Глава 2. Система законодательства РФ о труде 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Система законодательства РФ о труде



Современное трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (п. «к» ст. 72 Конституции РФ).

Конституция РФ в ст. 76 разграничивает компетенцию органов федеральной власти и субъектов федерации по принятию трудового законодательства и устанавливает субординацию этих актов.

По предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые на всей территории РФ имеют силу прямого действия.

Федеральные законы по вопросам трудового права не могут противоречить федеральным конституционным законам, ибо в противном случае они не имеют юридической силы.

Законы и иные нормативные акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам РФ. В случае противоречия между федеральным законом и иным правовым актом, изданным в РФ, действует федеральный закон.

Важно также подчеркнуть, что Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ.

Система законодательства о труде в РФ состоит из:

- Конституции РФ

- Федеральных законов

- Подзаконных актов

- Локальных нормативных актов

- Международных договоров

Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Естественно, что сама Конституция, закрепляя основные права человека и принципы взаимоотношений государства и личности, является важнейшим источником трудового права.

Вслед за Конституцией РФ главным источником трудового права является Трудовой Кодекс РФ (ТК РФ от 30. 12. 2001 г., с изменениями от 24. 07.2002 №97-ФЗ, от 25. 07. 2002 № 32-ФЗ, от 30. 06. 2003 № 86-ФЗ, от 27. 04. 2004 №32-ФЗ, от 22. 08. 2004 №122-ФЗ, от 29. 12. 2004 №201-ФЗ, от 09. 05. 2005 № 45-ФЗ, от 30. 06. 2006 № 90-ФЗ), принятый в конце первого года XXI века (принят Государственной Думой 21 декабря 2001 г., введен в действие с 1 февраля 2002 г.)

Его справедливо называют Кодексом переходного периода, поскольку он в целом решил некоторые неотложные задачи правового регулирования социально-трудовых отношений, но не может еще рассматриваться как Кодекс, ориентированный на долгосрочную перспективу постиндустриального общества.

Пожалуй, решенной можно считать лишь одну задачу - отказ от жесткого государственного регулирования трудовых отношений, существовавшего на протяжении 30 лет действия Кодекса законов о труде 1971 г.

Расширение договорного метода регулирования социально-трудовых отношений - важнейший принцип нового Трудового кодекса. Это означает, что существенно может быть расширен круг актов, регулирующих указанные отношения. Стороны свободны при приеме локальных нормативных актов, а также заключении коллективных договоров и соглашений. Ограничения, установленные законодателем, состоят в том, что в таких актах не могут содержаться нормы, ухудшающие положение работника по сравнению с действующим законодательством, и в том, что данные акты должны приниматься в соответствии с процедурами, установленными законодательством (например, с учетом мнения представительного органа работников).

По сравнению с ранее действовавшим законодательством Трудовой кодекс существенно расширил сферу действия законодательства о труде, распространив его на всех работодателей, независимо от их организационно-правовых форм, форм собственности и способов осуществления хозяйственной деятельности.

Новый Трудовой кодекс решил проблему неоправданного применения норм гражданского права к трудовым отношениям. Так, в тех случаях, когда в судебном порядке установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работодателем и работником, к таким отношениям применяются положения законодательства о труде.

К иным актам трудового законодательства относятся законы, регулирующие трудовые отношения.

В соответствии со ст. 423 ТК с 1 февраля 2002 г. не подлежат применению в РФ акты бывшего Союза ССР по вопросам, которые стали регулироваться ТК.

Таковы, например, Указы Президиума Верховного Совета СССР от 24 сентября 1974 г. "Об условиях труда рабочих и служащих, занятых на сезонных работах" и "Об условиях труда временных рабочих и служащих" (Ведомости Верховного Совета СССР. 1974. N 40. Ст. 661 и ст. 662).

Вместе с тем, изданные до введения в действие ТК РФ нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ и применяемые на территории РФ постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с ТК РФ могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.

Например, согласно ст. 330 ТК дисциплина работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, регулируется ТК РФ и положениями (уставами) о дисциплине, утверждаемыми федеральными законами. Однако в настоящее время действующие, пока, такого рода документы утверждены Правительством РФ.

Необходимо четко следовать п. 3 ст. 15 Конституции РФ, где сказано: законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Федеральный закон РФ, принятый Государственной Думой (25 мая 1994 г.) и одобренный Советом Федерации (1 нюня 1994 г.), устанавливает порядок опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, а также федеральных законов.

Датой принятия федерального конституционного закона считается день, когда он одобрен палатами Федерального Собрания в порядке, установленном Конституцией РФ. Датой принятия федерального закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Все федеральные конституционные законы, а также федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ.

Акты палат Федерального Собрания подлежат опубликованию не позднее десяти дней после дня их принятия.

Ратифицированные Федеральным Собранием международные договоры публикуются в печати одновременно с соответствующими федеральными законами об их ратификации.

В настоящее время «Российская газета» и «Собрание законодательств РФ» являются официальными изданиями, которые публикуют полный текст федерального конституционного закона, федерального закона, акты палат Федерального Собрания.

Однако нужно иметь в виду, что законы, акты палат Федерального Собрания и иные документы могут быть опубликованы и в виде отдельного издания.

Перечисленные выше нормативные акты Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, но могут они вступать в силу и со дня их официального опубликования.

Следующую группу источников в сфере трудового права составляют подзаконные акты. Среди них следует прежде всего отметить Указы и распоряжения Президента РФ. В настоящее время указы действительно касаются весьма широкого круга вопросов. Например, Указ Президента РФ «Об обязательном трудоустройстве отдельных категорий работников при ликвидации предприятия, учреждения, организации» от 5 июня 1992 г.; Указ Президента РФ об утверждении положения «О привлечении и использовании иностранной рабочей силы» от 16 декабря 1993 г. и др.

Вторую подгруппу подзаконных актов составляют нормативные постановления и распоряжения Правительства РФ. Среди них можно назвать: Постановление Правительства РФ «О нормах компенсации за использование личных легковых автомобилей для служебных поездок» от 20 июля 1992 г.; «О дифференциации в условиях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки» от 14 октября 1992 г. и др.

Третью подгруппу составляют подзаконные акты Министерства труда и социального развития РФ. Минтруд РФ издает постановления и разъяснения о применении действующего законодательства о труде. Например, Постановление «О размерах надбавки и доплат работникам образования» от 4 июня 1992 г.; разъяснение «О предоставлении очередных и дополнительных отпусков» от 25 июня 1993 г. и др.

Четвертую подгруппу составляют нормативные акты министерств, ведомств и государственных комитетов РФ. Эти органы могут издавать акты, содержащие нормы трудового права в случаях и в пределах, предусмотренных федеральными законами, а также указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

Следует также отметить и нормативные акты органов по труду субъектов РФ, глав администраций и органов местного самоуправления.

В условиях перехода к рыночной экономике возрастает роль локальных нормативных актов о труде. Нормативные акты, принимаемые в централизованном порядке, как правило, устанавливают исходные, общие положения, которые требуют или допускают их конкретизацию.

Локальные нормативные акты разрабатываются администрацией с участием выборного профсоюзного органа и принимаются общим собранием (конференцией) работников данной организации. К локальным источникам можно отнести: Правила внутреннего трудового распорядка. Положения о премировании, соглашения по вопросам охраны труда и др.

Кроме указанных выше нормативных актов, социально-трудовые отношения работников и работодателей регулируются соответствующими видами соглашений.

Следует особо отметить положение, содержащееся в п. 4 ст. 15 Конституции РФ: общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Следовательно, они стали самостоятельным источником российского права, и бесспорно будут играть важную роль в регулировании трудовых отношений.

В развитие этой конституционной нормы нужно отметить, что важное значение сегодня приобретает использование международных трудовых норм в нашем национальном законодательстве. Велика роль конвенций и рекомендаций МОТ (Международной Организации Труда). В настоящее время в РФ действуют 43 конвенции.

С конкретным содержанием этих и ряда других конвенций, а также рекомендаций можно ознакомиться в сборнике: МОТ. Конвенции и рекомендации. Том 1 (1919-1956). Том II (1957-1990) МВТ. Женева 1991 г. См. также работу К. Н. Гусова и М. Н. Курилина. Международно-правовое регулирование труда (в конвенциях и рекомендациях). М., 1992.

В российской правовой системе нет обязательности "прецедента" (решения по конкретному делу) для последующих выносимых по аналогичным делам решений. В систему нормативных актов о труде не входит судейская практика, однако, она оказывает существенное влияние на регулирование трудовых отношений. В первую очередь это руководящие постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, решения Конституционного Суда. Так, например, одним из основополагающих постановлений Пленума Верховного Суда по проблемам трудового права является постановление № 16 от 22 декабря 1992 г. "О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации законодательства при разрешении трудовых споров". Принципиальное значение имеет также постановление Пленума Верховного Суда РФ № 8 от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия».

Конституционный Суд Российской Федерации 4 февраля 1992 г. вынес постановление по делу о проверке конституционности правоприменительной практики расторжения трудового договора по основанию, предусмотренному (до введения ТК РФ) п. 1-1 ст. ЗЗ КЗоТ РФ. Этот пункт предусматривал возможность расторжения трудового договора по инициативе администрации с работником при достижении им пенсионного возраста и наличии права на полную пенсию по старости.

Конституционный Суд констатировал, что данная норма по смыслу действовавшей тогда Конституции РСФСР не подлежит применению, так как нарушает конституционное право граждан на труд, а также противоречит положениям целого ряда международных правовых актов. Признав правоприменительную практику по этому вопросу не соответствующей Конституции, суд удовлетворил иски обратившихся к нему граждан, а Верховный Совет РСФСР вслед за этим изъял это положение из трудового законодательства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.016 с.)