Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема № 10. Георгий Васильевич СвиридовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
(1915-1998). Свиридова называли «последним представителем русской классической музыки». Очень рано он оказался в числе признанных классиков советской музыки. С великими композиторами 19 века его роднит духовная озабоченность человека, тревожащегося о душевном здоровье своего современника. Это композитор, создавший свой мир в современной музыке,- мир великого вдохновения и такого же совершенства. Его музыка вошла в нашу жизнь естественно и органично. Она стала частью нашего существования, такой же необходимой, но неосязаемой, как воздух Родины, как дым Отечества. Место Свиридова в современной музыкальной культуре глубоко оригинально. В свое время это дало повод зарубежным критикам говорить о том, что он стоит вне школы и вне направлений. Но это не так. Свиридов- важное звено в цепи многовекового развития русской культуры. Герой свиридовских произведений – человек – поэт, гражданин, патриот, влюбленный в родную землю. Его патриотизм, гражданственность – без громких слов, но наполняют сочинения композитора тихим, неярким светом, излучающим тепло и огромную всепокоряющую силу. Тема Родины, России проходит через все произведения Свиридова самых различных жанров: в монументально- героической «Патетической оратории», в лирико- эпической «Поэме памяти Сергея Есенина», в вокальных циклах на стихи А.С. Пушкина, С.А. Есенина, А.А.Блока. Но чьи бы стихи ни лежали в основе свиридовских песен и хоров, всегда они претворены в музыке по –свиридовски своеобразно, оригинально. Большое место в музыке Свиридова занимают образы русской природы, то яркие, сочные, написанные, словно крупными мазками, то нежные, словно размытые, «акварельные», то строгие, суровые. И всегда изображаемое пропущено через сердце, воспето с любовью. Природа неразлучна с мироощущением лирического героя Свиридова. Она одушевленна, таинственно- непостижима. Свиридов стремился отразить в своем творчестве и наиболее значительные события нашей истории и современной жизни, и простую, повседневную жизнь людей. Особая тема творчества композитора- труд (и крестьянский, и поэтический). Главное место в творчестве Свиридова занимают вокальные жанры (кантаты, оратории, романсы, хоры). Он высоко ценил искусство слова. Именно Свиридов ввел по- настоящему Есенина и Маяковского в музыку. Свиридов родился 16 декабря 1915 года в маленьком городке Фатеже возле Курска. Отец будущего композитора был почтовым служащим, мать- учительницей. Интерес мальчика к музыке, народной песне проявился очень рано. С малых лет его окружали народные песни, танцы, звучание народных наигрышей. Сначала мальчик сам научился играть на балалайке и стал участником оркестра русских народных инструментов. С 1929 по 1932 г.г. он учился в курской музыкальной школе. К этому времени относятся первые опыты сочинения музыки. В 1932 году Свиридов поступает в Ленинградский центральный музыкальный техникум. Учиться было нелегко. Помогать было некому (отец умер в 1924 году), поэтому юноша играл на фортепиано в кинотеатрах и ресторанах, зарабатывая себе на жизнь. Но желание учиться помогло преодолеть все трудности. Вокальный цикл из шести романсов на стихи Пушкина, созданный Свиридовым- выпускником, сразу же принес известность двадцатилетнему композитору. Талант Свиридова стал настоящим открытием советского искусства. Уже, будучи членом Союза композиторов, в 1936 году Свиридов поступил в Ленинградскую консерваторию. С 1937г. До окончания консерватории он учился в классе Д.Д. Шостаковича. В студенческие годы Свиридов испытал большое влияние Шостаковича, у которого прошел серьезную, строгую школу, изучал классическое наследие и глубоко осваивал музыку 20 столетия. Это влияние, о котором говорил и сам композитор, проявилось в инструментальных произведениях военных и послевоенных лет (фортепианное трио, за которое композитор получил Государственную премию в 1946 году, соната для фортепиано памяти Соллертинского, две партитуры для фортепиано). В это же время был написан вокальный цикл «Слободская лирика», в который вошли 6 романсов на стихи А. Прокофьева. Это была первая проба композитора в работе с советской поэзией. Кроме того, композитором были созданы оперетта «Настоящий жених», музыка к кинофильму «Поднятая целина» и театральным пьесам. 50-й год был ознаменован появлением вокальной поэмы «Страна отцов» на стихи армянского поэта А. Иссакаяна, которая стала началом периода творческой зрелости. В эти годы композитор останавливается на камерном, хоровом и вокально- симфонических жанрах. Свиридов обращается к текстам Пушкина, Блока, Есенина, Маяковского, Бернса, Иссакаяна. В 1955 году Свиридов создает одно из лучших своих сочинений – «Поэму памяти Сергея Есенина». «В этом произведении мне хотелось воссоздать облик самого поэта, драматизм его лирики, свойственную ему страстную любовь к жизни и ту поистине безграничную любовь к народу, которая делает его поэзию волнующей. Именно эти черты творчества замечательного поэта дороги мне. И мне хотелось сказать об этом языком музыки». В этом произведении замечательно, прежде всего, то, что автор музыки очень верно передает образный строй стихов Есенина, все разнообразие настроений и оттенков, которые характеризуют богатство души национального русского характера. Здесь и щемящая тоска, грусть одиночества, и неудовлетворенность жизнью, и любовь к природе, на фоне которой показаны явления крестьянской жизни. Поэтому не только образ самого поэта возникает в этой поэме, но и образ народа, среди которого он вырос и которому посвятил свои лучшие песни. Русской песенностью пронизана вся поэзия Есенина. Что бы ни делали герои Есенина- водят ли хороводы, провожают ли рекрутов,- всюду звучит песня. Например, в эпизоде «В том краю» главенствуют элементы городского романса, которые, развиваясь, приобретают черты протяжной крестьянской песни. В седьмой части «Поэмы» -«1919-й»- неразделимы интонации частушки и протяжной лирической песни; их интонации порой приобретают характер плача, причитания. Хоровые эпизоды «Поэмы» полны динамики, резких сопоставлений, или сдержанны по характеру, обобщены. Они как бы воссоздают картины деревенской жизни. Перед нами – то живая, зимняя зарисовка, то энергичная сцена молотьбы, то древний поэтический народный обряд, то слышится тоска разоренной родной земли. Сольные же номера «Поэмы» несколько иные. Эти номера, скорее,- музыкальное откровение души, в них одухотворен и внешний образ, послуживший стимулом для размышлений, и сами эти размышления («В том краю», «Край ты мой заброшенный»). В сольных эпизодах особенно ощутимо сочетание интонаций крестьянской песни и городского романса. С первых дней творческой жизни Свиридова привлекал и образный мир пушкинской поэзии (концерт для хора «Пушкинский венок», 1979 год). Позднее создана необыкновенно поэтичная музыка к телефильму «Метель» по Пушкину. Даже не глядя на экран, а, только слушая музыку, можно «увидеть» и картины природы, и жанровые сцены, и бал, который разворачивается на фоне Вальса, в легких полетных интонациях которого ощущаются какие- то трагические предчувствия. Сумрачная настороженность чувствуется в музыке к сцене «Венчания». А сразу ставший популярным и часто исполняемым Романс внешне напоминает романсы пушкинской поры, но наполненность какими – то роковыми предчувствиями приближает его к развернутой симфонической поэме. Когда- то, прослушав кантату Свиридова «Курские песни», Д. Шостакович сказал: «Нот мало, а музыки много». Наверное, значение и духовное содержание творчества Свиридова гораздо больше того, что мы можем о нем сказать. Поэтому лучше послушайте его музыку и соприкоснитесь с настоящим искусством Настоящего Мастера, который умер в канун Рождественского сочельника в 1998 году.
Вопросы. 1. Назовите годы жизни Свиридова. 2. Как называли Свиридова? 3. Что роднит Свиридова с русскими классиками 19 века? 4. Каков герой произведений Свиридова? 5. Каковы главные темы и основные образы творчества Свиридова? 6. Какие жанры занимают главное место в творчестве Свиридова? 7. Назовите известные вам произведения Свиридова.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.73.167 (0.008 с.) |