Оставались в нем исключительно по Доброй воле и не знали 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оставались в нем исключительно по Доброй воле и не знали



Ни законов, ни благоустроенных властей. По выходе из такого

Положения, несовместимого с широким общественным раз-

Витием, религиозное общество подчинилось правительству

По преимуществу аристократическому; управление сосредото-

Чилось в руках духовного сословия —епископов, соборов, цер-

Ковной аристократии. Такое же явление видим мы и в граж-

Данском обществе, по выходе его из варварства; и в нем полу-

Чает преобладание аристократия, светский феодализм. Далее,

Религиозное общество оставляет аристократическую форму

X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K

И принимает форму чистой монархии: это время победы рим-

Ского престола над соборами и европейскою церковною ари-

Стократиею. Тот же переворот совершается и в гражданском

Обществе; и в нем преобладание и господство над европей-

Ским миром приобретает королевская власть на развалинах

Светской аристократии. В xvi веке в недрах религиозного об-

Щества обнаруживается восстание против системы чистой мо-

Нархии, против абсолютной власти в духовном мире. Этот пе-

Реворот ведет за собою, утверждает, освящает в Европе пра-

Во свободного исследования. Подобное событие видели мы

В нашу эпоху и в гражданском мире: для гражданской абсолют-

Ной власти также настало время борьбы и поражения. Итак,

Оба общества подвергались тем же изменениям, тем же пере-

Воротам, но религиозное общество всегда предшествовало

Гражданскому на этом пути.

Теперь мы ознакомились с одним из великих фактов новей-

Шего общества: с свободою исследования, свободою челове-

Ческого духа. В то же время мы видим повсеместное преоб-

Ладание политической централизации. В следующей лекции

Я рассмотрю английскую революцию, т. е. то событие, которое

Представляет собою первое столкновение свободного анализа

И абсолютной монархии, одинаково обязанных своим проис-

Хождением развитию европейской цивилизации.

285

ЛЕКЦИЯ ТРИНАДЦАТАЯ

О бщ ийх ар ак те р а нг ли йс ко й р ев ол юц ии —Г ла вн ыеп ри чи ные е. —Н ап ра вл е-

Н иее е б ол ееп ол ит ич ес ко е, н еж ел и р ел иг ио зн ое —Т риг ла вн ыеп ар ти и, п ос ле

Д ов ат ел ьн о м ен яю щи е д ру г д ру га 1) п ар ти я з ак он но й р еф ор мы 2) п ар ти я

П ол ит ич ес ко й р ев ол юц ии 3) п ар ти я с оц иа ль но й р ев ол юц ии —Н и о дн а

И з н ихн е и ме ету сп ех а. —К ро мв ел ь. —Р ес та вр ац ияС тю ар то в. —Л ег ал ьн ое м ин ис те рс тв о. —М ин ис те рс тв о К аб ал ы. —Н ац ио на ль но е м ин ис те рс тв о. — Ор ев ол юц ии1688 г од а вА нг ли и ивЕ вр оп е.

Мы видели, что в продолжение xvi века все элементы преж-

Него европейского общества привели к двум весьма важным

Фактам: к свободному исследованию и к централизации вла-

Сти. Один из них получил преобладание в религиозном обще-

Стве, другой —в гражданском. В Европе в одно и то же время

Торжествовали и эмансипация человеческого духа, и абсолют-

Ная монархия.

Рано или поздно непременно должна была разгореться

Борьба между этими двумя, столь противоположными друг

Другу фактами. Один из них был поражением абсолютной

Власти в духовном мире, другой —торжеством ее в мире гра-

Жданском, один склонял к упадку древнюю церковную монар-

Хию, другой довершал уничтожение древних феодальных и об-

Щинных вольностей. Их одновременность, как вы уже видели,

Произошла от того, что перевороты в религиозном общест-

Ве совершались скорее, нежели в гражданском; первое уже

Дошло до освобождения мысли, тогда как другое находилось

Уже на степени сосредоточения всех властей в одной общей

Власти. Итак, совпадение обоих фактов происходило вовсе

286

X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K

Не от однородности их и нимало не уменьшало их противо-

Положности. Каждый из них был шагом вперед в цивилиза-

Ции, но шаги эти были совершены под влиянием различных

Условий и, близкие по времени, далеко отстояли друг от дру-

Га по внутреннему значению своему. Соглашение их между со-

бою не могло обойтись без предварительного столкновения

И борьбы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.24 (0.007 с.)