Людовика XIV, которое являлось везде и всюду было на пер- 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Людовика XIV, которое являлось везде и всюду было на пер-



вом плане, — мы видим власть, которая только и думает о том,

Как бы остаться незаметною, в стороне от общего движения —

Так хорошо она сознает свою слабость и шаткость. Деятель-

326

X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K

Ность, честолюбие перешли на сторону народа. Народ, с свои-

Ми мнениями, с своим умственным движением, вмешивается

Во все, во всем принимает участие, и наконец один безраз-

Дельно овладевает нравственным авторитетом, т. е. единст-

Венною истинною, настоящею властью.

Вторая черта, отличающая состояние человеческого разума

В xviii веке, — это всеобщность, всеобъемлемость свободного

Исследования. До тех пор, и особенно в xvi веке, круг свобод-

Ного исследования был ограничен, односторонен; он обни-

мал собою иногда одни только религиозные вопросы, иногда

Вместе с ними и политические; но притязания его всегда за-

Ключались в известных пределах. Напротив того, в xviii веке

свободное исследование принимает универсальный характер:

Религия, политика, философия, общество и человек, нрав-

Ственная и материальная природа — все становится в одно

И то же время предметом изучения, сомнения, систематиза-

Ции; древние науки преобразовываются, рядом с ними возни-

Кают новые. Движение распространяется по всем направле-

Ниям, хотя и проистекает из одного и того же побуждения.

Кроме того, движение это запечатлено особым, стран-

Ным характером, не имеющим, может быть, ничего подобно-

Го во всемирной истории, — характером отвлеченным, чисто

Созерцательным. Прежде во всех великих переворотах чело-

Веческого рода действие скоро присоединялось к размыш-

лению. Так, например, религиозная революция xvi века на-

Чалась идеями, спорами чисто умозрительными, но тотчас

Почти перешла во внешние события. Основатели умствен-

Ных партий скоро делались предводителями партий полити-

Ческих; жизненная действительность соединилась с умствен-

Ными трудами. Такое зрелище представляет нам в xvii веке

И английская революция. Во Франции в xviii веке человече-

Ский разум действует на все, между прочим и на такие идеи,

Которые, находясь в связи с интересами действительной жиз-

Ни, должны были бы, по-видимому, немедленно и сильно ото-

327

UKMzOS JKT.LQYRzYTYS

Зваться на внешних событиях. А между тем двигатели, участ-

Ники этих великих споров остаются чуждыми всякого рода

Практической деятельности; это теоретики, мыслители, ко-

Торые наблюдают, судят, говорят, но никогда не вмешивают-

Ся в события. Никогда управление внешними, действительны-

Ми фактами не было до такой степени отделено от управления

Умами. Отделение мира материального от мира духовного осу-

Ществилось в Европе только в xviii столетии, и в первый раз,

Может быть, развитие одного из них продолжалось незави-

Симо от развития другого. Факт этот чрезвычайно важен: он

Имел огромное влияние на ход событий. Он сообщил идеям

Того времени замечательный характер беспредельности и от-

Влеченности. Никогда философия не стремилась так упорно

К обладанию над миром и вместе с тем никогда не была так чу-

жда ему. Рано или поздно пришлось обратиться к действию;

Умственное движение должно было перейти во внешние со-

Бытия — и чем полнее было разделение их, тем труднее была

Их встреча, тем сильнее их столкновение.

Можно ли после того удивляться другой отличительной

Черте тогдашнего состояния человеческого духа — необыкно-

Венной смелости его? До того времени в минуты величайшей

Деятельности своей он всегда сдерживался известными пре-

Градами; человек всегда жил среди фактов, из которых иные

Внушали ему уважение и до известной степени останавлива-

Ли стремление его. В xviii веке совсем не было, по-видимому,

Внешних фактов, пред которыми склонялся бы человеческий

Разум, которым он сколько-нибудь подчинялся бы; он ненави-



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.108 (0.008 с.)