Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие и формы занятости населения
Основные принципы правового регулирования труда — это главные положения сути действующего трудового законодательства, которые в то же время указывают и направления дальнейшего развития этого законодательства. В их содержании отражаются не только субъективные соответствующие трудовые права и трудовые обязанности (в данном случае свобода труда и право на труд), но их юридические гарантии. И абсолютное большинство норм трудового законодательства являются юридическими гарантиями соответствующих трудовых прав и трудовых обязанностей. Гарантиями трудовых прав называются условия, средства и способы обеспечения реального осуществления (реализации) и защиты этих прав. По содержанию гарантии делятся на социально-экономические, юридические и организационные. В отношении экономических гарантий следует добавить, что они определяются и состоянием экономики страны, уровнем развития производства, ростом рабочих мест, а также и уровнем наличия безработицы в стране, которая пока не сокращается, а, наоборот, с каждым годом возрастает. Обеспечение занятости — это комплекс социально-экономических, юридических и организационных гарантий, способствующих борьбе с безработицей, реализации всеми желающими своего права на труд, помощь нуждающимся в содействии в подыскании подходящей работы и трудоустройстве. В Законе РФ от 19 апреля 1991 г. "О занятости населения в Российской Федерации" с изменениями и дополнениями от 15 июля 1992 г. (в дальнейшем — Закон РФ о занятости, который используется в новой его редакции от 20 апреля 1996 г.), гарантии реализации права на труд являются одновременно и гарантиями занятости. Закон РФ о занятости закрепил в ст. 5 основные принципы государственной политики в области содействия занятости и среди них такие, как: а) обеспечение равных возможностей всем гражданам России независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости; б) развитие трудовых ресурсов; в) предупреждение массовой и сокращении длительной (более одного года) безработицы; г) поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
д) обеспечение социальной защиты в области занятости, создание специальных мер в этом для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, т. е. помощь особо нуждающимся в трудоустройстве; е) сочетание местных мер с централизованными в области занятости; ж) поощрение работодателей, создающих новые рабочие места и другие принципы, т. е. главные направления государственной политики в области занятости. Занятость — это деятельность граждан, не противоречащая законодательству, приносящая им заработок (трудовой доход). Она означает, что гражданин фактически реализует свободу выбора вида занятости и свое право на труд. Занятыми считаются граждане (ст. 2 Закона РФ о занятости): 1) работающие по трудовому договору, имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая временные, сезонные работы; 2) самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе индивидуально-трудовой деятельностью (включая фермеров, писателей и др.), предприниматели, а также члены производственных кооперативов; 3) избранные, утвержденные или назначенные на оплачиваемую должность; 4) военнослужащие любых родов войск, служащие в органах внутренних дел; 5) трудоспособные учащиеся любых очных учебных заведений, включая обучение по направлению органа занятости; 6) временно отсутствующие на работе (отпуск, болезнь, переподготовка и т. п.); 7) выполняющие работы по гражданско-правовым договорам (договорам подряда). Как видно из указанного, существуют различные виды занятости, и понятие "занятые граждане" значительно шире понятия "работники", поскольку последние лишь один из видов занятости, хотя и самый многочисленный. Свобода выбора вида занятости, в том числе работы с различными режимами труда (неполным рабочим временем, вахтовым методом и т. п.) означает, что гражданин, постоянно проживающий на территории Российской Федерации, свободно распоряжается своей способностью к производительному и творческому труду. Никто за него делать это не имеет права. Он свободно по своему волеизъявлению выбирает любой из видов занятости; производительный труд или творческий, военная служба или индивидуальная трудовая деятельность, или учеба для подготовки к труду и т. д.
Поскольку принуждение к труду запрещено, то незанятость гражданина не может служить основанием для правовой ответственности. Реализовать свое право на труд в каком-либо виде занятости или не реализовывать его вообще решает свободно только сам гражданин. Помимо определения самого понятия занятости в законе приводится перечень занятых граждан, являющийся исчерпывающим. За его пределами оказываются граждане, отвечающие признакам занятости, выполняющие полезные для общества функции, но не приносящие доход. Имеются в виду женщины, занимающиеся домашним хозяйством; матери, воспитывающие детей; лица, занятые уходом за больными членами семья, благотворительной деятельностью и некоторые другие. «Занятому» населению противостоит «незанятое»: несовершеннолетние граждане; неработающие пенсионеры и инвалиды труда и войны; трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, не занятые никакой общественно полезной деятельностью. Последняя категория населения объединяет как лиц, способных к труду, но не желающих трудиться и живущих за чужой счет (бомжи, наркоманы, алкоголики, и т. п.), так и граждан, ранее работавших и высвобожденных из производства или прошедших обучение и ищущих работу. К первой категории граждан в нашем законодательстве выражалось негативное отношение: они рассматривалиськакпаразитические элементы, уклоняющиеся от всеобщей обязанности трудиться, и к ним применялись меры административного воздействия, а при определенных обстоятельствах они привлекались и к уголовной ответственности. Действующее законодательство, провозгласившее свободу личности и возможность совершать все, что не запрещено законом, проявляет безразличие в этой прослойке трудоспособных граждан. Между тем именно эта категория лиц является основной питательной средой преступности, резко подскочившей в последние годы и серьезно угрожающей нравственным устоям общества. Ко второй категории относятся безработные, по различным основаниям прекратившие трудовые отношения или не установившие их после обучения. Численность безработных в нашей стране неуклонно растет, а возможности их трудоустройства падают. Это одна из крупных социальных проблем, порожденных переходом к рынку. Достаточно сказать, что развитые страны с рыночной экономикой расходуют на программы сокращения безработицы до 5,5% валового национального продукта. У нас же до сих пор нет четкой концепции занятости, которая бы позволила вести точный учет вакантных мест и незанятых людей и тем самым упреждать безработицу. Таким образом, правовое регулирование занятости осуществляется по следующим направлениям: 1) закрепление принципов государственной политики в области занятости, включая свободу передвижения граждан в целях поиска работы как по территории страны, так и за ее пределами 2) установление мер социальной защиты незанятого населения, определение правового статуса безработного, включая выплату пособия безработным и оказание материальной помощи их семьям; 3) формирование государственных и общественных структур, призванных обеспечить реализацию государственной политики в области занятости, законодательное закрепление их компетенции, нормативное регулирование их взаимоотношений с гражданами и хозорганами; стимулирование создания дополнительных рабочих мест в целях ослабления безработицы (налоговые льготы, государственные дотации и т. п.); 4) установление гарантий реализации права на труд и трудоустройство, определение прав и обязанностей участников процесса трудоустройства, установление мер юридической ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.150.175 (0.006 с.) |