София Асгатовна Губайдулина. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

София Асгатовна Губайдулина.



(род.  в 1931 году).

 

Творчество Губайдуллиной настолько индивидуально, что его трудно отнести к какому – то направлению современной музыки.

Губайдулина родилась в октябре 1931 года, в Чистополе Татарской АССР. Музыкальное образование получила в Казани, где окончила консерваторию по классу фортепиано, факультативно занимаясь композицией. В 1954 году она переехала в Москву и окончила консерваторию по классу композиции Н. Пейко, а затем – аспирантуру у В. Шебалина. На выпускном экзамене С. Губайдуллину поддержал Д. Шостакович. Он сказал ей: «Я вам желаю идти вашим «неправильным» путем».

С самого начала она попала в число «неблагонадежных» композиторов. Союз композиторов наложил запрет на исполнение ее произведений. В результате музыка Губайдуллиной, широко известная на Западе, в России оставалась знакомой лишь узкому кругу музыкантов- профессионалов. Средства к существованию давало сочинение музыки к кинофильмам и мультфильмам («Вертикаль», «Чучело», «Смерч», «Маугли»).

С 1985 года началось мировое признание Губайдулиной. Ее музыка постепенно обходит весь мир. Ее произведения звучали в Австрии, Японии, США, Австралии, Канаде. 

В России первый фестиваль музыки композитора прошел в Свердловской филармонии в 1990 году. А, спустя год, ее юбилей широко отмечался и на родине, и за рубежом.

С 1992 года С. Губайдуллина проживает в Германии.

     Творчество Губайдуллиной чрезвычайно разнообразно в жанровом отношении (вокальная, инструментальная, хоровая музыка). Список ее произведений достаточно велик. Наиболее известны: две симфонии, увертюра «Триумф», «Поэма- сказка», многочисленные кантаты, оратории, среди которых выделяются «Ночь в Мемфисе», «Аллилуйя», «Посвящение Марине Цветаевой», концерты для разных инструментов, камерные сочинения, вокальные циклы, музыка для кино и др.

 

 

Альфред Гариевич Шнитке

(1934-1998).

 

     А. Шнитке – один из самых ярких представителей российского авангарда. Он проявил себя как философ и теоретик в музыке. Его творчество рождается из его философских размышлений. И в этом- он истинный сын 20 века.

     А. Шнитке родился в ноябре 1934 года, в семье поволжских немцев, в городе Энгельсе Саратовской области. С самого начала он избрал путь профессионального музыканта. В 1958 году он окончил Московскую консерваторию, а в 1961 году- аспирантуру по классу сочинения. Его педагогом был ученик Мясковского - Е.К. Голубев. После окончания консерватории, с 1961 по 1972 год, Шнитке преподавал на кафедре инструментовки Московской консерватории.

     Шнитке занимал очень активную позицию: писал статьи, выступал с докладами и сообщениями, участвовал в фестивалях, являлся членом правления Союза композиторов СССР, членом Клуба кинематографистов. Постепенно имя Шнитке, вместе с именами Денисова и Губайдулиной, становится ведущим в наиболее авангардном направлении отечественного музыкального искусства. И в 60-70 годы он находился в положении «внутреннего диссидента», хотя его творчество и не было отгорожено от слушателей. В 1974 году состоялся первый авторский фестиваль музыки Шнитке, прошедший с большим успехом. На этом фестивале впервые было исполнено одно из крупнейших сочинений композитора – монументальная, новаторская по замыслу и музыкальному языку, Первая симфония. Главным методом композиции этого произведения стала полистилистика. Она надолго станет художественным языком и основой драматургии многих сочинений Шнитке – симфоний, инструментальных концертов и др.

     В 1985 году состояние здоровья композитора резко ухудшилось. Потребовалось длительное лечение. Вскоре, вместе с семьей, Шнитке переселился в Германию.

     Круг общения Шнитке и в России, и за рубежом был очень широк. Ему довелось быть близко знакомым со многими передовыми представителями современной культуры. Некоторые сочинения композитора рассчитаны на конкретных исполнителей и им же посвящены: Первый струнный квартет- Квартету им. Бородина, Первая симфония- Г. Рождественскому, Третий скрипичный концерт – Ю. Башмету, Виолончельный концерт – Н. Гутман, Фортепианный концерт- В. Крайневу.

     В 1994 году, в Москве, прошел грандиозный фестиваль, посвященный 60-летию А. Шнитке. В нем принимали участие выдающиеся музыканты современности: М. Ростропович, Г. Кремер, Ю. Башмет, Г. Рождественский, М. Плетнев. Сам композитор, по состоянию здоровья, приехать в Москву не смог. В июне 1994 года с двумя кровоизлияниями в мозг он был помещен в госпиталь. Последние годы жизни прошли в борьбе с болезнью. В Германии композитор принял католичество. Но после кончины, согласно своему завещанию, тело Шнитке было перевезено в Москву и погребено по православному обычаю.

 

Вопросы.

1. Что такое авангардизм?

2. Какие вы знаете современные приемы композиторской техники? Объясните их смысл.

3. Назовите имена и годы жизни трех крупнейших представителей российского музыкального авангарда.

4. В творчестве которого из них использована полистилистика?

5. Какими техниками пользовался Э. Денисов?

6. Назовите наиболее известные произведения С. Губайдуллиной.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.136.170 (0.005 с.)