По степени социальной дифференциации (или расслоения): 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По степени социальной дифференциации (или расслоения):



Вопросы к дифференцированному зачету

 БД.08    Обществознание    

 Для групп БИ50-1-19; БИ50-2-19.

 Преподаватель Ющенко Татьяна Николаевна.

1. Структура обществознания. Цели и задачи учебного предмета

Обществознание - свободный учебный курс, содержащий основные выводы современных наук об обществе, о законах его развития, о человеке.

Изучение обществознания ведется на уровнях основного общего и среднего общего образования в форме интегрального курса. Последовательность освоения учебного материала строится с учетом этапов социального взросления обучающихся, развития их познавательных возможностей, постепенного обогащения их личного социального опыта, изменений с возрастом интересов и запросов, логики развертывания научного знания.

Интегральный характер преподавания обществознания определяется установленной Конституцией Российской Федерации в качестве объекта конституционного регулирования и государственного строительства триадой «личность – общество – государство» и способствует выработке у обучающихся практических навыков, которые необходимы каждому человеку, вступающему в самостоятельную жизнь.

Углубленный уровень на ступени среднего общего образования обеспечивается за счет расширенного освоения теоретических знаний в рамках базовых наук и способности их применения в последующей профессиональной деятельности, связанной прежде всего с социально-гуманитарным знанием.

Целью изучения обществознания в образовательной организации является формирование гармонично развитой личности, воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, патриотизма, правовой культуры и правосознания, уважения к общепринятым в обществе социальным нормам и моральным ценностям, развитие у обучающихся понимания приоритетности общенациональных интересов, приверженности правовым принципам, закрепленным в Конституции Российской Федерации и законодательстве Российской Федерации, создание условий для освоения обучающимися способов успешного взаимодействия с различными политическими, правовыми, финансово-экономическими и другими социальными институтами для реализации личностного потенциала в современном динамично развивающемся российском обществе.

2. Понятие общества. Общество как целостная система. Функции общества.

Общество - обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей. (в узком понятие это может быть страна, государство, объединения и т.д, в широком - население планеты Земля)

Признаки общества: объединение не является частью какой-либо более крупной системы общества; браки заключаются между представителями данного объед-ния; пополняется за счет детей этого общества; своя собственная территория; собственное названия и своя история; собственная система управления; объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида; общая система ценностей (обычаи, традиции, законы, правила, нравы) которые называют культурой. (по амер.философу Шилзу)

Главные функции общества: сохранение международного мира; максимальный выпуск продукции при полной занятости населения и равновесии денежной системы; улучшение распределения общественного продукта между социальными группами и отдельными странами; эмансипация групп, не пользующихся равноправием; возможна большая индивидуальная свобода. по Тинбергену голланд.ученый). (эмансипация - освобождение от угнетений).

В основе жизни общества самое важные приоритеты:

- материальный (материальное производство играет огромную роль в жизни людей. прежде чем заниматься наукой человек должен удовлетворить свои инстинкты(есть, пить, иметь одежду, жилье);

- духовный (сознание первично. 1. прежде чем что то создавать, человек обдумывает, сторит модель в сознании. 2. при исчезновении материального объекта в сознании остается его мысленный образ).

Человеческая деятельность создает целостную систему общества. Поэтому систему можно рассматривать на уровне социальных отношений: классовые, национальные, групповые, семейные; на уровне взаимодействия между людьми в группе - межличностных отношений.

 

 

3. Подсистемы и элементы общества. Сферы жизни общества.

Элементы (подсистемы) общества - это сферы общественной жизни, которые взаимодействуют друг с другом.

1. экономическая (ее элементами являются материальное производство и отношения, возникающие в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ). Это система жизнеобеспечения, являющаяся своеобразным материальным основанием общественной системы. В хозяйственной, экономической сфере определяется, что именно, каким образом и в каком количестве производится, распределяется и потребляется. Каждый из нас так или иначе вовлечен в экономические отношения, играет в них свою конкретную роль — собственника, производителя, продавца или потребителя различных благ и услуг.

2. социальная (состоит из социальных групп, индивидов, их взаимоотношений и взаимодействий). В этой сфере действуют значительные группы людей, которые формируются не только по своему месту в экономической жизни, но и по демографическим (половым, возрастным), этническим (национальным, расовым), политико-правовым, культурным и другим признакам. В социальной сфере мы выделяем общественные классы, слои, нации, народности, различные группы, объединенные по полу или возрасту. Мы различаем людей по уровню их материального благосостояния, культуры, образования.

3. сфера социального управления, политическая (ее ведущим элементом выступает государство). Политическая система общества включает в себя целый ряд элементов, важнейшим из которых является государство: а) учреждения, организации; б) политические отношения, связи; в) политические нормы и др. Основой политической системы является власть.

4. духовная (охватывает различные формы и уровни общественного сознания, порождающие явления духовной жизни людей, культуры). Элементы духовной сферы — идеология, общественная психология, образование и воспитание, наука, культура, религия, искусство — более самостоятельны, автономны, чем элементы других сфер. К примеру, позиции науки, искусства, морали и религии могут существенно разниться в оценке одних и тех же явлений, даже находиться в состоянии конфликта.

 

4. Типология обществ.

Общество - это часть материального мира, ыделившаяся из природы (т.е. естественных условий существования человека) но тесно связанная с ней.

Типология общества – это классификация обществ на основе определения наиболее важных и существенных признаков, типовых черт, которые отличают одни общества от других.

1. По наличию письменно сти:    - дописьменные, умеющие говорить, а писать нет;

                                                 - письменные, владеющие афавитом либо знаковым письмом и фиксирующие звуки в материальных носителях(клинописных таблицах, берестяных грамотах, папирусах, книгах, газетах, компьютерах).

Особенности рынка труда

· На рынке труда покупаются только трудовые ус­луги, а не сам индивид.

· Компенсация за труд представлена не только за­работной платой, но и дополнительными льготами (премиальные и денежные вознаграждения, стоимость жилья, социальное обеспечение, стоимость профессионального обучения, культурно-бытового об­служивания и т. д.)

· Трудовые контракты кроме денежного аспекта, сделки вклю­чают: содержание и условия труда, микроклимат в коллективе и нормы субординации в руководстве, вероятность сохранения рабочего места и т.д.

4. На рынке труда работники могут отличаться, в частности, способностями, квалификацией, производительностью, опытом, а работы различаются по требуемой квалификации и условиям труда.

5. При покупке рабочей силы продолжительность контрактов продавца и покупателя имеет существенное значение: от нее зависит опыт работника, его производительность тру­да; работодатель вклады­вает средства в обучение работников и прерывание контракта несет ущерб обеим сторонам.

6. На рынке труда присутствует большое число струк­тур, представляющих интересы государства, бизнеса, профсоюзов. Каждая из них вносит свой вклад в разра­ботку «правил игры» на рынке труда.

 

28. Человеческий капитал. Прожиточный минимум

. Рынок труда имеет дело с особым ресурсом — «че­ловеческим капиталом».

«Человеческий капитал» – это профессиональные знания и потенциал человека (работника) или трудового коллектива, направленных на получение сверхприбыли и обеспечение процесса воспроизводства

Факторы формирования человеческого капитала:

I. Интеграционный факто р – это естественный процесс слияния региональных и мировых трудовых и интеллектуальных ресурсов, обеспечивающий сближение людей, при этом сохраняя их национальную идентичность.

II. Географический фактор мобильности – это перемещение знаний, навыков, профессионального опыта работника на региональном или международном уровне. Данный фактор отражает способность человека конкурировать на любом трудовом рынке. С развитием международной глобализации мы можем наблюдать за слиянием человеческого капитала разных государств.

III. Социально-демографический фактор предполагает изучение и анализ изменений численности населения, рода занятий и уровня образования. Социально-демографический фактор отражает уровень развития человека и его роль в современном производстве.

IV. Экологический фактор напрямую зависит от формирования человеческого капитала, так как связан со здоровьем человека

V. Социально-материальный фактор отвечает за инвестиции, направленные на формирование человеческого капитала. Вложение средств в человеческий капитал – это прямое воздействие на образование, которое повышает квалификацию и способности и тем самым производительность труда людей.

VI. Экономический фактор – это фактор, способствующий развитию национального потенциала. На него способны оказать влияние: уровень экономического развития государства, особенности текущей экономической политики, состояние финансовой системы государства. Россия по человеческому капиталу является одной из развитых стран, но экономика по уровню по уровню производительности труда отстает сильно.

Позитивное

• Отношения, складываю­щиеся в группе, приуча­ют человека выполнять существующие социаль­ные нормы, формируют ценностные ориентации, усваиваемые личностью

• В группе человек совер­шенствует свои коммуни­кативные умения

• От членов группы чело­век получает информа­цию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себяГруппа дает человеку уверенность в себе, снаб­жает его системой поло­жительных эмоций, не­обходимых для его раз­вития

Негативное

• Цели группы достигаются за счет ущемления интересов от­дельных ее членов в ущерб ин­тересам всего общества, т. е. имеет место групповой эгоизм

• Воздействие, которое группа оказывает обычно на одарен­ных творческих личностей: их оригинальные идеи отверга­лись большинством потому, что были непонятны, а сами не­ординарные личности сдержи­вались, подавлялись в своем развитии, преследовались

• Иногда человек идет на внут­ренний конфликт и ведет себя конформно (лат. conformis — подобный), т. е. осознанно рас­ходясь в мнениях с окружаю­щими людьми, тем не менее со­глашается с ними, исходя из каких-либо соображений

 

35. Типология социальных групп.

Соц. группа — любая совокупность людей, рассматриваемая с точки зрения их общности.

Наиболее широкое понимание соц. группы связано с понятиями общности и совокупности.

Семья, школьный класс, друзья и профессиональный коллектив — наиболее значимые для личности соц.группы.

Основные признаки соц. группы:

· наличие интегральных психологич. характ-к, таких как общ. мнение, психологич. климат и т. д.;

· сущ-ние осн. параметров группы как единого целого: композиция и структура, груп. процессы, груп. нормы и санкции. Композиция — совокупность характ-к членов группы, как частей целого. Структура группы — те функции, которые выполняют члены группы. К груп.процессам относятся меняющиеся показатели группы;

· способность индивидов к согласованным действиям;

· действие груп. давления, побуждающего человека вести себя определенным образом и в соответствии с экспектациями окружающих.

По общ. статусу группы делятся на формальные и неформальные, по непосредственности взаимосвязей — на реальные и номинальные, по значимости — на референтные и группы членства.

Типологии выделяются по количеству человек и по уровню развития.

По количеству членов выделяют большие, малые группы и микрогруппы. Состав микрогрупп включает двух или трех человек (связующие факторы: чувства дружбы, общее дело и т. д.). Большие группы изучаются с точки зрения массовидных явлений психики (толпа, аудитория, публика).

Малая группа — такая группа, участники которой лично знают друг друга.

Значимость малой группы определяется устремлениями индивида. Если он ориентируется на мнения членов группы, группа является источником соц. установок субъекта. Ориентируясь на референтную группу, человек оценивает себя, свои поступки, образ жизни и идеалы. Референтная группа имеет две основные соц. функции: нормативную и сравнительную.

По уровню развития выделяют группы неорганизованные или слабо организованные, с низким индексом сплоченности (ассоциации, диффузные группы) и группы высокого уровня развития (коллективы).

Группы рассматривают с точки зрения отношения к социуму: позитивное отношение — просоц., негативного — асоц.. Любой коллектив является хорошо организованной просоц. группой, поскольку ориентирован на пользу обществу. Хорошо организованная асоц. группа называется корпорацией. Корпорация обычно характ-ся замкнутостью, жесткой централизацией и авторитарным упр-ниям.

 

 

36. Социальный статус личности

Социальный статус - это положение (позиция) индивида или группы в социальной системе, определяемое экономическими, профессиональными, этническими и другими специфическими для данной системы признаками (пол, образованиеЮ профессия, доход и др).

Критерием оценки социального статуса является престиж и авторитет. Авторитет - это признание людьми личных и деловых качеств человека.

Виды социального статуса:

1. предписанный (с рождения,прирожденный или наследуемый)

2. достигаемый (связан с активностью человека, с его собственными усилиями по приобретению положения в обществе)

3. Личный (связан с признанием личных качеств и заслуг в системе межличностных отношений (особенно в малой группе)

Анализ социального статуса личности: соц.положенеи,пол,национальность,возраст,образованиеположение в социальной структуре (к какой соц.группе относится), профессия (название, престижее, что определило выбор), социальные функции,соц.роли), материальное положение, права (много, мало, достаточно, недостаточно), обязанности, авторитет, семейное положение, личные качества, квалификация, увлечение,хобби.

Статус может изменяться как по:

горизонтали - образует система социальных контактов и взаимообменов, как реальных, так и просто возможных, складывающихся между носителем статуса и другими индивидами, находящимися на том же уровне социальной лестницы;

вертикали -  образуют контакты и обмены, возникающие между носителем статуса и индивидами, находящимися на более высоких и более низких уровнях.

 

37.  Социальная роль. Многообразие социальных ролей.

Социальная роль — это поведение, (1) вытекающее из социального статуса человека и (2) ожидаемое окружающими. В качестве ожидаемого поведения социальная роль включает в себя совокупность социальных норм, определяющих ожидаемую последовательность действий субъекта, адекватную его социальному статусу. Например, от талантливого шахматиста ожидается профессиональная игра, от президента — способность формулировать интересы страны и реализовать их и т. п. Поэтому социальную роль можно определить как поведение, соответствующее социальным нормам, принятым в данном обществе.

Человек в процессе социализации обучается выполнению разных ролей: ребенка, ученика, студента, товарища, родителя, инженера, военнослужащего, пенсионера и т. п. Ролевое обучение включает в себя: 1) знание своих обязанностей и прав в данной сфере общественной деятельности; 2) приобретение психологические качеств (характера, ментальности, убеждений), соответствующих данной роли; 3) практическое выполнение ролевых действий.

Основные социальные роли: семьянин, собственник, потребитель, гражданин, работник.

Социальная роль - это совокупность социальных функций, выполняемых человеком в соответствии с принятой в обществе нормой поведения.

Типы социального контроля

В социологии различают два основных процесса социального контроля: применение позитивных или негативных санкций за социальное поведение индивида. Поэтому есть  внешний социальный контроль и внутренний социальный контроль, или самоконтроль.

Внешний социальный контроль представляет собой совокупность форм, способов и действий, гарантирующих соблюдение социальных норм поведения. Выделяют два вида внешнего контроля:

- Формальный социальный контроль, основанный на официальном одобрении или осуждении, осуществляется органами государственной власти, политическими и социальными организациями, системой образования, средствами массовой информации и действует на территории всей страны, основываясь на писаных нормах — законах, указах, постановлениях, приказах и инструкциях. Действия, направленные на то, чтобы заставить людей уважать законы и порядок с помощью представителей органов власти. Такой контроль особенно эффективен в больших социальных группах.

- Неформальный социальный контроль, основанный на одобрении или осуждении родственников, друзей, коллег, знакомых, общественного мнения, выражается через традиции, обычаи либо средства массовой информации. Агентами неформального социального контроля выступают такие социальные институты, как семья, школа, религия. Этот вид контроля особенно эффективен в малых социальных группах.

- Внутренний социальный контроль — самостоятельное регулирование индивидом своего социального поведения в обществе. Основными элементами самоконтроля выступают сознание, совесть и воля.

 

39.Отклоняющееся (девиантное) поведение. Формы девиантного поведения

Девиантное поведение - это поступки, противоречащие писаным или неписаным нормам, принятым в обществе(девиация-любое отклонение в широком смысле).

Отклоняющее поведение:

- девиантное (в узком смысле это отклонение, не влекущее уголовного наказания, бывает у лиц и групп людей);

- делинквентное (серьезное правонарушение-преступление, влекущее уголовную отвественность. Абсолютно по отношению к законам).

Причины:

- биологические - с рождения наделение преступными наклонностями.

- психологические -результат нарушения в системе личности, которые выражены в умственных дефектах, слабоумии, психопатии, неврозах,психозах паранойе.

- социологические -зависит от социальных условий (кризисы, бурные перемены и потрясений в обществе)

- культурологические- индивиды или группы усваивают разные культурные ценности, в рамках одной социальной системы,, что приводит к конфликтам между господствующей культурой и субкультурой.

- психоаналитические -связано с врожденной, естественно присущей человеку агрессивностью, не снятой в процессе социализации.

Оценка отклонений:

- негативные (вредные для общества) - правонарушения, аморальное поведение, скандалы, алкоголизм, наркомания, вандализм т.д

-нейтральные (сугубо индивидуальные и не влияют на общество) - несоблюдение обычаев и традиций, чудачество,эксцентризм и другое

- позитивные (полезные для общества) - инициатива, новаторство, талант, героизм, самопожертвование и другое.

Социальные санкции:

-вознаграждение за позитивные девиации

-наказание или порицание за негативные девиации

40. Особенности социальной стратификации в современной России.

Главная функция семьи —

 репродуктивная, т.е. биологическое воспроизводство населения — на общественном уровне и удовлетворение потребности в детях — на личностном уровне. Наряду с этой основной функцией семья выполняет еще:

· • воспитательная — первичная социализация детей, их воспитание, поддержание воспроизводства культурных ценностей;

· • хозяйственно-бытовая — ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

· • экономическая — материальная поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;

· • функция первичного социального контроля — регламентация моральной ответственности в отношениях между членами семьи;

· • духовно-нравственная — развитие личности каждого члена семьи;

· • социально-статусная — предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

· • досуговая — организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

· • эмоциональная — оказание психологической поддержки членам семьи.

Тип семьи

1.  по составу: Проста я (нуклеарная)- супруги и неженатые дети. Расширенная- из родителей, детей и других родственников, представителей двух или более поколений. Сложная или составная семья -состоящая из 2х или более супружеских пар, включающая несколько поколений одного предка, образующая 3-5 и более супружеских пар и может объединять 15. 20.30 и более человек.

2. по семейным обязанностям: традиционная (патриархальная) -главный в семье мужчина, он обеспечивает семью. Нетрадиционная (эксплуататторская) - равное участие в общественом труде, дом.обязанности возложены на женщину. Партнерская или эгалитарная - справедливое разделение дом.обязанностей, совместное принятие решений, эмоциональная насыщенность отношений в семье.

3. по месту жительства: патрилокальная - молодые супруги перходят жить в дом отца мужа. Неолокальная - молодожены проживают отдельно от родителей. Матрилокальная - молодожены живут в доме родителей жены.

           В зависимости от формы брака выделяют моногамную и полигамную семью. Первая предусматривает наличие брачной пары — мужа и жены. Вторая подразделяется на полигинию (многоженство) и полиандрию (многомужество). Если полигиния получила довольно широкое распространение (прежде всего в мусульманских странах), то полиандрия встречается редко (Индия, Тибет) и вызывается часто экономическими причинами (например, в Тибете братья имеют общую жену, чтобы не делить земельный участок, полученный по наследству).

           По критерию семейной власти выделяют такие исторические формы семьи, как матриархат (власть в семье принадлежала женщине) и патриархат (во главе семьи стоял мужчина). В настоящее время превалирует эгалитарная, или демократическая, семья, в которой существует статусное равенство супругов.

Реальные изменения современной семьи:

1. Изменение системы власти (в семье женщина обеспечивает, кормит и командует).

2. Уменьшение семьи до нуклеарной (очень мало семей, живущих поколениями. Преобладают семьи супруги и ребенок.

3. Фактическое исчезновение понятия "многодетность" (большинство ограничиваются одним ребенком.

           Социальная поддержка семьи оказывается на уровне Государства. В РФ семейная политика - это меры, имеющие целью оказать то или иное воздействие на семью, процессы семейных изменений и семейного поведения. Сем. политика включает пособия и фин.льготы, отпуска для родителей по уходу за детьми, создание дошкольных учреждений, различный режим работы для нужд семьи, уход за детьми включаетсч в трудовой стаж, стимулирование многодетности, поддержка усыновления сирот и др.

 

43. Власть ее происхождение и виды: харизматическая, традиционная, легальная.

На протяжении человеческой истории менялись источники власти. Если в древнем мире физическое превосходство рождало власть — кто сильнее, тот и правит, то уже в средневековье власть начинают наследовать. Средневековый король — символ и воплощение власти, передаваемой по наследству. В Новое время в символ власти превращается капитал. Капитал даёт власть над промышленностью, т. е. над рабочими местами, а это, в свою очередь, даёт власть над людьми. В наше время таким символом власти стала информация. Контролируя поток информации, который распространяется в обществе, вы получаете возможность влиять на это общество. Хотя стоит признать, что насилие и капитал тоже никуда не деваются, а просто отходят на второй план.

Виды власти:

Традиционная - основана на обычаях, привычке повиноваться вере в священность, незыблемость издавна существующих порядков и властей.

Харизматическая - основана на личной преданности вождю, руководителю, на убеждении и вере в его исключительные качества и выдающиеся способности.

Легальная - основана на осознаном интересе, убеждении в законности установленных порядков, правомощности органов власти и правильности законов.

 

44.  Политическая власть: понятие, функции, носители.

Одной из важнейших видов власти в жизнедеятельности человека является политическая власть.

Политическая власть — это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определённые политические взгляды, установки и цели.

 политику невозможно осуществлять без власти.

Политическая же власть является особенным видом власти, наиболее сложным и опасным из всех других видов, которую отличают следующие черты (признаки политической власти):

1) Масштабность — политика даёт возможность влиять на судьбы жителей целой страны и даже мира. Представьте, что было бы, если Адольф Гитлер не стал бы руководителем Германии, а был всего лишь хозяином какой-нибудь небольшой австрийской фирмы? Какие бы это имело последствия для человечества?

2) Конкурентность и конфликтность — за обладание правом распоряжаться целой страной борются многочисленные силы, которые в азарте борьбы не стесняют себя никакими нравственными ограничениями.

3) Право использовать силу в пределах страны или в пределах определенной территории.

4) Осуществление государственной власти требует существования огромного государственного механизма, предполагающего наличие специальных организаций, особых типов отношений, символов, ценностей, идей, которые в совокупности образуют политическую систему общества.

5) Действует на основе права от имени всего общества.

Сходство политической и государственной власти:

- распоряжается силами, возможностями. ресурсами, которыми располагают люди;

- является средством упорядочения общественных отношений.

Различие:

- осуществляется специальными лицами -чиновниками;

- распространяется на все имущество.

 

45.Виды власти, ее функции и формы.

Власть- это  способность и возможность распоряжаться кем-либо, подчинять своей воле(особенно отношения между людьми).

Власть - это система социально-политических отношений, выражающих способность влиять на деятельность и поведение людей и социальных групп.

Виды власти: экономическая, политическая, государственная, военная, духовная, семейная (родительская)

Функции власти: господство, руководство, управление, координация, организация, контроль.

Формы власти: воля, право, авторитет, убеждение, манипуляция, насилие (принуждения).

46. Понятие, признаки и функции государства

Понятие "государство" было впервые введено И. Макиавелли. Оно обозначало у него политическое состояние общества.

Государство - основной политический институт общества, осуществляющий управление им и охрану его социально-экономической структуры.

ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА

  • Наличие власти. (органы управления и органы подавления)
  • Административно-территориальная организация. Территория с населением.
  • Закон (право)
  •  Регулярный сбор налогов. Он необходим для содержания армии, государственного аппарата, проведения общественных работ.
  • Суверенитет государственной власти. Это монопольное право государства на законодательство и управление внутри страны, а также его самостоятельность и независимость в отношениях с другими странами.
  • Аппарат принуждения.

Дополнительные признаки государства:

1. Язык как средство общения на территории того или иного государства.

2. Единая оборонная и внешняя политика.

3. Единые транспортная, информационная, энергетическая системы, общий рынок и др.

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

Функции государства весьма многочисленны. Основные из них были присущи уже древним государствам, другие возникали по мере развития цивилизации.

 функции государства делятся на внутренние и внешние.

К основным внутренним функциям государства относятся:

  • установление и поддержание режима законности и правопорядка в обществе;
  • организация экономической жизни, денежного обращения в стране;
  • осуществление общественно значимых работ (строительство дорог, мостов, систем орошения и
    т. п.);
  • социальная функция — организация в обществе тех или иных систем здравоохранения, просвещения, помощи неимущим и инвалидам и т. п.

К главным внешним функциям государства относятся:

  • защита границ и оборона страны при нападении извне;
  • внешнеполитическая деятельность — представление страны в отношениях с другими странами (дипломатия);
  • организация экономических связей с другими странами.

47. Формы государства: форма правления, форма государственного устройства, форма государственного (политического) режима.

Форма государства — это устройство политической организации общества, призванное обеспечить её стабильность и нормальное функционирование.

У государства есть 3 измерения, принципиальным образом определяющие его сущность: форма правления, тип государственного устройства и вид политического режима.

Форма государственного правления характеризует организацию государственной власти, систему высших государственных органов, а также порядок их образования, взаимоотношения между ними и гражданами.

В современном мире каждое государство отличается набором специфических черт и характеристик, которые сложились в процессе его исторической эволюции, под влиянием природных факторов, особенностей социально-экономического развития, религии и пр. Однако из всего многообразия современных государственных форм можно выделить две основные формы правления — монархию и республику.

     
 

 


Теократическая (светская и духовная власть в одном лице) Ватикан, Саудовская Аравия, Бруней
Неограниченная  (абсолютная) Саудовская Аравия, Бруней, Бахрейн, Катар, Оман, ОАЭ
Смешанная Франция, Греция, Россия, Австралия  
Президентская США,Польша, Бразилия,Финляндия, португалия, Аргентина  
                                                                                                                                  

 


                                                                                                              

         
Выборная  Малайзия ОАЭ
 
Парламентская ФРГ, Италия, Индия, Венгрия
Парламентская  (монарх царствует, но не правит) Швеция, Дания, Великобритания, Бельгия, Япония, Норвегия, Испания  

 


.

Государственный политический режим - это приемы и методы осуществления государственной власти.

Политический режим делится на демократический (демократия) и антидемократический. Антидемократический подразделяется на авторитарный (авторитаризм) и тоталитарный (тоталитаризм).

Политический режим определяет отношения между государством, обществом и личностью. Указывает: - форму и степень реального участия личности в жизни общества и государства; - степень свободы личности в обществе и государстве (объем прав и обязанностей).

 В чистом виде политических режимов не бывает, смешаные.

 

48 Политический статус личности



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.126.5 (0.134 с.)