Классификация природных ресурсов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация природных ресурсов



Природные ресурсы - это компоненты и свойства природной среды, которые используются или могут быть использованы для удовлетворения разнообразных физических и духовных потребно­стей человеческого общества. Природные ресурсы делятся на раз­личные категории в зависимости от места, занимаемого ими в био­сфере Земли, ограниченности и способности к восстановлению, воз­можности замены при использовании, многократности потребле­ния, видового и качественного состава, целей использования и иных признаков.

Природные ресурсы используются как средства труда (земля, водные пути, вода для орошения), источники энергии (горючие ис­копаемые, гидро- и ветровая энергия, атомное топливо, биотопли­во и т. д.), сырье и материалы (полезные ископаемые, леса, биоресур­сы, запасы технической воды), продукты питания (питьевая вода, ди­корастущие растения, грибы, продукты охоты и рыболовства), объ­екты рекреации, средозащитные объекты.

Классификация природных ресурсов по ограниченности, способ­ности к восстановлению и возобновлению приведена на схеме 2.

Исчерпаемые ресурсы, в свою очередь, подразделяются на нево­зобновляемые и возобновляемые. Исчерпаемость невозобновляе­мых ресурсов определяется их запасами в природе и интенсивно­стью использования в народном хозяйстве. К невозобновляемым от­носят те ресурсы, которые не возрождаются или восстанавливаются в сотни раз медленнее, чем расходуются. Это каменный уголь, нефть и большинство других полезных ископаемых. Запасы таких ресурсов ограниченны, охрана их сводится к бережному расходованию.

Возобновляемые природные ресурсы - это почва, пресные подзем­ные воды зоны активного водообмена, растительность и живот­ный мир. Такие ресурсы по мере использования постоянно восста­навливаются, но только в том случае, если сохраняются необходи­мые для этого условия и скорость восстановления. Процессы воз­рождения разных ресурсов протекают с разной скоростью: у живот­ных - в течение нескольких лег, возобновление лесов происходит через 60-80 лет, а почвы,

Схема 2. Классификация природных ресурсов

 

потерявшие плодородие, восстанавлива­ются через несколько тысячелетий. Нарушение соответствия темпов расходования и воспроизводства неизбежно ведет к истощению ре­сурсов и полному их исчезновению.

Неисчерпаемые ресурсы разделяются на водные, климатические и космические (см. схему 2). Общие запасы воды на планете оста­ются неизменными и неисчерпаемыми, но под влиянием деятельно­сти людей в отдельных районах Земли они могут сильно уменьшать­ся или становиться непригодными. Даже воды Мирового океана в результате загрязнения нефтью и некоторыми отходами теряют свои свойства, что ухудшает условия жизни морских растений и жи­вотных. Пресные воды, необходимые для людей, стали исчерпае­мым ресурсом, что связано с уменьшением водности рек, обмелени­ем и осушением озер, загрязнением сточными водами. Проблема пресной воды с каждым годом обостряется и требует неотложных природоохранительных мер.

Климатические ресурсы - атмосферный воздух и энергия ветра - неисчерпаемы. С развитием промышленности и транспорта воздух стал сильно загрязняться вредными веществами: пылью, дымом. В городах и промышленных агломерациях загрязнение атмосферы принимает опасный для здоровья людей характер. Борьба за чис­тоту воздуха стала важной природоохранительной задачей.

К космическим ресурсам относятся солнечная радиация и энер­гия морских приливов и отливов. Сами по себе эти ресурсы в мас­штабах планеты неисчерпаемы, но в городах и промышленных центрах солнечная радиация сильно уменьшается из-за задымлен­ности воздуха, что отрицательно сказывается на здоровье людей.

 

Аспекты охраны природы

В зависимости от взаимодействия человека и природы выделя­ют следующие стороны, или аспекты, ее охраны.

Хозяйственно-экономический аспект - важнейшая сторона ох­раны природы, потому что любые продукты, употребляемые людьми, создаются за счет расходования природных ресурсов. В хозяйственный оборот вовлечена масса природных веществ, а за­пасы многих из них малы (например, ртути, меди, серебра, оло­ва, свинца), поэтому происходит быстрое их истощение. Поиск новых источников, обогащение бедных руд требуют больших эко­номических затрат. Необходимо бережно расходовать природ­ные ресурсы, чтобы продлить срок их применения. Особенно ос­тро стоит вопрос о рациональном использовании полезных иско­паемых, плодородных почв, пресных вод, растительности и жи­вотного мира.

Социально-политический аспект. Результаты воздействия чело­века на природу необходимо рассматривать не только в свете раз­вития технического прогресса и роста населения, но и в зависимо­сти от социальных условий, в которых они проявляются. Совре­менному обществу присуще хищническое отношение к природе; от­рицательное влияние его на окружающую среду возрастает в связи с концентрацией и интернационализацией монополистического ка­питала. Развивающиеся страны служат важным источником сырья для развитых стран, которые стремятся размещать в них добываю­щую промышленность, использовать их минеральное и сельскохо­зяйственное сырье.

Здравоохранительный аспект. Чистая вода, воздух, лес - необ­ходимые условия нормальной жизнедеятельности людей, благо­приятно действующие на здоровье человека, широко используют­ся в оздоровительных целях. Именно в местах с хорошо сохранив­шейся природой располагают санатории, дома отдыха, туристичес­кие базы. Загрязнение окружающей среды вредными веществами наносит большой ущерб здоровью людей. В связи с этим оздоро­вительный аспект охраны природы приобретает исключительно важное значение.

Эстетический аспект. Природа - источник не только матери­альных благ, но и удовлетворения эстетических потребностей человека. С глубокой древности она вызывала у людей положительные эмоции, вдохновляла поэтов, художников на творчество. Эстетиче­ские потребности человека в природе не менее важны, чем матери­альные. Охране эстетически ценных мест Земли необходимо уде­лять особое внимание.

Воспитательный аспект. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании молодежи.

Любовь к природе, навыки бережного обращения с ней, забота о живых существах развивают положительные черты характера, доброту, любознательность, патриотизм.

Научио-познавательный аспект связан с необходимостью сохра­нения для исследований естественных, ненарушенных человеком территорий. Изучение природы при сохранении ее многообразия позволяет выяснять закономерности изменений, вносимых в приро­ду человеческой деятельностью, делать прогнозы этих изменений, разрабатывать практические меры по охране природы.

Конечная цель охраны природы состоит в обеспечении благо­приятных условий для жизни настоящего и последующих поколе­ний людей, развития народного хозяйства, науки и культуры всех пародов, населяющих нашу планету.

Для молодых людей, получающих образование, необходимо понимание серьезности проблем, стоящих перед охраной приро­ды. Нужно осознавать, что даже в том случае, если на промышлен­ных предприятиях будут выполняться все меры охраны среды, че­ловечество будет отрицательно воздействовать на природу. Заме­на сложных биоценозов агроценозами, строительство городов и различных сооружений, снижающих биопродуктивность громад­ных территорий, химизация сельского хозяйства, локальные из­менения гидротермического режима акваторий и территорий, промышленное использование все большего числа видов живот­ных и растений - эти и многие другие воздействия оказывают и бу­дут оказывать на природу все более сильное влияние даже при соблюдении всех мыслимых мер предосторожности. По мнению академика С. С. Шварца, борьба за «здоровую биосферу» долж­на вестись в двух направлениях: путем сведения к минимуму не­посредственных вредных последствий индустриального давления на природу и путем разработки мероприятий, обеспечивающих возможность нормального функционирования биосферы и слага­ющих ее биоценозов в новых условиях.

Принципы и правила охраны природы

Существующие в природе всеобщие взаимосвязи и взаимозависи­мости определяют основные правила и принципы охраны природы.

Все природные явления имеют для человека множественное значение и должны оцениваться со всех точек зрения.

К каждому явлению следует подходить с учетом интересов разных отрас­лей хозяйства и сохранения восстановительных сил самой природы. Так, лес рассматривается прежде всего как источник древесины и химического сырья. Однако глобальная роль леса в биосфере связана с его фотосинтезирующей способностью. Велика климатообразующая, почвозащитная, водорегулирую­щая роль леса. Леса имеют важное значение как места отдыха людей, особен­но в санаторно-курортных зонах и зеленых зонах вокруг городов. В этом слу­чае не приходится говорить о лесе как о промышленном сырье для деревооб­рабатывающей и химической промышленности. Однако до сих пор преобла­дает представление о нем как об объекте промышленных рубок. То же самое можно сказать и о водоемах. Широкая и полноводная река не может служить только транспортной магистралью, тем более местом стока для отработанных вод промышленности. Реки имеют важное планетарное значение: они достав­ляют в моря биогенные вещества, тем самым обеспечивая в них богатство и раз­нообразие органической жизни, в том числе и рыбных ресурсов. Использовать реку в интересах только одной отрасли хозяйства, как это часто бывает, нера­ционально. Особенно наглядно об этом свидетельствуют последствия строи­тельства каскада гидроэлектростанций на равнинных реках Европейской Рос­сии. Необходимо найти возможности для комплексного использования рек в интересах разных отраслей хозяйства, здравоохранения, туризма с учетом вос­становительных сил самой природы.

При использовании природных ресурсов необходимо руко­водствоваться правилом региональности.

Это правило необходимо учитывать при использовании недр, водных ре­сурсов, лесов, животного мира. Нецелесообразно добывать полезные ископа­емые там, где запасы их малы, это экономически невыгодно. Показательно, что США законсервировали добычу нефти на своей территории, считая выгодным закупать ее у богатых нефтью стран. Есть много мест на Земле, где ощущает­ся дефицит пресной воды. Избыток воды в других местах не меняет этого по­ложения. Нет ничего более губительного, чем интенсивное использование ре­сурса там, где ощущается его дефицит, на том основании, что в других местах имеется избыток этого ресурса. Богатство страны каким-либо ресурсом и ис­пользование его без учета правила региональности приводит к его полному ис­тощению как раз там, где его мало и он особенно нужен. Правило региональ­ности действует и в отношении животного мира. Один и тот же вид промыс­лового животного в одном районе нуждается в строгой охране из-за крайне низкой численности, в других районах возможен его интенсивный промысел. Таким образом, согласно правилу региональности обращение с одним и тем же природным ресурсом должно быть различным в зависимости от конкрет­ных условий района и от того, как этот ресурс в нем представлен.

Правило, вытекающее из взаимосвязи явлений в природе, состо­ит в том, что охрана одного природного объекта может означать од­новременно охрану и других объектов, тесно с ним связанных.

Так, охрана воды от загрязнения - это одновременно и охрана животных, обитающих в этом водоеме. Охрана с помощью леса нормального гидроло­гического режима - это и охрана почвы от водной эрозии и вымывания из нее минеральных солей. Охрана насекомоядных птиц, рыжих лесных муравьев - это в какой-то степени и охрана леса от насекомых-вредителей. Знания тро­фических, топических связей, закономерностей сопряженной динамики хищ­ника и жертвы позволяют прогнозировать результаты природоохранных мер при косвенной охране или охране одного природного объекта через охрану дpугoгo.

Есть в природе отношения и противоположного характера, когда охрана одного объекта приносит вред другому. Например, охрана копытных, в част­ности лося, приводящая местами к перенаселению, приносит существенный вред лесу за счет повреждения подроста. Можно напомнить о значительном ущербе, который наносят растительности некоторых особо охраняемых территорий Африки слоны, в избытке концентрирующиеся на этих участках. Поэто­му охрана каждого природного объекта должна соотноситься с интересами охраны других природных компонентов.

Таким образом, охрана природы всегда должна рассматриваться как ком­плексная проблема, а не как сумма отдельных не зависящих друг от друга при­родных компонентов. Недопустим ведомственный подход к охране природы, игнорирующий ее целостность и многогранные и многочисленные естествен­ные связи между предметами и явлениями.

Охрана и использование природы - это на первый взгляд два противоположно направленных действия человека. Однако проти­воречия между этими действиями не должны быть антагонистичны­ми. Это две стороны одного и того же явления - отношения чело­века к природе. Поэтому вопрос, который иногда задают, - охра­нять природу или использовать ее - не имеет смысла. Природу не­обходимо и охранять, и использовать.

Важно разумное соотношение использования и охраны приро­ды, что определяется количеством (численностью ресурсов, их рас­пределением), социально-экономическими условиями, культурой населения. Следовательно, основной принцип охраны природы - охрана в процессе использования.

В 1974 г. на русском языке была опубликована популярная кни­га Б. Коммонера «Замыкающийся круг», где в краткой и яркой фор­ме были определены принципы и правила охраны природы, кото­рые в научно-популярной и методической литературе часто стали называть «экологическими законами Коммонера». Вот некоторые нз этих хорошо запоминающихся формулировок: все связано со всем; все должно куда-то деваться; природа «знает» лучше; ничто не дается даром и т.д.

Удачное изложение общих принципов охраны природы дается в книге Т. Миллера «Жизнь в окружающей среде» (рус. пер. 1993) под рубрикой «Что надо знать, чтобы понять и сохранить Землю». Они включают некоторые общие законы, в частности закон сохранения материи, первый и второй принципы термодинамики, экологичес­кие закономерности, социально-экономические и этические принци­пы во взаимоотношениях человечества с природой.

Следует подчеркнуть, что отношение человека к природе меня­ется по мере развития человеческого общества, зависит от социаль­но-экономических условий, образованности, общей и экологичес­кой культуры населения.

 

Контрольные вопросы

1. Какое значение имеет природа в жизни человека?

2. Чем отличается воздействие на природу людей от воздействия на нее животных?

3. Как изменялся характер воздействия людей на природу на разных этапах развития человеческого общества?

4. В чем принципиальное отличие в решении проблем рационального использования и охраны природы в развитых и развивающихся странах?

5. Назовите виды природных ресурсов в зависимости от их использования, ограниченности, способности к восстановлению и возобновлению.

6. В чем отличие использования возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов?

7. Перечислите правила и принципы охраны природы, дайте их краткую характеристику.

 

Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости.

А.     С. Пушкин



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 1197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.12.205 (0.023 с.)