Ответственность за нарушение обязательств по коллективному договору 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ответственность за нарушение обязательств по коллективному договору



Наряду с контролем важным средством обеспечения реального выполнения коллективного договора является устанавливаемая в отношении его сторон ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств. Такая ответственность предусматривается различными нормативными актами и имеет свою специфику в зависимости от того, какая сторона и какие конкретно лица оказались виновными в невыполнении обязательств по коллективному договору.

Закон РФ от 11 марта 1992 г. (глава V) предусматривает юридическую ответственность главным образом должностных лиц, представляющих в договоре работодателя. Эта ответственность выражается преимущественно в форме штрафа и носит административно-правовой характер. Она устанавливается за следующие нарушения: 1) за уклонение от участия в переговорах; 2) за нарушение и невыполнение коллективного договора; 3) за непредоставление информации, необходимой для коллективных переговоров.

Ответственность лиц, представляющих работодателя, которые уклоняются от участия в переговорах по заключению, изменению или дополнению договора или нарушили установленный 7-дневный срок начала переговоров, выражается в штрафе, исчисляемом в размере до 10-кратной величины минимального размера оплаты труда за каждый день после истечения этого 7-дневного срока. Такая же ответственность устанавливается и за необеспечение работы комиссии по переговорам в определенные сторонами сроки. Указанный штраф налагается в судебном порядке.

Ответственность за нарушение и невыполнение коллективного договора лицами, представляющими работодателя, устанавливается более жестко. Они подвергаются штрафу в размере до 100-кратной величины минимального размера оплаты труда, также налагаемому в судебном порядке. По требованию профкома или иного уполномоченного работниками представительного органа собственник, орган государственного управления обязан принять меры, предусмотренные законодательством, к руководителю, по вине которого нарушаются и не выполняются обязательства по коллективному договору. Наиболее распространенной формой юридической ответственности руководителей государственных предприятий и других должностных лиц из числа администрации, виновных в указанных нарушениях, является дисциплинарная ответственность. Она наступает за нарушение таких обязательств, которые ходят и круг служебных обязанностей должностных лиц. Меры дисциплинарного воздействия могут быть различными (вплоть до увольнения) в зависимости от характера нарушения, его тяжести и личности нарушителя. Дисциплинарные взыскания налагаются руководителем предприятия и другими лицами по подчиненности. За преступные нарушения условий (положений) коллективного договора лицами, представляющими работодателя, уголовное законодательство России (ст. 137, 140 УК) предусматривает уголовную ответственность.

Действующее законодательство не исключает сочетания различных видов юридической ответственности за виновное нарушение должностными лицами обязательств по коллективному договору (например, административной ответственности в форме штрафа и дисциплинарной ответственности).

Ответственность за непредоставление информации, необходимой для коллективных переговоров и осуществления контроля, лица, представляющие работодателя, несут либо в виде соответствующих мер дисциплинарного наказания, либо подвергаются штрафу в размере до 3-кратной величины минимального размера оплаты труда, налагаемому в судебном порядке.

Привлечение лиц, представляющих работодателя, к штрафу за указанные выше нарушения производится судом: 1) по заявлению (представлению) сторон коллективного договора; 2) по заявлению соответствующих комиссий (по коллективным переговорам); 3) по инициативе прокурора. Порядок и сроки рассмотрения дел о наложении штрафа регламентируются Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Наряду с ответственностью лиц, представляющих работодателя, важное теоретическое и практическое значение имеет вопрос об ответственности другой стороны коллективного договора — работников предприятия.

Действующее законодательство, как правило, не предусматривает в отношении трудового коллектива и отдельных работников за невыполнение обязательств по коллективному договору какой-либо юридической ответственности. Они несут главным образом моральную и общественную ответственность. Если же, как указывалось выше, в невыполнении работником условий коллективного договора имеются признаки дисциплинарного проступка, он может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, а в надлежащих случаях (при наличии имущественного ущерба) — к материальной ответственности.

Профком предприятия и иной уполномоченный работниками представительный орган за невыполнение обязательств по договору несут лишь моральную ответственность перед трудовым коллективом, который они представляют. Отдельные профсоюзные работники за невыполнение своих представительских обязательств могут привлекаться к ответственности в порядке профсоюзной дисциплины—по уставу профсоюзов.

Учитывая роль и значение профсоюзов как законных представителей интересов трудящихся, выполняющих свою важную защитную функцию, трудовое законодательство долгое время, вплоть до 1992 г., освобождало их от имущественной ответственности по коллективным договорам (ст. 14 КЗоТ РСФСР). Однако с переходом экономики страны на рыночные отношения сохранение такого преимущества за профсоюзами вело бы к нарушению нормального социального партнерства и отношений законности между работодателем и работниками, установленных на предприятии.

Так, если стороны предусмотрели в содержании коллективного договора обязательство об отказе от забастовок по условиям, включенным в данный договор, при своевременном и полном их выполнении (см. ст. 13 Закона РФ от II марта 1992 г.), а трудовой коллектив или профком указанное обязательство не выполняют, при признании забастовки незаконной они могут быть привлечены и к имущественной ответственности. Возмещение ущерба, причиненного собственнику при незаконной забастовке, проводившейся по решению трудового коллектива, производится из фонда потребления предприятия в судебном порядке. В случае, если незаконная забастовка проводилась по инициативе профсоюза, возмещение ущерба производится за счет его средств в размере, определяемом судом с учетом имущественного положения профсоюза.

Коллективные соглашения

Ст. 45 ТК РФ гласит: «Соглашение – правовой акт, регулирующий социально-правовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемые между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними.

Соглашения, предусматривающие полное или частичное финансирование из соответствующих бюджетов, заключаются при обязательном участии соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения.

Генеральное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на федеральном уровне.

Межрегиональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне двух и более субъектов РФ.

Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне субъекта РФ.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.

Иные соглашения – соглашения, которые могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.».    

В соответствии со ст. 46 ТК РФ «Содержание и структура соглашения определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение.

В соглашение могут включаться взаимные обязательства сторон по следующим вопросам: оплата труда; условия и охрана труда; режимы труда и отдыха; развитие социального партнерства; иные вопросы, определенные сторонами».

Как и при заключении коллективных договоров, проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров (ст. 47 ТК РФ).

Заключение и изменение соглашений, требующих бюджетного финансирования, по общему правилу осуществляются сторонами до подготовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год, относящийся к сроку действия соглашения.

Генеральное соглашение, отраслевые, межотраслевые соглашения по отраслям, организации которых финансируются из федерального бюджета, должны заключаться по общему правилу до внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Региональные и территориальные соглашения должны заключаться по общему правилу до внесения проектов соответствующих бюджетов в представительные органы субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Порядок, сроки разработки проекта соглашения и заключения соглашения определяются комиссией. Комиссия имеет право уведомить работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, ведущего коллективные переговоры по разработке проекта соглашения и заключению соглашения, о начале коллективных переговоров, а также предложить им формы возможного участия в коллективных переговорах. Работодатели, получившие указанное уведомление, обязаны проинформировать об этом выборный орган первичной профсоюзной организации, объединяющий работников данного работодателя.

Соглашение подписывается представителями сторон.

Если на вышеуказанных уровнях в заключении соглашения участвуют несколько профсоюзов (объединений профсоюзов), иных уполномоченных работниками представительных органов (их объединений), члены комиссии со стороны работников определяются по договоренности между этими профсоюзами (объединениями профсоюзов), иными уполномоченными работниками представительными органами (их объединениями). Комиссия разрабатывает проект соглашения, который подписывается полномочными представителями участников соглашения.

Соглашение и приложения к нему, подписанные сторонами, должны быть в 7-дневный срок работодателем (объединением работодателей)—участником соглашения направлены в Министерство труда и занятости Российской Федерации для уведомительной регистрации. Однако вступление соглашения в силу происходит уже с момента подписания его сторонами либо с момента (дня), указанного в самом соглашении,

Содержание соглашений составляют условия (положения) нормативного и обязательственного характера, определяемые самими сторонами в пределах их компетенции. Будучи правовой формой социального партнерства по трудовым и социально-экономическим вопросам, соглашения не могут противоречить законодательству.

Статья 21 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. предусмотрела, что соглашениями, в частности, могут предусматриваться положения: об оплате, условиях и охране труда, режиме труда и отдыха; о механизме регулирования оплаты труда, исходя из роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных соглашением; о доплатах компенсационного характера, минимальный размер которых предусмотрен законодательством; о содействии занятости, переобучении работников; об обеспечении экологической безопасности и охране здоровья работников на производстве; о специальных мероприятиях по социальной защите работников и членов их семей; о соблюдении интересов работников при приватизации государственных и муниципальных предприятий; о льготах предприятиям, создающим дополнительные рабочие места с использованием труда инвалидов, молодежи (в том числе подростков): о развитии социального партнерства и трехстороннего сотрудничества, содействии заключению коллективных договоров, предотвращении трудовых конфликтов и забастовок, укреплении трудовой дисциплины.

Указанный перечень положений, составляющих содержание соглашения, следует рассматривать как примерный. В соглашениях могут содержаться положения по другим трудовым и социально-экономическим вопросам, не противоречащим законодательству. Ряд положений, входящих в содержание соглашения, может включаться в качестве информационных условий (положений) коллективных договоров, заключаемых на предприятиях.

В соглашении стороны определяют срок его действия и порядок контроля за его выполнением. При этом срок действия соглашения не может превышать трех лет. Действие соглашения распространяется на работников, работодателей, орган исполнительной власти, которые уполномочили участников соглашения разработать и заключить его от их имени.

По взаимной договоренности, в порядке, определенном соглашением, стороны могут вносить изменения и дополнения в его содержание. Если же указанный порядок в соглашении не определен, то изменения и дополнения вносятся в порядке, аналогичном заключению самого соглашения, т. е. с соблюдением процедуры предварительных коллективных переговоров.

Эффективность действия соглашения зависит не только от его содержания, но и от контроля за его неукоснительным соблюдением. Этот контроль устанавливается на всех указанных выше уровнях заключенных соглашений и осуществляется, во-первых, самими сторонами непосредственно или уполномоченными ими представителями и, во-вторых, Министерством труда и занятости населения Российской Федерации. При осуществлении контроля стороны обязаны предоставлять всю необходимую для этого имеющуюся у них информацию.

Поскольку заключение соглашения представляет собой правовую форму реализации социально-партнерских отношений, стороны, его заключившие, должны нести не только моральную, но и юридическую ответственность за неисполнение и ненадлежащее исполнение соглашений. Такая юридическая ответственность установлена в отношении лиц, представляющих в соглашении работодателя (объединение работодателей): а) за уклонение от участия в переговорах; б) за нарушение и невыполнение условий (положений) соглашения; в) за непредставление информации, необходимой для коллективных переговоров и осуществления контроля.

Виновные лица в указанных случаях несут, как правило, административно-правовую ответственность в виде штрафа, налагаемого в судебном порядке. Размер штрафа и порядок привлечения к ответственности устанавливаются здесь по аналогии с размерами штрафов и порядком привлечения к ответственности лиц, представляющих работодателя в коллективном договоре.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.215 (0.013 с.)