Тема №8. Дмитрий Дмитриевич Шостакович. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема №8. Дмитрий Дмитриевич Шостакович.



 

8.1. Жизненный путь композитора. Шостакович- явление уникальное в истории мировой музыкальной культуры. В его творчестве, как ни у какого другого художника, отразилась наша сложная жестокая эпоха, противоречия и трагическая судьба человечества, нашли воплощение те потрясения, которые выпали на долю его современников. Все беды, все страдания нашей страны в 20 веке он пропустил через свое сердце и выразил в своих произведениях.

Мало кто из композиторов был так признан и прославлен при жизни, как он. Он был сразу возведен в ранг классиков. Зарубежные награды и дипломы были бесспорными – он был почетным членом всевозможных академий, университетов, лауреатом различных международных премий. В послевоенные годы он работал в Союзе композиторов, был депутатом Верховного Совета РСФСР, затем СССР. Также он входил в состав Советского комитета защиты мира.

 Советских наград тоже было достаточно. Но это были пряники, которые сполна уравновешивались кнутом: постановлениями ЦК КПСС он не раз буквально уничтожался, обвинялся во всех грехах.

Композитор не был свободен в своем творчестве: он должен был выполнять приказы. Например, после знаменитого постановления 1948 года, в котором его творчество было названо формалистическим и чуждым народу, его послали в командировку за границу, где он должен был объяснять зарубежным корреспондентам, что критика в его адрес была правильной, что он действительно совершил ошибки, и его правильно поправляют. Ему приходилось принимать участие в различных форумах, совещаниях, тратить на это много времени вместо того, чтобы сочинять музыку.

А это было главным для Шостаковича. Ей он отдавал все возможное время, сочинял повсюду - за рабочим столом, на отдыхе, в поездках, в больнице. Композитор обращался ко всем жанрам, и в каком бы жанре ни пробовал он свои силы, под его пером рождались выдающиеся произведения: балеты, оперы, инструментальные пьесы, концерты, песни, романсы, музыка к кинофильмам. Но, прежде всего, Шостакович - гениальный симфонист. Именно в его симфониях воплотилась история 20 века, его трагедия, его страдания и бури.

Д.Д. Шостакович родился 25 сентября 1906 года в Петербурге, в интеллигентной семье. Мама мальчика имела музыкальное образование и даже думала посвятить себя музыке профессионально. Дарование ребенка было замечено довольно поздно, потому что мама принципиально считала, что начинать музыкальное обучение надо не раньше 9 лет. Но после начала занятий успехи его были ошеломляющими. Он не только феноменально быстро достиг вершин в игре на фортепиано, но вскоре проявил себя как композитор. Ему было 12 лет, когда появились его первые сочинения.

Это было сложное время. После революции в городе царил настоящий беспредел. Не было продовольствия, в городе начался голод, не было и топлива. И в это сложное время 13 – летний Шостакович поступил в Петроградскую консерваторию.

Несмотря на холод, голод, заболевание туберкулезом, которое пришлось долго лечить, Шостакович окончил консерваторию в 1923 году по классу фортепиано, а в 1925 году - по классу композиции. Дипломной работой молодого музыканта была Первая симфония, которая сразу же принесла 19-летнему юноше широкую известность. Правда, он тогда еще не знал, чему себя посвятить: сочинению или исполнительству. Побороло первое. В 1927 году он был послан на международный конкурс им. Шопена в Варшаву, где получил почетный диплом. Вскоре появились и новые произведения композитора: Вторая и Третья симфонии, балеты «Золотой век» и «Болт», опера «Нос», фортепианные сочинения. К этому же времени относятся и первые опыты Шостаковича в области киномузыки. Он сочинил музыку к первым звуковым фильмам 1930 годов: «Одна», «Золотые горы», «Встречный», «Трилогия о Максиме» и др. Он вообще никогда не делил музыку на высокие и низкие жанры, одинаково увлеченно работая в разных направлениях музыкального искусства.

В 1934 году в ленинградском Малом оперном театре была поставлена его опера «Екатерина Измайлова» на сюжет произведения Н. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Премьера прошла с большим успехом. Композитор посвятил оперу Нине Варзар, на которой женился в 1932 году. Может быть, с этим событием связана глубокая интерпретация и идеализация героини.

«Катерина Измайлова» стало любимым произведением композитора, поэтому, когда в газете «Правда» появилась статья «Сумбур вместо музыки», а, вскоре, еще одна - «Балетная фальшь» (о балете «Светлый ручей»), для молодого композитора это стало ударом. Так начался процесс «перевоспитания» композитора. Именно после этого Шостакович отказался от жанров, связанных со словом. Больше ни одного балета и не одной оперы композитор не написал. С этого времени главное место в его творчестве заняли симфонии, в которых композитор выразил свое понимание мира и судеб родной страны.

Началом этому стала Четвертая симфония, которая многие годы была неизвестна публике и была исполнена впервые в 1961 году. Вслед за ней появились Пятая и Шестая симфонии, Фортепианный квинтет. В 1937 году Шостакович был приглашен в Ленинградскую консерваторию профессором по классам композиции и оркестровки.

И вот пришел грозный 1941 год. С начала войны композитор начал работу над Седьмой симфонией. Симфонию, посвященную подвигу родного города, композитор заканчивал в Куйбышеве, куда был эвакуирован с семьей. Композитор закончил симфонию, но она не могла прозвучать в блокадном Ленинграде. Нужен был оркестр не меньше, чем сто человек, нужны были силы и время, чтобы разучить произведение. Ни оркестра, ни сил, ни времени, свободного от бомбежек и обстрелов, не было. Поэтому «Ленинградская» симфония впервые была исполнена в Куйбышеве, в марте 1942 года. Через некоторое время один из лучших дирижеров мира - Артуро Тосканини -познакомил публику с этим творением в США. Партитура была доставлена в Нью- Йорк на боевом самолете.

А ленинградцы, окруженные блокадой, собирали силы. В городе нашлось немного музыкантов, не успевших эвакуироваться. Ни их не хватало. Тогда из армии и флота в город были направлены лучшие музыканты. Так в осажденном Ленинграде был сформирован большой симфонический оркестр. Рвались бомбы, рушились и горели дома, люди еле передвигались от голода. А оркестр разучивал симфонию Шостаковича. Она прозвучала в Ленинграде в 1942 году.

В 1943 году композитор переезжает в Москву. До конца войны им были написаны Восьмая симфония, посвященная замечательному дирижеру, первому исполнителю всех его симфоний, начиная с Пятой, Е. Мравинскому, и Второе фортепианное трио памяти Соллертинского.

С этого времени жизнь композитора связана со столицей. Он занимается творчеством, педагогикой, пишет музыку к кинофильмам. Казалось бы, жизнь наладилась. Но власти готовили ему новый удар. Они решили пресечь свободолюбивые мысли, возникшие у части интеллигенции после победы в войне. В 1948 году появилось знаменитое постановление «Об опере «Великая дружба» Мурадели», которое, на самом деле, было направлено против Шостаковича. Его обвинили в формализме, отрыве от действительности, противопоставлении себя народу и призвали признать свои ошибки. Из консерватории композитора уволили, считая, что нельзя доверять формалисту воспитание молодежи.

Гениальностью композитора надо было гордиться, а его всемирную славу использовать. А к нему применили методику «кнута и пряника», «короткого поводка». Система духовного контроля взяла в оборот его живую творческую мысль. Композитор и поддавался, и не поддавался. Исполнял то, что ему поручали, занимался общественной работой, отнимавшей много сил и времени, но никогда не раскрывался до конца. Известны случаи, когда он приглашал к себе людей, к которым испытывал симпатию или доверие, и просил посидеть с ним молча. Через некоторое время, поблагодарив, провожал. В этом молчании говорилось и слышалось больше, чем в бесконечных разговорах.

В это время он много пишет. Среди его работ - музыка к патриотическим фильмам (это был основной заработок в течение многих лет), оратория «Песнь о лесах», кантата «Над Родиной нашей солнце сияет». Но это- дань властям. А для души - Первый концерт для скрипки с оркестром, получивший известность только в 1953 году. Тогда же появляется Десятая симфония, в которой отразились размышления композитора сразу после смерти Сталина. А до этого создавались квартеты, вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии», грандиозный фортепианный цикл «24 прелюдии и фуги».

С началом так называемой «оттепели» (время правления Н.С. Хрущева) Шостакович вновь обращается к симфоническому творчеству. Проявляются программные Одиннадцатая и Двенадцатая симфонии, вслед за ними- вокальные, с социально значимыми текстами, Тринадцатая и Четырнадцатая симфонии, симфоническая поэма «Казнь Степана Разина» и многое другое. Грандиозный симфонический цикл завершает вновь бестекстовая, непрограммная Пятнадцатая симфония.

60-е годы проходят под знаком все ухудшающегося здоровья. Композитор переносит два инфаркта, начинается болезнь центральной нервной системы. Все чаще приходится подолгу лежать в больнице. Но Шостакович старается вести активный образ жизни, сочинять, хотя с каждым месяцем ему становится все хуже. В мае 1975 года Шостакович приезжает в Дом творчества композиторов, в Репнино, под Ленинградом. Он с трудом передвигается, с трудом записывает музыку, но продолжает сочинять. Почти до последнего момента он творил: рукопись Сонаты для альта и фортепиано он корректировал в больнице. Смерть настигла композитора 9 августа 1975 года.

Но и после смерти всесильная власть не оставила его в покое. Несмотря на желание композитора быть погребенным на родине, в Ленинграде, его похоронили на «престижном» Новодевичьем кладбище в Москве. Похороны отложили на 14 августа, потому что не успевали приехать зарубежные делегации. Шостакович был «официальным» композитором, и хоронили его официально, с громкими речами представителей партии и правительства, которые столько лет его критиковали.

8.2. Симфония №7. В творчестве Шостаковича главное место занимают крупные инструментальные сочинения (симфонии, концерты, камерные ансамбли), по тому что, по складу своего дарования, он - композитор- симфонист. Для его творчества характерны огромные масштабы содержания, склонность к обобщенному мышлению, острота конфликтов, динамичность и строгая логика развития. Особенно ярко эти черты проявились в его симфониях. Каждая из пятнадцати симфоний Шостаковича - страница истории жизни народа.

Работа над Седьмой симфонией началась в самом начале войны. С первых ее дней Шостакович, как и многие его земляки, стал работать на нужды фронта. Он рыл окопы, дежурил по ночам во время воздушных тревог. Делал аранжировки для концертных бригад, отправляющихся на фронт. Но, как всегда, у этого уникального музыканта – публициста в голове созревал крупный симфонический замысел, посвященный всему происходящему. Он начал писать Седьмую симфонию. Летом была закончена первая часть. Вторую он писал в сентябре, уже в блокадном Ленинграде. В октябре Шостакович, вместе с семьей, был эвакуирован в Куйбышев. В отличие от первых трех частей, созданных буквально на одном дыхании, работа над финалом двигалась плохо. Не удивительно, что последняя часть долго не получалась. Композитор понимал, что от симфонии, посвященной войне, будут ожидать торжественного победного финала. Но для этого пока не было никаких оснований, а он писал так, как подсказывало сердце.

    27 декабря 1941 года симфония была закончена. Власти настаивали на срочной премьере. Ведь симфония была посвящена автором подвигу родного города. Ей придавалось политическое значение. Премьера состоялась в Куйбышеве, в исполнении оркестра Большого театра под управлением С. Самосуда. После этого симфония исполнялась в Москве и Новосибирске. Но самая замечательная премьера состоялась в осажденном Ленинграде. Вы уже знаете, что музыкантов для ее исполнения собирали повсюду. Многие из них были истощены. Пришлось перед началом репетиций положить их в больницу – подкормить, подлечить. В день исполнения симфонии все артиллерийские силы были брошены на подавление огневых точек врага. Ничто не должно было помешать премьере.

Зал филармонии был полон. Его заполнили бледные, истощенные ленинградцы. Они пришли слушать симфонию, посвященную им. Музыку эту транслировали на весь город.

19 июля 1942 года симфония прозвучала в Нью- Йорке, и после этого началось ее победное шествие по миру.

Первая часть. Необычно сонатное построение этой части. Вместо разработки композитор помещает эпизод фашистского нашествия -  потрясающую картину вторжения разрушительной силы.

Экспозиция рисует картину мирной жизни советских людей. Главная партия (до мажор, струнные) – широкая, распевная мелодия. Она развивается, растет, наполняется все большей мощью. Шостакович хотел показать в этой мелодии героизм, лучшие идеалы человечества, прекрасные качества человека. Главную партию роднят с русскими богатырскими темами размашистые интонации, смелые широкие мелодические ходы, тяжелые унисоны, а с многими советскими массовыми песнями - маршевый ритм.

Побочная партия (соль мажор, струнные, а в конце ее – соло флейты и засурдиненная скрипка) – тоже песенна. Она похожа на спокойную колыбельную песню. Мелодия ее как будто растворяется в тишине. Все дышит спокойствием мирной жизни.

Далее идет знаменитый эпизод фашистского нашествия. Еще звучит последний «мирный» аккорд экспозиции, когда издалека доносится дробь военного барабана. А потом появляется и тема нашествия (в ми- бемоль мажоре) – аккуратная, примитивная, отрывистая: как будто двигаются марионетки. Композитор сатирически показал черты педантичности, тупой ограниченности и автоматической дисциплины, воспитанные у гитлеровских солдат, которым не полагалось рассуждать, а надо было слепо повиноваться фюреру.

Поначалу звучание кажется безобидным. Но тема повторяется 11 раз (эпизод нашествия написан в форме вариаций), постепенно усиливаясь. Мелодия ее не меняется, она только постепенно обрастает звучанием все новых и новых инструментов, превращаясь в мощные аккордовые комплексы. Так эта тема, которая поначалу казалась не угрожающей, а тупой, пошлой, превращается в колоссальное чудовище - скрежещущую машину уничтожения.

В тот момент, когда кажется, что железная махина с грохотом движется прямо на слушателя, происходит неожиданное. Резко меняется тональность, вступает дополнительная группа труб, валторн и тромбонов. Появляется драматический мотив, который принято называть мотивом сопротивления. Завязывается симфоническая битва небывалого напряжения. Мощная тема сопротивления наталкивается на железные мотивы темы нашествия. В пронзительных душераздирающих диссонансах слышатся крики, боль, стоны. Все это выливается в грандиозный реквием – плач о погибших.

Так начинается необычная реприза. Обе темы - главная и побочная- очень сильно изменены композитором подобно людям, испытавшим ужас войны, страдания и исполнившиеся гнева. Главная партия звучит теперь в миноре, ее маршевый ритм становится ритмом траурного шествия. Главная партия теперь- это страстная речь, обращенная ко всему человечеству, полная великой силы протеста против зла. Особенно выразительна побочная партия, ставшая тоскливой и одинокой. Здесь появляется выразительное соло фагота. Это больше не колыбельная, а, скорее, плач. Только в коде главная партия звучит в мажоре, как воспоминание и мечта о мире. Но издали слышится дробь барабана. Война еще продолжается.

Две следующие части призваны показать духовное богатство человека, силу его воли.

Вторая часть – скерцо, выдержанное в мягких тонах. Эта музыка соединяет в себе и улыбку, и печаль, легкий юмор и самоуглубленность, создавая образ привлекательный и светлый.

Третья часть- величавое и проникновенное адажио. Его открывает хорал (первая тема) – своеобразный реквием по погибшим. За ним следует патетическое высказывание скрипок. Вторая тема, по словам композитора, передает «упоение жизнью, природой». Драматическая середина части воспринимается как воспоминание о прошедшем, реакция на трагические события первой части.

Четвертая часть – мощный финал. Главная партия подготавливается постепенно: она полна неукротимой энергии. Это образ борьбы, народного гнева. Ее сменяет эпизод в ритме сарабанды – вновь воспоминание о павших. А затем начинается медленное восхождение к торжеству завершения симфонии, где главная тема первой части звучит у труб и тромбонов как символ мира и будущей победы.

8.3. «Прелюдия и фуга ре мажор». Фортепианная музыка занимает важное место в творчестве композитора. Будучи прекрасным пианистом, Шостакович создал истинные шедевры в этой области, которые сегодня занимают прочное место в педагогической и концертной практике. Среди произведений Шостаковича для фортепиано выделяется грандиозный цикл из 24 прелюдий и фуг. История его создания такова.

В 1950 году весь мир праздновал 200-летие со дня рождения Иоганна Себастьяна Баха. В Лейпциге – городе, где Бах провел последние годы своей жизни,- проходил грандиозный музыкальный праздник. В нем участвовали лучшие музыканты современности. Д. Шостакович присутствовал на юбилейных торжествах не только как почетный гость. Он выступал на заключительном концерте.

Композитор был полон впечатлений от бессмертной музыки Баха. Это вдохновило его на создание цикла из 24 прелюдий и фуг, которые композитор объединил, как и Бах, попарно, охватив все 24 тональности. 

У Баха тоже есть подобный цикл – «Хорошо темперированный клавир», по которому сегодня учатся тысячи пианистов в мире. Шостакович всю жизнь преклонялся перед величием личности Баха и его творчества. Кстати, композиторов многое роднит – философская глубина их творений, любовь к людям, сострадание к ним, возвышенное благородство мыслей и чувств. А также – тяготение к полифоническим формам, которые Шостакович наполнил новым содержанием, отражая наш мир с его противоречиями и контрастами.

В прелюдиях и фугах Шостаковича выражено очень большое разнообразие чувств. И не только мир человеческой души, но и образы чисто русской природы. Нас пленяет тихая торжественность до мажорной прелюдии и фуги, задушевность, задумчивость ми минорной, сила, энергия мысли си минорной, драматизм ре минорной.

Многие из прелюдий и фуг носят чисто русский характер. Такова, например, тема фуги ре мажор, которую мы рассмотрим подробнее.

В целом это сочинение – прелюдия и фуга ре мажор – светлое, ясное, не лишенное юмора.

Прелюдия и фуга контрастны друг другу.

Во – первых, в стилистическом плане. Прелюдия, с ее арпеджированными, позвякивающими, как на клавесине, аккордами, с мелодией, напоминающей менуэт, с чистыми, ясными гармониями, близка старинной клавирной музыке. Это- словно воспоминание о баховских пьесах, сыгранных в детстве. Тема же фуги носит русский характер, перекликается с «Камаринской».

Во- вторых, в композиционном плане: прелюдия носит импровизационный характер, хотя и написана в трехчастной форме. В средней ее части мелодия переносится в верхний регистр, а арпеджированные аккорды – в нижний. Фуга же написана в строгой форме, по всем правилам построения произведений этого жанра.

Фуга Шостаковича трехголосна. Она начинается как бы с поисков темы. И вот уже мелодия бежит, пританцовывая. Затем - тональный ответ в верхнем голосе. В среднем - противосложение, которое сохраняет плясовой характер темы. Небольшая интермедия, и тема проходит несколько более важно в басу.

Закончилась экспозиция. Начинается разработка фуги, где тему ожидают различные приключения. Тема два раза проходит в миноре, становясь более мягкой т трогательной, потом, еще раз, в ре мажоре. Потом тема уходит в далекие от ре мажора тональности: си- бемоль мажор, фа мажор. И вдруг происходит неожиданность, не предусмотренная строгими законами контрапункта: тема вдруг «сбивается с пути». Меняется ее мелодический облик, басовый голос никак не может «правильно» повторить тему; а вот и юмористический эпизод: один голос перебивает другой. Впечатление такое, как будто голоса вырвались на свободу, звенят, передразнивают друг друга и нарочно запутывают фугу. А вдруг не удастся закончить фугу по всем правилам?

Но вот и реприза! Все в порядке: в басу степенно, на форте, вступает приплясывающая мелодия – тема вернулась к своему первоначальному облику и тональности ре мажор. Солидная «классическая» каденция заканчивает эту шутливую фугу, написанную с поразительным мастерством.

 

Вопросы.

1. Назовите годы жизни Шостаковича.

2. Расскажите о знаменитом Постановлении 1948 года «Об опере «Великая дружба» Мурадели. Каким образом оно связано с Шостаковичем?

3. Назовите наиболее известные произведения Шостаковича.

4. Где Шостакович получил музыкальное образование?

5. Какое произведение стало дипломной работой композитора в консерватории?

6. Почему после оперы «Катерина Измайлова» Шостакович больше не писал опер?

7. Какие жанры были наиболее близки композитору?

8. Сколько симфоний написал Шостакович?

9. Какие черты дарования композитора проявились в его симфонических произведениях?

10. Как называется Седьмая симфония композитора? Когда она была написана?

11.  Где и когда прошли премьеры этого сочинения?

12. Какова основная идея Седьмой симфонии?

13. Расскажите о строении симфонии. В чем необычность сонатного построения первой части симфонии.

14. Охарактеризуйте основные темы ее частей.

15.  Расскажите историю создания цикла «24 прелюдии и фуги».

16. Что роднит Шостаковича с Бахом?

17. Какие образы, чувства отразил Шостакович в прелюдиях и фугах?

18. Расскажите о прелюдии и фуге ре мажор.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 107.23.157.16 (0.089 с.)