Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Логика как основа методологии научного познания.↑ Стр 1 из 34Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Основные задачи научного познания: получение нового знания, открытие законов природы и общества, постижение тайн человеческого интеллекта и применение достигнутых знаний во благо обществу. Однако решать такие задачи не просто даже для современной науки. Поэтому большое внимание сегодня уделяется анализу проблем методологии – науки, от которой во многом зависит эффективность применения методов научного познания. Научное познание есть особая форма деятельности по производству научных знаний, рассматриваемая в исторически изменяющемся социокультурном контексте. Методология как наука нацелена на изучение общих закономерностей научного познания, особенностей его становления, развития и функционирования. В процессах упорядочения и систематизации научного знания большое место занимают методологические принципы – наиболее общие предписания относительно способов рационализации научного познания. Методология изучает принципы и способы организации научной теоретической и практической деятельности, среди которых особое место занимают методы научного познания. Под методом понимают совокупность средств и приемов, используемых в определенной последовательности в процессе познания. Метод – способ достижения цели в познании, основной инструмент развития науки, средство ее развития и обогащения новым знанием. В структуре метода обычно можно выделить цель, характеристику и процедуру. Цель метода – решение поставленной задачи; характеристика – описание объективной ситуации, в рамках которой решается данная задача; процедура – совокупность операций, необходимых для достижения цели в заданныхусловиях. К методу научного познания предъявляются следующие требования: 1) Детерминированность – выбор метода должен быть обусловлен спецификой изучаемого объекта. 2) Заданность – соответствие компонентов метода цели исследования. 3) Результативность – возможность получения результата с достаточно высокой степенью вероятности. 4) Воспроизводимость – возможность повторного использования данного метода. 5) Эффективность – затраты на использование должны быть меньше величины, окупаемой результатами исследования. Различают методы универсальные, общенаучные и специальные. Универсальные методы характеризуют специфику уровня философского анализа в познании и осмыслении мира. К ним, в частности, относят диалектику и метафизику. Специальные методы обычно применяются в рамках отдельных научных дисциплин (метод спектрального анализа и т. п.). Основу же общенаучных методов составляют так называемые «исторические» и «логические» методы. Под историческими методами понимают методы воспроизведения особенностей формирования и функционирования объекта в его хронологическом аспекте – развитии во времени. Логические методы в широком смысле понимаются как методы познания, воспроизводящие изучаемые объекты и процессы в более общем виде. В более узком, формальном смысле слова, логический метод представляет собой определенную познавательную операцию (дедукцию, индукцию, аналогию, классификацию и др.), особенности применения которой четко регламентированы установленными логическими правилами. Соблюдение законов формальной логики – обязательное условие рационального способа мышления. К основным законам формальной логики относят законы определенности, непротиворечивости и обоснованности, которые и составляют фундамент современной методологии науки. Формально – логические законы в познании дополняются законами диалектической логики. Универсальные законы диалектики – закон взаимоперехода количественных и качественных изменений, закон единства и борьбы противоположностей и закон отрицания отрицания – раскрывают особенности наиболее важных сторон развития природных, общественных и мыслительных явлений и процессов. Специфика самого диалектического метода познания обусловлена принципами объективности, конкретности и системности познания. Законы и принципы формальной и диалектической логики взаимодополняют друг друга в процессе познания, помогая получать более полное и более достоверное знание о мире.
Логика и язык. Каждая наука оперирует собственным языком. Под языком науки понимают определенную систему знаков, предназначенную для коммуникации и познания. Языки используются для описания вещей или событий, их оценки, призывов к побуждениям к действию, а также для выражения эмоций. Различают языки естественные и искусственные. Естественными называют те знаковые информационные системы, которые возникали в результате общения между людьми в процессе их историко-культурного развития. К естественным языкам относятся народные (национальные) языки, языки жестов и т. п. Искусственными (формальными или формализованными) языками называют те вспомогательные знаковые системы, которые создаются на базе естественных с целью рационализации человеческой деятельности в отдельных областях для более точной и экономной передачи информации. Искусственные языки широко применяются в естественных науках, в математике, в программировании, в связи и т. п. Особую группу составляют полуформализованные языки, в которых естественный язык дополняется ограниченной системой условных обозначений (символов), относящихся к конкретной предметной области. На ранних стадиях своего развития классическая логика использовала в качестве научного обычные естественные языки. В дальнейшем языками логики становятся языки полуформализованные и формализованные. Формализованными языками логики являются искусственные знаковые системы: язык логики предикатов и язык логики высказываний. Общая теория знаковых систем называется семиотикой. Составными частями семиотики являются синтаксис, семантика и прагматика. Синтаксис – раздел семиотики, изучающий особенности строения языка: способы образования, преобразования и связи между знаками. Семантика занимается изучением специфики отношений между знаками и обозначаемыми ими объектами. Прагматика анализирует особенности самой коммуникативной функции языка. К основным семантическим категориям языка логики предикатов относятся имена предметов, имена признаков и высказывания. В широком смысле под именем понимают слово или словосочетание, обозначающее предметы, признаки предметов или отношения. В структуре простых предложений имена могут быть выражены словами, играющими роль подлежащих или сказуемых. Так, в предложении «Гагарин стал первым космонавтом» именами являются слова «Гагарин» и «первый космонавт». Важнейшие характеристики имени: денотат – предметное значение имени, т.е. объект, обозначаемый посредством данного имени, и концепт – его смысловое значение. Смысловое значение состоит в выделении наиболее существенной информации об обозначаемом понятием объекте. К примеру, смысловым значением слова «газета» является следующая информация: материальный объект; бумажное изделие, созданное человеком; печатное издание, отличающееся периодичностью, небольшим объемом, особой информативностью; предназначена для чтения широким социальным слоям общества и т. п. Предметное значение имени характеризует количество предметов, обозначаемых данным именем. Предметное значение (денотат) слова «газета» распространяется на множество всех издававшихся ранее газет, на все существующие в наше время газеты и на те соответствующие концепту данного имени печатные издания, которые, возможно, возникнут и в будущем. Имена являются разновидностями знаков. Знаки представляют собой различным способом материализованные формы носителей информации. Различают знаки-образы, знаки-индексы и знаки-символы. Для знаков-образов предполагается достаточно высокая степень их сходства с отображаемыми предметами или явлениями (рисунки, фотографии и т. п.). Знаки-индексы характеризуют «внутреннюю» форму их связи с предметами (дым – знак-индекс огня, температура – болезни и т. п.). Знаки-символы – искусственно применяемые знаки для обозначения чего-либо на основе соглашения (буквы, цифры, ноты и т. п.). Множество исходных знаков языка называется его алфавитом.
Предмет логики. Предметом логики являются законы и формы правильного мышления, а также приемы, средства, методы и операции рационального познания и объективного осмысления мира. Логическая форма - способ связи частей мыслимого содержания. Данный способ связи может быть одним и тем же для неограниченно большого количества мыслей, каждая из которых отличается своим особым конкретным содержанием от всех других мыслей. К основным формам мышления относят: понятие, суждение, умозаключение и другие. Формально-логический закон – это отношение между логическими формами мысли. Законы не зависят от нашего сознания и не могут быть нарушены без ущерба для истины. Необходимым условием всякой истинности мысли, является ее логическая правильность, т.е. соответствие логическим законам. Утверждение может состоять исключительно из ложных посылок, вполне согласующихся между собой. Пример: Все звезды есть спутники Земли Марс – звезда Следовательно: Марс – спутник Земли Рассуждение может иметь истинные посылки, но логически не связанные. Пример: Все коровы – позвоночные Все страусы – позвоночные Следовательно: все страусы – коровы. Получаем ложный результат при истинных посылках. Логика изучает не всякое, а правильное мышление, ведущее к истине. В мышлении выделяются, содержание и форма мысли. С этими сторонами связано различение понятий «истинность» и «правильность». Истинность относится к содержанию мыслей, а правильность - к их форме. Под истиной разумеется такое содержание мысли, которое соответствует самой действительности (проверяется практикой). Если же мысль по своему содержанию не соответствует действительности, то это ложь. Мысль: «Дождливый день» - и на улице действительно идет дождь, является истинной. И наоборот, ложна, если погода на самом деле солнечная. Таким образом, истинностьмышления - это его коренное свойство, проявляющееся в отношении к действительности. Ложность - свойство мышления искажать это содержание. Истинность обусловлена тем, что мышление есть отражение действительности. Ложность - тем, что существование мышления относительно самостоятельно, а вследствие этого оно может отходить от действительности и вступать в противоречие с ней. Правильность мышления означает способность мышления воспроизводить в структуре мысли объективную структуру действительности, соответствовать действительным отношениям предметов и явлений. Неправильность мышления - способность искажать структурные связи и отношения вещей.
4. Значение логики. Логика составляет методологическую основу научного познания, целью которого является постижение истины. Логика изучает проблемы обоснования и доказанности знания, разрабатывает принципы, правила, способы и приемы отделения истинного знания от ложного. Логическое мышление отличается определенностью, последовательностью и доказательностью. В качестве высшего метологического принципа диалектической логики выступает принцип объективности. Этот принцип нацеливает в процессе познания объекта исходить из особенностей самого объекта, а не из существующих о нем мнений. Следствием данного принципа является принцип конкретности: изучение объекта необходимо производить на основе анализа условий его существования. Принцип последовательности нацеливает на изучении объекта в его развитии, от более ранних стадий к более поздним. Принцип доказательности указывает на необходимость обоснования всех утверждений, выводов и положений. Все эти принципы в совокупности являются необходимой методологической основой диалектического подхода к анализу природных и социальных явлений. Обоснованность – также важнейший критерий логичности мышления. Мы должны уметь подтверждать истинность своих мыслей, уметь находить основания собственной правоты. Каждый человек может мыслить и рассуждать, но далеко не всегда он мыслит правильно и поступает разумно. Знание логики должно помочь уменьшить число совершаемых ошибок, не всегда обдуманных действий и поступков, поскольку рационально мыслящий человек более склонен к конструктивным действиям и менее подвержен аффектам. Мыслить логично – означает мыслить правильно: рационально, непротиворечиво и последовательно. Эти качества необходимы в жизни любого человека. Особенно важно умение мыслить логично в профессиональной деятельности менеджеров, финансистов, экономистов, юристов. Усвоение теоретических основ логики и хорошее закрепление их на практике позволяет специалистам находить ошибки как в собственных рассуждениях, так и в доводах оппонентов, устранять противоречия в договорах, соглашениях, нормативных документах, правильно аргументировать деловые предложения, составлять речи, выстраивать следственные версии и т. п. Умение мыслить логично означает также способность человека более рационально и эффективно познавать окружающий мир. Знание логики способствует упорядочению многих познавательных процедур: формализации, классификации, систематизации и других. Практически во всех сферах деятельности людей можно указать обширные области применения логических схем, методов, операций и других логических приемов. Умение правильно мыслить отражается и на общественной жизни общества. Грамотные, образованные и рационально мыслящие люди ответственно относятся к своему гражданскому долгу. Они активно участвуют в общественной и политической жизни. Их выбор гражданской позиции, как правило, осознан. Такие люди не позволяют посторонним манипулировать их сознанием и действиями. Только рационально мыслящие граждане могут создавать правовое общество, развивать и укреплять его демократические устои.
Вопросы для повторения к теме 1: 1. Что изучает логика? 2. Что такое «правильное мышление» с позиции формальной логики? 3. Что представляют собой язык науки? 4. Какие языки следует отнести к естественным? 5. Что представляют собой формализованные языки? 6. Что представляет собой алфавит языка науки? 7. Какие существуют виды знаков? 8. Что такое семантика? 9. Какие основные семантические категории изучает логика? 10. Что представляют собой законы логики? 11. Что выражают собой формы мышления? 12. Что называют именем предмета? 13. Какие существуют характеристики имени предмета? 14. Что выражает собой денотат имени? 15. Что выражает собой концепт имени? 16. Что понимают под истиной в формальной логике? 17. В чем суть принципа объективности? 18. В чем суть принципа конкретности? 19. В чем суть принципа доказательности? 20. В чем основное отличие законов формальной логики от законов диалектической логики? 21. Какова роль и значение логики в современном научном познании?
Тема 2. Лекция 2. Основные этапы развития логики.
Логика Древнего мира.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 668; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.19.123 (0.018 с.) |