Тема №9. Петр Ильич Чайковский.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема №9. Петр Ильич Чайковский.



Русская музыка 20 века.

1. Тема №1. Музыкальная жизнь России в конце 19-начале 20 веков…….13

2. Тема №2. Анатолий Константинович Лядов……………………………..15

3. Тема №3. Сергей Васильевич Рахманинов……………………………….17

Жизненный путь композитора…………………………………………17

Творчество Рахманинова……………………………………………….21

4. Тема №4. Александр Николаевич Скрябин………………………………24

5. Тема №5. Игорь Федорович Стравинский………………………………..28

6. Тема №6. Обзор русской музыкальной культуры 20 века………………34

7. Тема №7. Сергей Сергеевич Прокофьев………………………………….36

Жизненный путь композитора…………………………………………36

Симфония №7…………………………………………………………...41

Кантата «Александр Невский»………………………………………...42

Балет «Ромео и Джульетта»……………………………………………45

8. Тема №8. Дмитрий Дмитриевич Шостакович……………………………46

Жизненный путь композитора…………………………………………46

Симфония №7…………………………………………………………...50

Прелюдия и фуга ре мажор…………………………………………….52

9. Тема №9. Арам Ильич Хачатурян………………………………………...54

10. Тема №10. Георгий Васильевич Свиридов……………………………….58

11. Тема №11. Родион Константинович Щедрин…………………………….61

12. Тема №12. Представители российского музыкального авангарда……...64

13. Тема №13. Искусство джаза……………………………………………….69

14. Тема №14. Заключительные занятия……………………………………...74

Список литературы…………………………………………………………….76

Приложения.

 

Русская музыкальная классика (завершение курса).

Вопросы.

1. Назови годы жизни Чайковского.

2. Где Петр Ильич получил образование? Кто был его другом в годы учебы?

3. В каком году Чайковский начал учиться в консерватории? Какие произведения были им написаны в это время?

4. Где композитор работал после окончания консерватории?

5. Перечисли произведения, написанные Чайковским во время «московского периода» жизни.

6. Когда были закончены «Евгений Онегин» и Четвертая симфония?

7. Расскажи о «годах странствий» композитора.

8. Какие произведения написаны Чайковским в течение последнего периода его жизни?

9. Сколько симфоний написал Чайковский? Какие еще симфонические произведения композитора ты знаешь?

10. Какую роль играет программность в произведениях Чайковского? Как композитор ее понимал?

11. В каком году написана Первая симфония? Какова ее судьба?

12. Перечисли названия и охарактеризуй содержание всех частей симфонии.

13. Объясни, почему симфония получила название «Зимние грезы».

14. Объясни, как Петр Ильич относился к жанру оперы.

15. Какие принципы отличают его оперное творчество?

16. Когда состоялась премьера оперы «Евгений Онегин»?

17. Какое произведение лежит в основе сюжета оперы? Кто подсказал мысль обратиться к нему?

18. Как строится драматургия оперы?

19. Какую роль играет в опере оркестр?

20. Изложите содержание оперы по картинам.

21. Расскажите о главных героях оперы: Татьяне, Ленском, Онегине, Ольге. Как обрисованы они в музыке произведения?

 

Музыкальный материал к теме «Петр Ильич Чайковский».

 

1. Чайковский. Симфония №1 «Зимние грезы» (диск 8).

2. Чайковский. Опера «Евгений Онегин»:

1 картина: вступление, дуэт Татьяны и Ольги, квартет Ольги, Татьяны, Лариной, няни, протяжная «Болят мои скоры ноженьки», плясовая «Уж как по мосту, мосточку», ария Ольги «Я не способна к грусти томной», квартет Татьяны, Ольги, Ленского, Онегина, ариозо Ленского, ариозо Онегина.

2 картина: вступление и сцена письма.

3 картина: хор «Девицы – красавицы», ария Онегина «Когда бы жизнь домашним кругом».

4 картина: вальс, мазурка (сцена ссоры Онегина и Ленского), ариозо Ленского «В вашем доме».

5 картина: оркестровое вступление и ария Ленского, дуэт «Враги», сцена дуэли.

6 картина: полонез, вальс, ария Гремина, ариозо Онегина «Увы, сомненья нет»

7 картина: фрагмент «Счастье было так возможно, так близко» (диски 8,9).

 

 

Русская музыка 20 века.

Вопросы.

1. Какое место в мировой культуре занимала русская музыка на рубеже 19 и 20 веков?

2. Назовите имена меценатов, внесший большой вклад в развитие русской музыки этого периода.

3. Что такое «Беляевский кружок»? Чем занимались его участники?

4. Кто организовал Частную оперу в Москве?

5. Какие спектакли были поставлены в этом театре?

 

Вопросы.

1. Назовите годы жизни Лядова.

2. С каким городом связана деятельность композитора?

3. Как отреагировал Лядов на увольнение из Петербургской консерватории Римского- Корсакова?

4. Перечислите известные вам произведения Лядова.

5. Расскажите о произведениях Лядова: «Музыкальной табакерке» и балладе «Про старину».

 

Вопросы.

 

1. Назовите годы жизни Рахманинова.

2. Где учился Рахманинов? Кто был его педагогом?

3. В каком году и по какому классу Сергей Васильевич закончил консерваторию?

4. Какое произведение послужило причиной творческого кризиса, в течение которого композитор не писал музыку?

5. Какой деятельностью Рахманинов занимался в 1904-1906 г.г.?

6. Когда композитор уехал за границу?

7. Приведите слова композитора, поясняющие причину того, что первые годы за границей он не писал музыку.

8. Назовите произведения Рахманинова, созданные в зарубежный период.

9. К каким жанрам обращался Рахманинов в своем творчестве?

10. Назовите известные вам произведения композитора?

11. Какое место занимает в наследии композитора фортепианная музыка?

12. Перечислите жанры, в которых Рахманинов писал в раннем периоде творчества?

13. Назовите концертные произведения для фортепиано. В чем их особенность?

14. Какое место занял в жизни Рахманинова Второй концерт? Что об этом сказал Н. Метнер?

 

Вопросы.

1. Назовите годы жизни Скрябина.

2. Кто из русских музыкантов первым заметил музыкальную одаренность Скрябина?

3. У какого педагога по фортепиано Скрябин учился до поступления в консерваторию?

4. Какие настроения и образы воплощены в ранних фортепианных произведениях Скрябина?

5. Назовите имя русского мецената, помогавшего Скрябину.

6. Перечислите симфонические произведения композитора.

7. В каких из них наиболее ярко проявились философские взгляды Скрябина?

 

Вопросы.

 

1. Назовите годы жизни Стравинского.

2. Кого Стравинский считал своим «великим учителем»? Какое произведение композитор посвятил его памяти?

3. Какую дату мы считаем началом мировой славы Стравинского?

4. Назовите имя русского театрального деятеля, с которым связано создание ранних балетов композитора.

5. Приверженцем и главой какого направления в искусстве был Стравинский?

6. Что такое додекафония?

7. Когда Стравинский в последний раз посетил Россию?

8. Охарактеризуйте известные вам фрагменты балета «Петрушка». Как в балете показаны Петрушка, Арап, Балерина, картины народных гуляний?

 

Вопросы.

 

1. Как изменилась музыкальная жизнь России после Великого Октября?

2. Как назывались музыкальные организации, существовавшие в России в начале 20-х годов?

3. В каком году был создан Союз композиторов СССР?

4. Перечислите имена известных вам советских композиторов.

5. Как развивались в это время национальные композиторские школы?

6. Назовите имена композиторов союзных республик.

7. Какие жанры были особенно популярны в то время?

 

Вопросы.

1. Назовите годы жизни композитора.

2. Перечислите известные вам крупнейшие произведения Прокофьева.

3. Где Прокофьев учился? Назовите его учителей.

4. В каком году композитор уехал за границу? Когда он вернулся на родину?

5. Почему Прокофьева называли «солнечным» композитором? Что сказал о нем А. Рубинштейн?

6. Какие основные линии выделил Прокофьев в своем творчестве?

7. С чем связан замысел 7 симфонии?

8. Какова основная идея произведения?

9. Расскажите, каково строение симфонии.

10. Какую роль играет тема побочной партии первой части симфонии в драматургии всего цикла?

11. С каким сочинением Прокофьева связано создание кантаты «Александр Невский»?

12. Как композитор показал в музыке кантаты столкновение двух враждующих лагерей – русского и тевтонского?

13. Перечислите название частей кантаты.

14. Охарактеризуйте основные темы второй, четвертой, пятой, шестой частей кантаты.

15. Какое литературное произведение легло в основу сюжета балета «Ромео и Джульетта»?

16. Что является одним из важнейших средств драматургии балета?

17. Есть ли в этом балете классические танцевальные номера?

18. Расскажите, в чем заключается основной конфликт этого сочинения?

 

Вопросы.

1. Назовите годы жизни Шостаковича.

2. Расскажите о знаменитом Постановлении 1948 года «Об опере «Великая дружба» Мурадели. Каким образом оно связано с Шостаковичем?

3. Назовите наиболее известные произведения Шостаковича.

4. Где Шостакович получил музыкальное образование?

5. Какое произведение стало дипломной работой композитора в консерватории?

6. Почему после оперы «Катерина Измайлова» Шостакович больше не писал опер?

7. Какие жанры были наиболее близки композитору?

8. Сколько симфоний написал Шостакович?

9. Какие черты дарования композитора проявились в его симфонических произведениях?

10. Как называется Седьмая симфония композитора? Когда она была написана?

11.  Где и когда прошли премьеры этого сочинения?

12. Какова основная идея Седьмой симфонии?

13. Расскажите о строении симфонии. В чем необычность сонатного построения первой части симфонии.

14. Охарактеризуйте основные темы ее частей.

15.  Расскажите историю создания цикла «24 прелюдии и фуги».

16. Что роднит Шостаковича с Бахом?

17. Какие образы, чувства отразил Шостакович в прелюдиях и фугах?

18. Расскажите о прелюдии и фуге ре мажор.

 

 

Вопросы.

 

1. Назовите годы жизни Хачатуряна.

2. В каком возрасте и где Хачатурян начал свое музыкальное образование?

3. Каковы первые музыкальные впечатления мальчика?

4. Кто был учителем будущего композитора?

5. Назовите наиболее известные произведения композитора.

6. Перечислите учеников Хачатуряна.

7. В каком году был написан балет «Гаянэ? Какова его идея и основные две линии? В чем особенность этого балета?

8. Расскажите о концерте для скрипки Хачатуряна, охарактеризуйте основные темы первой части.

 

Вопросы.

1. Назовите годы жизни Свиридова.

2. Как называли Свиридова?

3. Что роднит Свиридова с русскими классиками 19 века?

4. Каков герой произведений Свиридова?

5. Каковы главные темы и основные образы творчества Свиридова?

6. Какие жанры занимают главное место в творчестве Свиридова?

7. Назовите известные вам произведения Свиридова.

 

Вопросы.

1. Назовите годы жизни Щедрина.

2. Перечислите главные черты творчества Щедрина.

3. Назовите произведения Щедрина, в которых проявились неоклассические тенденции.

4. В каких произведениях щедрина использованы подлинные народные мелодии?

 

Эдисон Васильевич Денисов.

(1929-1996)

Денисов принадлежит к лидерам российского музыкального авангарда. Он родился 6 апреля, в Томске. Отец композитора, радиофизик, страстно увлеченный своей специальностью, тайком от жены назвал своего сына в честь выдающегося американского изобретателя Томаса Эдисона. Когда родители хотели отдать сына в музыкальную школу, мальчик категорически отказался, сказав о музыке как о «девчоночьем занятии». Заниматься музыкой он начал неожиданно для себя и родителей. В общежитии аспирантов Сибирского физико- технического института, где жила семья Денисовых, он однажды услышал звуки мандолины. Это произвело на мальчика такое впечатление, что он начал брать уроки у соседа. Потом научился играть на кларнете и гитаре. В 16 лет он стал заниматься на курсах общего музыкального образования. Но пока музыка была для него лишь любимым увлечением.

В 1946 году Денисов поступил в Томский государственный университет на физико- математический факультет, а параллельно начал учиться на фортепианном отделении музыкального училища. Первые композиторские опыты музыканта - прелюдии, романсы, Классическая сюита в пяти частях и комическая сценка по Чехову «Неудача» - мини- опера с четырьмя персонажами. Юмор и яркая характеристичность образов этого сочинения, повествующего о неудачной женитьбе, очень напоминали традиции Даргомыжского и Мусоргского.

Перед молодым человеком стояла сложная проблема – что выбрать, математику или музыку? И он решился на смелый шаг: послал свои сочинения Д. Шостаковичу, который высоко оценил дарование начинающего композитора. Вскоре Денисов приехал в Москву и попробовал поступить в консерваторию, но не выдержал экзаменов из-за слабой музыкально- теоретической подготовки. Он вернулся в Томск, блестяще окончил университет, поступил в аспирантуру и… вновь поехал в Москву. Летом 1951 года он был зачислен на композиторское отделение Московской консерватории.

По совету Шостаковича, Денисов поступил в класс В.Г. Шебалина. В первые годы учебы его кумиром был Шостакович. Они были хорошо знакомы. Денисов занимался математикой с сыном Дмитрия Дмитриевича, бывал у них на даче, показывая свои произведения.

Для формирования композиторского мышления Денисова немалое значение имело университетское образование. Оно породило в композиторе сочетание художника с аналитиком – ученым. Это сказалось на его произведениях той поры: Трио для скрипки, кларнета и фагота, Сонате для двух скрипок, вокальном цикле «Веселый час» на стихи русских поэтов 18 века.

С самого начала 60-х годов он заинтересовался современными композиторскими приемами- додекафонией, серийной техникой. В этой манере был написан целый ряд инструментальных произведений. Этапной для творчества композитора стала кантата «Солнце инков» на стихи чилийской поэтессы Г. Мистраль. Это произведение принесло композитору международную известность. Оно было издано в Вене и исполнено в Германии и Франции.

Следующим этапом в творчестве стали «Плачи» для сопрано, ударных и фортепиано на народные тексты – музыкальное воплощение народно- погребального обряда, отражающего всю глубину человеческой драмы.

60- е годы- время поисков собственной композиторской системы. Композитор экспериментирует в сочетаниях тембров различных инструментов, почти каждое сочинение этого времени- новый вариант инструментального ансамбля. В них рождалась денисовская сонористика.

В начале 70-х годов творчество Денисова выходит на мировую арену. Но на родине его музыка почти не исполнялась. Дело в том, что на 6 съезде композиторов Т. Хренников выступил против семи молодых композиторов – авангардистов, по его мнению, не «представляющих подлинного лица советской музыки». В их число вошли С. Губайдуллина и Э. Денисов. Их творчество стало «запрещенным».

В произведениях этих лет воплотилась идея синтеза музыки и живописи («Силуэты», «Живопись», «Знаки на белом», «Акварели», «Листья», «Боль и тишина» и др.). Вершиной этого периода стал «Реквием» на текст поэмы Ф. Танцера, в котором ощутим намек на жанр «Страстей», правда, «страстей» не только Иисуса Христа, но и всего человечества.

В 80-90 –е годы основу творчества Денисова составляет религиозно- духовная тематика («Рождественская звезда», «Свете тихий», «Три отрывка из Ветхого Завета», «История жизни и смерти Господа нашего Иисуса Христа», «Kуrie»).

В 1996 году Э. Денисов ушел из жизни. Всю свою жизнь композитор посвятил тому, чтобы выполнить высокую миссию композитора, как он ее понимал – уловить в своих произведениях «неуловимый» внутренний свет и передать его слушателям как очищающую и возвышающую силу.

 

Альфред Гариевич Шнитке

(1934-1998).

 

     А. Шнитке – один из самых ярких представителей российского авангарда. Он проявил себя как философ и теоретик в музыке. Его творчество рождается из его философских размышлений. И в этом- он истинный сын 20 века.

     А. Шнитке родился в ноябре 1934 года, в семье поволжских немцев, в городе Энгельсе Саратовской области. С самого начала он избрал путь профессионального музыканта. В 1958 году он окончил Московскую консерваторию, а в 1961 году- аспирантуру по классу сочинения. Его педагогом был ученик Мясковского - Е.К. Голубев. После окончания консерватории, с 1961 по 1972 год, Шнитке преподавал на кафедре инструментовки Московской консерватории.

     Шнитке занимал очень активную позицию: писал статьи, выступал с докладами и сообщениями, участвовал в фестивалях, являлся членом правления Союза композиторов СССР, членом Клуба кинематографистов. Постепенно имя Шнитке, вместе с именами Денисова и Губайдулиной, становится ведущим в наиболее авангардном направлении отечественного музыкального искусства. И в 60-70 годы он находился в положении «внутреннего диссидента», хотя его творчество и не было отгорожено от слушателей. В 1974 году состоялся первый авторский фестиваль музыки Шнитке, прошедший с большим успехом. На этом фестивале впервые было исполнено одно из крупнейших сочинений композитора – монументальная, новаторская по замыслу и музыкальному языку, Первая симфония. Главным методом композиции этого произведения стала полистилистика. Она надолго станет художественным языком и основой драматургии многих сочинений Шнитке – симфоний, инструментальных концертов и др.

     В 1985 году состояние здоровья композитора резко ухудшилось. Потребовалось длительное лечение. Вскоре, вместе с семьей, Шнитке переселился в Германию.

     Круг общения Шнитке и в России, и за рубежом был очень широк. Ему довелось быть близко знакомым со многими передовыми представителями современной культуры. Некоторые сочинения композитора рассчитаны на конкретных исполнителей и им же посвящены: Первый струнный квартет- Квартету им. Бородина, Первая симфония- Г. Рождественскому, Третий скрипичный концерт – Ю. Башмету, Виолончельный концерт – Н. Гутман, Фортепианный концерт- В. Крайневу.

     В 1994 году, в Москве, прошел грандиозный фестиваль, посвященный 60-летию А. Шнитке. В нем принимали участие выдающиеся музыканты современности: М. Ростропович, Г. Кремер, Ю. Башмет, Г. Рождественский, М. Плетнев. Сам композитор, по состоянию здоровья, приехать в Москву не смог. В июне 1994 года с двумя кровоизлияниями в мозг он был помещен в госпиталь. Последние годы жизни прошли в борьбе с болезнью. В Германии композитор принял католичество. Но после кончины, согласно своему завещанию, тело Шнитке было перевезено в Москву и погребено по православному обычаю.

 

Вопросы.

1. Что такое авангардизм?

2. Какие вы знаете современные приемы композиторской техники? Объясните их смысл.

3. Назовите имена и годы жизни трех крупнейших представителей российского музыкального авангарда.

4. В творчестве которого из них использована полистилистика?

5. Какими техниками пользовался Э. Денисов?

6. Назовите наиболее известные произведения С. Губайдуллиной.

 

Тема №13. Искусство джаза.

 

Как разновидность музыки джаз является явлением уникальным. Его нельзя сравнить ни с одним классическим жанром. Ведь становление любого из жанров музыки совершалось веками, а джаз всего за каких- нибудь сто лет проделал грандиозный путь. Он возник в замкнутой социальной среде, сначала был чисто бытовой, прикладной музыкой, а потом двинулся семимильными шагами, каждое десятилетие рождая все новые и новые формы. Он преобразил музыкальный быт мира и стал интернациональным. Без джаза уже просто невозможно представить культуру 20 века.

Джаз- род профессионального музыкального искусства, сложившегося на рубеже 19 и 20 веков в южных штатах США. Джаз возник среди потомков чернокожих африканцев, когда – то насильно завезенных в Америку. Еще в 17 веке в Америку прибыли первые невольники. Их быстро раскупали богачи американского Юга и использовали для работ на своих плантациях. Оторванные от родины и близких, чернокожие невольники находили утешение в музыке. Негры удивительно музыкальны. В минуты редкого отдыха они пели, аккомпанируя себе хлопками в ладоши, ударами по пустым ящикам, по всему, что попадалось под руку.

Поначалу это была чисто африканская музыка. Но прошли десятилетия, и новые поколения негров забывали мелодии далекой родины. Запоминалось то, что звучало вокруг,- музыка белых. Чаще всего, это были религиозные христианские гимны. Негры тоже стали их петь, но по- своему. Так возникли духовные песни американских негров - спиричуэлс.

Прошли годы, и появились другие песни негров, отражающие их обычную жизнь – блюзы (песни – жалобы, песни протеста). Блюзы - это сольные песни.

Еще один предок джаза- регтайм. Он представлял собой попытку негритянских музыкантов использовать при исполнении полек, кадрилей и других танцев ритмы африканской музыки. В конце концов, регтайм стал самостоятельным, появился новый танец, основанный на регтайме,- кейкуок. Именно из регтайма пришел в джаз характерный ритмический рисунок. Одна из особенностей регтайма – несовпадение ритмического рисунка в левой руке и постоянных синкоп – в правой. Такое синкопирование порождало эффект «качания», который по – английски называется свинг. Это было незнакомо европейской музыке. Хотя синкопы давно применялись в ней, они никогда не стояли на первом месте.

После окончания гражданской войны в США были распущены духовые оркестры воинских частей. Оставшиеся от них инструменты за бесценок продавались в лавках старьевщиков. Так негры приобрели настоящие инструменты (до этого они аккомпанировали себе на самодельных инструментах, приспосабливали гриф и струны к пустым ящикам, использовали гребенки, обернутые в папиросную бумагу, жилы, натянутые на палку, стиральные доски). Теперь негритянские духовые оркестры стали появляться повсюду. Но нот черные музыканты не знали. Они играли по слуху, учились у опытных музыкантов, прислушивались к их советам, перенимали их приемы. Сочиняли они тоже по слуху.

Вот и получилось, что джаз стал сплавом элементов двух культур: в мелодии и гармонии чувствуется влияние «белой» культуры; сложная ритмика, неустойчивая высота звуков, грубоватый, «нечистый» тембр звучания идут от африканской музыки.

Блюз, спиричуэлс, регтайм – это еще не джаз, а только подступы к нему. Чтобы возник джаз, нужно было существование такого города, как Новый Орлеан.

Новый Орлеан- город- легенда, город легенд. Одна из них – джаз. Орлеан был населен выходцами из Франции и Испании. В Новом Орлеане любили танцевать, петь, веселиться. Три оперные труппы на население всего в пятьдесят тысяч человек, несколько симфонических оркестров, десятки танцевальных. Музыка белых и негров смешалась в единое целое. В результате получилась новая музыка, получившая название джаз.

Важной вехой в истории джаза стала запись первой грампластинки. Она была записана 26 октября 1917 года и стала бестселлером; ее тираж превысил миллион экземпляров. Каждое новое поколение джазменов стало осваивать джаз благодаря фонозаписям. Представьте себе, что было бы, если бы искусство джаза родилось на полвека раньше, когда не было фонографа? Наверное, тогда оно бы не дошло до нас или развивалось гораздо медленнее. А так, каждое десятилетие рождались новые направления в джазе, одни исполнители и оркестры уходили в тень, на их место приходили другие.

Новоорлеанский стиль лег в основу традиционного джаза. Одним из самых ярких его представителей является Луи Армстронг. Он первым сменил корнет на трубу и ошеломил своим владением этим инструментом всех музыкантов. Он был и замечательным певцом. Песня «Hello, Dollу» стала частью жизни нескольких поколений людей. С Армстронга началась эра джазовых солистов- виртуозов. Его называли гением. И это было совершенно верно, ведь гений – это тот, чье творчество выше всех, выше всякого анализа.

Вслед за Армстронгом в джаз пришли замечательные белые музыканты; джаз перестал быть искусством негров. Сегодня всему миру известны имена Дюка Эллингтона, Бенни Гудмена, Глена Миллера, певиц Эллы Фитцджералд, Беси Смит. Особую страницу в истории джаза занимает искусство российских музыкантов, среди которых надо назвать Леонида Утесова, Исаака Дунаевского, Юрия Саульского, Георгия Гараняна, Игоря Бриля, Алексея Козлова и многих других.

Одна из главных особенностей джазового искусства – диссонансы. Дело в том, что музыка африканских негров, привезенных в Америку, состояла из пяти тонов (пентатоника). Полутонов негры не знали. Поэтому, когда чернокожие музыканты столкнулись с европейской музыкой, у них возникла проблема- что делать с третьей и седьмой ступенью? Поэтому они пели и играли то малую терцию, то большую, то малу септиму, то большую. А позже появилась и уменьшенная квинта – пониженная пятая ступень. Но ведь негры не знали полутонов, они понизили эти три ступени где- то на четверть тона. Поэтому блюзовая терция в джазе слышится одновременно и как ми- бекар, и как ми- бемоль. На клавишах пианино нет четвертитоновых интервалов, и пианисты берут одновременно обе эти ноты – и ми – бекар, и ми бемоль. Тем самым, они ищут ноту, которой нет совсем, но которая лежит между ними. А на духовом инструменте или голосом эту четверть тона вполне можно извлечь.

Другая важная особенность джаза- импровизация. В джазе музыку не исполняют, ее творят. Музыканты джаза должны уметь импровизировать или коллективно, или соло на фоне отрепетированного аккомпанемента. А по поводу свинга один известный американский музыкант сказал: «Это - чувство вдохновенного ритма, который вызывает у музыкантов ощущение легкости и свободы импровизации и дает впечатление неудержимого движения всего оркестра вперед с непрерывно увеличивающейся скоростью, хотя фактически темп остается неизменным».

Конечно, искусство джаза сложно и разнообразно. Для того, чтобы вам было легче путешествовать в этом удивительном и увлекательном мире джаза, приводим наш небольшой джазовый словарь, включивший основные джазовые понятия.

Говорить о джазе бесполезно, если его не слушать. А потому предлагаем вам послушать следующие произведения в исполнении «Ленинградского диксиленда»:

Регтайм (традиционный)

Сент – луи блюз (В. Хенди)

Мороженое (Д. Уоткинс)

Панама (импровизация на латино – американскую тему)

Александер регтайм (И. Берлин)

 

Вопросы.

1. Что такое джаз?

2. В какой среде возник джаз?

3. Перечислите основных предшественников джаза и их особенности.

4. Какой город стал родиной традиционного джаза?

5. Какое событие стало важной вехой в истории джаза?

6. Назовите известных вам джазовых музыкантов.

7. Назовите две главные особенности джаза, отличающие его от всех других видов музыкального искусства.

8. Познакомьтесь с джазовыми понятиями, приведенными ниже в словаре.

 

Русская музыка 20 века.

1. Тема №1. Музыкальная жизнь России в конце 19-начале 20 веков…….13

2. Тема №2. Анатолий Константинович Лядов……………………………..15

3. Тема №3. Сергей Васильевич Рахманинов……………………………….17

Жизненный путь композитора…………………………………………17

Творчество Рахманинова……………………………………………….21

4. Тема №4. Александр Николаевич Скрябин………………………………24

5. Тема №5. Игорь Федорович Стравинский………………………………..28

6. Тема №6. Обзор русской музыкальной культуры 20 века………………34

7. Тема №7. Сергей Сергеевич Прокофьев………………………………….36

Жизненный путь композитора…………………………………………36

Симфония №7…………………………………………………………...41

Кантата «Александр Невский»………………………………………...42

Балет «Ромео и Джульетта»……………………………………………45

8. Тема №8. Дмитрий Дмитриевич Шостакович……………………………46

Жизненный путь композитора…………………………………………46

Симфония №7…………………………………………………………...50

Прелюдия и фуга ре мажор…………………………………………….52

9. Тема №9. Арам Ильич Хачатурян………………………………………...54

10. Тема №10. Георгий Васильевич Свиридов……………………………….58

11. Тема №11. Родион Константинович Щедрин…………………………….61

12. Тема №12. Представители российского музыкального авангарда……...64

13. Тема №13. Искусство джаза……………………………………………….69

14. Тема №14. Заключительные занятия……………………………………...74

Список литературы…………………………………………………………….76

Приложения.

 

Русская музыкальная классика (завершение курса).

Тема №9. Петр Ильич Чайковский.

(1840-1893).

 

9.1. Жизненный путь композитора. Чайковский- величайший русский композитор, дирижер, педагог, музыкальный критик, общественный деятель.

Слушая сегодня его безгранично разнообразную музыку, мы задаемся вопросом: почему эта музыка близка и понятна людям разных стран, национальностей, вероисповеданий, почему ее так высоко оценивали люди, принадлежащие разным направлениям в искусстве: Чехов, Блок, Малер, Григ? Почему, слушая знаменитый квартет Чайковского, в котором звучит мелодия народной песни «Сидел Ваня», плакал великий Л.Н. Толстой? Ответов на эти вопросы может быть много. Потому что каждый из нас находит в этой музыке что- то близкое и понятное только ему самому.

Все свое творчество Чайковский посвятил человеку, его любви к Родине и русской природе, его стремлениями к счастью и мужественной борьбе с темными силами зла. В музыке Чайковского – вся жизнь человека с ее радостью, скорбью, надеждами, борьбой, отчаянием. И о чем бы ни говорил Чайковский – он всегда правдив и искренен.

Чайковский писал почти во всех жанрах, и в каждом из них сказал свое новое слово гениального художника. Но, пожалуй, самым любимым его жанром была опера. В ней Чайковский явился подлинным реформатором. В центре оперного действия Чайковского - простые человеческие чувства и переживания. Большое внимание уделял Чайковский содержанию своих опер, отдавая при этом всегда предпочтение сюжету из русской жизни, поскольку именно русского человека он по- настоящему хорошо знал и понимал.

Вместе с тем, важное место в творчестве Чайковского занимает и симфоническая музыка. Им написаны шесть симфоний и программная симфония «Манфред», три концерта для фортепиано с оркестром и один для скрипки, ряд оркестровых сюит, симфонические одночастные пьесы. Чайковский сочинил также много фортепианных пьес и романсов, разнообразные инструментальные ансамбли.

Чайковский родился 25 апреля 1840 года в городе Воткинске, на Урале. Отец будущего композитора был горным инженером, управляющим Воткинскими заводами. Мать была дочерью обрусевшего француза. Второй сын в семье, Петр Ильич имел еще двух сестер и четырех братьев.

Что из детских впечатлений следует отметить особо? Конечно, близость природы, пробуждение интереса к музыке, фольклору, поэзии, обучение игре на фортепиано, начавшееся около 5 лет.

Из Воткинска, в десять лет, мама отвезла его в Петербург, в Училище правоведения. Это было привилегированное заведение, готовившее юристов высокого класса.

Будущие правоведы получали хорошее образование, в частности, и музыкальное. Среди преподавателей выделялся хоровой дирижер Г.Я. Ломакин. К Пете Чайковскому он относился с особым вниманием.

В училище Чайковский сразу же обзавелся друзьями. Ему быстро придумали прозвище – Чайка. Товарищей к Пете привлекала его доброта, мягкость, отзывчивость, а главное- музыка. Мальчики часами могли слушать под дверью музыкального зала его игру. Зайти они не решались, так как знали - Чайка не любит играть при посторонних. Но Лене Апухтину, будущему известному русскому поэту, он поверял все свои тайны, играл не только то, что выучил по нотам, но и свои собственные композиторские опыты.

К восемнадцати годам Чайковский успешно закончил училище. А дальше все пошло своим чередом – служба в департаменте Министерства юстиции. Существование его вполне отвечало светским стандартам: днем - служба, вечером- театр, концерты, светские балы и приемы. Он с головой окунулся в водоворот петербургской жизни. «Из меня сделали чиновника, и то плохого»; «Чем я кончу? Что обещает мне будущее? – об этом страшно и подумать»,- писал он сестре.- «Но до тех пор я наслаждаюсь… как могу и всем жертвую ради наслаждения».

Два года продолжалась такая жизнь. А потом Петр Ильич неожиданно для всех оставил службу и поступил в музыкальные классы, только что открытые при Русском музыкальном обществе. В 1862 году эти классы были преобразованы в первую в России консерваторию, и Чайковский стал ее студентом. Его любимым учителем был Антон Григорьевич Рубинштейн. И чем больше ему учитель задавал, тем тщательнее все исполнял Чайковский. Среди ученических работ выделяется симфоническая увертюра на сюжет драмы Островского «Гроза». К выпускному экзамену он написал кантату на текст оды Шиллера «К радости», которая с успехом была исполнена под управлением А. Рубинштейна.

В сентябре 1866 года в Москве тоже была открыта консерватория. И ее создатель - Николай Рубинштейн, брат петербургского Рубинштейна, - пригласил Чайковского на место одного из первых ее профессоров.

Так началась его самостоятельная жизнь на новом поприще музыканта. Несмотря на большую занятость в консерватории, Чайковский много пишет. За десять лет им было сочинено множество произведений: три симфонии и другие пьесы для оркестра, первый фортепианный концерт, три квартета, фортепианное трио, четыре оперы: «Воевода», «Опричник», «Ундина», «Кузнец Вакула», балет «Лебединое озеро», много прекрасных романсов, фортепианный цикл «Времена года». С оперой «Воевода» связано одно из интересных событий его жизни – содружество с драматургом А. Островским. Они познакомились в артистическом кружке, в который входила лучшая московская интеллигенция. Это сблизило Чайковского со многими выдающимися деятелями русской культуры.

Летом, на каникулы, Чайковский уезжал на юг Украины, в имение Каменка, где жила его сестра, вышедшая замуж за сына декабриста Давыдова. Каменка обладала для него особой притягательной силой. Ведь это имение было местом, где за сорок лет до этого собирались декабристы - члены «Южного общества». И, главное, там бывал Пушкин.

В Каменке, на лоне прекрасной южной природы, в окружении милых сердцу людей, Петр Ильич всегда чувствовал особенный прилив творческих сил. Поэтому так много произведений создано здесь: фортепианный цикл «Времена года», «Ната- вальс», отдельные части Первой, Второй, Третьей симфоний и опер «Воевода», «Опричник» и др.

В 1877 году Чайковский пережил тяжелый кризис. Дело в том, что во время его работы над оперой «Евгений Онегин», композитор стал получать письма от одной из бывших выпускниц консерватории. Она казалась искренней в своем чувстве к нему и чем-то напоминала ему пушкинскую Татьяну. Не раздумывая, Петр Ильич пошел навстречу этому чувству. Вскоре состоялась свадьба. Но прошло совсем немного времени, и Чайковский понял свою ошибку. Это повергло его в отчаяние. Тяжело пережив это потрясение, осенью 1877 года с сильным нервным расстройством композитор уезжает за границу. Благо, что нашелся друг, который, взяв на себя все материальные расходы, дал композитору возможность сменить обстановку и возродиться для творчества. Эти другом оказалась Надежда Филаретовна фон Мекк.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.120.150 (0.032 с.)