Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Цель потребителя — извлечение максимальной пользы от потребления товаров и услуг.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
С какими ограничениями на пути достижения цели сталкиваются потребители? 1. Семейный (потребительский бюджет). Баланс денежных доходов и расходов семьи. Что для одного человека является уже предметом необходимости, для другого ещё долго может оставаться предметом роскоши. Можно, например, не только удовлетворять потребности в тех или иных вещах, но и ходить в театры, на концерты, в кино. Да и материальные потребности по мере роста благосостояния людей меняются. Например, возникает потребность покупать модную одежду, несмотря на то, что своя ещё не износилась. Чем выше доход, тем выше уровень потребления, и наоборот. 2. Цены на товары и услуги. Цены на товары и услуги в условиях рыночной экономики меняются, и в большинстве случаев в сторону повышения, на что могут влиять многие факторы, например, инфляция. 3. Ассортимент предлагаемых товаров и услуг. В условиях рыночной экономики ассортимент товаров может меняться: расширяться или, наоборот, выводиться из продажи. Перед потребителем стоит проблема потребительского выбора. Факторы, влияющие на потребительский выбор: 1. ограниченность ресурсов. 2. Мода и динамика социального спроса. 3. Полезность благ — удовольствие, удовлетворение, которое получает человек от их потребления. 4. Период потребления. 5. Состав и возраст членов семьи. 6. Культурный уровень семьи. Принципы поведения потребителя на рынке: · выбирая блага для потребления, покупатель руководствуется своими предпочтениями; · потребитель выдвигает определённые цели и руководствуется личным интересом, т. е. действует в рамках разумного эгоизма; · при выборе благ возможности потребителя ограничены стоимостью благ и его доходом; · потребитель стремится выбрать такой набор благ, который принесёт ему наибольшую общую величину полезности. Основные источники дохода потребителя: · заработная плата; · социальные выплаты от государства (определённым категориям граждан); · доход от предпринимательства; · доход от собственности (например, плата, полученная за аренду квартиры). Уровень жизни зависит на прямую от экономического роста. Экономический рост, измеряемый с помощью ВВП или ВНП, не всегда точно отражает уровень жизни населения по трем причинам. Во-первых, ВВП является показателем экономической деятельности, он включает все расходы, связанные с выполнением государством своих функций. Поэтому больше подходит показатель личного потребления товаров и услуг. Во-вторых, величина свободного времени, которым распологает большинство людей, за последние годы возросла, и это сделало их богаче. Однако, это не учитывается обычными показателями доходов. В-третьих, меры по охране окружающей среды требуют затрат, которые не отражаются в расчетах ВВП. 31.Основные доходы и расходы семьи. Доходы семьи — это общая сумма денег, полученная всеми членами семьи за месяц. Виды доходов: 1. заработную плату получают рабочие, врачи, учителя, библиотекари, полицейские и т. д. 2. Гонорар, или авторское вознаграждение, получают писатели, поэты, композиторы, художники за выполненную работу. Гонорар выплачивается не каждый месяц, ведь написать песню или хорошую книгу не так уж и просто. 3. Прибыль — это доход предпринимателя от работы его фирмы. 4. Пенсию получают пожилые люди или нетрудоспособные инвалиды. 5. Стипендия выплачивается студентам, если они хорошо учатся. 6. В особых случаях выплачиваются также государственные пособия: по уходу за ребёнком, по временной нетрудоспособности, по безработице. 7. Проценты по банковским вкладам получают те семьи, которые хранят свои сбережения в банке. 8. Рента — доход от сдачи недвижимости (например, квартиры) в аренду. Иногда семья может получить и незапланированные доходы, например, выигрыш в лотерею или наследство. При составлении семейного бюджета очень важно, чтобы текущие расходы никогда не превышали доходы. Только в этом случае можно избежать долгов. Обязательные расходы: · покупка продуктов питания; · коммунальные платежи; · оплата транспорта и связи; · покупка лекарств; · покупка обуви, одежды и предметов быта; · оплата секций и кружков. Есть и другие расходы, которые надо планировать в семейном бюджете. Например, деньги нужны на развлечения и отдых: посещение театров, музеев, экскурсии и туристические поездки. Семья может планировать покупку новой мебели или автомобиля, ремонт в квартире и т. д. · Могут возникнуть и непредвиденные расходы. Иногда нужны деньги на ремонт сломавшейся бытовой техники или на лекарства, если кто-то из членов семьи заболел. Очень важно уметь планировать свой бюджет. Ведь можно зарабатывать много денег и не уметь их правильно тратить. А можно иметь небольшой доход, но жить достойно, если расходовать деньги экономно.
32.Современная рыночная экономика в России. Экономика России относится к переходной экономике, ближе к развитой, чем к развивающейся. Экономика России занимает 6-е место среди стран мира и 2-е среди стран Европы по объёму ВВП по ППС, который за 2018 год оценивается в 4,2 трлн долларов[1]. Номинальный ВВП России за 2018 год составил 1657 млрд долларов — по этому показателю Россия занимает 11-е место в мире[1]. По ВВП по ППС на душу населения Россия на 2018 год занимает 48-е место. Население России составляет около 1,9 % от общемирового; вклад страны в мировую экономику достигает 3,12 %[1]. Россия относится к группе стран с очень высоким уровнем развития человеческого потенциала, является членом ВТО и ЕАЭС. Вклад государства и государственных компаний в ВВП России является дискуссионным вопросом; его оценки различаются на порядок: по оценке Федеральной антимонопольной службы, со ссылкой на анонимных экспертов, он составляет 70 %, по данным МВФ — Характерные черты переходной экономики: инициатором рыночных преобразований и смены политического строя является государство; началом рыночных реформ является насыщение потребительского рынка; быстрый рост производства либо импорта потребительских товаров Улучшение инвестиционного климата, модернизация промышленности, интеграция в мировое сообщество, уменьшение вмешательства государства в дела хозяйствующих субъектов – Цель новой экономической политики.
Экономика постепенно восстанавливается, Укрепилось финансовое положение России, значительно уменьшился внешний долг, солидно выросли объемы золотовалютных резервов. На начало 2019 года Россия в рейтинге держав с самым большим золотым запасом находится на пятом месте — после США (261,3 млн тройских унций), Германии (108 млн), Италии (78,8 млн) и Франции (78,3 млн). Создан современный налоговый режим, снижено налоговое бремя Продолжает совершенствоваться законодательная база экономики. В сентябре 2003 г Россия вошла в первую самых привлекательных для иностранных инвестиций стран. Россия – крупнейший экспортер топливно- энергетических ресурсов в мире. Кредитный рейтинг страны самый высокий за всю историю новой России. Впервые за полвека Россия- экспортер зерна Высокие темпы развития информационных технологий. С 2000 по 2008 г Россия живет с профицитом бюджета Россия занимает 28-е место в мире по индексу лёгкости ведения бизнеса, обгоняя многие развитые страны (Испания, Италия). В рейтинге конкурентоспособности стран мира, составленном в 2017 году аналитической группой Всемирного экономического форума, Россия была помещена на 38-е место из 137 стран[453]. В рейтинге экономической свободы Fraser Institute за 2014 год Россия занимала 93-е место[454][455]. По индексу человеческого капитала, составленному в 2014 году аналитиками Всемирного экономического форума, Россия занимала 26-е место[456]. По индексу экономической свободы Heritage Foundation, у России в 2016 году было 153-е место из 179 стран[457]. В рейтинге Института Всемирного Банка[en] индекс экономики знаний[en], который показывает, как преуспели те или иные страны в использовании изобретений учёных и инженеров на практике, Россия в 2012 году занимала 55-е место из 146 стран[458][459]. По индексу развития информационно-коммуникационных технологий, составленному Международным союзом электросвязи, Россия в 2015 году находилась на 45-м месте из 155 стран[460][461]. По индексу человеческого развития Россия в 2015 году находилась на 49-м месте в списке из 188 стран[462]. Для сравнения, в 1995 году Россия находилась на 72-м месте[463], в 1988 году СССР находился на 26-м месте[464]. В 10-м рейтинге недееспособности государств от 2014 года Россия занимала 85-е место из 178 стран, попав в категорию «High Warning»[465]. За десять лет с издания первого рейтинга Россия показала значительное улучшение («Significant Improvement»)[466].
33. Социальная структура общества как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп, и социальных институтов Социальная структура общества — это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных общностей и групп, социальных институтов, социальных статусов и отношений между ними. Все элементы социальной структуры взаимодействуют как единый социальный организм. Социальную структуру условно можно разделить на две подсистемы: 1) социальный состав общества; 2) социальные институты общества. 1. Социальный состав общества — это совокупность взаимодействующих социальных общностей, социальных групп и индивидов, образующих конкретное общество. Каждая социальная общность занимает определенное место, определенную позицию в социальной структуре.
Социальная общность — это большая или малая группа людей, обладающих общими социальными признаками, занимающих одинаковое социальное положение, объединенных совместной деятельностью (или ценностными ориентациями). Основной формой социальных общностей являются социальные группы. Общество в своей конкретной жизненной реальности выступает как совокупность множества социальных групп. Вся жизнь человека от рождения до смерти протекает в этих группах: семье, школьном, студенческом, производственном, армейском коллективах, спортивной команде, кругу друзей, подруг и т.д. Социальная группа — это своеобразный посредник между отдельным индивидом и обществом..
Общество как целостная социокультурная система состоит из множества индивидов, входящих одновременно в большие и малые социальные общности. Например, конкретный индивид — гражданин своей страны — одновременно может быть членом таких больших социальных общностей, как этническая, территориальная, профессиональная и др. Кроме того, он, как правило, является членом сразу нескольких малых социальных групп — семьи, рабочей бригады, научного отдела, круга друзей и т. д. 2. Институциональная структура общества — это совокупность взаимодействующих социальных институтов, обеспечивающих устойчивые формы организации и управления обществом. Каждый институт (группа институтов) регулирует отношения в определенной сфере общества, например политические институты (государство, партии и др.) регулируют отношения в политической сфере, экономические — в экономической (рис. 2). 3. Институциональную систему общества можно представить в виде матрицы, ячейки (институты, статусы) которой заполняются конкретными людьми из определенных социальных групп и общностей. Таким образом, происходит «наложение» социального состава общества на институциональную структуру. При этом конкретные люди могут занимать и освобождать те или иные ячейки (статусы), а сама матрица (структура) обладает. Например, Президент России в соответствии с Конституцией РФ переизбирается каждые 6 лет, а статус президента и институт президентства остаются неизменными в течение многих лет; родители стареют и умирают, и их статусы занимают новые поколения. 4. В демократическом обществе все социальные институты формально (по закону) равны между собой. Однако в реальной жизни одни институты могут доминировать над другими. Например, политические институты могут навязывать свою волю экономическим и наоборот.
34.Социальные группы. Значение социальных групп. Несмотря на то что реальное общество составляют люди, отдельные индивиды, подлинными субъектами общественных отношений являются социальные группы. Множество реальных социальных общностей можно разделить на два больших подкласса: массовые и групповые (социальные группы). Социальные группы — устойчивые совокупности людей, которые имеют отличные, только им присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации). Появление социальных групп связано: 1. с общественным разделением труда и специализацией деятельности, 2. вызвано исторически сложившимся разнообразием условий быта, культуры, социальных норм и ценностей. В совокупности социальные группы образуют социальную структуру общества. Социальная структура общества — это внутреннее устройство общества или социальной группы, упорядоченное определенными нормами взаимодействия частей. Социальная структура организует общество в единое целое. Кроме понятия «группа», в социологии существует понятие «квазигруппа». Квазигруппа — малоустойчивая^ неформальная совокупность людей, объединенная, как правило, одним или очень немногими типами взаимодействия, имеющая неопределенную структуру и систему ценностей и норм. Существуют следующие разновидности квазигруппы: - аудитория — объединение людей во главе с коммуникатором (например, концертная или радиоаудитория). Здесь имеет место такой тип социальных связей, как передача-прием информации непосредственно или с помощью технических средств; - фан-группа — объединение людей на основе фанатичной приверженности спортивной команде, рок-группе или религиозному культу; - толпа — временное собрание людей, объединенных каким-либо интересом или идеей. Основные свойства квазигрупп: + Анонимность + Внушаемость + Социальная заражаемость + Бессознательность В современных условиях, когда требуется огромная работа по координации деятельности и ресурсов, возрастает значение организаций. Организация — это большая ассоциация людей, действующих на основании неличных связей, созданная для достижения специфических целей (больницы, учебные заведения, фирмы, финансовые компании, банки, правительственные учреждения и т. д.). Организации - учреждены с определенными целями, располагаются в зданиях или на физических пространствах, специально сконструированных, чтобы помочь в достижении этих целей. Группы и организации непосредственно влияют на поведение человека. Это влияние может быть как положительным, так и отрицательным.
Воздействие малой группы на человека Позитивное • Отношения, складывающиеся в группе, приучают человека выполнять существующие социальные нормы, формируют ценностные ориентации, усваиваемые личностью • В группе человек совершенствует свои коммуникативные умения • От членов группы человек получает информацию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себяГруппа дает человеку уверенность в себе, снабжает его системой положительных эмоций, необходимых для его развития Негативное • Цели группы достигаются за счет ущемления интересов отдельных ее членов в ущерб интересам всего общества, т. е. имеет место групповой эгоизм • Воздействие, которое группа оказывает обычно на одаренных творческих личностей: их оригинальные идеи отвергались большинством потому, что были непонятны, а сами неординарные личности сдерживались, подавлялись в своем развитии, преследовались • Иногда человек идет на внутренний конфликт и ведет себя конформно (лат. conformis — подобный), т. е. осознанно расходясь в мнениях с окружающими людьми, тем не менее соглашается с ними, исходя из каких-либо соображений
35. Типология социальных групп. Соц. группа — любая совокупность людей, рассматриваемая с точки зрения их общности. Наиболее широкое понимание соц. группы связано с понятиями общности и совокупности. Семья, школьный класс, друзья и профессиональный коллектив — наиболее значимые для личности соц.группы. Основные признаки соц. группы: · наличие интегральных психологич. характ-к, таких как общ. мнение, психологич. климат и т. д.; · сущ-ние осн. параметров группы как единого целого: композиция и структура, груп. процессы, груп. нормы и санкции. Композиция — совокупность характ-к членов группы, как частей целого. Структура группы — те функции, которые выполняют члены группы. К груп.процессам относятся меняющиеся показатели группы; · способность индивидов к согласованным действиям; · действие груп. давления, побуждающего человека вести себя определенным образом и в соответствии с экспектациями окружающих. По общ. статусу группы делятся на формальные и неформальные, по непосредственности взаимосвязей — на реальные и номинальные, по значимости — на референтные и группы членства. Типологии выделяются по количеству человек и по уровню развития. По количеству членов выделяют большие, малые группы и микрогруппы. Состав микрогрупп включает двух или трех человек (связующие факторы: чувства дружбы, общее дело и т. д.). Большие группы изучаются с точки зрения массовидных явлений психики (толпа, аудитория, публика). Малая группа — такая группа, участники которой лично знают друг друга. Значимость малой группы определяется устремлениями индивида. Если он ориентируется на мнения членов группы, группа является источником соц. установок субъекта. Ориентируясь на референтную группу, человек оценивает себя, свои поступки, образ жизни и идеалы. Референтная группа имеет две основные соц. функции: нормативную и сравнительную. По уровню развития выделяют группы неорганизованные или слабо организованные, с низким индексом сплоченности (ассоциации, диффузные группы) и группы высокого уровня развития (коллективы). Группы рассматривают с точки зрения отношения к социуму: позитивное отношение — просоц., негативного — асоц.. Любой коллектив является хорошо организованной просоц. группой, поскольку ориентирован на пользу обществу. Хорошо организованная асоц. группа называется корпорацией. Корпорация обычно характ-ся замкнутостью, жесткой централизацией и авторитарным упр-ниям.
36. Социальный статус личности Социальный статус - это положение (позиция) индивида или группы в социальной системе, определяемое экономическими, профессиональными, этническими и другими специфическими для данной системы признаками (пол, образованиеЮ профессия, доход и др). Критерием оценки социального статуса является престиж и авторитет. Авторитет - это признание людьми личных и деловых качеств человека. Виды социального статуса: 1. предписанный (с рождения,прирожденный или наследуемый) 2. достигаемый (связан с активностью человека, с его собственными усилиями по приобретению положения в обществе) 3. Личный (связан с признанием личных качеств и заслуг в системе межличностных отношений (особенно в малой группе) Анализ социального статуса личности: соц.положенеи,пол,национальность,возраст,образованиеположение в социальной структуре (к какой соц.группе относится), профессия (название, престижее, что определило выбор), социальные функции,соц.роли), материальное положение, права (много, мало, достаточно, недостаточно), обязанности, авторитет, семейное положение, личные качества, квалификация, увлечение,хобби. Статус может изменяться как по: горизонтали - образует система социальных контактов и взаимообменов, как реальных, так и просто возможных, складывающихся между носителем статуса и другими индивидами, находящимися на том же уровне социальной лестницы; вертикали - образуют контакты и обмены, возникающие между носителем статуса и индивидами, находящимися на более высоких и более низких уровнях.
37. Социальная роль. Многообразие социальных ролей. Социальная роль — это поведение, (1) вытекающее из социального статуса человека и (2) ожидаемое окружающими. В качестве ожидаемого поведения социальная роль включает в себя совокупность социальных норм, определяющих ожидаемую последовательность действий субъекта, адекватную его социальному статусу. Например, от талантливого шахматиста ожидается профессиональная игра, от президента — способность формулировать интересы страны и реализовать их и т. п. Поэтому социальную роль можно определить как поведение, соответствующее социальным нормам, принятым в данном обществе. Человек в процессе социализации обучается выполнению разных ролей: ребенка, ученика, студента, товарища, родителя, инженера, военнослужащего, пенсионера и т. п. Ролевое обучение включает в себя: 1) знание своих обязанностей и прав в данной сфере общественной деятельности; 2) приобретение психологические качеств (характера, ментальности, убеждений), соответствующих данной роли; 3) практическое выполнение ролевых действий. Основные социальные роли: семьянин, собственник, потребитель, гражданин, работник. Социальная роль - это совокупность социальных функций, выполняемых человеком в соответствии с принятой в обществе нормой поведения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.14.104 (0.011 с.) |