Профсоюзные органы как субъекты трудового права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профсоюзные органы как субъекты трудового права



Профсоюз представляет собой добровольную независимую общественную организацию, объединяющую трудящихся, связанных общими интересами по роду их деятельности как в производственной, так и в непроизводственной сферах. Главной задачей профсоюзов является защита прав и законных интересов трудящихся.

В современном праве России профсоюзы рассматриваются в качестве специфических субъектов правовой деятельности. Правовое положение профсоюзов определено законодательством. Конституция Российской Федерации и другие законодательные акты устанавливают общую право- и дееспособность профсоюзов, основные права и обязанности, а также гарантии их осуществления.* Вместе с тем в рамках общего правового положения профсоюзов законодательство, с одной стороны, исходит из существования принципа плюрализма в организации и деятельности профсоюзов, а с другой — регламентирует статусы отдельных органов профсоюзной системы, в частности профкомов предприятий (организаций), отраслевых и региональных профсоюзных органов.

На содержание правового положения профсоюзов влияет, прежде всего, характер выполняемых ими функций — основных направлений деятельности, зафиксированных в их уставах и важнейших законодательных актах.

Курс на разгосударствление экономики и ее приватизацию объективно выдвигают в качестве основной (главной) функции профсоюзов России—защита интересов людей труда. При этом оптимальным методом реализации защитной функции становятся цивилизованные формы взаимоотношений между профсоюзами, предпринимателями-работодателями и правительственными (государственными) структурами. Диапазон партнерской деятельности профсоюзов может быть разным в зависимости от конкретной ситуации — от прямого социального противостояния до конструктивного взаимодействия.

Наряду с главной — защитной функцией, профсоюзы выполняют и иные функции, часть которых непосредственно вытекает из уставов, а другие—делегированы в свое время профсоюзам государством. К их числу относятся, например, управление социальным страхованием, надзор за охраной труда и соблюдением трудового законодательства, участие в правотворческой и правоприменительной деятельности.

Учитывая характер выполняемых профсоюзами функций, современное законодательство России наибольший акцент делает на развитии их правового статуса как субъектов трудового права, ибо именно эта отрасль права ближе всего соприкасается с регулированием сферы наемного труда.

Правовой статус профсоюзов как субъектов трудового права определяется через правомочия их органов. Эти органы, и, прежде всего, профкомы предприятий, признаются законными представителями прав и интересов работников — своих членов. В тех общественных отношениях, где профком выступает в качестве субъекта трудового права, он представляет интересы соответствующего трудового коллектива рабочих и служащих. При этом он либо реализует свои собственные представительные права (например, при осуществлении надзора за охраной труда), либо действует от имени соответствующего трудового коллектива (например, при разработке и подписании коллективного договора).

Трудовым законодательством России профсоюзы наделены довольно широким кругом прав, дающим им возможность эффективно решать свои уставные задачи в сфере труда. В соответствии с главой 4 «Представители работников и работодателей» (ст. 29 ТК РФ) представителями работников в социальном партнерстве являются: профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК РФ.

Интересы работников организации при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора, осуществлении контроля его выполнения, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками.

Интересы работников при проведении коллективных переговоров о заключении или об изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля их выполнения, а также при формировании и осуществлении деятельности комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, представляют соответствующие профсоюзы, их территориальные организации, объединения профессиональных союзов, и объединения территориальных организаций профессиональных союзов.

Основанное на законе право представительства — важный элемент правового статуса профсоюзных органов. Оно является юридической базой для наделения их всеми другими конкретными правами (обязанностями) по осуществлению ими своей защитной функции. В тех общественных отношениях, где профсоюзный орган выступает в качестве субъекта трудового права, он выражает волю соответствующего трудового коллектива работников. И хотя нередко профсоюзный и трудовой коллективы едины по своему контингенту, в юридическом аспекте принципиальное значение имеет все же воля не профсоюзной организации, а трудового коллектива, ибо именно его представляет профсоюзный орган в общественных отношениях, регулируемых трудовым правом.

Права по организации и управлению трудом. Абсолютное большинство прав в указанной сфере трудовое законодательство предоставило низовым звеньям профсоюзной системы — профкомам предприятий (организаций). Именно они вместе с администрацией решают, как правило, все вопросы организации и управления трудом как на предприятии в целом, так и в его структурных подразделениях.

Профком и администрация предприятия (организации) совместно разрабатывают условия коллективного договора; обеспечивают условия для трудовой деятельности в соответствии с законодательством России и коллективным договором; определяют меры поощрения работников; рассматривают жалобы работников на отклонение их рационализаторских предложений, а также жалобы о начислении и сроках выплаты вознаграждения за принятые рационализаторские предложения и изобретения.

Поскольку основную обязанность по осуществлению управления предприятием законодательство возлагает на администрацию, права профсоюзов по участию в организации и управлении трудом касаются главным образом согласования с ними тех или иных вопросов либо учета их мнения при решении последних.

Только по согласованию с профкомом государственного предприятия администрация вправе: вводить сдельную или повременную системы оплаты труда; утверждать новые и пересматривать действующие нормы выработки и нормы обслуживания; разрешать в случае целесообразности совмещение профессий и должностей; вводить суммированный учет рабочего времени; устанавливать работникам с ненормированным рабочим днем продолжительность дополнительного отпуска; устанавливать разряды работ и присваивать разряды рабочим в соответствии с тарифно-квалификационными справочниками; определять перечни профессий рабочих, для которых при повременной оплате труда применяются тарифные ставки сдельщиков и месячный оклад взамен тарифных ставок повременщиков и т. д. При недостижении соглашения с профкомом по указанным выше вопросам спор должен быть перенесен на совместное решение вышестоящих хозяйственных я профсоюзных органов, если, конечно, решение конкретного вопроса не отнесено к исключительной компетенции администрации и профкома предприятия (организации).

По вопросам организации и управления трудом решение администрации согласуется с профкомом на его заседании путем голосования.

Если решение того или иного вопроса администрацией предусматривается законодательством совместным или по согласованию с профкомом, волеизъявление последнего считается юридически значимым. Поэтому акт, принятый администрацией единолично или вопреки волеизъявлению профкома, признается неправомерным.

Иногда в правовых нормативных актах указывается, что решения по вопросам организации и применения труда выносятся администрацией с учетом мнения профкома. Это означает, что профком обладает совещательным правом. В подобных случаях администрация обязана передать профкому для предварительного ознакомления соответствующие проекты актов и рассмотреть его мнение при вынесении окончательного решения по этим актам. Мнение профкома, таким образом, носит рекомендательный характер и не имеет для администрации обязательной юридической силы.

Контрольно-надзорные права профсоюзов и их полномочия по рассмотрению трудовых споров. В целях наиболее эффективного осуществления защитной функции профсоюзы наделяются широкими правами по участию в надзоре и контроле за состоянием охраны труда,* соблюдением трудового законодательства, а также в разрешении трудовых споров.

Общественный контроль и надзор за охраной труда и соблюдением трудового законодательства осуществляют практически все профсоюзные органы, но главную -и непосредственную роль в этом деле, конечно, выполняют профкомы предприятий (организаций). В системе профсоюзов России продолжают действовать я специализированные органы, реализующие контрольно-надзорные права профсоюзов, в частности правовая инспекция труда.

Правовая инспекция труда создается для осуществления контроля за соблюдением законодательства о труде, обеспечения правовой защиты трудящихся и состоит в ведении российских федеративных, республиканских и иных территориальных и отраслевых органов профсоюзов. В ее задачу входит контроль за соблюдением трудового законодательства администрацией, собственником, предпринимателем на всех предприятиях (в организациях) независимо от их вида, формы собственности и хозяйствования, а также содействие трудовым коллективам и профсоюзному активу в осуществлении общественного контроля за соблюдением законодательства о труде.

Для выполнения возложенных на правовую инспекцию труда задач ее основные должностные лица, — правовые (главные правовые) инспекторы наделены рядом прав: беспрепятственно посещать предприятия и другие места работы членов соответствующих профсоюзов для проведения проверок соблюдения законодательства о труде; требовать от собственников, руководителей и других должностных лиц устранения выявленных нарушений законодательства о труде и профсоюзах, и контролировать выполнение этих требований; в необходимых случаях давать предписания, подлежащие обязательному исполнению должностными лицами, правомочными устранить допущенное нарушение законодательства о труде и профсоюзах; налагать в установленном законом порядке штраф на должностное лицо, виновное в нарушении законодательства о труде и др.

Выполнение предписания правового (главного правового) инспектора составляет юридическую обязанность администрации, собственника и предпринимателя.

Права по участию в законотворческой (правотворческой) деятельности. Такие права входят в содержание статуса различных профсоюзных органов. Конституция и ТК РФ предусматривают, например, наделение правом законодательной инициативы профсоюзных органов федерального уровня (федерации). Своеобразной формой участия в правотворческой деятельности является согласование с профсоюзными органами (совместно, с учетом их мнения) при подготовке компетентными государственными (хозяйственными) органами соответствующих правовых актов по вопросам организации и применения труда.

Право на объявление забастовки и руководство ею. В соответствии со ст. 37 Конституции РФ признается право работников на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора.

Если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель (его представитель) или представители работодателей уклоняются от участия в примирительных процедурах, не выполняют соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора, или не исполняют решение трудового арбитража, имеющее обязательную для сторон силу, то работники или их представители имеют право приступить организации забастовки, за исключением случаев указанных в ч.1 и 2 ст. 413 ТК РФ в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена.

Участие в забастовке является добровольным. Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке.

Лица, принуждающие работников к участию или отказу от участия в забастовке, несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в порядке установленном законом.

Представители работодателя не вправе организовать забастовку и принимать в ней участие.

Решение об объявлении забастовки принимается собранием (конференцией) работников организации, индивидуального предпринимателя по предложению представительного органа работников. Собрание работников данного работодателя считается правомочным, если на нем присутствовало не менее половины от общего числа работников. Конференция работников данного работодателя считается правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей делегатов конференции.

Забастовку возглавляет представительный орган работников. Орган, возглавляющий забастовку, имеет право созывать собрания (конференции) работников, получать от работодателя информацию по вопросам, затрагивающим интересы работников, привлекать специалистов для подготовки заключений по спорным вопросам. Он имеет право приостановить забастовку. 

  



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.154.171 (0.009 с.)