Объем какого понятия в следующих парах больше? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объем какого понятия в следующих парах больше?



а) Человек. Высокий человек.

б) Город. Город Донецк.

в) Мебель. Стол.

г) История России. Новейшая история России.

д) Культура Древней Руси. Культура Средневековья.

 

5. Определите, какие из следующих понятий являются конкретными, какие - абстрактными: гражданин, ответственность, равенство, законность, ответственное лицо, вина, неприкосновенность депутата, преступник, граница.

 

6. Какие из приведенных понятий являются положительными, которые - отрицательными: граждане, справедливость, несправедливость, обвиняемый, виновность, невиновность, коррумпированный чиновник, неподкупный судья, независимость суда, неприкосновенность депутата, несвобода в экономической деятельности предприятия, противоправная деятельность, корыстолюбие, чистая совесть, необходимая оборона, крайняя необходимость.

7. Какие из приведенных понятий является собирательными, а какие - несобирательными: Солнечная система, Земля, человечество, избирательное право, юрист, акция шахтеров, декларация.

 

8. Какие из следующих понятий являются соотносительными и безотносительными: стол, причина, случайность, свидетель, прокурор, политика, копия, проблема, наставник, племянник, кумир, народный суд, начало, конец.

 

9. Какие из приведенных понятий являются общими, а какие - единичными: Вселенная, человек, человечество, ООН, гражданин, акт, нормативный акт, депутат, незаконное предпринимательство.

10. Дайте полную логическую характеристику понятиям: книга, основатель логики, правительство, западная граница государства, невиновность, учитель, законность, приговор, Родина, подвиг, социальная справедливость, экватор, эпоха, содружество.

 

11. Определите, какие из приведенных ниже пар сравнимые, какие - не сравнимые: металл - золото, вода - камень, космос - ключ, душа - песня, правовой нигилизм - соната, валюта - культурные ценности.

12. Укажите типы отношений между совместимыми понятиями, изобразите их с помощью круговых схем:

• музыка, классическая музыка;

• преступление, уголовное правонарушение;

• европейское государство, федеративное государство;

• хулиганство, злостное хулиганство;

• юрист, преподаватель;

• республика, форма правления;

• студент, отличник;

• артиллерист, сержант;

• сельское поселение, село;

• воздушный флот, авиация.

 

13. Укажите типы отношений между несовместимыми понятиями, изобразите их с помощью круговых схем:

• виновность, невинность;

• истина, разве;

• зависимость, независимость;

• прошлое, будущее;

• право, гражданское право, экологическое право;

• пресса, телевидение, средства массовой информации;

• известный, неизвестный;

• прямая линия, кривая линия;

• правда, ложь;

• честь, бесчестие.

 

14. Нарисуйте отношения между данными понятиями при помощи круговых схем:

• юрист, прокурор, следователь, адвокат;

• норма, этическая норма, правовая норма, правовед;

• писатель, политик, депутат;

• женщина, бабушка, мама, дочка;

• человек, преподаватель, студент;

• действие, бездействие;

• офицер, спортсмен, орденоносец.

 

15. Подберите понятия, равнозначные данным: квадрат, Конституция, Донецк, автор романа "Мастер и Маргарита", рука, известие, первый космонавт, феномен.

16. Подберите понятия, находящиеся с данными понятиями в отношении пересечения: спортсмен,депутат, телефон, лекарство, одежда, умный, эрудит.

17. Подберите к данным понятиям подчиненные и подчиняющие понятия: учебник, пруд, форма правления, дипломат, унитарное государство, уголовное дело, животное, собственность, геометрия.

18. Подберите понятия, соподчиненные данным: Ладожское озеро, газета, университет, русская литература, суждение, экономист, лампа.

 

19. Подберите понятия, которые являются противоположными и противоречащими данным: большой, научный, законный, смелый, друг, холодный климат, легкая работа, верность, острый, красивый поступок, требовательность, скромность.

20. Обобщите понятия, если это возможно: студент, следователь, судоустройство, валютный счет, человек, изучающий логику, теория государства и права, конституция, словарь, согласная буква, банк, денежная система, криминология, повесть, министр, нотариус, сделка.

 

21. Ограничьте понятия, если это возможно: государство, преступление, планета, юрист, наука, огнестрельное оружие, лекарство, право, революция, закон, культура, терроризм.

22. Установите вид деления, делимое понятие, члены деления, основание деления:

• Науки делятся на общественные, естественные, формальные;

• Приговор суда может быть обвинительным и оправдательным;

• Рефлексы делятся на условные и безусловные;

• Члены предложения делятся на главные и второстепенные;

• Книги разделяют на интересные и неинтересные;

• Простые категорические суждения делятся на утвердительные и отрицательные;

• Политическая деятельность может быть конструктивной и деструктивной;

• По темпераменту люди делятся на сангвиников, флегматиков, холериков, меланхоликов;

• Умозаключения делятся на дедуктивные, индуктивные, традуктивные, умозаключения по аналогии и прочие.

 

23. Проверьте правильность деления понятий. В неправильных, определите, какие правила нарушены:

• Озера делятся на сточные, бессточные, ледниковые и соленые;

• К ценным бумагам относятся акции и чеки;

• Преступления делятся на умышленные, по неосторожности и против личности;

• Политические режимы государств могут быть демократические и недемократические;

• Приговоры является обвинительными, оправдательными и несправедливыми;

• Различают четыре стороны горизонта: север, юг, восток, запад;

• Управление делится на эффективное и неэффективное;

• Учебные дисциплины бывают обязательные и необязательные;

• "В каждом государстве есть три рода власти: власть законодательная, власть исполнительная и власть судебная" (Ш. Монтескье);

 

24. Укажите вид определения. Найдите дефиниендум и дефиниенс. В последнем, укажите родовое понятие и видовое отличие (если это возможно):

· Слово «период» означает промежуток времени, в течение которого что-нибудь происходит.

· «Мыслительная операция над понятием, состоящая в том, что оно выражается через какие-либо другие понятия, называется определением, или дефиницией» (А. Гладкий).

· Логическое следствие – суждение, получающееся в результате сопоставления исходных суждений и применение к ним законов мышления.

· Видовое понятие – понятие, которое отображает существенные признаки класса предметов, являющегося видом какого-либо рода.

· В китайском языке слово chiao (учение) используется для обозначения того, что в Европе называют «религией».

·

25. Установите правильность следующих определений. В неправильных, укажите, какие правила нарушены:

• Логика - это наука о мышлении.

• География - это геология.

• Планета - это космический объект, на котором существует жизнь.

• Физика не является гуманитарной наукой.

• Истина - дочь разума, мать мудрости.

• Народ - автор и актер собственной жизненной драмы.

• Дееспособность - способность лица иметь права и создавать для себя юридические обязанности, а также нести ответственность за причиненные правонарушения.

• Реформа - преобразование определенной стороны общественной жизни, не ломающее основ существующей социальной системы.

• Понятие - это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках.

• Наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в сложных машинах, живых организмах и обществе называется кибернетикой.

• Абстрактное мышление – это мышление с помощью отвлечений (абстракций).

 

26. Найдите предложения, выражающие суждения. В суждениях укажите термины, связку:

а) “Где муза? Что молчат ее уста?” (В.Шекспир).

б) “Мой постоянный недоброжелатель пленяет вас небесной красотой” (Ф.Петрарка).

в) “О, критик-острослов, не порицай сонет! (Шарль Сент-Бев).

г) “ Будь чист огонь, будь милосерден дух”. (Микеланджело Буонарроти).

д) “И рыцарь у преддверья в зал на медном скакуне не появился” (Д.Чосер).

е) “Ужели дух твой до того жесток? Ужель не слышал ты сонета?” (Данте Алигьери).

ж) “Сон горестный! Ужасное виденье! Безвременно ль родимый свет угас?” (Ф.Петрарка).

з) “Когда в созвездье Рыб Меркурий тонет, встает Венера в ясном небосклоне“ (Дж. Чосер).

 

27. Определите вид суждения. Суждения отношения и суждения существования выразите в форме атрибутивных суждений:

а) Лучшее - враг хорошего.

б) "Комната без книг подобна телу без души" (Цицерон).

в) "Благодарность - признак благородной души" (Эзоп).

г) Победа над собой - самая большая из побед.

д) Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

е) Дружба, основанная на бизнесе, лучше, чем бизнес, основанный на дружбе.

ж) Закон обратной силы не имеет.

з) Доброе имя лучше богатства.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 246; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.79.88 (0.015 с.)