Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема № 3. Сергей Васильевич Рахманинов.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
(1873-1943). 3.1. Жизненный путь композитора. Имя этого музыканта стоит в ряду величайших имен в истории мировой музыкальной культуры. «Русский гений» - так можно точнее всего охарактеризовать этого столь широко одаренного человека. Композитор, пианист, дирижер. Кто он был в первую очередь? Об этом спорили и при его жизни, спорят и сегодня. Его могучий талант одинаково равно проявился в этих трех областях музыкального творчества. При жизни Рахманинов славился, прежде всего, как пианист. Его боготворили, перед ним преклонялись. Слава Рахманинова – пианиста была всесветной. Но он очень не любил эту славу, не любил давать интервью, не любил фанатичных почитателей, не любил фотографироваться. Его руки- руки гениального пианиста - «стоили миллионы». Но не деньги были главным для Рахманинова. Хотя, имея такую славу и авторитет, он мог выбирать крупнейшие концертные залы, мог ставить свои условия, даже капризничать. Если, как пианист, он был широко известен, то, как композитора, его при жизни воспринимали не все. Это ужасно угнетало музыканта, потому что всю жизнь он хотел сочинять музыку. Он писал сердцем. И страшно не любил, когда кто- нибудь спрашивал, что он хотел этой музыкой нарисовать. Он никогда ничего не рисовал. Но в этой музыке было все – его мысли, чувства, надежды, разочарования. Сергей Васильевич Рахманинов родился 20 марта (по старому стилю) 1873 г. в имении Онег Новгородской губернии. Родители мальчика были людьми музыкально одаренными. Музыку в доме любили и посвящали ей часть семейного досуга. Первой учительницей мальчика была его мама. Она, понимая одаренность ребенка, с пяти лет начала учить его игре на фортепиано. Когда Сереже было семь лет, семья переехала в Петербург. Мальчику решено было дать музыкальное образование. И вскоре он был принят в Петербургскую консерваторию. Но хорошего ученика из Сережи не получилось. Причиной этого был недостаток прилежания со стороны ученика, который большую часть времени проводил на улице, в детских забавах. По совету двоюродного брата Сергея Васильевича - известного пианиста, ученика Рубинштейна и Листа Александра Зилоти - решено было перевести Сережу в Московскую консерваторию. Его учителем стал Н.С. Зверев - одареннейший педагог, выработавший свою систему воспитания молодых музыкантов. Основой методики Зверева были дисциплина, трудолюбие, четкая организация самостоятельных занятий. У каждого воспитанника было индивидуальное расписание. По очереди они должны были вставать в шесть утра и начинать занятия, ведь инструмент был один. Так мальчики совершенствовали свое мастерство, и именно с тех пор Сергей Васильевич приобрел привычку к систематическому труду. Железная дисциплина Зверева воспитала в нем высочайшую организованность, без которой он вряд ли смог бы вести такую насыщенную концертную деятельность в будущем. С 1887 года Сережа начинает записывать свои сочинения. Потом его учителем по контрапункту стал С.И. Танеев- любимый ученик Чайковского, которого называли «музыкальной совестью Москвы». Благоговейное отношение к этому педагогу Рахманинов сохранил на всю жизнь. А со Зверевым у него, к сожалению, произошел разрыв. Причиной этого была, кстати, композиция. Оба переживали его очень тяжело. Помирились они только в 1892 году, когда Зверев послушал блестящий выпускной экзамен Рахманинова по композиции. Он подарил своему ученику золотые часы, которые Рахманинов хранил всю жизнь, никогда с ними не расставался. Рахманинов заканчивал консерваторию по двум классам. На старшем отделении он перешел в класс фортепиано А. Зилоти. Но, незадолго до его окончания, Зилоти ушел из консерватории. Не желая менять педагога, Рахманинов самостоятельно подготовил сложнейшую программу, которую ему зачли как выпускной экзамен. Это было в 1891 году. А спустя год, в 1892- м году, он закончил консерваторию по классу композиции. Дипломной работой молодого композитора стала одноактная опера «Алеко», написанная им за 17 дней. За эту работу он получил «5+». Как окончившему с отличием два факультета консерватории, ему была присуждена Большая золотая медаль. После окончания консерватории Рахманинов некоторое время жил частными уроками. Осенью 1892 года он впервые выступил в концерте, причем на бис играл ту до- диез минорную Прелюдию с колокольным звоном, которая станет потом одним из самых известных его произведений. Спустя два года Рахманинову приходится поступить преподавателем теории в знаменитое Мариинское женское училище. Среди крупных произведений этого периода- элегическое трио «Памяти великого художника». Оно появилось под впечатлением страшной трагедии, которая потрясла не только Рахманинова, но и весь музыкальный мир России – смерти П.И. Чайковского. Вскоре после этого молодой композитор начал работу над своей Первой симфонией. С этим произведением Рахманинову пришлось пережить, может быть, самый тяжелый удар в своей жизни. Премьера симфонии состоялась в марте 1897 года и оказалась единственным прижизненным исполнением. Симфония потерпела полный провал. Нам сегодня трудно судить, в чем была причина этого. Критика отзывалась о ней отрицательно. После этой симфонии Рахманинов не сочинял ничего около трех лет. Но к этим годам относятся многие успехи Рахманинова- исполнителя. С 1897 года началась его профессиональная дирижерская деятельность в Московской Частной русской опере Мамонтова. Вскоре он познакомился и сдружился с Ф. Шаляпиным. Кроме того, он совершил первую свою заграничную поездку в Лондон. К началу 1900 года кризис был преодолен, и Рахманинов приступил к созданию двух новых произведений – Второго фортепианного концерта и Второй сюиты для фортепиано. Вслед за этим композитор создает много других сочинений – кантату «Весна», романсы, прелюдии, оперы «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини». Накануне своего тридцатилетия Рахманинов женился на своей двоюродной сестре - Наталье Сатиной. Из- за близкого родства пришлось просить «Высочайшего разрешения» на брак. После свадьбы молодые отправились в заграничное путешествие, а затем поселились в Москве. В 1903 году у них родилась первая дочь, в 1907- вторая. «Рахманинов – семьянин» - очень трогательная тема. Он сам говорил о том, что семья, дети- это было лучшее, самое дорогое и светлое в его жизни. В это время Рахманинов много выступал, проявив себя как универсальный исполнитель – пианист, дирижер, ансамблист. С 1904 года два сезона он проработал в Большом театре. Его постановки опер Глинки, Даргомыжского, Чайковского, Бородина, Мусоргского вошли в историю театра. Но в 1906 году композитор решил уйти с работы, занимавшей много времени и сил, и заняться творчеством. Это было очень продуктивное десятилетие в жизни Рахманинова. За этот период им были созданы симфоническая поэма «Остров мертвых», Третий фортепианный концерт, Вторая симфония, «Литургия Иоанна Златоуста», «Всенощное бдение», симфоническая поэма «Колокола» и множество других произведений. Кроме того, состоялось несколько удачных зарубежных гастролей Рахманинова в Америке, Англии, которые принесли ему всемирную славу. В сезоне 1917 года он с оглушительным успехом играл концерты в пользу русской армии. Никто не мог знать, что эти концерты великого композитора и пианиста в России будут последними. В конце этого года Рахманинов уехал с семьей на гастроли в Швецию. Он предполагал, что уезжает ненадолго. Однако турне растянулось на всю жизнь. Через некоторое время Рахманинов переехал в Америку. Там его ожидала очень напряженная работа. Он считался первым пианистом мира, и в Америке ему пришлось очень много играть. Американские слушатели диктовали свои условия: «Они требовали разнообразную программу с обязательными популярными пьесами», - говорил музыкант. Он разучивал все новые и новые произведения. Заниматься этим приходилось летом, потому что весь сезон был занят концертами, между которыми он только успевал переехать из города в город. Иногда пианист уставал так, что даже не мог писать: болели перетруженные руки. Письма за него писали жена или дочери. Вдали от родины, первые восемь лет, он ничего не писал. В одном интервью композитор сказал: «Возможно, это потому, что я чувствую, что музыка, которую мне хотелось бы сочинять, сегодня неприемлема. А может быть, истинная причина того, что я в последние годы предпочел жизнь артиста- исполнителя жизни композитора, совсем иная. Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись Родины, я потерял самого себя. У изгнанника, который лишился музыкальных корней, традиций и родной почвы, не остается желания творить, не остается иных утешений, кроме нерушимого безмолвия нетревожимых воспоминаний». Надо сказать, что, живя постоянно в США, он отказался стать гражданином этой страны. «Я не считаю возможным отречься от своей родины», - объяснял он. Только в 1926 году Рахманинов начал писать. Появился Четвертый концерт для фортепиано с оркестром, потом «Три русские песни для симфонического оркестра с хором», наполненные тоской и одиночеством. В 1931 году Рахманиновы купили небольшой участок земли, вернее, скалу на берегу озера в Швейцарии. Здесь они построили виллу, которую по первым буквам имен и фамилии назвали «Сенар»- Сергей и Наталья Рахманиновы. Для композитора это место стало маленьким кусочком родины, потому что он выстроил здесь имение в русском стиле и даже привез и посадил там русские березы. Именно в «Сенаре» им были написаны истинные вершины его творчества - Рапсодия на темы Паганини, Третья симфония. Последним крупным произведением композитора были Симфонические танцы, написанные в 1940 году и посвященные Филадельфийскому симфоническому оркестру. Тяжелым ударом для Рахманинова стало нападение Германии на СССР. Осенью 1941 года он выступил с призывом поддержать Россию. Гонорар одного из первых концертов сезона он передал генеральному консулу СССР, его примеру последовали Зилоти и многие другие русские музыканты. Рахманинов, по его словам, хотел принести «посильную помощь русскому народу в его борьбе с врагом». Сергей Васильевич умер 28 марта 1943 года в час ночи, не дожив нескольких дней до своего семидесятилетия. Последние переживания композитора были связаны с известиями о ходе боев Советской Армии. Утраченная Родина жила в его сердце, как самая большая, дающая творческие силы, любовь. «Гроб был цинковый, чтобы позднее, когда – нибудь, его можно было перевести в Россию», - писала вдова композитора. Это было самой большой мечтой Рахманинова, которой так и не суждено было осуществиться. В 50-е годы, когда в Москве проходил Первый Международный конкурс пианистов им. П.И. Чайковского, один из его лауреатов увозил на Родину, в США, горсть русской земли. Этого молодого музыканта звали Ван Клиберн. Он высыпал эту землю на могилу Сергея Васильевича в Кенсико, близ Нью- Йорка. Родную землю на могилу Великого Сына этой Земли. 3.2.Творчество Рахманинова. Творческий облик Рахманинова очень многогранен. На протяжении всей своей жизни он обращался ко многим музыкальным жанрам, и в каждом из них сказал свое слово. Но есть определенные черты его дарования, которые проявились буквально в каждом его сочинении. Прежде всего, это удивительное ощущение родной земли и тесные связи с родной культурой. Образ России, Родины занял в творчестве композитора исключительно важное место, хотя он никогда не писал произведения на исторические сюжеты, не создавал программных сочинений, связанных с исторической тематикой. И, тем не менее, почти все произведения Рахманинова выражают глубину его патриотических чувств. Еще одна особенность творческой натуры композитора - ее лирическая природа. Явления жизни преломляются в его произведениях через его душевный мир. Можно вспомнить Чайковского. Кстати, их роднит еще одно: главная роль в их музыке принадлежит широкой, протяжной, песенной мелодии. Сергей Васильевич по этому поводу говорил: «Мелодия- это музыка, главная основа всей музыки, поскольку совершенная мелодия подразумевает и вызывает к жизни свое гармоническое оформление…» Наиболее значительная часть творческого наследия композитора - фортепианная музыка. Это явление уникальное, составившее целую эпоху в истории мирового пианизма. Влияние на ее развитие современного фортепианного творчества по- прежнему огромно. Нигде гений Рахманинова не выразился с такой силой и цельностью. Это совсем не принижает его симфоническое, оперное, вокальное творчество. Рахманинов- исполнитель как был легендой при жизни, так и остался легендой и поныне. Мы понимаем, что рассказы очевидцев - лишь бледный пересказ того, какое это было чудо искусства. Конечно, это не значит, что музыка Рахманинова не живет в отрыве от автора- исполнителя. Сегодня сотни пианистов в мире являются замечательными интерпретаторами его музыки (интерпретация- истолкование музыкального произведения в процессе исполнения. Это слово произошло от итальянского interpretatio - «разъяснение, истолкование»). Для рояля Рахманинов писал сочинения крупных и малых форм. Большинство ранних произведений для фортепиано - небольшие пьесы, связанные с жанрами бытовой музыки. Об этом говорят и их названия: Элегия, Баркарола, Серенада и др. Но уже в них проявились характерные творческие особенности молодого композитора, те образы и настроения, которые станут типичными в его сочинениях. Прелюдия до – диез минор. Это произведение Рахманинов начал исполнять на сцене с 1892 года. По его словам, «в один прекрасный день прелюдия просто пришла сама собой, и я ее записал. Она явилась с такой силой, что я не мог от нее отделаться, несмотря на все мои усилия». Необыкновенная популярность этого произведения, в конце концов, даже стала раздражать композитора. Но причина такого успеха проста: в этой небольшой трехчастной пьесе в свернутом, концентрированном виде отражены образные миры всей музыки Рахманинова. Сквозное развитие получает основной эпический драматический образ колокольного звучания. В средней части бушует лирическая стихия, окрашенная в трагедийные тона. В репризе образ первой части тоже становится более трагичным. Особую роль приобретает кода, утверждающая колокольный образ. Скрытая программность прелюдии заставляла слушателей придумывать сюжеты и задавать Рахманинову вопросы по этому поводу, на что композитор отвечал, что он написал просто музыку. Подобное можно сказать и о многих других произведениях композитора: возможно, они и содержат какую- то сюжетную линию, но эта литературная основа никогда не довлеет над музыкальной образностью. Раннее фортепианное творчество Рахманинова завершают Шесть музыкальных моментов. Это единый цикл, скрепленный сквозным музыкально- драматическим развитием. Быстрые пьесы, драматические, смятенные, в нем чередуются с медленными, сдержанными и сосредоточенными. Послушайте Музыкальный момент ми минор. Этюды - картины Рахманинова – это действительно «картины», а не «этюды» - упражнения. Композитор написал две тетради этюдов, в которые вошли семнадцать пьес. Одни из них рождают представления о картинах мира – море, зимнем пути, злой вьюге, сценке на ярмарке. Музыка других рисует какие-то фантастические картины. В третьих этюдах нет каких –то сюжетных намеков. Это - пьесы чисто лирического характера. Этюд ми –бемоль минор. Исповедью человеческой души можно считать этот этюд Рахманинова. Он полон удивительной задушевности, лиричности и, в то же время, возвышенности, романтической приподнятости чувств. Когда слушаешь такую музыку, ощущаешь, сколько красоты и могущества заключено в настоящем человеке. Этюд ля минор, ор.39. Этот этюд, по словам Рахманинова, «вдохновлен сказкой о Красной шапочке и Волке». Этюд снискал себе огромную популярность в гениальном авторском исполнении. Однако эта пьеса отнюдь не является просто музыкальной иллюстрацией к детской сказке. В сущности, Рахманинов воспользовался внешним обликом ее контрастных главных персонажей. Содержание же этюда навеяно напряженной трагичностью и, по своей идее, глубоко современно. Даже на примере тех немногих фортепианных произведений Рахманинова, которые мы затронули, видно, что одной из особенностей фортепианного стиля композитора является концертный, виртуозный его характер. Эта особенность наиболее ярко проявилась в фортепианных концертах композитора (к ним надо прибавить Рапсодию на тему Паганини). Они стали новым этапом в развитии этого жанра в европейском искусстве. Наибольшей любовью слушателей и исполнителей пользуется Второй концерт (до минор, ор. 18). Это - одно из самых совершенных и гармоничных произведений Сергея Васильевича. Для того, чтобы понять, какое место это сочинение занимало в жизни композитора, надо вспомнить, что этому предшествовало. Помните, в 1897 году «провалилась» Первая симфония Рахманинова? Композитор пережил трехлетний кризис, когда не мог писать. Первым произведением, которое он создал после кризиса, был Второй концерт. Представляете, какие надежды он возлагал на него, как боялся премьеры? Но концерт надежды оправдал. Успех его был грандиозным. Музыка просто завораживала слушателей. Один из очевидцев рассказывал, что С.И. Танеев, сидевший в зале, во второй, медленной, части не выдержал и прослезился. Вытирая слезы, он сказал только одно: «Гениально!» Этим словом было сказано все. Круг образов и настроений, заключенных в концерте, очень широк. Здесь и эпос, и лирика, и драма, и созерцательный покой, и жизнеутверждающий финал. Но самое главное, в этом сочинении монументальное звучание приобретает тема Родины. Недаром близкий друг Рахманинова, композитор и пианист Н. Метнер сказал: «Каждый раз с первого же колокольного удара чувствуется, как во весь рост поднимается Россия». Эта колокольность открывает концерт и пронизывает все три его части.
Вопросы.
1. Назовите годы жизни Рахманинова. 2. Где учился Рахманинов? Кто был его педагогом? 3. В каком году и по какому классу Сергей Васильевич закончил консерваторию? 4. Какое произведение послужило причиной творческого кризиса, в течение которого композитор не писал музыку? 5. Какой деятельностью Рахманинов занимался в 1904-1906 г.г.? 6. Когда композитор уехал за границу? 7. Приведите слова композитора, поясняющие причину того, что первые годы за границей он не писал музыку. 8. Назовите произведения Рахманинова, созданные в зарубежный период. 9. К каким жанрам обращался Рахманинов в своем творчестве? 10. Назовите известные вам произведения композитора? 11. Какое место занимает в наследии композитора фортепианная музыка? 12. Перечислите жанры, в которых Рахманинов писал в раннем периоде творчества? 13. Назовите концертные произведения для фортепиано. В чем их особенность? 14. Какое место занял в жизни Рахманинова Второй концерт? Что об этом сказал Н. Метнер?
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.243.29 (0.01 с.) |