Анализ результативности показателей хозяйственной деятельности предприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ результативности показателей хозяйственной деятельности предприятия



Наиболее распространенным в практике хозяйствования явля- ется анализ конечных результатов деятельности, выражающихся в таких показателях, как рентабельность, выработка, трудоемкость. Если представить эти показатели в табличной форме как расчетные


от ресурсных показателей, то получается матрица, характеризую- щая результаты хозяйствования на определенную дату при налич- ных ресурсах (рис. 10.3): трудовых (Р), фондов (Ф), материалов (М).

Показатели в матрице отражают: отдачу элементов производи- тельных сил (ресурсов) — выработка, фондоотдача, материалоот- дача; емкость продукции — трудоемкость, фондоемкость, матери- алоемкость; рентабельность элементов производительных сил; вооруженность труда, затраты по использованию средств труда.

Матрицы за разные временные периоды можно использовать для выявления устойчивости развития в динамике.

Система показателей в виде матрицы, характеризующей дея- тельность производственных подразделений предприятия, удобна для руководителей любого ранга, особенно на первом, так называ- емом этапе экспресс-анализа, где сразу видна картина состояния производства. Сопоставление ее с данными предыдущего периода, с нормативными данными дает руководству возможность правиль- но выбрать направления дальнейших действий, регулируя объемы ресурсов.

Анализ финансового состояния и точки безубыточности предприятия

В экспресс-анализе хозяйственной деятельности предприятия регулярно используются данные годового балансового отчета и приложений к нему.

Годовой балансовый отчет представляется в форме бухгалтер- ского баланса, характеризующего изменение финансового состо- яния предприятия за истекший год по сравнению с предыдущим. Бухгалтерский баланс (форма № 1) вместе с отчетом о прибылях и убытках (форма № 2), а также другими приложениями к балансу составляются ежеквартально, в целом за год и представляются в налоговую инспекцию для осуществления анализа и контроля за финансовой деятельностью предприятия со стороны государства. Данные бухгалтерского баланса не являются коммерческой тайной и должны быть доступны любому желающему ознакомиться с ними. В условиях функционирования рынка ценных бумаг инвес- торы, прежде чем вложить свои средства, должны уметь свободно проводить анализ надежности предприятия и его ценных бумаг с использованием данных бухгалтерского баланса и отчета о финан- совых результатах. Тем более такой анализ должны проводить предприятия для своих нужд.

 

2


 

  Рабочая сила (Р) Орудия труда (Ф) Предметы (М) Продукты труда (В) Прибыль (П)
Р   Ф/Р     фондовооруженность труда М/Р материалово- оруженность труда В/Р отдача труда (выра- ботка) П/Р рентабельность труда
Ф Р/Ф трудоемкость фондов (орудий труда)   М/Ф материалово- оруженность фондов В/Ф отдача фондов (фондоотдача) П/Ф рентабельность фондов
М Р/М трудоемкость материалов (предме- тов труда) Ф/М фондоемкость материалов (предме- тов труда)   В/М отдача материалов (материалоотдача) П/М рентабельность труда
В Р/В трудоемкость труда Ф/В фондоемкость продуктов труда М/В  материалоемкость продуктов труда   П/В рентабельность продуктов труда

Рис. 10.3


Анализ структуры капитала и прибыльности описан в теме 8

«Финансы предприятия».

Непосредственно из отчета о прибылях и убытках можно полу- чить сведения о доходах и расходах от обычных видов деятельно- сти, по операционным, внереализационным мероприятиям, от стихийных бедствий.

Кроме того, пользуясь данными отчета, можно рассчитать такие показатели эффективности деятельности предприятия, как:

• прибыль на 1 руб. реализованной продукции;

• общая рентабельность производства (отношение балансовой прибыли к сумме среднегодовой стоимости основных средств и материальных оборотных средств);

• общая эффективность (отношение валовой прибыли к выручке от реализации продукции).

Важнейшими показателями, отражающими финансовое поло-

жение предприятия, например маневренность, динамичность, спо- собность платить по обязательствам, расширяться и рисковать, является показатель «величина работающего капитала» (ВРК), ко- торый определяется разницей между наиболее ликвидными акти- вами (стр. 250 + 260 актива баланса, А3), текущими краткосрочны- ми пассивами (П1):

ВРК = А3 – П1.

Коэффициент абсолютной ликвидности (К ал), характеризующий готовность к платежу и расчетам немедленно, определяется отно- шением наиболее ликвидных активов (А3) к текущим краткосроч- ным пассивам (П1):

К ал = А3 / П1. Признается достаточным К ал = 0,25.

Коэффициент уточненной ликвидности (К ул), или коэффициент

промежуточного покрытия, отражает возможность  мобилизовать

средства в расчетах с дебиторами (А4, стр. 240 баланса) на покрытие краткосрочных обязательств:

К ул = (А3 + А4) / П1.

Величина этого коэффициента должна быть в диапазоне 0,5–0,8, т.е. на каждый 1 руб. краткосрочных обязательств должно быть ³ 50 коп. денежных средств. Чем меньше величина К ул, тем

ниже кредитоспособность заемщика. Однако и слишком  высокое

 

2 5


значение этого показателя (> 1) является нежелательным. Это бу- дет свидетельствовать о недостаточно высокой эффективности использования денежных средств.

Коэффициент общего покрытия баланса (К п) свидетельствует о степени устойчивости структуры баланса и о способности пред- приятия рассчитываться по своим краткосрочным долгам:

К п = А2 / П2,

где А2 – активы предприятия (стр. 190 + стр. 290 баланса); П2 – обязательства предприятия (стр. 460 + итог разд. V + итог разд. IV – стр. 640 + стр. 650 баланса).

Значение К п = 2,0 является устоявшейся нормой.

При необходимости проводят еще более детальный анализ пу-

тем нахождения соотношений других статей баланса.

Расчет точки безубыточности (порога рентабельности) дан в задаче 6.8.

6. Фундаментальный анализ хозяйственной деятельности предприятия

Фундаментальный анализ хозяйственной деятельности пред- приятия включает анализ производственной программы и качества выпускаемой продукции, анализ организационного и технического уровня производства, анализ результативности производства и его финансовых характеристик.

Анализ производственной программы состоит из характеристики объемов выпуска (валовой, товарный выпуск, реализация, добав- ленная стоимость), номенклатуры и ассортимента, а также каче- ства выпускаемой продукции.

Уровень объемных показателей и качества продукции опреде- ляется сравнением показателей оцениваемой продукции с базовы- ми значениями соответствующих показателей предприятий-ана- логов, имеющих сопоставимые характеристики и те же условия выпуска продукции, что и оцениваемое предприятие. Количество аналогов должно быть не менее двух.

Количество оцениваемых показателей и сами показатели выби- раются с учетом обеспечения достоверности и всесторонней харак- теристики.

Каждый показатель, отражающий одно из свойств продукции или одну характеристику производства, принято называть единич- ным. Единичные показатели с помощью принятых методик, с уче-


том весомости (значимости) данного показателя среди других сво- дятся в комплексный показатель, характеризующий уже несколько свойств продукции исследуемого производства. И комплексные показатели по тем же методикам могут сводиться в единые, харак- теризующие интегральное значение качества продукции, отража- ющее суммарный полезный эффект от ее эксплуатации или по- требления и интегральное значение эффективности производства, характеризующие предпринимательский доход, рентабельность.

Наиболее распространенными из числа единичных и комплек- сных показателей, например, качества продукции являются следу- ющие: технические, эксплуатационные, надежности и долговеч- ности, технологические, уровня стандартизации, эстетические, экологичности, экономические и др. В свою очередь, каждый из перечисленных комплексных показателей характеризуется условно-единичными и единичными показателями.

К условно-единичным относятся те, которые могут подразделять- ся еще на несколько показателей, характеризующих отдельные стороны явления или свойств продукции. Так, группа технико- эксплуатационных показателей включает показатели, определя- ющие: область применения изделия (назначение продукции и ее технические возможности); техническую производительность (вы- работка, скорость проведения работ и т.д.); параметры (размеры, грузоподъемность, вес, скорость движения, число узлов и т.д.).

Другая группа показателей характеризует патентно-правовую защиту (изделие не содержит технических решений, не защищен- ных в соответствии с законодательством как изобретения и патен- ты).

Третья группа показателей — ресурсоемкость, характеристика затрат ресурсов, энергии, материалов на единицу выполняемой работы или выпускаемой продукции.

Группа показателей надежности включает следующие показа- тели: безотказность — свойство изделия сохранять работоспособ- ность до предельного состояния, т.е. до невозможности его даль- нейшего использования; ремонтопригодность — возможность обнаружения и устранения недостатков, неисправностей (отказов) путем проведения технического обслуживания и ремонтов; сохра- няемость — возможность сохранения эксплуатационных характе- ристик в течение и после сроков хранения, транспортировки и эксплуатации, установленных в технической документации.

Для оценки надежности изделий, например, в машиностроении рекомендуется следующая более подробная номенклатура показа-


телей: гарантированная наработка, наработка на отказ, ресурс, дисперсия ресурсов, срок службы до предельного состояния, ин- тенсивность отказов, коэффициент технического использования, коэффициент готовности, коэффициент трудоемкости техниче- ского обслуживания, средняя трудоемкость ремонта, коэффициент восстановления ресурса, срок сохраняемости.

К технологическим показателям качества относят: трудоемкость изготовления — показатели затрат труда на изготовление изделия; себестоимость изделия — величину, определяющую все затраты на изготовление и реализацию изделия; технологичность — возмож- ность изготовления изделия с использованием наиболее распро- страненных технологий; оснащенность технологического процес- са — обеспечение технологии изготовления имеющимся на пред- приятии оборудованием, инструментом и оснасткой.

Показатели уровня стандартизации продукции отражают следу- ющие коэффициенты: применяемости — процентное отношение количества наименований типоразмеров стандартизированных, покупных и заимствованных узлов и деталей к общему количеству наименований типоразмеров узлов и деталей, применяемых в из- делии; повторяемости — отношение количества узлов и деталей (вштуках), применяемых в изделии, к количеству наименований типоразмеров; конструктивной преемственности — отношение количества наименований узлов и деталей, использованных от ряда существующих моделей, к общему количеству наименований узлов и деталей, применяемых в изделии; унификации (стандартиза- ции) — отношение числа наименований унифицированных (стан- дартных) узлов и деталей к общему числу наименований узлов и деталей в изделии.

Показатели технической эстетики продукции характеризуют: эргономичность — удобство эксплуатации и управления, удобство ухода за изделием, удобство хранения; художественность — худо- жественное своеобразие, информационную функциональность, гармоничность конструкции, цветовое и декоративное решение изделия и его товарного знака; экономичность — возможность ра- ционального использования с позиции минимума расходов для потребителя.

Показатели экологичности изделия свидетельствуют о согласо- ванности изделия со средой, безопасности его для жизни, здоровья, имущества людей и окружающей среды.

Экономические показатели дают представление о доходности, прибыльности, рентабельности и окупаемости затрат.


Применимы и дополнительные показатели в анализе явлений хозяйственной жизни и качества изделий, такие, как показатели уровня механизации, гибкости в системах и т.д.

Организационно-технический уровень производства характе- ризуется показателями опережающей, сопутствующей и замыка- ющей организации производства и управления, базирующихся и определяемых техническим уровнем производства.

Технический уровень характеризует количественный и каче- ственный состав средств производства, трудовых ресурсов, техно- логии и мощности производственных подразделений.

Количественный и качественный состав средств производства характеризуется прогрессивностью применяемых в производстве орудий и предметов труда. В частности, наличный состав применя- емых основных фондов (орудий труда) характеризуется показателя- ми: структуры основных фондов; удельного веса активной части основных фондов в общей структуре; структуры активной части основных фондов; удельного веса оборудования и машин в соста- ве активной части; структуры машин и оборудования; удельного веса прогрессивных групп машин и оборудования в активной час- ти основных фондов; возрастного состава оборудования; удельно- го веса оборудования в возрасте до 10 лет, 10–15 и свыше 15 лет; доли модернизированного оборудования.

Напомним, что здесь, так же, как и при определении качества продукции, показатели делятся на единичные, комплексные и ин- тегральные. Методы сводимости показателей аналогичны. Сопос- тавление показателей с аналогами и нормативными данными еди- нообразно.

Конечным итогом анализа наличия и состава основных фондов должен быть вывод о прогрессивности применяемых орудий труда, их соответствии нормам, обеспеченности количества и нормам ка- чества.

К показателям, характеризующим количество и качество применя- емых предметов труда, относятся следующие: структура применяемых сырья и материалов; удельный вес новых, прогрессивных материалов, топлива и энергии в общей совокупности; удельный вес основных материалов в общем объеме применяемых материалов; удельный вес дефицитных материалов; удельный вес покупных полуфабрикатов и коэффициенты замены дефицитных и импортных материалов.

Итогом анализа наличия и состава используемых предметов труда должен быть вывод об их прогрессивности, соответствии или несоответствии установленным нормам и нормативам.


Необходимо отметить, что средства производства предопреде- ляют уровень технологий производства, хотя может быть и обрат- ный процесс — подбор средств производства под соответствующие уровни технологий производства изделий. Поэтому и необходим анализ уровня технологий.

Уровень применяемых технологий производства характеризуют показатели: структура технологических процессов; удельный вес основных видов технологических процессов; структура применя- емых в производстве заготовок; коэффициент использования ма- териалов; уровень оснащенности технологических процессов по видам производств (индивидуальное, серийное, массовое); уровень механизации работ по видам производств, производственным под- разделениям; уровень автоматизации технологий.

Состав и наличие трудовых ресурсов (кадров) на предприятии ха- рактеризуется: структурой кадров по категориям; удельным весом рабочих в общей структуре работающих; структурой специальнос- тей основных рабочих; соответствием структуры специальностей рабочих структуре применяемых технологий, квалификационному составу рабочих кадров; соответствием квалификации рабочих ква- лификации работ; состоянием текучести кадров и другими пока- зателями.

Анализ наличия и состава средств производства, рабочей силы, уровня технологии должен завершиться интегральным обобщени- ем, характеристикой производственных мощностей как по подраз- делениям, так и в целом по предприятию.

Итоговыми показателями использования мощностей являются коэффициенты интенсивного и экстенсивного использования средств производства, рабочей силы, технологий, т.е. производственного потенциала:

К инт = В ф / В max,

где В ф, В max — соответственно фактический и максимально воз- можный объемы производства продукции (работ);

К экст = Т ф / Т эф,

где Т ф, Т эф — соответственно фактическое и эффективное время работы, ч.

К инт и К экст должны стремиться к единице. Обратный процесс является негативным и говорит о необходимости изменить коли- чественный и качественный состав средств производства, рабочей


силы и технологии в соответствии с зависимостями, выявленными в результате анализа.

Анализ организации производства включает характеристику опе- режающей организации (подготовки производства), сопутствую- щей производству (организации труда в процессе производства) и замыкающей организации производства (реализации продуктов труда).

Анализ подготовки производства начинается с характеристики работы конструкторов. Заданные качественные показатели изделия должны выдерживаться на каждой стадии конструкторской подго- товки производства продукции, в частности: на стадии разработки и получения технического задания на продукцию; эскизного про- ектирования продукции; разработки технического проекта продук- ции; разработки рабочего проекта продукции; изготовления и ис- пытания опытного образца продукции; разработки серийных чер- тежей продукции и на стадии конструктивной модернизации.

Перечень основных расчетов стадий конструкторской подго- товки производства продукции включает не только разработку но- вой продукции, но и совершенствование, модернизацию уже вы- пускаемой.

Аналогична работа на стадиях технологической подготовки про- изводства продукции, базирующейся на предыдущих работах. К этим стадиям относятся: технологический контроль чертежей продукции; технически грамотная и экономичная расцеховка, раз- работка маршрутных технологий деталей, узлов продукции; разра- ботка прогрессивных технологических процессов (детальной тех- нологии); разработка прогрессивных нормативов материальных затрат по технологическим процессам изготовления продукции; разработка прогрессивных нормативов затрат рабочего времени на изготовление продукции; разработка передовых методов и средств технического контроля параметров продукции в процессе изготов- ления; установление номенклатуры и проектирование прогрессив- ной оснастки технологических процессов; грамотная наладка и техническое обеспечение нормального хода технологических про- цессов; постоянное совершенствование технологических процес- сов изготовления продукции.

Отраслями промышленности накоплен опыт характеристики и качества выполненных работ при конструкторской и технологиче- ской подготовке производства. Так, в радиопромышленности в 1990-х годах использовались таблицы определителей совершенства технологической подготовки производства, пользуясь которыми

 

251


работам каждого этапа можно было присвоить один из пяти коэф- фициентов совершенства. Затем с учетом весомости (значимости) работ (У m) проводилась комплексная оценка:

 

m

У m    = å У i    ´ K зн,

i =1

 

где У i — показатель совершенства выполнения i -й работы по тех- нологической подготовке производства; К зн — коэффициент значимости (удельное значение) i -й работы в общей совокуп- ности работ; m — общее число работ в цикле технологической подготовки производства.

Аналогичным образом определяются интегральные показатели совершенства и уровня экономической подготовки производства, которая включает следующие виды работ: планирование поставки средств производства; прием и монтаж основных средств произ- водства; приемка, контроль и складирование оборотных фондов; планирование структуры кадров; разработка рациональных форм разделения и кооперации труда; расстановка кадров в соответствии с профессией, специальностью и квалификацией.

Уровень организации хода производства (сопутствующая органи- зация) включает также широкий круг вопросов: обеспечение рабо- чих мест всем необходимым; организацию обслуживания рабочих мест; организацию обеспечения необходимых условий труда; ор- ганизацию оперативно-календарного планирования и диспетчи- рования.

К замыкающей фазе организации производства относятся работы по определению рынков сбыта продукции, накоплению транзит- ных партий поставки продуктов, организации складского и транс- портно-экспедиционного хозяйства, оформлению доставки про- дукции, организации доставки продуктов потребителям, органи- зации расчетов с потребителями продукции (работ и услуг).

Изучение обобщенного влияния уровня организации производ- ства на эффективность хозяйственной деятельности предприятия осуществляется по определителям и с помощью корреляционных методов.

Анализ уровня организации управления хозяйственной деятель- ностью предприятия осуществляется с помощью различных мето- дов, в том числе математических и игровых.


Основной перечень работ и показателей, характеризующих уро- вень организации управления, — это: регламентация обоснования, принятия и реализации решений; определение необходимого и достаточного уровня информации для управленческих работников; определение состава и структуры кадров управления; формирова- ние организационной структуры управления; выбор техники ме- ханизации и автоматизации управленческого труда; организация труда инженерно-технического и административного персонала.

В заключение методики проводится анализ результативности производства и финансовых характеристик предприятия, представ- ленный в экспресс-анализе результатов хозяйственной деятельно- сти предприятия.

Существуют следующие методы определения показателей хо- зяйственной деятельности предприятия и качества продукции:

1) измерительный — на основе технических средств измерений (линейка, микрометр, манометр и др.);

2) расчетный — на основе использования теоретических и (или) эмпирических зависимостей результативных показателей от пара- метров, фактических показателей;

3) органолептический — на основе анализа восприятия органов чувств (вкус, цвет, запах и т.д.);

4) экспертный — на основе мнения экспертов;

5) социологический — на основе сбора и анализа мнений группы людей: разработчиков, потребителей, изготовителей и т.д.

При экспертной оценке показателей выявляют, что показа- тель:

1) превышает высшие мировые достижения (если каждое из значений, выбранное для сопоставления показателей, превышает более чем на 5% соответствующие значения показателей каждого аналога);

2) соответствует высшему мировому уровню (если отклонения значений исследуемых параметров и аналогов находятся в пределах

±3%);

3) не соответствует высшему мировому уровню (если отклоне- ния параметров в каждую сторону превышают 3%), в этом случае производится реальная оценка количественного показателя.

Исходными данными для расчета являются:

• номенклатура показателей для оценки;

• коэффициенты весомости показателей в каждой объединенной совокупности;

 

 

25


• показатели лучших отечественных и зарубежных достижений- аналогов;

• расчетные (базовые) значения показателей явлений.

Оценка сводного показателя проводится путем последовательно-

го расчета уровня единичных и комплексных показателей в соот- ветствии с их иерархической структурой.

Уровень единичных показателей (У i), например качества изделия, рассчитывается по формуле

У i = А i / П i а,

где А i — значение i -го показателя оцениваемой продукции А; П i а — значение i- го показателя продукции-аналога.

Уровень групповых и комплексных показателей рассчитывается как взвешенная сумма показателей в объединяемой совокупности, и тогда уровень комплексных и интегрального показателей (У к) определяется по формуле

k

У к  = å У i    ´ a i  ,

i =1

 

где У i – уровень единичного i -го показателя оцениваемой продук- ции А; a i – коэффициент весомости i -го показателя оценива- емой продукции А; i = 1,2, …, k, где k – число единичных

показателей оцениваемой продукции А.

Или обобщенный показатель уровня объекта анализа (К общ) рассчитывается по формуле

 

k

å У i

K общ =  i = 1     ,

n

при этом К общ может быть меньше единицы (не соответствовать мировому уровню), равным или больше единицы (соответствовать мировому уровню).

 

бизнес-планирование

Бизнес-план составляет непосредственно предприниматель, в основном самостоятельно, для того, чтобы:


• получить полные и систематические знания сильных и слабых сторон проекта;

• уметь доказательно продемонстрировать преимущества своего проекта перед будущими инвесторами;

• сохранить конфиденциальность не подлежащих разглашению преимуществ проекта.

Бизнес-план начинается с титульного листа, оглавления, резю-

ме и рецензий, но оформляется все это в последнюю очередь, после того как составлен весь план проекта.

Титульный лист оформляется по ГОСТ Р 6.30-97 «Унифициро- ванные системы документации. Система организационно-распо- рядительной документации. Требования к оформлению докумен- тов». В формате должны быть отражены: заголовок бизнес-плана, дата его подготовки, название и адрес фирмы (предпринимателя), телефон (факс) для связи, указание, для кого подготовлен план, и ссылка (если есть необходимость) на конфиденциальность инфор- мации. Иногда здесь же в двух-трех фразах излагается суть предла- гаемого проекта и его совокупная стоимость.

В оглавлении указываются основные разделы бизнес-плана с указанием страниц их расположения. Здесь необходимо иметь в виду, что оглавление — наиболее читаемая часть, поэтому заголов- ки (разделы) должны быть емкими, квалифицированными и в со- вокупности освещать суть проекта, чтобы не вызывать отрицатель- ной реакции на предложения по осуществлению проекта.

Резюме включает основные положения идеи и выводы бизнес- плана, особенно целевого назначения. Его читают руководители инвестиционных или партнерских организаций, для того чтобы либо сразу же отклонить, либо дать специалистам на детальное изучение.

Резюме включает три части: введение (в котором обосновыва- ется актуальность проекта), основное содержание и заключение (финансовые показатели, эффективность проекта, выводы).

Типовое резюме производственных проектов включает:

• характеристику генеральной цели;

• характеристику продукта труда (конечного результата) и его особенностей;

• пути и способы достижения цели;

• сроки осуществления проекта;

• затраты, связанные с реализацией проекта;

• ожидаемую эффективность;

• область использования результатов;

 

255


• сводные показатели;

• степень риска при достижении результата.

Резюме должно быть изложено четко и убедительно, с уверен-

ностью, что предприятие добьется успеха.

Далее приводится пример резюме проекта.

Бизнес-план посвящен обоснованию эффективности органи- зации производственного предприятия по выпуску мороженого с целью привлечения инвесторов для кредитования части затрат на технологическое оборудование.

Ассортимент выпускаемой продукции — мороженое сливочное, молочное, десертное и шербет.

Технология производства предусматривает использование ре- цептур, разработанных специалистами американской фирмы BENVIC — производителя оборудования для производства моро- женого высшего качества.

Сырьевая база области максимально благоприятствует развитию производства мороженого. Доступность и относительно низкая стоимость основных компонентов позволяют достичь высокой рентабельности производства.

Планируемый объем выпуска готовой продукции 3,2 тыс. т на сумму 17,6 млн руб. на основе действующих и проектируемых про- изводственных мощностей.

Рынком сбыта продукции являются предприятия оптовой и роз- ничной торговли, общественного питания города, области и близ- лежащих областей, а также собственная торговая сеть фирмы.

Общая стоимость проекта по введению в строй производствен- ного комплекса фирмы по выпуску мороженого — 120 млн руб., из которых 12 млн руб. — заемные средства (около 10%).

Персонал фирмы будет укомплектован высококвалифициро- ванными специалистами. Общая численность персонала — 400 человек.

Конкурентоспособность фирмы обеспечивается низкими внутрипроизводственными издержками.

Срок окупаемости кредитных средств на проектируемые пред- приятия по производству мороженого — не менее двух лет.

После резюме дается характеристика предложенного товара или услуги, которым будет посвящена деятельность предприятия.

В характеристике должно быть сформулировано представление, о чем идет речь в проекте, чем подтверждается конкурентоспособ- ность товара.

При описании продукта или услуги должны быть указаны:


• потребности, которые призваны удовлетворять продукт или услуга;

• его особенности, как потребители будут отличать продукт от товаров (услуг) конкурентов и почему предпочитать именно его;

• патенты, авторские свидетельства, защищающие особенности и технологии изготовления продукта;

• примерная оценка стоимости продукта труда, затрат на его про- изводство, величины прибыли (рентабельность);

• характеристики качества товара, преимущества его дизайна, упаковки, организации сервиса.

Также в описание необходимо поместить фотографию, рисунок,

схему или чертеж предполагаемого к производству товара.

Показатели качества товара должны быть зафиксированы в нор- мативной документации (ГОСТ, СП, ТУ и т.д.). В основном это технико-эксплуатационные, патентно-правовые показатели, по- казатели технологичности, надежности, уровня стандартизации, экономичности, эргонометричности, экологичности. По закону

«О стандартизации», кроме показателей качества, должны быть также отражены: новизна продукции; ее безопасность для жизни, здоровья, имущества людей и окружающей среды; техническая и информационная совместимость; единство измерений; безопас- ность в условиях возникновения природных и техногенных катас- троф и в других чрезвычайных ситуациях; использование для по- вышения обороноспособности и мобилизационной готовности страны.

По закону «О защите прав потребителей», кроме требований о качестве, необходимо обеспечение безопасности продукции и на- личие информации о продукте, изготовителе и сервисе.

Например, раздел «Характеристика продукции» может выгля- деть так:

Продукция, планируемая предприятием к выпуску на оборудо- вании фирмы BENVIC, обладает следующими свойствами, отлича- ющими ее от продукции других производителей и реализаторов мороженого в нашей области:

1) высокий уровень вкусовых качеств. Одна из специфических характеристик качества, которую хочет иметь большая часть потре- бителей, — мягкость вкуса. Более мягкое на вкус мороженое менее располагает к простудным заболеваниям. На данный момент мяг- костью вкуса обладают только лучшие сорта импортного мороже- ного. Закупаемая предприятием линия предусматривает использо-


вание только правильно сбалансированных рецептур, выдержан- ных в соответствии с мировыми стандартами. Именно поэтому вкусовые качества мороженого будут отвечать самому взыскатель- ному вкусу потребителя;

2) качество и привлекательность упаковки. Продукция упако- вывается в поставляемую производителем оборудования высоко- качественную упаковочную бумагу из пропилена. Такая упаковка используется самыми известными в мире производителями моро- женого — Bounty, Mars. Это будет выгодно отличать мороженое предприятия от остальной продукции местного производства. При этом вид упаковки выступит одним из факторов неценовой конку- ренции;

3) доступный для большинства потребителей уровень цен — в среднем около 5,5 руб. за единицу.

К выпуску планируется следующая структура ассортимен- та, %:

1) мороженое десертное — 40;

2) мороженое сливочное 30;

3) мороженое молочное — 20;

4) шербет — 10.

Такая структура ассортимента выбрана не случайно. Несмотря на то что производство молочного мороженого и шербета более рентабельно, эти сорта пользуются, как правило, достаточно огра- ниченным спросом. Десертное и сливочное мороженое, несмотря на их более высокую цену, составляют основу спроса.

В следующем разделе «Состояние дел в отрасли, рынок сбыта» необходимо проанализировать текущую ситуацию и тенденции развития отрасли, описать рынок сбыта, выявить потребителей и потенциальных конкурентов. Главная задача данного раздела — представить материал, достаточный для того, чтобы убедить инвес- тора, что продукты (услуги) предприятия имеют устойчивый спрос и могут быть проданы в условиях конкуренции.

Характеризуя отрасль, следует:

• описать свою отрасль и дать историческую справку;

• выявить масштабы развития отрасли с характеристикой дина- мики продаж за последние 5–10 лет;

• определить ожидаемые (прогнозируемые) темпы роста по от- раслевым продуктам труда;

• установить новые виды продукции, возникшие (освоенные) отраслью за последние три года;

• выявить новые формы организации и управления в отрасли, внедренные за последнее время.


О рынке сбыта необходимы следующие сведения:

• характеристика потенциальных потребителей;

• география и размеры рынков сбыта для потребительских групп;

• возможный охват рынка;

• конкурентоспособность продукции предприятия;

• как отличается (или не отличается) продукция предприятия по возможному кругу потребителей от продукции конкурентов;

• уровень продаж, сила и слабость конкурентов;

• за счет чего можно выдвинуться на рынке.

Следует иметь в виду, что потенциальные инвесторы обычно

предпочитают вкладывать свои деньги в быстродействующие от- расли.

Далее приводится пример второго раздела бизнес-плана «Со- стояние дел в отрасли и на рынке отраслевой продукции».

Бизнес по производству и продаже мороженого сравнительно молод. Наибольших успехов по производству мороженого в стране достигли специализированные фирмы. Мороженое — одно из наи- более популярных и любимых населением кондитерских изделий. Объем продаж мороженого в области в базовом году составляет около 5,0 тыс. т.

Численность населения области — около 5 млн человек. Таким образом, на одного жителя области приходится 1 кг мороженого в год. Сопоставляя эти данные со статистикой развитых стран мира, где на одного жителя приходится 2,5–7,5 кг мороженого в год, при- ходим к выводу, что потребление мороженого в области имеет по- тенциал роста, как минимум, в 2–3 раза:

Потенциальная емкость рынка по минимуму составляет

15 тыс. т (5 млн чел. ´ 3 кг), следовательно, резервы рынка — 15 тыс. т – 5 тыс. т = 10 тыс. т.

Существуют факторы, сдерживающие потребление:

• довольно высокие цены на сливочное, шоколадное и другие качествен



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.144.40 (0.136 с.)