Правовая организация трудоустройства



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовая организация трудоустройства



Трудоустройство представляет собою систему организационных, экономических и правовых мер, направленных на обеспечение трудовой занятости населения. В широком смысле оно объединяет все формы трудовой деятельности, не противоречащие законодательству, включая самостоятельное обеспечение себя работой, в том числе индивидуальную трудовую деятельность, предпринимательство, фермерство и т. п. В узком смысле под трудоустройством 'понимаются поиск и получение работы, которые осуществляются при содействии органов государства ил« негосударственных организаций на основе лицензирования.

Участие государственных органов в найме рабочей силы и установлении трудовых отношений не означает, что волеизъявление субъектов трудового отношения теряет юридическое значение. Свобода выбора профессии, рода деятельности и места работы является универсальным принципом рыночной экономики. Включение гражданина в деятельность предприятия, его трудовая функция и другие условия труда во всех случаях определяются на основе трудового договора как двустороннего соглашения между нанимателем и работником. Но эта двусторонняя связь может дополняться волеизъявлением третьего лица, оказывающего содействие сторонам в установлении трудового правоотношения.

Правовая организация трудоустройства включает в себя: а) установление круга трудоустраивающих органов, определение их компетенции и условий финансового обеспечения; б) гарантии реализации права граждан на труд и установление порядка направления на работу или профессиональное обучение; в) регламентацию прав и обязанностей участников отношений по трудоустройству; г) установление особенностей трудоустройства для отдельных категорий граждан.

В обеспечении занятости населения участвуют госорганы двух видов: общие и специальные. Общее руководство трудоустройством и его организация возложены на Министерство труда и занятости населения, которое несет ответственность за разработку и реализацию единой государственной политики в области труда, занятости, пенсионного обеспечения, развития трудовых отношений, предотвращения и разрешения трудовых конфликтов, охраны труда, подготовки и переподготовки кадров, демографической, молодежной и миграционной политики. В его систему входят соответствующие министерства республик в составе РФ, управления (отделы) по труду и занятости местных органов власти и управления.

Специальным органом трудоустройства выступает Федеральная государственная служба занятости (ГСЗ), в которую входят: Государственный комитет РФ по занятости населения; государственные комитеты республик, входящих в состав РФ, по занятости населения; центры занятости населения в краях, областях, автономных областях и округах, в городах Москве и С.-Петербурге; городские, районные центры занятости населения, являющиеся первичным звеном этой государственной структуры.

Все перечисленные органы имеют двойное подчинение: в своей деятельности они подчиняются исполнительным органам власти соответствующих уровней и вышестоящим органам службы занятости. Услуги, связанные с обеспечением занятости граждан, предоставляются ими бесплатно. Вместе с тем закон о занятости предусматривает возможность оказания и платных услуг в содействии занятости граждан. Такое право предоставляется негосударственным организациям на основании лицензий, выдаваемых в установленном законом порядке.

Органы службы занятости осуществляют свои функции при участии профсоюзов, ассоциаций (союзов) предпринимателей и общественных организаций, представляющих интересы граждан, особо нуждающихся в социальной защите. С целью выработки согласованных решений из представителей этих организаций создаются координационные комитеты содействия занятости населения на республиканском и местном уровнях. На основе взаимных консультаций между представленными в комитете сторонами могут заключаться соглашения, предусматривающие мероприятия, направленные на содействие занятости.

Для финансирования мероприятий, связанных с реализацией государственной политики занятости, создается Государственный фонд занятости населения. Он образуется за счет обязательных отчислений работодателей, средств республиканских и местных бюджетов и добровольных взносов советских и иностранных предприятий, общественных организаций и граждан. Средствами этого фонда распоряжается служба занятости.

Бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве является одной из основных (но не единственной) гарантий права граждан на труд. Не меньшее значение имеют бесплатное обучение новой профессии (специальности); повышение квалификации в системе службы занятости или по ее направлению в иных учебных заведениях с выплатой стипендии; свобода выбора вида занятости, в том числе работы с различными режимами труда, правовая защита от необоснованного увольнения: компенсация материальных затрат в связи с направлением на работу в другую местность; возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах и др. Для отдельных категорий населения предусматриваются дополнительные гарантии. Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка граждан, зарегистрированных в службах занятости в качестве ищущих работу, могут проводиться при отсутствии у гражданина необходимой профессиональной квалификации или работы, отвечающей его профессиональным навыкам; при утрате способности к выполнению работы по прежней специальности, а также при желании получить другую профессию. Право в приоритетном порядке пройти обучение имеют безработные, у которых истек срок выплаты пособия.

В целях обеспечения временной занятости населения местные органы власти организуют проведение оплачиваемых общественных работ. Преимущественным правом на участие в этих работах пользуются безработные граждане, не получающие пособия по безработице (стипендии). Следует подчеркнуть, что выполнение таких работ осуществляется на добровольной основе и оформляется заключением срочного трудового договора. Оплата труда производится за фактически выполненные работы, но не ниже гарантийного минимума. На граждан, занятых на общественных работах, распространяется законодательство о труде и социальном страховании, а также право на получение пособия по безработицей

Процесс трудоустройства (в узком смысле) обычно состоит из двух стадий. Первая—это обращение гражданина к полномочным органам за содействием в получении подходящей работы. В результате такого обращения возникает особое правоотношение, по которому гражданин вправе требовать предоставления ему подходящей работы, а в случае ее отсутствия— постановки на учет, направления на профессиональное обучение или выплаты пособия по безработице в соответствии с законодательством: трудоустраивающий орган обязан зарегистрировать такого гражданина, оказать ему содействие в получении подходящей работы или приобретении квалификации, а при невозможности этого—выплатить пособие из государственного фонда занятости по условиям и нормам, установленным в законодательстве.

По своей юридической природе это правоотношение носит частноправовой характер, поскольку органы службы занятости не входят в систему органов государственного управления и не наделяются властными полномочиями по отношению к хозорганам. В этом и проявляется свобода рыночных отношений. Первая стадия трудоустройства завершается выдачей заинтересованному гражданину специального направления на работу или профессиональное обучение.

Вторая стадия трудоустройства—заключение трудового или ученического договора с предприятием (учебным заведением), которое указано в направлении трудоустраивающего органа. Следует подчеркнуть, что заключение договора для трудоустраиваемого гражданина является его правом, а не обязанностью: он может не воспользоваться выданным направлением и заключить договор с другой организацией. Характер работы и ее условия также определяются по соглашению между трудящимся и предприятием (организацией), куда он направлен на работу. Отношения, возникшие между гражданином и предприятием в результате трудоустройства, регулируются нормами трудового права без каких-либо изъятий.

На второй стадии возникает еще одна группа правоотношений—между органом службы занятости и предприятием (учебным заведением) по поводу реализации направлений, выдаваемых гражданам. Природа этих отношений связана с оценкой юридической силы актов органов службы занятости, и их обязательности для хозорганов.

Служба занятости имеет право запрашивать у работодателей информацию о предполагаемом высвобождении работников, а также данные о потребности в рабочей силе, о количестве высвобождаемых, принятых и уволенных работников; направлять работодателям, при наличии у них потребности в рабочей силе, граждан для трудоустройства. В то же время в числе обязанностей службы занятости указано: «Оказывать помощь гражданам в выборе подходящей .работы, в том числе на контрактной основе, а работодателям — в подборе необходимых работников». Приведенные формулировки не оставляют сомнений в том, что направления органов службы занятости носят факультативный характер и для хозорганов, сохраняющих право на отбор нужных работников. Об этом свидетельствует и тот факт, что работодатель имеет право принимать на работу граждан, непосредственно обратившихся на предприятие, на равных основаниях с гражданами, имеющими направление службы занятости (однако в последнем случае он обязан объяснить причины отказа в приеме на работу).

Правда, есть и исключения из этого правила. Закон о занятости предоставляет органы власти право устанавливать для работодателей минимальное количество специальных рабочих мест (квоту) для граждан, требующих особой социальной защиты и испытывающих затруднения в трудоустройстве. Установление таких квот означает обязанность хозорганов замещать определенное количество рабочих мест лицами данной категории.

Рекомендации по квотированию рабочих мест на предприятиях, в учреждениях, организациях для лиц, особо нуждающихся в социальной защите, утв. пост. Минтруда РФ от 6 февраля 1995 г. N 9 (БМТ. 1995. N 3).

Среди категорий населения, для которых квотирование рабочих мест производится в первую очередь, в Рекомендациях названы выпускники общеобразовательных учреждений, учреждений начального и среднего профессионального образования; молодежь из числа сирот и лишенных попечения родителей, а равно лиц, их замещающих; несовершеннолетние, освобожденные из воспитательно-трудовых колоний или закончившие закрытые специальные учебно-воспитательные учреждения; другие лица моложе 18 лет (п. 1.3).

В Рекомендациях Минтруда РФ от 6 февраля 1995 г. указывалось, что квотирование рабочих мест производится на основании договоров, заключаемых органами местного самоуправления с организациями (п. 2.1). В ст. 181 КЗоТ (в ред. Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 182-ФЗ) говорилось, что квоты устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления. В некоторых субъектах РФ приняты законы о квотировании рабочих мест. О таких законах г. Москвы и г. Санкт-Петербурга 1997 г. подробно см. Справочник кадровика. 2000. N 6. С. 19-20; 2001. N 8. С. 83-89.

Трудоустройство граждан в счет установленной квоты производится работодателем по направлению территориальных органов государственной службы занятости населения, органов по труду, органов управления образованием, органов по делам молодежи, комиссий по делам несовершеннолетних, а также общественных организаций инвалидов либо самостоятельно из числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.

В течение срока действия договора о квотировании увольнение работников, трудоустроенных в счет квоты, по инициативе работодателя осуществляется при обязательном уведомлении центра занятости, направившего их на данные рабочие места (п. 2.5 Рекомендаций от 6 февраля 1995 г.).

Отказать несовершеннолетнему в приеме на работу в счет квоты работодатель может в том случае, если медицинский осмотр показал, что работа противопоказана данному лицу по состоянию здоровья или если он отказался от предварительного (при поступлении на работу) медосмотра (ст. 272 ТК РФ).

Традиционная форма планового обеспечения работой по специальности молодых рабочих и молодых специалистов, оканчивающих соответствующие учебные заведения, в настоящее время фактически упразднена. Содействие в трудоустройстве по специальности и квалификации выпускникам учебных заведений, на которых заявки поданы не были и которым организациями было отказано в приеме на работу в соответствии с ранее поданными ими заявками, оказывается органами службы занятости.

На обеспечение занятости выпускников образовательных учреждений направлена целевая контрактная подготовка специалистов с высшим и средним профессиональным образованием; она является средством удовлетворения потребностей в высококвалифицированных кадрах организаций, в первую очередь тех, финансирование которых осуществляется за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ (см. Положение о целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием, утв. постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1995 г. N 942 - СЗ РФ. 1995. N 39. Ст. 3777).

Контингент обучающихся в рамках целевой контрактной подготовки специалистов формируется на добровольной основе из числа лиц, обучающихся за счет средств федерального бюджета, путем заключения контрактов между студентом и учебным заведением (п. 3 Положения от 19 сентября 1995 г.).

Целевая контрактная подготовка специалистов реализуется на основе заключения студентом контракта на срок до трех лет с конкретным работодателем по предложению, которое делается руководителем учебного заведения не позднее чем за 3 месяца до окончания студентом учебного заведения. Обязательства сторон, в том числе формы взаимной ответственности, определяются контрактом. Предлагаемая студенту работа (должность) должна соответствовать уровню и профилю его профессионального образования (п. 4 Положения от 19 сентября 1995 г.).

Постановлением Минтруда России и Государственного комитета РФ по высшему образованию от 27 декабря 1995 г. утв. Формы типовых контрактов между студентом и учебным заведением высшего (среднего) профессионального образования, студентом и работодателем, заключаемых в рамках целевой контрактной подготовки специалистов с высшим и средним профессиональным образованием (БНА. 1996. N 5).

Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 22 декабря 1992 г. N 16 установил, что непосредственно в судах разрешаются споры о приеме на работу выпускников общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, а также лиц моложе 18 лет, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, направляемых органами государственной службы занятости в порядке трудоустройства в счет квоты, устанавливаемой органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления; выпускников образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, заключивших с работодателем договор (контракт) об обеспечении их по окончании обучения работой по полученной специальности, а также направленных на работу на основании договоров о подготовке молодых специалистов, заключаемых между работодателями и указанными выше учреждениями профессионального образования.

В соответствии со ст. 25 Закона о занятости населения в случае отказа в приеме на работу ранее заявленных выпускников высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений организации производят целевые финансовые отчисления в фонд занятости в размере среднего заработка работника данной категории за год.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.68.118 (0.01 с.)