Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Людовика XIV, которое являлось везде и всюду было на пер-
вом плане, — мы видим власть, которая только и думает о том, Как бы остаться незаметною, в стороне от общего движения — Так хорошо она сознает свою слабость и шаткость. Деятель- 326 X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K Ность, честолюбие перешли на сторону народа. Народ, с свои- Ми мнениями, с своим умственным движением, вмешивается Во все, во всем принимает участие, и наконец один безраз- Дельно овладевает нравственным авторитетом, т. е. единст- Венною истинною, настоящею властью. Вторая черта, отличающая состояние человеческого разума В xviii веке, — это всеобщность, всеобъемлемость свободного Исследования. До тех пор, и особенно в xvi веке, круг свобод- Ного исследования был ограничен, односторонен; он обни- мал собою иногда одни только религиозные вопросы, иногда Вместе с ними и политические; но притязания его всегда за- Ключались в известных пределах. Напротив того, в xviii веке свободное исследование принимает универсальный характер: Религия, политика, философия, общество и человек, нрав- Ственная и материальная природа — все становится в одно И то же время предметом изучения, сомнения, систематиза- Ции; древние науки преобразовываются, рядом с ними возни- Кают новые. Движение распространяется по всем направле- Ниям, хотя и проистекает из одного и того же побуждения. Кроме того, движение это запечатлено особым, стран- Ным характером, не имеющим, может быть, ничего подобно- Го во всемирной истории, — характером отвлеченным, чисто Созерцательным. Прежде во всех великих переворотах чело- Веческого рода действие скоро присоединялось к размыш- лению. Так, например, религиозная революция xvi века на- Чалась идеями, спорами чисто умозрительными, но тотчас Почти перешла во внешние события. Основатели умствен- Ных партий скоро делались предводителями партий полити- Ческих; жизненная действительность соединилась с умствен- Ными трудами. Такое зрелище представляет нам в xvii веке И английская революция. Во Франции в xviii веке человече- Ский разум действует на все, между прочим и на такие идеи,
Которые, находясь в связи с интересами действительной жиз- Ни, должны были бы, по-видимому, немедленно и сильно ото- 327 UKMzOS JKT.LQYRzYTYS Зваться на внешних событиях. А между тем двигатели, участ- Ники этих великих споров остаются чуждыми всякого рода Практической деятельности; это теоретики, мыслители, ко- Торые наблюдают, судят, говорят, но никогда не вмешивают- Ся в события. Никогда управление внешними, действительны- Ми фактами не было до такой степени отделено от управления Умами. Отделение мира материального от мира духовного осу- Ществилось в Европе только в xviii столетии, и в первый раз, Может быть, развитие одного из них продолжалось незави- Симо от развития другого. Факт этот чрезвычайно важен: он Имел огромное влияние на ход событий. Он сообщил идеям Того времени замечательный характер беспредельности и от- Влеченности. Никогда философия не стремилась так упорно К обладанию над миром и вместе с тем никогда не была так чу- жда ему. Рано или поздно пришлось обратиться к действию; Умственное движение должно было перейти во внешние со- Бытия — и чем полнее было разделение их, тем труднее была Их встреча, тем сильнее их столкновение. Можно ли после того удивляться другой отличительной Черте тогдашнего состояния человеческого духа — необыкно- Венной смелости его? До того времени в минуты величайшей Деятельности своей он всегда сдерживался известными пре- Градами; человек всегда жил среди фактов, из которых иные Внушали ему уважение и до известной степени останавлива- Ли стремление его. В xviii веке совсем не было, по-видимому, Внешних фактов, пред которыми склонялся бы человеческий Разум, которым он сколько-нибудь подчинялся бы; он ненави-
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.108 (0.008 с.) |