Особенности трудоустройства отдельных категорий граждан



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности трудоустройства отдельных категорий граждан



Как видно из ст. 272 ТК, особенности трудоустройства несовершеннолетних не исчерпываются сказанным ТК РФ, их можно найти в иных федеральных законах и в коллективных договорах, соглашениях.

Особенности трудоустройства лиц в возрасте до 18 лет определяются прежде всего Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» (СЗ РФ 1996. №17. Ст. 1915), Законом РФ «Об образовании» и другими законами.

В Трудовом кодексе к особенностям трудоустройства несовершеннолетних относится сказанное в ст. 63. Установление в ст. 63 ТК возраста, с которого допускается заключение трудового договора в 16 лет, больше соответствует ст. 3 Закона о занятости населения (место опубликования см. в § 5 комментария к ст. 178 ТК), чем определение 15-летнего возраста, который ранее был указан в ст. 173 КЗоТ: лица, не достигшие 16 лет, не могут быть признаны безработными.

Возможность принятия на работу с 15 лет лиц, получивших основное общее образование либо оставивших в соответствии с Федеральным законом общеобразовательное учреждение, согласуется с правилами, установленными Законом РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" с изменениями и дополнениями (СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 150; 1997. N 47. Ст. 5341; 2000. N 30. Ст. 3120; N 33. Ст. 3348).

В соответствии с п. 4 ст. 19 указанного Закона требование обязательности основного общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им 15-летнего возраста, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее. Представляется, что если лицо, достигшее 15 лет, прекратило учебу, оно одновременно приобрело трудовую праводееспособность.

В ч. 3 ст. 63 ТК предусматривается возможность заключения трудового договора (с согласия одного из родителей, опекуна, попечителя и органа опеки и попечительства) с учащимся, достигшим возраста 14 лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и не нарушающего процесса обучения. Можно заметить определенную нестыковку данного положения со ст. 19 Закона "Об образовании". В п. 6 ст. 19 Закона сказано, что по взаимному согласию родителей (или лиц, их заменяющих) и местного органа управления образованием обучающийся, достигший 14-летнего возраста, может оставить образовательное учреждение до получения им основного общего образования. В связи с этим, по нашему мнению, лицо, достигшее 14-летнего возраста, коль скоро оно оставило образовательное учреждение до получения им основного общего образования в порядке, предусмотренном п. 6 ст. 19 Закона "Об образовании", может быть принято на работу, как и лицо 15-летнего возраста. Важно только, чтобы предлагаемая работа соответствовала возрасту претендента и состоянию его здоровья.

Статья 63 ТК дает разрешение на заключение трудового договора с лицами, не достигшими 14 лет (конечно, с согласия одного из родителей, опекуна, попечителя, органа опеки и попечительства), для участия в создании и (или) исполнении произведений в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках с условием, что эта работа не должна принести вред здоровью и нравственному развитию. С применением ч. 3 ст. 63 ТК, где это указано, несомненно, возникает много вопросов. Например, значит ли написанное в ч. 3 ст. 63, что с 5-6-летним ребенком, приглашенным сниматься в фильме, следует заключить трудовой договор? Разве можно от ребенка, как стороны трудового договора, требовать выполнения обязанностей работника в соответствии со ст. 21 ТК? Практика идет по пути заключения договоров гражданско-правового характера с родителями детей.

О том, какое внимание должно уделяться трудоустройству несовершеннолетних, говорится в Законе РФ "О занятости населения в Российской Федерации". В частности, в ст. 5 данного Закона сказано, что молодежь в возрасте до 18 лет относится к категории особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы; в ст. 9 - о предоставлении им бесплатной консультации и бесплатном получении информации в органах службы занятости в целях выбора профессии и возможности получить профессиональное обучение; в ст. 13 - о разработке целевых программ содействия занятости; в ст. 23 - о профессиональной подготовке, повышении квалификации и переподготовке безработных несовершеннолетних граждан в образовательных учреждениях профессионального и дополнительного образования, учебных центрах органов службы занятости или иных образовательных учреждениях, образовательных подразделениях организаций или в иных учебных заведениях в соответствии с заключаемыми органами службы занятости договорами; в ст. 29 - о стипендиях в период обучения и т. д.

Несовершеннолетние часто нуждаются в психолого-профориентационной помощи. На значение профессиональной ориентации для молодежи в деле приобщения их к труду особо указывала Рекомендация МОТ 1975 г. о развитии людских ресурсов (см.: Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией Труда. 1957-1990. Т. 2. Международное Бюро Труда. Женева. 1991. С. 1755). Профессиональная ориентация и подготовка означают, что они должны быть направлены на определение и развитие способностей человека к продуктивной и удовлетворяющей его трудовой жизни и, вместе с различными формами образования, на развитие способности отдельного лица сознавать и, индивидуально или коллективно, оказывать влияние на условия труда и социальную среду.

Положение о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации утв. постановлением Минтруда России от 27 сентября 1996 г. (БМТ. 1996. N 11).

Органы государственной службы занятости особое внимание должны уделять профориентации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 14 до 18 лет, а также обеспечивать диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья. Порядок работы территориальных органов Минтруда России по вопросам занятости населения с такой молодежью утв. пост. Минтруда России от 10 февраля 1998 г. N 5 (БМТ. 1998. N 6).

В 1970 г. МОТ приняла Рекомендацию N 136 о специальных программах для молодежи, которые дали бы возможность молодежи участвовать в деятельности по экономическому и социальному развитию страны, получить образование, квалификацию и опыт, помочь включиться в жизнь общества. Специальные программы должны разрабатываться в рамках национальных планов развития, увязываться с планами и программами в области людских ресурсов, направленными на осуществление полной и продуктивной занятости, а также с регулярными программами образования и обучения молодежи.

О том, что необходимо принимать специальные меры в интересах молодежи, говорит и Рекомендация МОТ 1984 г. о политике в области занятости (дополнительные положения). В ней, в частности, идет речь о поощрении государственных и частных учреждений и предприятий, занимающихся наймом и профессиональным обучением молодежи с помощью методов, соответствующих национальным условиям и практике; о повышении качества профессиональной подготовки; содействии изучению перспектив занятости как основы рациональной политики в области профессиональной подготовки (см.: Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией Труда. С. 1613, 2047).

В России в целях расширения возможностей трудоустройства безработной молодежи и приобретения ею профессиональных знаний, умений и навыков Федеральной службой занятости России еще в 1994 г. было разработано и утверждено Положение об организации временной занятости безработной молодежи - "Молодежная практика". Она используется и в настоящее время.

"Молодежная практика" организуется и проводится в организациях независимо от форм собственности на договорной основе с работодателями. Договором должно предусматриваться: количество принимаемых на работу граждан; перечень профессий (специальностей), по которым работодатель принимает безработную молодежь; обязательство обеспечить получение ею профессиональных знаний, умений и навыков в соответствии с квалификационными характеристиками профессий рабочих, должностей служащих, имеющимися в соответствующих справочниках (например, в ЕТКС); составление работодателем индивидуального учебного плана для конкретного лица на основе примерной образовательной программы для подготовки кадров на производстве.

Решение о приеме безработного гражданина на конкретное ученическое место в рамках заключенного с органами службы занятости договора принимает работодатель. Он заполняет отрывной талон рекомендательного письма, с которым приходит к нему безработный, и направляет его в службу занятости. Копию приказа о зачислении безработного на ученическое рабочее место работодатель также должен представить в орган службы занятости (не позднее трех дней со дня приема на работу) вместе с копией учебного плана. С даты приема на работу гражданин снимается с учета в органе службы занятости.

По истечении срока договора работодатель высылает в орган службы занятости копию приказа о приеме гражданина по трудовому договору или копию приказа об увольнении его. Гражданин, который по окончании "Молодежной практики" не будет трудоустроен на постоянное (временное) место работы в данной организации или в другой организации, может быть вновь признан безработным в установленном законодательством порядке.

Выделение средств для частичной компенсации расходов по заработной плате гражданина, принятого на ученическое рабочее место в рамках "Молодежной практики", осуществляется из средств бюджетов региональных служб занятости.

Трудоустройство инвалидов.

Конституционное право на труд распространяется и на граждан, по тем или иным причинам утративших трудоспособность и признанных компетентными органами ограниченно трудоспособными. Одной из гарантий этого права служит система мероприятий по трудоустройству и материально-бытовому обеспечению инвалидов Отечественной и афганской войны, инвалидов труда и членов семей, потерявших кормильца. Она предусматривает: установление брони приема на работу инвалидов (независимо от причины инвалидности); утверждение перечня профессий и должностей, подлежащих преимущественному замещению инвалидами; организацию обучения инвалидов новым профессиям (специальностям) и др.

Для лиц, нуждающихся в повышенной социальной защищенности (инвалидов и др.), законодательство может устанавливать квоты (т.е. часть, норму от общей численности работников) для приема на работу. Так, Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4563) установлена квота для приема инвалидов (не менее 3% к среднесписочной численности работников любых организаций, где работают более 30 человек).

В развитие названного Федерального закона соответствующие акты приняты субъектами Федерации. Таков, например, Закон Московской области от 20 июля 1999 г. "О квотировании рабочих мест для инвалидов и молодежи в Московской области". Он предусматривает, что обязательное квотирование рабочих мест вводится для трудоустройства инвалидов, имеющих рекомендации к труду; для трудоустройства молодежи (выпускников общеобразовательных учреждений, образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, а также лиц моложе 18 лет, особо нуждающихся в социальной защите: сироты, выпускники детских домов, дети, оставшиеся без попечения родителей, несовершеннолетние, освобожденные из воспитательно-трудовых колоний, вернувшиеся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа).

Квота устанавливается:

для трудоустройства инвалидов - организациям, численность работников в которых составляет 30 человек и более;

для трудоустройства молодежи - организациям, численность работников в которых составляет 50 человек и более.

Размер квоты устанавливается:

а) для трудоустройства инвалидов - 3% от среднесписочной численности работников (но не менее 1 рабочего места);

б) для трудоустройства молодежи в организациях с численностью от 50 до 100 человек - 1 рабочее место, свыше 100 человек - 1% от численности работников.

Таким образом, в указанных случаях трудовые отношения возникают на основании акта направления уполномоченными органами соответствующих лиц на работу и заключения с этими лицами трудового договора.

Трудовое устройство и организация обучения инвалидов возложены на органы социальной защиты. Они же организуют специальные производства, цехи и участки, предназначенные для применения труда инвалидов, обеспечивают изучение состава и учет желающих поступить на работу, принимают меры к использованию их труда в качестве надомников, силами специальных социальных работников оказывают им помощь в быту. Органы социального обеспечения осуществляют также контроль за рациональным использованием труда инвалидов, для чего проводят периодические освидетельствования, изучают их производственные условия и принимают другие меры, направленные на охрану их труда и восстановление трудоспособности.

Специфика этого вида трудоустройства заключается в том, что: а) предоставляемая инвалидами работа и условия их труда должны соответствовать рекомендациям ВТЭК; б) предприятия обязаны создавать для них облегченные условия труда и предоставлять дополнительные льготы, предусмотренные законодательством (уменьшать нормы выработки; сокращать продолжительность рабочего дня (для инвалидов 1 и II группы— до 6 часов); удлинять продолжительность ежегодного отпуска, предоставлять инвалидам 1 и II групп по их желанию отпуск без сохранения содержания продолжительностью до 2 месяцев и др. Чтобы заинтересовать предприятия в приеме на работу инвалидов, им устанавливаются налоговые льготы и льготный порядок исчисления среднесписочной численности работников (без учета инвалидов).

Трудоустройство лиц, освобожденных от уголовного наказания или из мест лишения свободы. Систематический, организованный труд—наиболее эффективное средство воспитания и перевоспитания. Поэтому законодательство предусматривает трудоустройство лиц, освобожденных от уголовного наказания. Эти функции возлагаются на местную администрацию городов и районов (практически—на местные органы службы занятости), которые обязаны оказать им содействие в получении работы с учетом профессионального опыта и личных пожеланий. Это правило распространяется и на лиц, освобожденных от уголовного наказания по амнистии. В соответствии с законом их трудовое и бытовое устройство должны быть завершены не позднее 15-дневного срока со дня прибытия к месту жительства. В таком же порядке трудоустраиваются подростки, условно осужденные или досрочно освобожденные от отбывания наказания, а также отбывшие наказание в воспитательно-трудовых колониях для несовершеннолетних.

При местных органах власти создаются наблюдательные комиссии, которые призваны также оказывать содействие в трудоустройстве лицам, освобожденным из мест лишения свободы, а также осужденным к наказанию в виде ссылки или высылки. Комиссии могут давать направления на работу, которые носят характер рекомендаций: их реализация зависит от волеизъявления трудоустраиваемого и предприятия, куда он направлен. Однако наблюдательные комиссии имеют право проверять обоснованность отказов в приеме на работу и тем самым добиваться исполнения своих рекомендаций.

Трудоустройство высвобождаемых работников. В соответствии со ст. 178 ТК РФ правило о сохранении за работником среднего заработка в период поиска работы осталось без изменения для лиц, уволенных в связи с сокращением численности или штата работников. А вот для лиц, уволенных в связи с ликвидацией работодателя, порядок выплаты среднего заработка в такой период несколько изменился: ранее им достаточно было для получения заработка и за первые два, и за третий месяц представить паспорт и трудовую книжку, подтверждающую, что на работе они нигде не состоят. Теперь и им надо действовать так же, как и уволенным по сокращению численности или штата работников. Это значит, что за теми, кто уволен и по п. 1 ст. 81, и по п. 2 ст. 81 ТК, сохраняется месячный средний заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия). Средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца:

а) по решению органа службы занятости;

б) при условии, что работник в течение двух недель со дня увольнения обратился в органы службы занятости и не был ими трудоустроен.

Эти условия были сформулированы еще в ст. 40.3 КЗоТ. В связи с этим можно говорить, что сложилась определенная практика по данному вопросу.

Решение органа службы занятости населения выражается в том, что он выдает справку о своевременности обращения уволенного работника к ним с целью поиска работы, что работник был в установленном законом порядке признан безработным и что за истекший период ему не смогли подыскать подходящую работу. Понятие "подходящая работа" для безработных граждан дано в ст. 4 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации", который действует в ред. Федерального закона от 20 апреля 1996 г. с последующими изменениями и дополнениями (СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1915). Другого механизма вынесения решения органа службы занятости о выплате безработному заработка за третий месяц ни в одном из нормативных правовых актов не обозначено.

Течение двухнедельного срока начинается на следующий день после календарной даты, которой определено окончание трудовых отношений. В двухнедельный срок включаются и нерабочие дни (см. ст. 14 ТК).

В ч. 2 ст. 178 ТК, как и в ч. 1 ст. 40.3 КЗоТ, говорится о выплате среднего заработка за третий месяц в порядке исключения (в Трудовом кодексе - в исключительных случаях). На деле же получается, что органы службы занятости соответствующие справки выдают всем, кому не в состоянии подобрать подходящую работу, а организация, получая такую справку, выплачивает средний заработок, не оспаривая ее выдачу.

О единовременной выплате среднего заработка сразу за три месяца говорится в ст. 181 ТК.

Гражданам, уволенным из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением штата или численности работников и признанным в установленном порядке безработными, но не трудоустроенными в период, когда по последнему месту работы сохраняется средняя заработная плата (с учетом выходного пособия), пособие по безработице выплачивается начиная с первого дня по истечении указанного периода (ст. 31, п. 4 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации").

Более длительные сроки сохранения средней заработной платы в период трудоустройства предусмотрены в ст. 318 ТК для работающих в северных регионах страны и в ст. 375 ТК для освобожденных профсоюзных работников.

Правило, касающееся профсоюзных работников, представлено в ст. 375 ТК в более точном виде, нежели в ст. 235 КЗоТ. Теперь четко указано, где может получить выборный профсоюзный работник полагающуюся среднюю заработную плату при непредоставлении ему после окончания срока полномочий прежней или равноценной работы. При реорганизации той организации, где он трудился, средний заработок на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, выплачивает правопреемник, при ликвидации организации - общероссийский (межрегиональный) профессиональный союз. В случае учебы или переквалификации такого профсоюзного работника средний заработок сохраняется на срок до одного года.

За работниками предприятий и (или) объектов, других юридических лиц, расположенных в закрытых административно-территориальных образованиях, при высвобождении в связи с осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, ликвидацией предприятий (объектов) сохраняются на период трудоустройства, но не более чем на шесть месяцев средняя заработная плата с учетом месячного выходного пособия (п. 4 ст. 7 Закона РФ от 14 июля 1992 г. N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" с изменениями и дополнениями - Ведомости РФ. 1992. N 33. Ст. 1915).

При поступлении на работу лица, которому полагается средний заработок, он выплачивается работнику за фактическое количество дней нетрудоустройства с зачетом выходного пособия.

Иная ситуация с высвобожденными государственными служащими. При увольнении в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением штата государственному служащему средний заработок по ранее занимаемой должности выплачивается в течение трех месяцев (без зачета выходного пособия) независимо от того, когда он поступил на другую работу. Указанная выплата должна производиться, в частности, и в том случае, если государственный служащий поступил (был принят) на другую работу до истечения трех месяцев (см. ст. 16 Федерального закона от 5 июля 1995 г. (31 июля 1995 г.) N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" с изменениями и дополнениями - СЗ РФ. 1995. N 31. Ст. 2990; определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 2 апреля 1999 г. - БВС РФ. 1999. N 8. С. 13).

Работникам воинских частей, высвобождаемым в связи с выводом войск с территории государств - бывших союзных республик СССР и других государств на территорию РФ, при передислокации воинских частей на территории РФ в другую местность, средняя заработная плата за второй и третий месяцы периода трудоустройства выплачивается одновременно с выплатой выходного пособия при их увольнении (п. 2 Указа Президента РФ от 7 сентября 1992 г. N 1056 в ред. Указа от 5 августа 1995 г. N 819 - СЗ РФ. 1992. N 37. Ст. 2130; СЗ РФ. 1995. N 32. Ст. 3292).

Ушедшему или удаленному в отставку судье выходное пособие выплачивается из расчета месячной заработной платы по последней должности за каждый полный год работы судьей, но не менее 6-кратного размера месячной заработной платы по оставляемой должности. При этом судье, ранее уходившему или удалявшемуся в отставку, учитывается лишь время работы судьей, прошедшее с момента прекращения последней отставки (ст. 15 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" с изменениями и дополнениями (Ведомости РФ. 1992. N 30. Ст. 1792).

Пособия по безработице

Потеря работы для трудоспособного человека по существу означает лишение средств существования его самого и нетрудоспособных членов семьи. Поэтому государство вынуждено брать на себя часть расходов, связанных с содержанием безработных и членов их семей.

Гражданам, уволенным из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением штата или численности работников и признанным в установленном порядке безработными, но не трудоустроенными в период, когда по последнему месту работы сохраняется средняя заработная плата (с учетом выходного пособия), пособие по безработице выплачивается начиная с первого дня по истечении указанного периода (ст. 31, п. 4 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации").

По нашему законодательству пособие безработным гражданам, уволенным по любым основаниям, устанавливается в процентном отношении к среднему заработку, исчисленному за 2 последних месяца по последнему месту работы. Во всех иных случаях, в том числе гражданам, ищущим работу впервые, пособие выплачивается в размере минимальной оплаты труда. При наличии у безработного нетрудоспособных иждивенцев размер пособия увеличивается на 10% на каждого иждивенца, но максимальный размер его не может превышать среднего заработка по последнему месту работы.

Пособие по безработице назначается гражданам, которые признаны в установленном порядке безработными. Период выплаты пособия не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев. По истечении установленного периода, а также в случае трудоустройства безработного или прохождения обучения по направлению службы занятости выплата пособия прекращается. В случае непредоставления подходящей работы по истечении этого срока гражданин имеет преимущественное право на получение иной профессии или участие в оплачиваемых общественных работах вплоть до его трудоустройства.

Профессиональная подготовка, повышение квалификации и переподготовка незанятого населения могут осуществляться по направлению службы занятости в случаях, если: невозможно подобрать подходящую работу; необходимо изменить профессию (квалификацию) в связи с отсутствием работы; гражданином утрачена способность к выполнению работы по прежней специальности; гражданин желает получить другую профессию. Обучение проводится в учебных центрах службы занятости или в иных учебных заведениях в соответствии с заключаемыми службой занятости договорами.

На период профессиональной подготовки (переподготовки) граждан им выплачивается стипендия, размер которой зависит от среднемесячного заработка по последнему месту работы и трудового стажа, но не ниже минимальной оплаты труда (или пособия по безработице) и не выше среднего заработка в регионе. При наличии иждивенцев размер стипендии повышается на 10% (на каждого иждивенца), но не может превышать среднего заработка по последнему месту работы. В случаях неуспеваемости или нерегулярного посещения занятий размер стипендии может быть уменьшен, или её выплата может быть приостановлена.

Организация общественных работ возлагается на местные советы народных депутатов (при участии службы занятости). К ним обычно относятся виды работ, которые не требуют специальной подготовки. Так, в примерном перечне работ, утвержденном президиумом Петербургского горсовета, значатся: благоустройство территории города, оказание помощи строительным организациям, сельскохозяйственные работы, уход за больными, престарелыми, инвалидами, бытовое обслуживание населения и др. Финансирование общественных работ производится организациями, для которых они выполняются, а также за счет местного бюджета и фонда занятости. Оплата труда производится за фактически выполненные работы, но не ниже установленного законом уровня, и, кроме того, сохраняется право на получение пособия по безработице.

По условиям выплаты пособий безработные могут быть разделены на 3 категории. Первую категорию составляют граждане, потерявшие работу и заработок (уволенные по любым основаниям),—пособие им выплачивается в случае, если они в течение 12 месяцев, предшествующих началу безработицы, имели оплачиваемую работу (доход) не менее 12 календарных недель.. По нашему мнению, началом безработицы в этом смысле следует понимать календарный день, последовавший после дня увольнения, а под «доходом»—любую оплачиваемую работу, независимо от юридических оснований ее выполнения, в том числе работу по договорам подряда и поручения. Для этой категории безработных размер пособия зависит не только от размера среднего месячного заработка по последнему месту работы, но и от продолжительности пребывания в качестве безработного. Чтобы заинтересовать безработного в самостоятельном поиске работы, размер его пособия по мере удлинения сроков выплаты уменьшается.

К «иным категориям» (вторая группа) относятся граждане, ищущие работу впервые или возобновляющие трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также уволенные граждане, не имевшие 12 недель оплачиваемой работы в течение года перед безработицей. Им выплачивается пособие в размере минимальной месячной заработной платы.

Наконец, третью категорию составляют трудоспособные безработные, имеющие общий трудовой стаж, который дает им право на пенсию по старости (25 лет для мужчин, 20 лет для женщин), в том числе пенсию на льготных условиях. Для этой категории продолжительность периода выплаты пособия увеличивается на 2 календарные недели (сверх установленных 12 месяцев) за каждый год работы, превышающий требуемый стаж. К этой категории примыкают также граждане предпенсионного возраста. Они имеют право по предложению службы занятости на досрочный (не ранее чем за 2 года) выход на пенсию или удлинение срока выплаты пособия до 24 месяцев.

Органам государственной службы занятости населения предоставлено право оплачивать период временной нетрудоспособности гражданам, потерявшим работу и заработок (доход) и признанным безработными, в размере установленного для данной категории граждан пособия по безработице, исходя из фактического количества дней временной нетрудоспособности, но не свыше 30 календарных дней.

Законодательством республик в составе РФ и местным органам власти предоставлено право устанавливать и более продолжительные сроки выплаты пособий или предусматривать условия продления их выплаты за счет средств соответствующих бюджетов.

В условиях массовой безработицы и нестабильности экономики возможны ситуации, когда срок выплаты пособия истек, а подходящей работы не найдено. Для этих случаев законодательство предусматривает возможность оказания материальной и иной помощи безработным и членам их семей (иждивенцам), включая дотации за пользование жильем, коммунальными услугами, общественным транспортом, услугами здравоохранения и общественного питания. Порядок и условия оказания помощи определяются законодательством, решениями местных органов власти, коллективными договорами и иными соглашениями.

ГЛАВА 6. ТРУДОВОЙ ДОГОВОР

Понятие трудового договора

В трудовом праве свобода труда трансформируется в свободу трудового договора.

Трудовой договор является одним из главных оснований возникновения трудовых отношений между работодателем и работником. При этом следует иметь в виду, что принцип свободы трудового договора лежит в основе не только его добровольного заключения, но и дальнейшего существовании трудовых отношений.

В соответствии со ст. 56 ТК РФ:

«Трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Сторонами трудового договора являются работодатель и работник».

В последние годы договор (контракт) с отдельными категориями работников трансформирован из трудовых в гражданско-правовые отношения. Например, в настоящее время, отношения с руководителями федеральных государственных предприятий регулируются на основе контрактов, которые заключаются в соответствии с гражданским законодательством РФ, а также для труппы артистов Большого академического театра России. На таких же условиях заключаются контракты с труппой артистов Мариинского академического театра.

Сама по себе идея контракта не только имеет право на жизнь, но и вполне плодотворна. Вот только для всех ли категорий работников? Ведь контракт — средство привлечения наиболее ценных для предприятия кадров, способ их селекции. Поэтому вряд ли целесообразно заключать контракты (срочные трудовые договоры) с рядовыми работниками, выполняющими традиционные функции. Тем более что для расторжения договора с работником по инициативе администрации форма и срок такого договора не имеют значения. Наибольшей притягательностью в контракте для большинства нанимателей как раз и обладают его срок и возможность после окончания контракта расстаться с работником без объяснения причин. Так что если и сохранять возможность заключения срочного трудового договора (контракта) с какими-то категориями работников, то необходимо при этом обеспечить им существенные гарантии в реализации их трудовых прав.

При заключении контракта сохраняется традиционная схема трудового договора, который заключают две стороны — наниматель (работодатель) и нанимающийся (работник). В то же время контракт, как правило, выходит за пределы собственно трудовых отношений и включает большой блок норм, регулирующих отношения, тесно связанные с трудом, но не относящихся к трудовому праву (в том числе, например, по широкому кругу социально-бытовых вопросов) и соответственно входящих в другие отрасли законодательства. Поэтому "цивилизованный" контракт всегда будет комплексным документом, регулирующим широкий спектр отношений, возникающих между собственником (или его законным представителем, заключающим контракт) и работником.

Если же при этом говорить о такой специфической и ключевой фигуре на предприятии, как руководитель, то, приглашая его на работу, предъявляя самые высокие требования, собственник должен учитывать мотивацию этой специфической категории наемных работников, гарантировать ему достаточно высокий уровень качества жизни, высокую степень самостоятельности в сфере управления, возможность действовать в условиях определенного предпринимательского риска. Это в то же время предполагает необходимость осуществления определенного контроля со стороны собственника и наличие ответственности (в том числе и юридической) обеих сторон контракта.

Трудовой договор определяет правовое положение гражданина как участника определенной кооперации труда в качестве работника данного трудового коллектива. Только с заключением трудового договора (контракта) гражданин становится членом данного трудового коллектива и подчиняется его внутреннему трудовому распорядку, режиму труда.

Таким образом, установление правовой связи между работодателем и работником есть основная функция трудового договора как юридического факта, порождающего трудовое отношение. Сущность этого юридического факта состоит в том, что он основывается на добровольном и взаимном волеизъявлении сторон, а объектом соглашения выступает товар особого рода—рабочая сила как совокупность физических и духовных способностей человека. В силу того, что этот товар неотделим от личности, он не переходит в собственность покупателя, а передается ему во временное пользование. Поэтому с точки зрения юридической природы трудовой договор есть соглашение о найме труда, хотя социально-экономическая сущность его состоит в купле-продаже рабочей силы.

Трудовой договор служит также правовой формой организации труда на предприятиях, в учреждениях, хозяйствах. С учетом волеизъявления работников осуществляется расстановка рабочей силы на производстве, определяется трудовая функция работников, вносятся изменения в распределение трудовых обязанностей персонала. Всемерный учет личного волеизъявления и интересов работников, развитие творческой инициативы в труде — важный фактор рациональной организации труда.

Однако функции трудового договора не ограничиваются установлением правовой связи, — он служит юридической базой для дальнейшего существования и развития трудовых отношений. Изменение условий трудового договора влечет изменение в содержании прав и обязанностей его участников; расторжение трудового договора означает и прекращение трудового правоотношения. Поэтому точное соблюдение сторонами договорных обязательств — необходимое условие стабильности трудовых коллективов и укрепления дисциплины труда.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.68.118 (0.019 с.)