Спора, стратегия и тактика спора. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Спора, стратегия и тактика спора.



 

Спор. Виды спора.

Стратегия и тактика спора.

 

Спор. Виды спора.

Для того чтобы можно было раскрыть суть спора, необходимо немного сказать о доказательствах. Без них наш мир немыслим, каждое суждение требует доказательства. В противном случае любое сказанное человеком было бы истинным. Исключение доказательства в абсолютном плане приведет человеческий мир к хаосу. Доказательство необходимо, ведь именно при его посредстве мы определяем, истинно ли то или иное суждение либо нет.

Та мысль, для обоснования истины или ложности которой строится доказательство, называется тезисом доказательства. Она является конечной целью дискуссии. Тезис в доказательстве можно сравнить с королем в шахматной игре. Хороший шахматный игрок всегда должен иметь в виду короля, какой бы ход ни задумывал. Так и хороший участник дискуссии или просто разговора: о чем он в доказательстве ни заводит речь, всегда в конечном счете имеет одну главную цель – тезис, его утверждение, доказательство или опровержение и т. п.

Поэтому главным в споре можно назвать выяснение спорной мысли, выявление тезиса, т. е. нужно проникнуть в его суть и понять так, чтобы он стал совершенно ясным по смыслу. Это сберегает много времени и охраняет от множества ошибок.

Есть три вопроса, которые нужно решить при рассмотрении тезиса для того, чтобы можно было говорить о доскональном изучении предмета, – все ли слова и выражения тезиса понятны, известно ли их значение. Необходимо выяснять каждое понятие тезиса до достижения полной ясности.

Необходимо также точно отдавать себе отчет в том, о каком количестве предметов говорится в утверждаемом суждении-тезисе. Здесь для ясности мышления надо знать, об одном предмете идет речь, обо всех предметах данного класса или о некоторых (большинстве, многих, почти всех, нескольких и т. п.).

Часто при выражении своих мыслей оппонент в споре пользуется неопределенными суждениями – такими, в которых нельзя понять, например, о каком количестве предметов идет речь. Опровержение таких тезисов проблематично, однако и просто в то же время. Необходимо указывать оппоненту на его ошибку.

Затем надо выяснить, каким суждением мы считаем тезис – истинным, достоверным, ложным либо вероятным в большей или меньшей степени, или же опровергаемым. Например, тезис кажется нам только возможным: нет доводов за него, но нет доводов и против. В зависимости от всего этого приходится приводить различные способы доказательства, каждый из которых исполняет свою роль только в определенных случаях, не касаясь сферы действия других.

Именно эти нюансы при определении утверждаемого суждения чаще всего упускаются из виду. Так как значение их кажется невысоким, они отбрасываются за ненадобностью. Этого делать нельзя. Для того чтобы понять значение, казалось бы, неважной информации, можно обратиться к судебной практике, в которой от одного слова часто зависит исход дела.

Спор бывает трех видов: научная и деловая дискуссия и полемика. В первом случае целью спора является решение какой-либо практической или теоретической проблемы, возникающей в рамках определенной науки. Вторая направлена на достижение согласия по основным положениям, выдвинутым сторонами, нахождение решения, соответствующего реальному положению вещей. И последний вид спора, полемика, служит для достижения победы. В наиболее общем виде можно сказать, что это спор ради спора. Однако четкого разграничения между полемикой и двумя предыдущими видами спора провести нельзя: каждый спор, когда он ведется по правилам логики и без использования недопустимых приемов, ведет к достижению истины, в какой бы области он ни затевался.

Спор может проходить при публике, присутствие которой приходится учитывать участникам спора, и без нее. Споры при публике, особенно как демонстрация ораторского мастерства, характерны более для Древней Греции, чем для настоящего времени. Тогда философы-софисты и приверженцы зарождающейся логики специально и прилюдно устраивали споры. Такой метод обучения использовал, например, Сократ в своей школе.

Кулуарный спор, или спор без зрителей, слушателей, был распространен всегда. Так могут спорить, например, депутаты до или после вынесения законопроекта по основным его пунктам. Так могут спорить и ученые, обсуждающие новое открытие или нюансы своей работы.

Спор может проходить с арбитром и без арбитра. Роль арбитра может выполнять публика, когда спор ведется публично, но чаще на роль судьи назначают отдельного человека. Это делается потому, что несколько людей не всегда сами могут прийти к однозначному согласию и спор между двумя оппонентами может породить спор между публикой, что не очень хорошо сказывается на оперативности спора. Человек, который избран судьей, конечно, должен обладать хорошими познаниями в области логики.

Диспутом называют спор между двумя людьми, на котором присутствует публика. Для того чтобы спор проходил по возможности спокойно, а стороны могли бы предлагать свои аргументы последовательно, порядок обсуждения вопросов часто оговаривается заранее. Стороны объясняют, к каким теориям они будут апеллировать.

Нужно сказать, что такое «поле аргументации» вырабатывается не всегда. Часто стороны предпочитают иметь «туз в рукаве» как средство в достижении истины. Многие споры также априори начинаются не ради истины, а для достижения определенных целей. Само собой разумеется, что общий ход такого спора не может быть определен, так как каждая из сторон может утаить какой-либо особо ценный материал и воспользоваться им в решающий момент для перелома спора в свою пользу.

Спор ради достижения истинного знания называют диалектическим. Это название пошло из Древней Греции, где под диалектикой понималось искусство вывести истину в разговоре с оппонентом. Исходя из сказанного выше можно резюмировать, что дискуссия – всегда спор диалектический, полемика же и диспут – нет. Диспут начинается для достижения победы.

 

Стратегия и тактика спора.

В зависимости от вида спора применяются та или иная стратегия и тактика аргументации и критики. Стратегия – это определенная заранее схема, план построения аргументации, доказательства или опровержения. Стратегия заключается в выполнении следующих действий:

1. Логически безупречная формулировка тезиса (тезис должен быть непротиворечивым, ясным и т. д.).

2. Приведение аргументов в защиту тезиса, критика конкурирующих концепций.

3. Логическая оценка тезиса в свете найденных аргументов.

Эта стратегия является наиболее простой, хотя ее использование требует определенных навыков оппонента и слушателей. Бывает так, что тезис формулируется, аргументы приводятся, но нет вывода о том, насколько аргументы подтверждают тезис.

Иногда дискуссии проводят в форме круглого стола. В основном так организуется обсуждение научных и некоторых других проблем. Такие дискуссии целесообразно проводить в тех случаях, когда необходимо обсудить «неразвитую» проблему. Для ведения круглого стола назначается руководитель или ведущий, а также человек, который формулирует проблему, если не всем она известна. Затем предлагаются решения или пути решения, предпочтительности которых обосновываются как тезисы аргументации.

Стоит сказать также и о таком виде спора, как деловое совещание. Оно проводится как круглый стол, о котором уже было сказано выше, и как спор сторон – двух или нескольких человек. Во втором случае предполагается наличие уже выработанного решения с целью совершенствования или убеждения присутствующих в его истинности. Как видно из названия, деловое совещание проводится чаще всего для решения проблем, возникающих в процессе деятельности какого-либо образования, будь то организация, орган, институт власти или их структурные подразделения. При проведении деловых совещаний во многих случаях важно соблюдение регламента и ведение протокола, а также привлечение в качестве участников лиц, обладающих соответствующими знаниями, заранее ознакомленных с постановкой проблемы и полномочных принимать соответствующие решения.

Тактика ведения спора, аргументации, доказательства собственных тезисов и опровержения суждений оппонента изучена достаточно хорошо. Часто она заключается в применении приемов, разработанных в течение нескольких тысяч лет. Сами приемы эти зародились гораздо раньше, чем появилась наука логика. Однако часть из них находилась в зачаточном состоянии, а некоторые впоследствии были признаны некорректными и даже недопустимыми способами ведения спора.

Все приемы можно условно поделить на приемы общего характера, которые еще именуют общеметодологическими, а также на логические и психологические (социально-психологические). В эту группу можно отнести и риторические приемы.

Основанием выделения видов тактических приемов являются аспекты аргументации, одним из которых является нравственный. Вероятно, не существует абсолютного критерия, по которому приемы принимались бы с точки зрения нравственности или, напротив, отвергались.

Общеметодологическими тактическими приемами являются: оттягивание выражения, сокрытие тезиса, затягивание спора, а также разделяй и властвуй, возложение бремени доказывания на оппонента, кунктация, хаотичная речь, уловка Фомы, игнорирование интеллектуалов и простая речь.

Ниже рассмотрен отдельно каждый из этих приемов.

Оттягивание выражения происходит, когда человек, осуществляющий аргументацию в дискуссии, внезапно оказывается в затруднительном положении при ответе на вопрос или подборе аргументов доказательства. Однако он понимает (или считает), что аргументы существуют и их можно отыскать при условии, что удастся выиграть время для размышления.

Тогда можно попросить оппонента подождать. Пользуясь передышкой, необходимо повторить аргументы, которые уже были приведены в процессе доказательства и опровержения, припомнить основные моменты, на которых стоит остановить внимание при рассмотрении данного вопроса. Вместо того чтобы просить оппонента подождать, иногда прибегают к небольшому отвлечению, говоря не прямо по теме, но о предмете. Это дает дополнительное время для размышлений. Предпочтительным все же остается относительно спокойное размышление после просьбы дать немного времени.

Сокрытие тезиса неразрывно связано с правилом четкого определения. Оно гласит, что участник дискуссии, лектор, выступающий на собрании, митинге, конференции и прочее, должен четко формулировать каждый тезис с последующим его обоснованием. Это правило предназначена для создания комфортных условий для тех, кому предназначена передаваемая информация (студентов, коллег по работе, партнеров и др.), так как оно способствует правильному выражению мысли, позволяет сосредоточить внимание присутствующих на докладчике и его мысли. Аргументация тогда может проходить проще, так как прозрачен ее процесс.

В некоторых случаях имеется смысл в обратных действиях. Сначала излагаются аргументы, сформулированные четко, правильно. Затем необходимо попросить оппонента выразить свое отношение к ним. Если он согласен, можно вывести из изложенных суждений тезис. Причем делать этого не обязательно. Например, если тезис достаточно очевиден, можно предоставить его формулировку оппоненту.

При этом можно использовать дополнительное средство убеждения – из высказанных аргументов можно заключить ложный тезис, который явно не соответствует общему ходу рассуждения, и позволить оппоненту самостоятельно найти ошибку, придя к правильному выводу. Это даст ему ощущение причастности к доказательству и невольно заставит относиться к тезису, как к истинному, доказанному своими силами.

В силу достаточно большой эффективности этот прием применяется тогда, когда оппонент не заинтересован в доказательстве тезиса.

Нельзя отрицать мнение, согласно которому эмоции при споре на научные темы, особенно это касается фундаментальных наук, исключены, поскольку тезисы, требующие доказательства или опровержения, в этом случае сильно отвлечены от чувственной стороны познания человека. Они больше относятся к сфере разума и не задевают интересов людей. Поэтому считается, что оппонентами сохраняется беспристрастность.

Однако следует сказать, что предмет, являющийся для человека важным, предмет, изучению которого он посвятил многие годы, не может не волновать его, особенно когда высказывается противная точка зрения. Это приводит к возникновению жарких дискуссий и диспутов в отношении вопросов, которые, казалось бы, никак не могут затрагивать такие стороны человека, как его чувственные ощущения. Вдобавок многие люди просто имеют характер, склонный к ввязыванию в споры на любые темы, независимо от того, сведущ ли этот человек в конкретном вопросе или нет.

Нужно упомянуть и косность разума многих людей (вероятно, она присуща если не всем, то большинству представителей человеческого рода). Когда человек убедил себя в каком-либо факте, на котором (если это касается ученого) он строит свою концепцию, очень трудно, а в некоторых случаях невозможно заставить его поверить в ложность этого факта.

В таких случаях прием «сокрытие тезиса» может способствовать отысканию истины.

Следующим приемом ведения дискуссии является затягивание спора. Этот прием используется, когда оппонент не может ответить на возражение, особенно когда он чувствует, что не прав по существу. Тогда он просит повторить вашу последнюю мысль, еще раз сформулировать тезис. Единственный способ борьбы с таким ведением спора – указание на некорректность приема противнику, арбитру, а иногда и публике.

Кунктация (от лат. cunctator – «медлительный») заключается в том, что оппонент старается занять в дискуссии выжидательную позицию с целью проверить свои аргументы, определиться с «тузами в рукаве», которые стоит придержать до лучшего момента, решить, с чего начать выступление, и отбросить слабые доводы. Цель – выступить таким образом, чтобы не дать оппоненту возможности возразить в силу нехватки времени.

Прием «разделяй и властвуй» является одним из самых сложных. Его цель – ослабление оппонента в случае коллективного наступления, т. е. когда силы неравны и на одного оппонента приходится сразу несколько противников. Для достижения этой цели используются разногласия во мнениях коллективного оппонента, которые выявляются, выставляются на всеобщее обозрение (иногда с преувеличением), а затем одна часть такого мнения противопоставляется другой.

Если цель достигнута и возник спор внутри группы оппонентов, можно приступить ко второй части, а именно предложить членам группы отвлечься от незначительных разногласий и отстаивать основную идею, т. е. свой тезис. Если возможности отстоять его даже в таком случае нет, можно предложить в качестве основной идеи другое утверждение, относительно которого согласие достигнуто между всеми членами.

Возложение бремени доказывания на оппонента связано с тем, что в большинстве случаев проще опровергать аргументацию противоположной стороны, чем обосновывать свой тезис. Поэтому оппонент, пользующийся данным приемом, старается делать как можно меньше шагов по обоснованию выдвинутого собой вопроса, а требовать доказательства тезиса оппонента.

Менее известное и реже используемое название этого приема – «истина в молчании».

Прием, называемый «уловка Фомы», имеет ряд недостатков, но может иногда возыметь необходимое действие и способствовать скорейшему достижению результата. Смысл данного приема сводится к отрицанию. Этот прием иногда применяется по убеждению, а иногда с целью остаться победителем в споре.

В первом случае применение приема связано с незнанием или отрицанием философского учения о соотношении абсолютной и относительной истин. Это связано с разделением направлений науки. Они могут быть выражены как относительная или абсолютная истина. Относительность учения означает, что оно содержит утверждения, опровергаемые в процессе развития его идей. Абсолютное знание подразумевает, что учение содержит не опровергаемые в дальнейшем утверждения.

Когда отрицание основывается на том, что относительное знание содержит ряд противоречий, и значимость этих противоречий явно преувеличивается, можно говорить об агностицизме (от греч. – «недоступный познанию»). Отрицание абсолютного знания приводит к догматицизму.

Хаотичная речь подразумевает использование оппонентом, который предлагает для обоснования тезис (этим грешат многие публичные люди и авторы научных трудов), бессвязной, витиеватой, сложной по конструкции речи. Делается это, когда выдвигаемый тезис не может выдержать натиска противника, т. е. спорящий не в состоянии обосновать отстаиваемое мнение. Речь в этом случае изобилует к месту и не к месту примененными специальными терминами, длинными и сложными фразами, иногда для нее характерно даже пропадание нити размышления. Другими словами, речь, кажущаяся с первого взгляда нормальной, при более близком рассмотрении оказывается набором слов, не выражающих по большому счету ничего.

Игнорирование интеллектуалов – это, как ясно из названия, такой способ выражать свое мнение, при котором не обращается внимания на неточности в речи, которые могут быть раскрыты присутствующими людьми. Это не смущает оппонента, он может выдвигать неточные сведения о событиях, говорить о предмете, неправильно указывая даты и т. д.

Простая речь на первый взгляд схожа с игнорированием интеллектуалов, однако в корне отличается от последнего. Суть данного приема состоит в использовании простых предложений, разбиении сложного на части, подробном разъяснении, использовании примеров для достижения главной цели – доведения до людей, не имеющих, скажем, специального образования, тонкостей того или иного вопроса.

 

Вопросы для повторения к теме 12:

1. В чем цель спора?

2. Какие бывают виды спора?

3. В чем отличие научной дискуссии от деловой?

4.Что такое полемика?

5. Каково содержание понятия «поле аргументации»?

6. Какова сущность эристического спора и сущность спора диалектического?

7. Чем определяется стратегия и тактика аргументации в споре?

8. В чем специфика «круглого стола»?

9. Какие существуют виды тактических приемов в споре?

 


 

3. Методические рекомендации для проведения семинарских занятий

 

Семинарское занятие 1. Предмет, структура и язык логики (2 часа).

План занятия

1. Место логики в системе наук о мышлении.

2. Логика и рассуждения.

3. Соотношение структуры языка и логической структуры мышления.

4. Язык логики высказываний.

5. Язык логики предикатов.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие значения слова «логика» Вам известны?

2. Какие дефиниции понятия «логика» Вы можете привести?

3. Существует ли «неправильное» мышление?

4. От чего зависит правильность рассуждения?

5. Что такое семиотика?

6. Как Вы понимаете значение понятия «формализация»?

7. Почему язык логики предикатов богаче языка логики высказываний?

8. Какой подход к определению предмета логики Вы считаете наиболее адекватным?

 

Семинарское занятие 2. Основные законы логики (2 часа).

План занятия

1. Понятие логического закона.

2. Закон тождества.

3. Законы непротиворечия и исключенного третьего.

4. Закон (принцип) достаточного основания.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем единство и отличия законов бытия и законов мышления? Какова природа логических законов?

2. Назовите основные черты логического закона

3. Каковы отличия закона от принципа?

4. Укажите принципы классификации формально-логических законов

5. Назовите ошибки, возникающие при нарушении закона тождества

6. На какие суждения распространяется закон исключенного третьего?

7. Какие Вы знаете интерпретации закона исключенного третьего?

8. В чем суть проблемы «твердых оснований»? Почему закон достаточного основания в современной логике получил статус принципа?

Семинарское занятие 3. Установление отношений между понятиями. Операции с понятиями (2 часа).

План занятия

1. Понятие – исходная форма мышления.

2. Отношение между понятиями.

3. Обобщение и ограничение понятий.

4. Определение понятий.

5. Деление понятий.

Решение задач.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Каково соотношение понятия и слова?

2. Что такое признак? Какие бывают признаки?

3. Приведите примеры отношений (тождества, пересечения, подчинения, соподчинения, противоположности, противо­речия) между понятиями.

4. В чем сущность закона обратного отношения между содер­жанием понятия и его объемом?

5. Каковы правила обобщения и ограничения понятий?

6. Перечислите основные способы определения понятий и дайте им характеристику.

7. Сформулируйте правила определения понятий, какие логические ошибки возникают при их нарушении?

8. Сформулируйте правила деления понятий, какие логи­ческие ошибки возникают при их нарушении?

9. Какие преимущества и недостатки имеет дихотомическое деление?

10.В чем состоит сущность классификации?

 

 

Семинарское занятие 4. Виды суждений (2 часа).

План занятия

1. Суждение как форма мышления.

2. Объединенная классификация атрибутивных суждений по качеству и количеству.

3. Распределенность терминов в суждении.

4. Отношения между простыми суждениями.

5. Общая характеристика и виды сложных суждений.

Решение задач.

Вопросы для самоконтроля

1. Какова структура суждения?

2. В чем выражается единство и различие суждения и предложения?

3. Какие Вы знаете виды простых суждений?

4. В какую группу (по объединенной классификации) относят единичные суждения? Почему?

5. Выразите формулами на языке логики предикатов все виды суждений по объединенной классификации.

6. Какие Вы знаете типы отношений между простыми суждениями?

7. В каких случаях логический квадрат трансформируется в логический треугольник?

8. В чем отличие открытой дизъюнкции от закрытой?

9. В чем отличие слабой дизъюнкции от сильной?

10. Раскройте содержание понятий «условное суждение», «формальная импликация», «строгая импликация».

Семинарское занятие 5. Построение таблиц истинности (2 часа).

План занятия

1. Выявление логической формы сложного суждения.

2. Способы определения истинности или ложности сложных суждений.

3. Тождественно истинные и противоречивые формулы.

4. Эквивалентные преобразования формул сложных суждений.

5. Отношения между сложными суждениями.

Решение задач.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое логическая часть суждения?

2. Каким образом сложные суждения строятся из простых при помощи логических союзов?

3. Каким образом истинность или ложность сложных суждений зависит от истинности или ложности входящих в них суждений?

4. Сформулируйте принципы построения таблиц истинности сложных суждений.

5. Сформулируйте законы де Моргана.

6. Каково познавательное значение тождественно истинных суждений?

7. В чем отличие фактуальной формулы от формулы противоречивой?

8. Каким образом устанавливаются отношения между сложными суждениями?

Семинарское занятие 6. Дедукция и методы непосредственных умозаключений (2 часа).

План занятия

1. Классификация умозаключений по направленности логического следования.

2. Силлогистика.

3. Умозаключения на основании одной посылки:

    а) умозаключения путем превращения;

    б) метод обращения;

    в) процедура противопо­ставления предикату;

    г) умозаключения по логическому квадрату;

4. Умозаключения логики высказываний.

Решение задач.

Вопросы для самоконтроля

1. Что представляет собой дедуктивное умозаключение и каковы его виды?

2. Опишите процедуру умозаключения путем превращения.

3. Какие Вы знаете виды обращений?

4. Опишите процедуру умозаключения путем противопоставления предикату.

5. Каков состав ПКС?

6. Сформулируйте аксиому ПКС.

7. Какие имеются разновидности полисиллогизма?

8. Что такое эпихейрема и как ее преобразовать в сорит?

9. Какова роль условных умозаключений при анализе и оценке доказательств?

10. Дайте характеристику разделительному умозаключению.

11. Сформулируйте правила построения условно-разделительных умозаключений.

12. Что такое полилемма?

Семинарское занятие 7. Популярная индукция и аналогия. Методы научной индукции (2 часа).

План занятия

1. Общая характеристика индукции. Полная индукция.

2. Неполная индукция. Научная индукция.

3. Методы установления причинных связей между явлениями.

4. Ошибки, встречающиеся при обнаружении причинных связей.

5. Аналогия, ее виды и познавательное значение.

Решение задач.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы особенности индуктивного умозаключения?

2. Кто из мыслителей Нового времени стоял у истоков индуктивной логики?

3. Охарактеризуйте ошибки, возможные в индуктивном умозаключении.

4. В чем заключаются особенности популярной индукции?

5. Сформулируйте правила установления причинных связей Дж. Гершеля.

6. Дайте характеристику методов научной индукции.

7. Какие Вы знаете виды аналогии?

8. Что такое «условная аналогия»?

9. Приведите условия состоятельности выводов по аналогии.

10. Что является предметом изучения вероятностной логики?

Семинарское занятие 8. Построение и опровержение гипотез (2 часа).

План занятия

1. Понятие гипотезы и ее структура.

2. Виды гипотез.

3. Построение и проверка версий в исследовании.

4. Условия состоятельности гипотезы.

5. Познавательная ценность гипотезы.

Решение задач.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятиям «гипотеза», «версия».

2. Какие требования предъявляются к гипотезе?

3. Для чего выдвигаются описательные гипотезы?

4. На какой вопрос отвечает объяснительная гипотеза?

5. Чем отличаются общие и частные гипотезы?

6. В чем специфика рабочей гипотезы?

7. Из каких этапов складывается процесс построения версий?

8. В чем суть принципа объективности исследования?

9. Как степень обоснованности гипотезы можно выразить в терминах логической вероятности?

10. Какова роль гипотезы в науке?

Семинарское занятие 9. Правила и ошибки в аргументации (2 часа).

План занятия

1. Доказательство, его структура и способы.

2. Опровержение, его структура и специфика.

3. Правила доказательства и опровержения.

4. Вариативность слова «казуистика».

5. Заблуждение. Логические ошибки и уловки.

Решение задач.

Вопросы для самоконтроля

1. Какое понятие «аргументация» или «доказательство» шире по объему и богаче по содержанию? Почему?

2. Что такое тезис? Каковы основные требования к тезису?

3. Что такое аргумент? Какие правила относятся к аргументам?

4. Что такое демонстрация? Что такое «мнимое следование»?

5. Как соотносятся понятия «критика» и «опровержение»?

6. Приведите примеры использования метода «сведения к абсурду».

7. Что такое «круг в доказательстве»?

8. Что такое эристика?

9. Чем отличаются фактические (предметные) и логические ошибки?

10. Чем обусловлено возникновение логических ошибок?

11. Какие Вы знаете апории и парадоксы?

12. Что такое логическая хитрость и каковы ее проявления? Какие хитрости, связанные с нарушением правил тезиса (аргумента, демонстрации) Вам известны?

Задачи и упражнения

1. В следующих примерах выделите понятия:

а) Земля - ​​планета.

б) Равенство между мужчинами и женщинами закреплено в Конституции.

в) Свобода прессы - важный признак демократии.

г) Подозрительность всегда преследует тех, у кого на совести есть вина (У.Шекспир).

д) Недоверие - мудрость дураков (Д.Биллингс).

 

2. Раскройте объем и содержание следующих понятий: человек, общество, государство, право, юрист, студент.

 

Содержание какого понятия богаче в следующих парах?

а) Русская культура. Культура.

б) Человек. Преподаватель.

в) Религиозная философия. Русская религиозная философия.

г) Административное право. Право.

д) Православная Церковь. РПЦ.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 266; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.39.74 (0.194 с.)