Тема №5. Игорь Федорович Стравинский.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема №5. Игорь Федорович Стравинский.



(1882-1971).

 

И.Ф. Стравинский - одна из крупнейших фигур в музыкальном мире 20 века. Он прошел очень большой творческий путь – почти шесть десятилетий. И за эти годы не раз поражал слушателей неожиданными поворотами своего стиля. Недаром его называли «человек тысячи одного стиля», «композитор- хамелеон», «законодатель музыкальных мод». Действительно, в своих творениях он обращался то к Баху, то к Чайковскому, то к Веберну. Но такие повороты творческого пути композитора были связаны с решением тех задач, которые он перед собой ставил: «Я не разностилен, я просто иду по пути, избранному мной».

В этой многоликости композитора проявляется универсальность его мышления, воспринимающего культуру не как набор разных стилей и жанров, а как некую целостность.

Именно Стравинский стал главой неоклассицизма, утверждавшего порядок и гармоничность старого искусства в противовес хаосу экспрессионизма. Французские композиторы возрождали традиции Люлли, Куперена, Рамо; итальянские – Тартини, Вивальди, Скарлатти; немецкие – Баха, Генделя, Моцарта. Стравинский же отличался всеохватностью. В его творениях мы находим стилевые особенности Люлли (балет «Аполлон Мусагет»), Вивальди (Скрипичный концерт), Чайковского («Поцелуй феи»), Баха (Концерт для фортепиано и духовых). Традиции и новаторство в творчестве композитора сливаются в единое целое, а стили старинной музыки «прочитываются» каждый раз по- новому, в зависимости от авторского замысла.

Стравинский родился 5 июня 1882 года под Петербургом, в семье знаменитого певца - солиста Мариинского театра Федора Стравинского. Мать будущего композитора пела и прекрасно играла на рояле, была постоянным аккомпаниатором и советчиком мужа. Мальчик получил типичное дворянское воспитание. Учился в гимназии, благодаря прекрасной домашней библиотеке рано соприкоснулся с различными областями искусства. Эта библиотека была известна всему Петербургу, потому что отец – настоящий библиофил - собирал ее всю жизнь. Впоследствии композитор говорил, что «осознал себя как музыкант» с трех лет, когда жадно впитывал музыкальные впечатления окружающей жизни.

С девяти лет Игоря стали учить музыке. Вскоре он уже прекрасно играл на рояле, читал с листа, импровизировал. Но родители не хотели, чтобы он стал профессиональным музыкантом. Поэтому юноша поступил на юридический факультет Петербургского университета. Но занятия музыкой продолжал. В университете Игорь подружился с Владимиром Римским- Корсаковым - сыном великого музыканта. И через него познакомился с маэстро. Юноша, боготворивший композитора, которого часто видел в Мариинском театре, и мечтавший стать его учеником, решился показать мастеру свои сочинения. Римский- Корсаков взялся заниматься с ним композицией. Это и стало его единственной «консерваторией». Стравинский консультировался у Римского- Корсакова до самой его смерти.

Молодой композитор находился под сильнейшим влиянием великого педагога, к которому относился с сыновней любовью. «Дорогому учителю» он посвятил свою Первую симфонию. Ко дню свадьбы его дочери композитор написал симфоническую фантазию «Фейерверк». Тогда же появилось «Фантастическое скерцо». Смерть Римского- Корсакова потрясла Стравинского. Памяти учителя он написал «Траурную песню» для оркестра.

С 1909 года начинается сотрудничество композитора с Дягилевым. Это был человек огромного вкуса, замечательный антрепренер. Когда Дягилев услышал «Фейерверк», он понял, что нашел «своего» композитора. Для знаменитых дягилевских «русских сезонов» в Париже Стравинский написал балеты «Жар- птица», «Петрушка», «Весна священная».

25 июня 1910 г- дата начала мировой славы Стравинского. В этот день на сцене парижского театра «Гранд - опера» состоялась премьера «Жар - птицы», с которой к композитору пришел шумный успех.

Накануне первой мировой войны Стравинский уезжает за границу. Это было время огромного творческого подъема. Театр стал воплощением его творческих устремлений. В это время были написаны: оперы «Соловей» и «Мавра», музыкально- сценические произведения «Байка про Лису, петуха, Кота да барана», «История солдата», «Свадебка». Музыкальные замыслы этих произведений исходили из фольклора.

В 1919 -1920 годах Стравинский создал для Дягилева балет «Пульчинелла». Он открывал собой новый период творческих исканий композитора. В этом балете Стравинский опирался на музыку Перголези - итальянского композитора 17 века.

20-30 –е годы Стравинский посвятил поискам порядка и дисциплины. Он всегда приводил в пример Леонардо да Винчи, который сначала «рассчитывал» свой холст, а затем призывал на помощь вдохновение. «Дисциплина превыше всего!» - часто говорил композитор. Сам он был человеком чрезвычайно пунктуальным и точным. Однажды он спросил у одного дирижера: «Какова продолжительность звучания произведения?» Тот ответил: «Приблизительно две с половиной минуты». «Не говорите «приблизительно»,- закричал Стравинский,- ничего нет приблизительного!». Стравинского в шутку называли «композитором – хронометром», «композитором – инженером». Друзья говорили о пугающем порядке его кабинета. Рабочий стол композитора, на котором стояли наборы линеек, карандашей, перья, хронометры, напоминал стол хирурга.

В 1922 году Стравинский переехал в Париж. Этот город в то время был средоточием лучших художественных сил мира. Париж- город Пикассо и Кокто, Матисса, Нижинского и молодого Хемингуэя, город, где царствовало новое искусство. И Стравинский очень органично вписался в атмосферу этого города. Для музыкальной молодежи он - уже метр, признанный авторитет. В 1934 году композитор принял французское подданство, но гражданином Франции пробыл недолго. Осенью 1939 года он переехал в США.

К этому времени Стравинский уже был автором множества произведений. Жизнь его потихоньку устраивалась. На композитора сыпались заказы – то крупные, то мелкие, но приносившие твердый доход. Тут были пьесы и для джаз- оркестров, и фортепианная музыка, и даже полька для популярного цирка Барнея. А рядом с ними - балеты «Орфей», «Агон», опера «Похождения повесы», духовные сочинения. В последнем периоде творчества (с 1954 года) композитор использовал в своих произведениях додекафонную технику.

До 1967 года Игорь Федорович выступал как симфонический дирижер во многих странах мира. В 1962 году, после почти пятидесятилетнего перерыва, он посетил Россию, дал несколько авторских концертов в Москве и Ленинграде. Несмотря на преклонный возраст, его концертный план был насыщеннее, чем у любого, полного сил, молодого дирижера. На удивленные вопросы по этому поводу он отвечал: «Милый мой, я хочу до смерти дожить, а не домереть».

Он прожил еще 9 лет. Эти годы были наполнены творчеством. Последние выступления композитора в Европе состоялись в 1968 году. После этого здоровье не позволяло ему частых переездов и физических нагрузок. Игорь Федорович умер в Нью- Йорке в апреле 1971 года, на девяностом году жизни.

Балет «Петрушка». Действие этого «балета- улицы», как назвал его один из соавторов - А. Бенуа, происходит в старом Петербурге 1830 годов, во время народных гуляний на масленой неделе. Основные действующие лица- куклы, между которыми и развертывается драма, очень несложная, даже банальная. Это история несчастной любви Петрушки - традиционного персонажа народного театра - к Балерине, отвергающей его и предпочитающей ему Арапа, который, в конце концов, убивает соперника – Петрушку. Фоном драмы служат картины масленичного гуляния, в которых показана многоликая веселящаяся толпа. Сущность замысла- в раскрытии темы душевного одиночества несчастного Петрушки, которому противостоит окружающий его мир – грубый и злой Арап, пустая легкомысленная Балерина, их общий хозяин и владелец Фокусник и равнодушная праздная толпа.

«Народные гулянья на масляной» (из 1 картины). Праздничный уличный быт старого Петербурга, пестрая многоголосная толпа обрисованы Стравинским жизненно, ярко и объемно. Музыкальный язык сцены вырастает из одновременного сочетания и наслоения разнородных интонаций, гармоний, тембров, что стразу вводит в обстановку шумной толчеи.

С первых же тактов в оркестре слышатся говор, выкрики торговцев, обрывки песен и т.д. Эта тема гулянья, чередуясь с другими темами, вновь возвращается по типу рефрена в рондо. Стравинский в оркестре создает эффект гармошечного наигрыша.

Тема приплясывающих гуляк основана на подлинно народной песне «Даладынь, даладынь», которую Стравинский излагает различными гармониями при параллельном движении трезвучий и секстаккордов в тесном расположении.

Тема балаганного деда – это причудливо звучащий вариант той же песни с долбящими секундовыми звучаниями, передающими речитативную скороговорку балаганного деда.

2 темы шарманки. 1 тема: изумительно изобретательно и остроумно Стравинский передает специфическое звучание шарманки. У двух кларнетов в октаву звучит популярная в тогдашнем городском быту мелодия песни «Под вечер осенью ненастной», которая моментами забавно срывается и снова возобновляется. Мелодию сопровождает примитивнейший вальсовый аккомпанемент, который временами идет нарочито вразрез с мелодией. 2 тема: уличная Танцовщица начинает танцевать под новую, бойкую мелодию (это французская песенка «Деревянная нога»), отбивая такт треугольником.

Затем обе темы шарманки по- очереди повторяются, а на них накладывается звучание музыкального ящика, тоже с песенной мелодией фольклорного происхождения «Чудный месяц плывет над рекою». Звенящий тембр этого инструмента воспроизводится в оркестре колокольчиками в сопровождении челесты и рояля.

По возвращении темы балаганного деда, темы – рефрена и темы приплясывающих гуляк гул толпы нарастает, обрываясь, наконец, оглушительной барабанной дробью.

«У Петрушки» (2 картина). Петрушка – маленький уродливый человечек, жестоко страдающий от неразделенной любви. Он обрисован двумя основными темами. Первая тема (у двух кларнетов): звучат аккордовые звуки трезвучий до мажора и фа – диез мажора, к которым присоединяется жалобно стонущий фагот.

Вторая тема пронзительная, фанфарная (трубы, корнеты, тромбоны). Это тема неистовых проклятий Петрушки.

Далее настроение Петрушки меняется: он показан то меланхолично созерцательным, но при этом с оттенком иронии, то отчаянным, нервным (при появлении Балерины). Затем наступает изнеможение. Завершающее картину резкое звучание труб как бы подчеркивает роковую недостижимость для Петрушки счастья.

Ведущую роль в оркестре играет рояль на протяжении всей этой картины.

«У Арапа» (3 картина). Мрачно- свирепый, напыщенный и неповоротливый Арап показан Стравинским при помощи угрюмой темы его танца (кларнет, бас- кларнет, английский рожок, фагот).

Его сменяет танец Балерины: на фоне четкой ритмической формулы малого барабана звучит плоская, механически- бездушная мелодия (корнет-а- пистон).

Затем следует Вальс- дуэт Балерины и Арапа, написанный в трехчастной форме. Стравинский подчеркивает примитивность, душевную пустоту обоих героев. В оркестровке использованы фагот, корнет, флейта, арфа, низкие струнные. В средней части новая тема, неуклюжая и нескладная, изображающая Арапа, снабжена ироническими форшлагами.

Дуэт прерывается появлением Петрушки и переходит в борьбу двух соперников. В бешеном темпе звучат диссонансы, проносятся фанфарная тема Петрушки из 2 картины и тема из средней части вальса –дуэта. Ожесточенно долбящие аккорды с тритонами утверждают поражение Петрушки.

«Народные гуляния на масляной» (4 картина). Снова, как и в первой картине, мы слышим гул толпы. Но теперь он звучит в солнечно – праздничном ре мажоре. Инструментовка стала более сложной и блестящей, при сохранении «гармошечной» основы.

В сцене – несколько контрастных эпизодов, которые объединяются гармошечным мотивом.

Первый эпизод- Пляска кормилиц. Музыка передает их несколько жеманное «красованье». Как бы издалека, фрагментами появляется мотив популярной песни «Я вечор млада», который затем разливается во всю ширь (скрипки, валторны) на фоне праздничного гомона.

Но вот появляется вторая народная тема- плясовая «Ах, вы, сени мои, сени» в тритоновом изложении. Задор ей придают своеобразные штрихи и юмористические форшлаги малой флейты. Затем следуют вариации этого напева, в которых энергия пляски постепенно нарастает. В репризе тема «Я вечор млада» и «Ах, вы, сени» переплетаются, как будто обе песни одновременно доносятся с разных сторон.

Второй эпизод- Мужик с медведем - звучит подчеркнуто контрастно первому эпизоду. Грузные басы рисуют неуклюже переваливающегося, встающего на задние лапы зверя. Кларнеты в резком верхнем регистре подражают звучанию дудки. В среднем регистре мелодия имитируется тубой.

Третий эпизод – Сцена ухаря – купца с цыганками. Размашистая фраза у струнных, проходящая несколько раз, почти зримо передает образ загулявшего купца, которому «море по колено».

Четвертый эпизод- Танец кучеров и конюхов. Здесь использована подлинная народная плясовая песня «А снег тает, вода с крыши льется» (струнные, трубы, туба, литавры), подчеркнутая акцентами. Мы слышим сначала только отдельные интонации песни. Динамика пляски постепенно нарастает. В танец вступают кормилицы (появляется тема «Я вечор млада»). В репризе наступает кульминация, где тема пляски звучит полностью с каноном скрипок и виолончелей на фоне деревянных.

Пятый эпизод – сцена с ряжеными. Он начинается внезапно. Здесь преобладает быстрое, причудливое хроматическое движение струнных и деревянных. Заигрывания черта обрисованы долбящими октавами труб и тромбонов со скачками на две с лишним октавы. Балагурство козы со свиньей передано рядом быстрых диссонирующих последований аккордов с форшлагами в переменном размере. В оркестре улавливаются интонации песни «А мы масленицу дожидаем», а в момент присоединения остальных гуляющих к пляске ряженых появляется песня «Даладынь» из первой картины балета. Начинается краткое, но мощное нарастание.

Внезапно все обрывается. Остается лишь одинокий звук фа- диез у труб, переходящий в один из мотивов фанфарной темы Петрушки. Возвращаются стремительные тревожные пассажи. С фрагментами темы Петрушки смешиваются интонации Арапа. Сраженный Петрушка падает с проломленным черепом.

Неузнаваемо преображенная, звучит фанфарная тема Петрушки у кларнета, а затем, особенно впечатляюще, напевно - лирически, у скрипки соло. Как будто, в момент расставания с жизнью, приоткрылось на краткий миг подлинно человеческое в этом образе, скрывавшееся под маской куклы.

Народ расходится, сцена пустеет… тихо, как воспоминание о празднике, звучит гармошечный мотив. Тишину внезапно прорезает фанфарная тема отчаяния Петрушки, предельно напряженно кричаще у малой трубы. Затем на fff, в последний раз звучит политональный мотив Петрушки. Однако потом, как ни в чем не бывало, звучит «под занавес» гармошечный мотив валторн в до мажоре. Завершают балет сухие октавы (пиццикато струнных), основанные на звуках, входящих в лейтгармонию Петрушки.

 

 

Вопросы.

 

1. Назовите годы жизни Стравинского.

2. Кого Стравинский считал своим «великим учителем»? Какое произведение композитор посвятил его памяти?

3. Какую дату мы считаем началом мировой славы Стравинского?

4. Назовите имя русского театрального деятеля, с которым связано создание ранних балетов композитора.

5. Приверженцем и главой какого направления в искусстве был Стравинский?

6. Что такое додекафония?

7. Когда Стравинский в последний раз посетил Россию?

8. Охарактеризуйте известные вам фрагменты балета «Петрушка». Как в балете показаны Петрушка, Арап, Балерина, картины народных гуляний?

 



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.231.230.177 (0.041 с.)