Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 9. Организация рационального природопользования и охраны природы в РоссииСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Координация и проведение государственной политики по охране природы возложена на Министерство природных ресурсов (МПР) России. Реализация этой политики обеспечивается созданными в период с 1993 по 1998 г. территориальными центрами и органами управления. Охрана природы осуществляется одновременно с рациональным природопользованием в следующих важнейших направлениях: соблюдение установленного законодательством порядка предоставления в пользование компонентов природной среды (атмосферы, водных ресурсов, недр, земельных ресурсов, почв, растительности, животного мира, ландшафтов) и недопущение их самовольного использования; обеспечение научного обоснования, полноты и всестороннего изучения, рационального и комплексного использования природной среды, проведение опережающего научного прогноза последствий использования компонентов природной среды; проведение государственной экспертизы, государственного учета и контроля используемых ресурсов природной среды; неукоснительное соблюдение правил охраны используемых и реликтовых компонентов природной среды, соблюдение мер восполнения их ресурсов; сведение к минимуму вредных последствий производственной деятельности человека, осуществление комплекса мер, стимулирующих применение ресурсосберегающих технологий использования природной среды. В последние десятилетия проводились исследования особенностей структуры и закономерностей функционирования многих естественных природных экосистем, степени их устойчивости к антропогенным воздействиям. Были изучены механизмы поддержания оптимального динамического равновесия газов в атмосфере, гидрологического режима в биосфере, оптимизации почвообразовательных процессов. Человек научился создавать высокопродуктивные искусственные экосистемы. Достижения экологии и охраны природы имеют огромное значение потому, что мы вступаем в период, когда любую производственную деятельность необходимо соизмерять с возможностями биосферы, учиться управлять процессами, происходящими в ней. По мнению академика С.С.Шварца, «экология на наших глазах становится основой поведения человека индустриального общества в природе». Это должны обеспечивать законодательные акты, международные соглашения, практическая деятельность государственных и общественных организаций.
В Российской Федерации охрану, контроль и регулирование рационального использования природных ресурсов и окружающей среды осуществляют федеральные органы исполнительной власти - Министерство природных ресурсов (МПР России), Государственный комитет РФ по охране окружающей среды (Госкомэкология России), с этого времени его функции переданы МПРРФ, Государственный комитет по метеорологии и мониторингу окружающей среды (Госгидромет), Федеральная служба лесного хозяйства России (Рослесхоз), Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ, соответствующие департаменты Министерства сельского хозяйства и продовольствия (Департамент по охране и рациональному использованию ресурсов охотничьих животных и Департамент по рыболовству), Министерство здравоохранения и др. В 89 субъектах РФ за рациональное использование природных ресурсов и охрану окружающей среды отвечают органы исполнительной власти регионов и территориальные органы МПР России, Минсельхозпрода, Рослесхоза и др., которые систематически реорганизуются в связи с поиском оптимальной управленческой структуры. Для национальной политики в области охраны природы и рационального природопользования на современном этапе развития России характерно реформирование органов управления и внедрение в практику преимущественно экономических методов воздействия на деятельность предприятий, организаций, объединений, основанных на платности природопользования, на возмещении нанесенного природе ущерба. Деятельность государственных органов исполнительной власти осуществляется на основе законов, постановлений и решений, имеющих законодательный характер. Общегосударственные правовые установления в отношении рационального природопользования и охраны окружающей среды содержатся в Конституции Российской Федерации (1993). Активно совершенствуются природно-ресурсное законодательство и нормативно-правовое обеспечение природопользования и охраны природы. Законодательство России пополнилось федеральными законами, десятками законодательных актов, более чем 200 постановлений и распоряжений, принятых Правительством Российской Федерации. Подробно назначение законодательных актов изложено в соответствующих главах пособия. Обратим здесь внимание на некоторые из них.
Большое значение для комплекса природоохранных проблем имеет ныне действующий Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (декабрь 1991). В 1993 г. был издан постатейный комментарий к нему. В соответствии с этим законом оценку состояния окружающей среды, в том числе и в чрезвычайных экологических ситуациях, необходимо проводить не только с позиций здоровья населения, но и в зависимости от состояния естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных. Законом предусматривается организация экологического контроля за состоянием окружающей природной среды, за уровнем загрязнений атмосферного воздуха, водоемов, почв и последствиями этих загрязнений для растений, животных и человека. Практический интерес представляют вышедшие в 1997 г. комментарии к этому и другим законодательным актам природно-ресурсного блока. Закон Российской Федерации «О недрах» (март 1995 г. и последующие редакции) регулирует минерально-сырьевую политику, которая является гарантом экономической безопасности России. В нем изложены основы рационального природопользования и охраны недр. Он регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу (осадок) озер и заливов морей. Земельный кодекс РФ (май 1991) упростил порядок изъятия земельных участков в пользование, собственность и аренду земель в лесах первой группы для государственных и общественных нужд. Новое земельное законодательство обеспечивает сохранение наиболее ценных природных объектов и природных территорий. В Лесном кодексе РФ (январь 1997) изложены правовые основы рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, повышения их экологического и ресурсного потенциала. Леса подразделяются на группы и категории в соответствии с их экологическим, социальным и экономическим значением. Это важно для рационального использования и охраны лесных ресурсов. Лесным кодексом установлены общие требования к ведению лесного хозяйства: сохранение и усиление средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных свойств лесов; воспроизводство, улучшение породного состава и качества лесов и др. Важным правовым актом, регламентирующим рациональное использование и охрану водных ресурсов, является Водный кодекс РФ (октябрь 1995), которым устанавливается государственная собственность на большинство водных объектов. К полномочиям государственных органов управления по использованию и охране водных объектов относятся: определение порядка установления водоохранных зон, прибрежных защитных полос водных объектов, режима использования их территорий, а также режима особо охраняемых водных объектов, находящихся в федеральной собственности, проведение государственной экспертизы пред- проектных и проектных документов на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объектов, влияющих на состояние водных объектов; государственный мониторинг водных объектов, их охрана от загрязнения.
Водоохранные зоны водных объектов, которые служат источниками питьевого водоснабжения или местами нереста ценных видов рыб, объявляются особо охраняемыми территориями в порядке, установленном Правительством России. Федеральный закон «О животном мире» (апрель 1995) регулирует отношения в области охраны и использования животного мира, сохранения и восстановления среды обитания животных в целях обеспечения биологического разнообразия, создания условий для его существования, сохранения генетического фонда диких животных и иной защиты животного мира как неотъемлемого элемента природной среды. Происходящая перестройка государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды, формирование современного эколого-природоохранного законодательства должны создать благоприятные условия для перехода к охране целостных природных комплексов (в отличие от преобладавшей ранее поресурсной формы охраны природы): упорядочению системы особо охраняемых природных территорий (отказ от их избыточной множественности); усилению охраны «живой природы» (на равных с «неживой» самостоятельным природным блоком).
Контрольные вопросы 1. Перечислите важнейшие природоохранительные законы Российской Федерации. 2. Как отражена охрана природы в Конституции Российской Федерации? 3. Как разрабатываются и принимаются законы по охране природы в России? 4. Какая организация координирует и проводит государственную политику по рациональному природопользованию и охране окружающей среды? 5. Какие государственные организации отвечают за рациональное использование и охрану природных ресурсов и окружающей среды? 6. Как осуществляется контроль над выполнением законов и постановлений по охране природы в России?
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 480; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.45.159 (0.012 с.) |