Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема №9. Арам Ильич Хачатурян.
(1903-1978)
А. Хачатурян- художник яркой, своеобразной индивидуальности. Темпераментная, жизнерадостная, привлекающая свежестью гармонии и оркестровых красок, музыка его пронизана интонациями и ритмами народных армянских песен и танцев. Именно народное искусство явилось источником глубокого своеобразия творчества этого выдающегося композитора. В своих произведениях он также опирался на традиции мировой и, в первую очередь, русской музыки. Хачатурян родился 6 июня 1903 года, в Тбилиси. В начале века в этом городе, как в огромном котле, были перемешаны традиции национальных культур народов Закавказья. В городе можно было услышать выступления народных певцов – ашугов, соединивших в своем творчестве черты музыки армян, грузин, персов, азербайджанцев. Первые музыкальные впечатления мальчика были связаны именно с народной музыкой. Причем, вернувшись домой, мальчик забирался на чердак и начинал выстукивать ритм народных мелодий на медном тазу. «Эта первоначальная моя деятельность» доставляла мне неописуемое удовольствие, родителей же приводила в отчаяние»,- писал, спустя годы, Хачатурян. Родители были простыми людьми (папа работал переплетчиком), правда, музыкально одаренными. В доме часто звучала народная музыка. Но о музыкальном образовании сына нельзя было и мечтать. Вскоре дома появилось старенькое пианино, на котором Арам сам научился играть сначала одним пальцем, а потом- и с примитивным аккомпанементом. На этом пианино мальчик подбирал мелодии знакомых народных песен. В десять лет Арам поступил в коммерческое училище. Почти в это же время ему довелось услышать оперу «Абессалом и Этери» Палиашвили - классика композиторской школы Закавказья. Впечатление было таким сильным, что желание учиться музыке стало неотступным. Не зная нот, Арам научился играть на духовых инструментах и стал участвовать в любительском духовом оркестре. В 1921 году в Тбилиси из Москвы приехал старший брат будущего композитора – Сурен Хачатуров, работавший режиссером Московского художественного театра. Он увидел, как велико влечение брата к музыке, и увез его в Москву. Сначала Хачатурян поступил на биологическое отделение Московского университета. Но скоро понял, что надо идти учиться в музыкальное учебное заведение. В 19 лет он сдавал экзамен в Московский музыкальный техникум имени Гнесиных. Он практически даже не знал нот. Увидев в углу класса виолончель, он сказал, что хочет учиться на этой большой скрипке. Но великие педагоги Гнесины сразу же увидели в юноше большой талант. Сначала образование Хачатуряна проходило в классе виолончели, а затем- в классе композиции под руководством профессора М.Ф. Гнесина. Первыми серьезными работами композитора стали: «Танец» для скрипки и фортепиано, «Поэма» для фортепиано. М.Ф. Гнесин был тонким, чутким педагогом, сумевшим быстро развить природное дарование Хачатуряна. Потом Арам Ильич посещал класс Н.Я. Мясковского, который передал ему лучшие традиции русской и западно-европейской классики.
Учиться в консерватории Хачатуряну было трудно. Сказывалось отсутствие начального теоретического образования, иная национальная культура и даже возраст (он поступил в консерваторию в 26 лет). Но он был человеком целеустремленным и трудолюбивым, бесконечно преданным любимому искусству. Это помогло преодолеть молодому музыканту все трудности. Дипломной работой композитора стала Первая симфония, вышедшая далеко за пределы обычной дипломной работы и ставшая заметным явлением в музыкальной жизни России 30-х годов. Хачатурян блестяще окончил консерваторию. Его имя было занесено на доску почета. Успех Первой симфонии окрылил композитора. Он поступает в аспирантуру консерватории, в класс Мясковского. Композитор активно изучает музыкальный фольклор, собирает материал для новых произведений. Вершинами его творчества этого периода стали: Симфоническая поэма, балет «Счастье», фортепианный и скрипичный концерты. В этих сочинениях уже выработались характерные черты творчества музыканта: ясность, сочность музыкальных образов, опора на фольклор, танцевальная основа музыки при отсутствии драматических конфликтов. В это же время композитором была написана музыка к драме Лермонтова «Маскарад» для театра имени Е. Вахтангова. Позже отдельные фрагменты этой музыки были объединены в сюиту. Особой популярностью пользуется знаменитый «Вальс» из этой сюиты.
Но вот на русскую землю пришла война. Естественно, что большинство произведений этой поры связаны с патриотической тематикой. За годы войны были созданы: балет «Гаянэ», Вторая симфония с колоколом, посвященная событиям войны, Три концертные арии для голоса с оркестром, русская фантазия, Государственный гимн Армении. Сразу после войны появился виолончельный концерт, завершивший триаду инструментальных концертов композитора. В 1951 году Хачатурян стал профессором Московской консерватории и Музыкально- педагогического института имени Гнесиных. Начинается активная общественная и гастрольная деятельность композитора. Хачатурян гастролирует не только по городам СССР, но и за границей. Во время поездки в Рим у него рождается замысел одного из шедевров балетного искусства 20 века – балета «Спартак». Он был закончен в 1054 году и впервые поставлен на сцене Ленинградского театра оперы и балета им. Кирова. В этом балете композитор нарисовал яркие, красочные картины древнего Рима: бой гладиаторов, рынок рабов, пир у патриция Красса и др. За это произведение Хачатурян был награждении Ленинской премией. В поздний период творчества композитор повторил свою триаду инструментальных концертов: в 60-е годы появились концерты- рапсодии для скрипки, виолончели и фортепиано. Эти сочинения показали, какого уровня мастерства в зрелости достигло дарование Хачатуряна. Кроме того, в них проявились новые качества его таланта – жизненная мудрость, стремление к обобщениям, желание высказаться от первого лица. В этот период авторитет композитора был чрезвычайно велик. Активизировалась педагогическая деятельность Хачатуряна. Им была воспитана целая плеяда молодых композиторов, среди которых: А. Эшпай, А Виеру, Р. Бойко, М. Таривердиев. Продолжая традиции Гнесина и Мясковского, композитор старался пробудить в них самобытное дарование, предоставить возможность для самовыражения. Творческий путь композитора завершился в 1978 году, но музыка композитора продолжает жить и радовать нас. Почти все творчество композитора пронизано национальными мотивами многовековой армянской культуры. Заслуга Хачатуряна состоит в том, что он первым из композиторов Закавказья использовал в своем творчестве крупные симфонические формы и, обогатив ими национальную музыку, поднял ее на более профессиональный уровень, сделал ее достоянием мировой музыкальной культуры. Балет «Гаянэ». Он написан Хачатуряном в 1942 году. В сложное и трагичное время эта музыка прозвучала как жизнеутверждающий рассказ о любви к Родине, великом подъеме духа советских людей. Балет рассказывает о том времени, когда миллионы советских людей жили единым порывом, с энтузиазмом строили свою жизнь. Герои балета – колхозники и воины Красной Армии. Действие происходит на полях армянского колхоза и в становище курдов. Молодая колхозница Гаянэ разоблачает диверсантов- поджигателей складов с колхозным хлопком. Среди поджигателей – и муж Гаянэ. Но это не останавливает молодую женщину, которая едва не стала жертвой мщения. В борьбе с мужем – дезертиром он утвердила свое право на самостоятельную жизнь. Теперь Гаянэ узнала и новое чувство любви. Заканчивается балет большим народным праздником.
В балете – две линии: с одной стороны- это драма Гаянэ, с другой- картины народной жизни и в будни, и в праздники. Главной идеей, объединяющей их, является тема любви к Родине, радости свободного труда, дружбы. Музыка балета глубоко связана с музыкальной культурой народов Закавказья. Мелодии его близки народным интонациям, в них проявляются ладовые, ритмические особенности армянской музыки. Тембры инструментов оркестра как бы подражают звучанию народных инструментов. Народные сцены, в которых особенно ярко проявляется эта близость с народным искусством, занимают в балете большое место. Огромной популярностью среди любителей музыки пользуется огненно- темпераментный «Танец с саблями» из 4 действия. Его отличают стремительный темп, острый ритмический рисунок, яркость оркестровки. Этот танец переложен для самых различных инструментов и составов оркестров. Он стал излюбленным номером концертных программ. Концерт для скрипки с оркестром. Это произведение принадлежит к числу популярнейших творений советской музыки. Эта популярность во многом связана с достоинствами произведения. С особой силой здесь проявился дар композитора создавать музыку, опирающуюся на народное творчество. В концерте не использованы подлинные народные мелодии, но весь он является выражением армянской народной песенности. Произведение это очень сложно для исполнения и требует от скрипача огромного мастерства. Концерт носит праздничный, жизнерадостный характер. В концерте- 3 части, которые рисуют три разные картины из жизни народа, поэтические зарисовки природы Армении. Познакомимся с 1 частью концерта, которая написана в форме сонатного аллегро. Она открывается энергичным и напористым оркестровым вступлением, которое сразу же вводит нас в сферу активного действия. Главная партия близка народной музыке Закавказья. Она танцевальна, написана в четком, упругом ритме. Исполняет ее солирующая скрипка. Побочная партия своей импровизационностью напоминает пение народных певцов- ашугов. В разработке, состоящей из трех разделов, подвергаются развитию все три темы. Результатом этого развития становится сближение этих тем: плавная мелодия побочной партии наполняется энергичными ритмами, а танцевальная главная партия становится все более лиричной. Как и положено, разработка завершается блестящей виртуозной каденцией. В репризе все темы первой части варьируются, обрастают подголосками; движение становится все более динамичным. Такая реприза называется динамической. Завершает первую часть кода, утверждающая волевой, мужественный образ первой части.
Вопросы.
1. Назовите годы жизни Хачатуряна. 2. В каком возрасте и где Хачатурян начал свое музыкальное образование? 3. Каковы первые музыкальные впечатления мальчика? 4. Кто был учителем будущего композитора? 5. Назовите наиболее известные произведения композитора. 6. Перечислите учеников Хачатуряна. 7. В каком году был написан балет «Гаянэ? Какова его идея и основные две линии? В чем особенность этого балета? 8. Расскажите о концерте для скрипки Хачатуряна, охарактеризуйте основные темы первой части.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.130.130 (0.01 с.) |