Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема №2. Анатолий Константинович ЛядовСодержание книги
Поиск на нашем сайте
(1855-1914). Музыкальная судьба А.К. Лядова поначалу складывалась очень счастливо: он родился 29 апреля 1855 года в семье потомственных музыкантов. Отец и дед были дирижерами, отец еще и композитором. Авторитет папы как оперного дирижера (он был капельмейстером русской оперы в Петербурге, дирижером симфонических концертов) был очень велик. Даже Глинка в некоторых вопросах советовался с ним. Избрание профессии музыканта для Анатолия и его семьи было делом решенным. Отец еще в раннем детстве заметил большое дарование сына. В 15 лет Лядов поступил в консерваторию. Он был зачислен на стипендию имени Константина Лядова (своего отца), учрежденную артистами Русской оперы. Анатолий начал заниматься по классам фортепиано, теории и композиции. В числе его учителей- Н.А. Римский- Корсаков. Для формирования его таланта большую роль сыграло общение с Балакиревым, Бородиным, Мусоргским, высоко ценившими его дарование. Мусоргский писал: «Появился новый, несомненный и русский талант». А молодому «таланту» в то время было только 18 лет. Первыми опусами композитора были четыре романса, а также циклы фортепианных пьес «Бирюльки» и «Арабески», которые сразу же стали известны в кругу музыкантов. Но учение в консерватории не было гладким. За непосещение занятий его исключили из консерватории вместе с его другом - талантливым пианистом Г. Дютшем. Исключение из консерватории было тяжелым ударом для Лядова. Но через два года его восстановили. Представленная на экзамен кантата понравилась Художественному совету, и ему присудили Малую золотую медаль и Диплом свободного художника. Сразу после этого молодой композитор был зачислен в состав преподавателей консерватории. Среди учеников Лядова были Мясковский, Прокофьев, Майкапар и др. Работа в консерватории отнимала много сил и энергии. Но он не мог оставить ее и полностью посвятить себя творчеству. В Санкт- Петербурге Лядов познакомился с М.П. Беляевым и примкнул к новому многочисленному художественному объединению – Беляевскому кружку. Значение композиторов беляевского содружества заключалось не только в их новых творческих достижениях, но и в огромной просветительской работе, укрепившей в России высокий музыкальный профессионализм. Как говорил Римский- Корсаков, «кружок Балакирева соответствовал периоду «бури и натиска», кружок Беляева - периоду спокойного шествия вперед». В эти годы Лядовым создано огромное количество фортепианных миниатюр, программные пьесы «Богатель», «Музыкальная табакерка», «Про старину» и др., «Детские песни», обработки народных песен. Революционные события1905 года всколыхнули и Лядова. В знак протеста против увольнения Римского- Корсакова Лядов и Глазунов покинули консерваторию. На вынужденный уход из Московской консерватории Танеева Лядов откликнулся «открытым письмом» в газете, в котором сожалел, что в лице Танеева консерватория потеряла «незаменимого профессора, чудного музыканта и светлого, чистого человека». Лишь после избрания директором Глазунова и возвращения Римского- Корсакова вернулся в консерваторию и Лядов. 1900 годы были периодом огромного творческого расцвета композитора. В этот период он создал симфонический цикл «Восемь русских народных песен для оркестра» и замечательные программные миниатюры: «Баба Яга», «Волшебное озеро», «Кикимора». В них выразились поиски композитора «идеала в искусстве неземном». Сказка - вот тот «просвет» в другую жизнь, манивший художника, уводивший от обыденного в мечту. Лядову была близка и скерцозная образная сфера. Огромный материал для характеристики его юмора дают альбомы его рисунков и три тетради стихов. Он был хорошим поэтом и мог тут же, в разговоре, сочинить небольшой каламбур, эпиграмму, поздравление. Его письма к друзьям почти всегда содержали стихотворения. Например, живя на даче, в одном письме он жаловался на жару в четверостишии: Ах, зачем я не скелет! Ветер в ребрах бы играл, Я б жары совсем не знал И стыда, что не одет. По широте охвата творчество Лядова уступает великим его современникам. Но композитор занял все же видное место в истории русской музыки. Он внес вклад во все затронутые им области музыки. Черты нового самобытного стиля проявились и в его фортепианных пьесах, а особенно, - в симфонических миниатюрах, открывавших новую самостоятельную линию в русском симфонизме. «Музыкальная табакерка». С каким остроумием композитор подражает в ней звучанию игрушечного заводного инструмента! Автор дал миниатюре единственное обозначение: «automaticamente», то есть «автоматично». Ритмическое однообразие, повторность незатейливого вальса, «стеклянная» звучность, тонко подмеченные типичные для «музыкального ящика» форшлаги и трели передают особый механический характер музыки. Баллада «Про старину» открывается медленным вступлением. Уже при первых звуках возникает образ древнерусского певца Баяна. Пьеса написана в трехчастной форме. Музыка как бы повествует о славных героических подвигах. В гусельном перезвоне - немного измененная подлинно народная мелодия «Подуй, подуй, непогодушка». Позднее Лядов переложил эту пьесу для симфонического оркестра и предпослал эпиграф: «Поведем же, братия, сказанье от времен Владимировых древних».
Вопросы. 1. Назовите годы жизни Лядова. 2. С каким городом связана деятельность композитора? 3. Как отреагировал Лядов на увольнение из Петербургской консерватории Римского- Корсакова? 4. Перечислите известные вам произведения Лядова. 5. Расскажите о произведениях Лядова: «Музыкальной табакерке» и балладе «Про старину».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.218.219 (0.006 с.) |