» − безработных, сокращается численность занятых в промышленности, строительстве, науке. Изменилась роль интеллигенции в обществе. Сокращение государственной поддержки науки, образования, культуры привело к падению престижа и социального статуса работников умственного труда.

Особенности среднего класса в России:

1. Средний класс очень разнообразен: мелкий предприниматель, банковский клерк, работающий по международному гранту профессор, менеджер и др.

2. Костяк среднего класса составляют чиновники и управленцы - 60% (на Западе-предприниматели). Доля мелких предпринимателей в среднем классе России всего - 3%.

Таким образом, изменения, происходящие в системе социальной стратификации по основным параметрам, позволяют выделить шесть слоев:

- верхний слой – экономическая, политическая элита;

- верхний средний слой (6,5%) – крупные и средние предприниматели;

- средний слой (20%) – мелкие предприниматели, менеджеры производственной сферы, специалисты высшего уровня, рабочая элита, кадровые военные;

- базовый слой (60%) – специалисты, имеющие средне специальное и высшее образование, основная часть рабочего класса, крестьяне, работники торговли и сервиса;

- нижний слой (7%) – неквалифицированные рабочие, длительно безработные, одинокие пенсионеры;

- «социальное дно» (5%) – бездомные, освобожденные из мест заключения и др.

          Социальных преобразований носит переходный характер, имеет нечеткие, расплывчатые границы.

 

 

41.Социальная мобильность

Переход из одной страты в другую, смена социального статуса, т.е. перемещение в пределах социальной структуры общества называется социальной мобильностью. Различают два вида социальной мобильности:

· Вертикальная социальная мобильность – движение по восходящей или нисходящей линии по социально-экономической иерархии, обуславливающаяся качественной сменой социального статуса. Пример восходящей вертикальной мобильности: вследствие усердной работы учитель географии Татьяна Владимировна стала директором школы. Пример нисходящей вертикальной мобильности:забросив порученный проект, инженер Ульяна провалила получение тендера, что послужила причиной ее увольнения.

· Горизонтальная социальная мобильность – это передвижение человека в социально-экономической структуре общества, однако без качественной смены социального статуса, т.е. в пределах одной страты. Пример:из-за плохих отношений с одноклассниками, Эмма перешла из 9 «А» в 9 «Б».

Уместна также и такая ситуация, при которой человек находится вне каких-либо страт. Это явление называется маргинальностью, а сам человек – маргиналом.

Маргинал – это индивид, лишившийся социального статуса и привычного труда, и еще не прошедший процесс адаптации к новым социально-экономическим условиям, в которых теперь существует. Среди маргиналов выделяют следующие типы:
Этномаргинал

Социомаргинал

Религиозный маргинал

Экономический маргинал

 

42. Семья как социальный институт и малая группа



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.190.102 (0.005 с.)