Тема №1. Музыкальная жизнь России в конце 19 – начале 20 веков. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема №1. Музыкальная жизнь России в конце 19 – начале 20 веков.



 

В конце 19 века творчество русских композиторов было признано во всем мире. Одна из французских газет, под впечатлением «русских сезонов» в Париже, писала: «Русская школа заслуживает внимания во всех отношениях… Можно многое ожидать…от нации, в которой так много жизненной силы, как в России».

Большую роль в музыкальной жизни страны в то время сыграл Беляевский кружок. Он был назван в честь его основателя Митрофана Петровича Беляева (1836-1903) – известного лесопромышленника, владельца огромного состояния и страстного любителя русской музыки. Кружок возник в 80-е годы и объединил почти всех лучших композиторов того времени. Римский- Корсаков стал его идейным центром. Главной своей целью они ставили помощь тем, кто служил русской музыке.

Беляев основал издательство, которое опубликовало огромное количество произведений русских композиторов. Поначалу сам Беляев ходил по домам многих из них и, приобретая то, что уже было создано, побуждал их к более активному творчеству. Именно он, еще до окончания «Князя Игоря», предложил Бородину «неслыханный гонорар», тем самым подтолкнув композитора ускорить работу над оперой.

Беляев мечтал издать как можно больше сочинений русских авторов. И для этого часто перекупал их у других издателей, успевших за бесценок скупить их у непрактичных, вечно живущих в нужде композиторов. Он жил с девизом: «Печатать хорошо и продавать по недорогой цене».

Но это было не единственное начинание Беляева. В течение ряда сезонов он был организатором «Русских симфонических концертов», а также «Русских камерных вечеров». Они ставили перед собой цель знакомить русскую публику с произведениями национальной музыки. Исполнялись только русские сочинения, причем среди них были забытые, раньше не исполнявшиеся творения. Достаточно сказать, что симфоническая фантазия Мусоргского «Ночь на Лысой горе» впервые прозвучала в «Русских симфонических концертах» через двадцать лет после своего создания, а затем, как отмечалось в программках, «по востребованию публики» много раз повторялась.

Кроме того, Беляев ежегодно устраивал конкурсы на лучшее камерное произведение, а потом и конкурсы имени Глинки на лучшее произведение русской музыки в любом жанре. Он способствовал воскрешению полузабытых партитур Глинки, чьи произведения не звучали тогда ни на оперной сцене, ни на симфонической эстраде. В общем, любыми способами он стремился помочь русским музыкантам пропагандировать русскую музыку.

Для нас имя Беляева стоит в одном ряду с П.М. Третьяковым - основателем знаменитой картинной галереи. «Моя идея,- писал Третьяков,- чтобы нажитое от общества вернулось также обществу, народу в каких- либо полезных учреждениях». То же самое мог сказать и Беляев, желавший «платить дань родине».

Беляевский кружок находился в Петербурге. Но и в Москве в то время появился меценат, который поставил своей целью пропаганду русской оперы. Звали его Савва Иванович Мамонтов. Было время, когда он готовил себя к оперной карьере и даже учился вокалу в Италии. Вернувшись в Россию, он организовал в Москве так называемую частную оперу Мамонтова, в которой поставил «Русалку» Даргомыжского и «Снегурочку» Римского- Корсакова. В 1896 году с большим успехом в Частной опере была поставлена «Псковитянка» Римского- Корсакова. В главной роли в ней выступил начинающий певец Ф.И. Шаляпин. Вскоре здесь же состоялась премьера только что созданной оперы Римского- Корсакова «Садко», которую отказалась ставить дирекция императорских театров.

С этими спектаклями театр выезжал на гастроли в Петербург, и вслед за частной оперой эти творения были поставлены в петербургском Мариинском театре. Главное, что отличало спектакли мамонтовской оперы,- это национальная характерность музыки и постановки, в чем уже была заслуга художников. Мамонтов сумел привлечь в театр величайших художников той эпохи: В. Поленова, братьев Васнецовых, В. Серова, М. Врубеля.

Но если в течение 19 века одним из ведущих жанров русской музыки была опера, то в начале 20 столетия на первый план выдвинулся балет. Во многом это было связано с именем замечательного антрепренера - Сергея Дягилева. Для его балетной труппы, выступавшей в Париже в начале века, писали И. Стравинский и многие другие композиторы.

Симфония продолжала играть важную роль в творчестве этого периода. Большой известностью пользовались симфонические произведения Скрябина, Рахманинова, Мясковского, Прокофьева. Особую ценность представляла собой фортепианная музыка рубежа столетий. Достаточно назвать имена композиторов- пианистов, которые прославляли русскую культуру своим исполнительским мастерством и творчеством: Скрябин, Рахманинов, Метнер, Прокофьев.

В общем, мы видим, что музыкальное творчество рубежа веков было представлено композиторами нескольких поколений. Завершал свой творческий путь Н.А. Римский- Корсаков, создавший в начале века свои последние оперы. Балакирев написал Вторую симфонию, кантату на открытие памятника Глинки и ряд других произведений. Появились замечательные произведения Глазунова, Лядова, Танеева. Достигли зрелости Скрябин и Рахманинов. Появились новые в русской музыке имена Метнера и Стравинского. Тогда же начинали свой путь в искусстве Прокофьев, Мясковский, Глиэр и другие. С творчеством некоторых из них мы с вами познакомимся.

Вопросы.

1. Какое место в мировой культуре занимала русская музыка на рубеже 19 и 20 веков?

2. Назовите имена меценатов, внесший большой вклад в развитие русской музыки этого периода.

3. Что такое «Беляевский кружок»? Чем занимались его участники?

4. Кто организовал Частную оперу в Москве?

5. Какие спектакли были поставлены в этом театре?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 334; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.223.123 (0.007 с.)