Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анализ результативности показателей хозяйственной деятельности предприятияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Наиболее распространенным в практике хозяйствования явля- ется анализ конечных результатов деятельности, выражающихся в таких показателях, как рентабельность, выработка, трудоемкость. Если представить эти показатели в табличной форме как расчетные от ресурсных показателей, то получается матрица, характеризую- щая результаты хозяйствования на определенную дату при налич- ных ресурсах (рис. 10.3): трудовых (Р), фондов (Ф), материалов (М). Показатели в матрице отражают: отдачу элементов производи- тельных сил (ресурсов) — выработка, фондоотдача, материалоот- дача; емкость продукции — трудоемкость, фондоемкость, матери- алоемкость; рентабельность элементов производительных сил; вооруженность труда, затраты по использованию средств труда. Матрицы за разные временные периоды можно использовать для выявления устойчивости развития в динамике. Система показателей в виде матрицы, характеризующей дея- тельность производственных подразделений предприятия, удобна для руководителей любого ранга, особенно на первом, так называ- емом этапе экспресс-анализа, где сразу видна картина состояния производства. Сопоставление ее с данными предыдущего периода, с нормативными данными дает руководству возможность правиль- но выбрать направления дальнейших действий, регулируя объемы ресурсов. Анализ финансового состояния и точки безубыточности предприятия В экспресс-анализе хозяйственной деятельности предприятия регулярно используются данные годового балансового отчета и приложений к нему. Годовой балансовый отчет представляется в форме бухгалтер- ского баланса, характеризующего изменение финансового состо- яния предприятия за истекший год по сравнению с предыдущим. Бухгалтерский баланс (форма № 1) вместе с отчетом о прибылях и убытках (форма № 2), а также другими приложениями к балансу составляются ежеквартально, в целом за год и представляются в налоговую инспекцию для осуществления анализа и контроля за финансовой деятельностью предприятия со стороны государства. Данные бухгалтерского баланса не являются коммерческой тайной и должны быть доступны любому желающему ознакомиться с ними. В условиях функционирования рынка ценных бумаг инвес- торы, прежде чем вложить свои средства, должны уметь свободно проводить анализ надежности предприятия и его ценных бумаг с использованием данных бухгалтерского баланса и отчета о финан- совых результатах. Тем более такой анализ должны проводить предприятия для своих нужд.
2
Рис. 10.3 Анализ структуры капитала и прибыльности описан в теме 8 «Финансы предприятия». Непосредственно из отчета о прибылях и убытках можно полу- чить сведения о доходах и расходах от обычных видов деятельно- сти, по операционным, внереализационным мероприятиям, от стихийных бедствий. Кроме того, пользуясь данными отчета, можно рассчитать такие показатели эффективности деятельности предприятия, как: • прибыль на 1 руб. реализованной продукции; • общая рентабельность производства (отношение балансовой прибыли к сумме среднегодовой стоимости основных средств и материальных оборотных средств); • общая эффективность (отношение валовой прибыли к выручке от реализации продукции). Важнейшими показателями, отражающими финансовое поло- жение предприятия, например маневренность, динамичность, спо- собность платить по обязательствам, расширяться и рисковать, является показатель «величина работающего капитала» (ВРК), ко- торый определяется разницей между наиболее ликвидными акти- вами (стр. 250 + 260 актива баланса, А3), текущими краткосрочны- ми пассивами (П1): ВРК = А3 – П1. Коэффициент абсолютной ликвидности (К ал), характеризующий готовность к платежу и расчетам немедленно, определяется отно- шением наиболее ликвидных активов (А3) к текущим краткосроч- ным пассивам (П1):
К ал = А3 / П1. Признается достаточным К ал = 0,25. Коэффициент уточненной ликвидности (К ул), или коэффициент промежуточного покрытия, отражает возможность мобилизовать средства в расчетах с дебиторами (А4, стр. 240 баланса) на покрытие краткосрочных обязательств: К ул = (А3 + А4) / П1. Величина этого коэффициента должна быть в диапазоне 0,5–0,8, т.е. на каждый 1 руб. краткосрочных обязательств должно быть ³ 50 коп. денежных средств. Чем меньше величина К ул, тем ниже кредитоспособность заемщика. Однако и слишком высокое
2 5 значение этого показателя (> 1) является нежелательным. Это бу- дет свидетельствовать о недостаточно высокой эффективности использования денежных средств. Коэффициент общего покрытия баланса (К п) свидетельствует о степени устойчивости структуры баланса и о способности пред- приятия рассчитываться по своим краткосрочным долгам: К п = А2 / П2, где А2 – активы предприятия (стр. 190 + стр. 290 баланса); П2 – обязательства предприятия (стр. 460 + итог разд. V + итог разд. IV – стр. 640 + стр. 650 баланса). Значение К п = 2,0 является устоявшейся нормой. При необходимости проводят еще более детальный анализ пу- тем нахождения соотношений других статей баланса. Расчет точки безубыточности (порога рентабельности) дан в задаче 6.8. 6. Фундаментальный анализ хозяйственной деятельности предприятия Фундаментальный анализ хозяйственной деятельности пред- приятия включает анализ производственной программы и качества выпускаемой продукции, анализ организационного и технического уровня производства, анализ результативности производства и его финансовых характеристик. Анализ производственной программы состоит из характеристики объемов выпуска (валовой, товарный выпуск, реализация, добав- ленная стоимость), номенклатуры и ассортимента, а также каче- ства выпускаемой продукции. Уровень объемных показателей и качества продукции опреде- ляется сравнением показателей оцениваемой продукции с базовы- ми значениями соответствующих показателей предприятий-ана- логов, имеющих сопоставимые характеристики и те же условия выпуска продукции, что и оцениваемое предприятие. Количество аналогов должно быть не менее двух. Количество оцениваемых показателей и сами показатели выби- раются с учетом обеспечения достоверности и всесторонней харак- теристики. Каждый показатель, отражающий одно из свойств продукции или одну характеристику производства, принято называть единич- ным. Единичные показатели с помощью принятых методик, с уче- том весомости (значимости) данного показателя среди других сво- дятся в комплексный показатель, характеризующий уже несколько свойств продукции исследуемого производства. И комплексные показатели по тем же методикам могут сводиться в единые, харак- теризующие интегральное значение качества продукции, отража- ющее суммарный полезный эффект от ее эксплуатации или по- требления и интегральное значение эффективности производства, характеризующие предпринимательский доход, рентабельность. Наиболее распространенными из числа единичных и комплек- сных показателей, например, качества продукции являются следу- ющие: технические, эксплуатационные, надежности и долговеч- ности, технологические, уровня стандартизации, эстетические, экологичности, экономические и др. В свою очередь, каждый из перечисленных комплексных показателей характеризуется условно-единичными и единичными показателями.
К условно-единичным относятся те, которые могут подразделять- ся еще на несколько показателей, характеризующих отдельные стороны явления или свойств продукции. Так, группа технико- эксплуатационных показателей включает показатели, определя- ющие: область применения изделия (назначение продукции и ее технические возможности); техническую производительность (вы- работка, скорость проведения работ и т.д.); параметры (размеры, грузоподъемность, вес, скорость движения, число узлов и т.д.). Другая группа показателей характеризует патентно-правовую защиту (изделие не содержит технических решений, не защищен- ных в соответствии с законодательством как изобретения и патен- ты). Третья группа показателей — ресурсоемкость, характеристика затрат ресурсов, энергии, материалов на единицу выполняемой работы или выпускаемой продукции. Группа показателей надежности включает следующие показа- тели: безотказность — свойство изделия сохранять работоспособ- ность до предельного состояния, т.е. до невозможности его даль- нейшего использования; ремонтопригодность — возможность обнаружения и устранения недостатков, неисправностей (отказов) путем проведения технического обслуживания и ремонтов; сохра- няемость — возможность сохранения эксплуатационных характе- ристик в течение и после сроков хранения, транспортировки и эксплуатации, установленных в технической документации. Для оценки надежности изделий, например, в машиностроении рекомендуется следующая более подробная номенклатура показа- телей: гарантированная наработка, наработка на отказ, ресурс, дисперсия ресурсов, срок службы до предельного состояния, ин- тенсивность отказов, коэффициент технического использования, коэффициент готовности, коэффициент трудоемкости техниче- ского обслуживания, средняя трудоемкость ремонта, коэффициент восстановления ресурса, срок сохраняемости. К технологическим показателям качества относят: трудоемкость изготовления — показатели затрат труда на изготовление изделия; себестоимость изделия — величину, определяющую все затраты на изготовление и реализацию изделия; технологичность — возмож- ность изготовления изделия с использованием наиболее распро- страненных технологий; оснащенность технологического процес- са — обеспечение технологии изготовления имеющимся на пред- приятии оборудованием, инструментом и оснасткой.
Показатели уровня стандартизации продукции отражают следу- ющие коэффициенты: применяемости — процентное отношение количества наименований типоразмеров стандартизированных, покупных и заимствованных узлов и деталей к общему количеству наименований типоразмеров узлов и деталей, применяемых в из- делии; повторяемости — отношение количества узлов и деталей (вштуках), применяемых в изделии, к количеству наименований типоразмеров; конструктивной преемственности — отношение количества наименований узлов и деталей, использованных от ряда существующих моделей, к общему количеству наименований узлов и деталей, применяемых в изделии; унификации (стандартиза- ции) — отношение числа наименований унифицированных (стан- дартных) узлов и деталей к общему числу наименований узлов и деталей в изделии. Показатели технической эстетики продукции характеризуют: эргономичность — удобство эксплуатации и управления, удобство ухода за изделием, удобство хранения; художественность — худо- жественное своеобразие, информационную функциональность, гармоничность конструкции, цветовое и декоративное решение изделия и его товарного знака; экономичность — возможность ра- ционального использования с позиции минимума расходов для потребителя. Показатели экологичности изделия свидетельствуют о согласо- ванности изделия со средой, безопасности его для жизни, здоровья, имущества людей и окружающей среды. Экономические показатели дают представление о доходности, прибыльности, рентабельности и окупаемости затрат. Применимы и дополнительные показатели в анализе явлений хозяйственной жизни и качества изделий, такие, как показатели уровня механизации, гибкости в системах и т.д. Организационно-технический уровень производства характе- ризуется показателями опережающей, сопутствующей и замыка- ющей организации производства и управления, базирующихся и определяемых техническим уровнем производства. Технический уровень характеризует количественный и каче- ственный состав средств производства, трудовых ресурсов, техно- логии и мощности производственных подразделений. Количественный и качественный состав средств производства характеризуется прогрессивностью применяемых в производстве орудий и предметов труда. В частности, наличный состав применя- емых основных фондов (орудий труда) характеризуется показателя- ми: структуры основных фондов; удельного веса активной части основных фондов в общей структуре; структуры активной части основных фондов; удельного веса оборудования и машин в соста- ве активной части; структуры машин и оборудования; удельного веса прогрессивных групп машин и оборудования в активной час- ти основных фондов; возрастного состава оборудования; удельно- го веса оборудования в возрасте до 10 лет, 10–15 и свыше 15 лет; доли модернизированного оборудования. Напомним, что здесь, так же, как и при определении качества продукции, показатели делятся на единичные, комплексные и ин- тегральные. Методы сводимости показателей аналогичны. Сопос- тавление показателей с аналогами и нормативными данными еди- нообразно.
Конечным итогом анализа наличия и состава основных фондов должен быть вывод о прогрессивности применяемых орудий труда, их соответствии нормам, обеспеченности количества и нормам ка- чества. К показателям, характеризующим количество и качество применя- емых предметов труда, относятся следующие: структура применяемых сырья и материалов; удельный вес новых, прогрессивных материалов, топлива и энергии в общей совокупности; удельный вес основных материалов в общем объеме применяемых материалов; удельный вес дефицитных материалов; удельный вес покупных полуфабрикатов и коэффициенты замены дефицитных и импортных материалов. Итогом анализа наличия и состава используемых предметов труда должен быть вывод об их прогрессивности, соответствии или несоответствии установленным нормам и нормативам. Необходимо отметить, что средства производства предопреде- ляют уровень технологий производства, хотя может быть и обрат- ный процесс — подбор средств производства под соответствующие уровни технологий производства изделий. Поэтому и необходим анализ уровня технологий. Уровень применяемых технологий производства характеризуют показатели: структура технологических процессов; удельный вес основных видов технологических процессов; структура применя- емых в производстве заготовок; коэффициент использования ма- териалов; уровень оснащенности технологических процессов по видам производств (индивидуальное, серийное, массовое); уровень механизации работ по видам производств, производственным под- разделениям; уровень автоматизации технологий. Состав и наличие трудовых ресурсов (кадров) на предприятии ха- рактеризуется: структурой кадров по категориям; удельным весом рабочих в общей структуре работающих; структурой специальнос- тей основных рабочих; соответствием структуры специальностей рабочих структуре применяемых технологий, квалификационному составу рабочих кадров; соответствием квалификации рабочих ква- лификации работ; состоянием текучести кадров и другими пока- зателями. Анализ наличия и состава средств производства, рабочей силы, уровня технологии должен завершиться интегральным обобщени- ем, характеристикой производственных мощностей как по подраз- делениям, так и в целом по предприятию. Итоговыми показателями использования мощностей являются коэффициенты интенсивного и экстенсивного использования средств производства, рабочей силы, технологий, т.е. производственного потенциала: К инт = В ф / В max, где В ф, В max — соответственно фактический и максимально воз- можный объемы производства продукции (работ); К экст = Т ф / Т эф, где Т ф, Т эф — соответственно фактическое и эффективное время работы, ч. К инт и К экст должны стремиться к единице. Обратный процесс является негативным и говорит о необходимости изменить коли- чественный и качественный состав средств производства, рабочей силы и технологии в соответствии с зависимостями, выявленными в результате анализа. Анализ организации производства включает характеристику опе- режающей организации (подготовки производства), сопутствую- щей производству (организации труда в процессе производства) и замыкающей организации производства (реализации продуктов труда). Анализ подготовки производства начинается с характеристики работы конструкторов. Заданные качественные показатели изделия должны выдерживаться на каждой стадии конструкторской подго- товки производства продукции, в частности: на стадии разработки и получения технического задания на продукцию; эскизного про- ектирования продукции; разработки технического проекта продук- ции; разработки рабочего проекта продукции; изготовления и ис- пытания опытного образца продукции; разработки серийных чер- тежей продукции и на стадии конструктивной модернизации. Перечень основных расчетов стадий конструкторской подго- товки производства продукции включает не только разработку но- вой продукции, но и совершенствование, модернизацию уже вы- пускаемой. Аналогична работа на стадиях технологической подготовки про- изводства продукции, базирующейся на предыдущих работах. К этим стадиям относятся: технологический контроль чертежей продукции; технически грамотная и экономичная расцеховка, раз- работка маршрутных технологий деталей, узлов продукции; разра- ботка прогрессивных технологических процессов (детальной тех- нологии); разработка прогрессивных нормативов материальных затрат по технологическим процессам изготовления продукции; разработка прогрессивных нормативов затрат рабочего времени на изготовление продукции; разработка передовых методов и средств технического контроля параметров продукции в процессе изготов- ления; установление номенклатуры и проектирование прогрессив- ной оснастки технологических процессов; грамотная наладка и техническое обеспечение нормального хода технологических про- цессов; постоянное совершенствование технологических процес- сов изготовления продукции. Отраслями промышленности накоплен опыт характеристики и качества выполненных работ при конструкторской и технологиче- ской подготовке производства. Так, в радиопромышленности в 1990-х годах использовались таблицы определителей совершенства технологической подготовки производства, пользуясь которыми
251 работам каждого этапа можно было присвоить один из пяти коэф- фициентов совершенства. Затем с учетом весомости (значимости) работ (У m) проводилась комплексная оценка:
m У m = å У i ´ K зн, i =1
где У i — показатель совершенства выполнения i -й работы по тех- нологической подготовке производства; К зн — коэффициент значимости (удельное значение) i -й работы в общей совокуп- ности работ; m — общее число работ в цикле технологической подготовки производства. Аналогичным образом определяются интегральные показатели совершенства и уровня экономической подготовки производства, которая включает следующие виды работ: планирование поставки средств производства; прием и монтаж основных средств произ- водства; приемка, контроль и складирование оборотных фондов; планирование структуры кадров; разработка рациональных форм разделения и кооперации труда; расстановка кадров в соответствии с профессией, специальностью и квалификацией. Уровень организации хода производства (сопутствующая органи- зация) включает также широкий круг вопросов: обеспечение рабо- чих мест всем необходимым; организацию обслуживания рабочих мест; организацию обеспечения необходимых условий труда; ор- ганизацию оперативно-календарного планирования и диспетчи- рования. К замыкающей фазе организации производства относятся работы по определению рынков сбыта продукции, накоплению транзит- ных партий поставки продуктов, организации складского и транс- портно-экспедиционного хозяйства, оформлению доставки про- дукции, организации доставки продуктов потребителям, органи- зации расчетов с потребителями продукции (работ и услуг). Изучение обобщенного влияния уровня организации производ- ства на эффективность хозяйственной деятельности предприятия осуществляется по определителям и с помощью корреляционных методов. Анализ уровня организации управления хозяйственной деятель- ностью предприятия осуществляется с помощью различных мето- дов, в том числе математических и игровых. Основной перечень работ и показателей, характеризующих уро- вень организации управления, — это: регламентация обоснования, принятия и реализации решений; определение необходимого и достаточного уровня информации для управленческих работников; определение состава и структуры кадров управления; формирова- ние организационной структуры управления; выбор техники ме- ханизации и автоматизации управленческого труда; организация труда инженерно-технического и административного персонала. В заключение методики проводится анализ результативности производства и финансовых характеристик предприятия, представ- ленный в экспресс-анализе результатов хозяйственной деятельно- сти предприятия. Существуют следующие методы определения показателей хо- зяйственной деятельности предприятия и качества продукции: 1) измерительный — на основе технических средств измерений (линейка, микрометр, манометр и др.); 2) расчетный — на основе использования теоретических и (или) эмпирических зависимостей результативных показателей от пара- метров, фактических показателей; 3) органолептический — на основе анализа восприятия органов чувств (вкус, цвет, запах и т.д.); 4) экспертный — на основе мнения экспертов; 5) социологический — на основе сбора и анализа мнений группы людей: разработчиков, потребителей, изготовителей и т.д. При экспертной оценке показателей выявляют, что показа- тель: 1) превышает высшие мировые достижения (если каждое из значений, выбранное для сопоставления показателей, превышает более чем на 5% соответствующие значения показателей каждого аналога); 2) соответствует высшему мировому уровню (если отклонения значений исследуемых параметров и аналогов находятся в пределах ±3%); 3) не соответствует высшему мировому уровню (если отклоне- ния параметров в каждую сторону превышают 3%), в этом случае производится реальная оценка количественного показателя. Исходными данными для расчета являются: • номенклатура показателей для оценки; • коэффициенты весомости показателей в каждой объединенной совокупности;
25 • показатели лучших отечественных и зарубежных достижений- аналогов; • расчетные (базовые) значения показателей явлений. Оценка сводного показателя проводится путем последовательно- го расчета уровня единичных и комплексных показателей в соот- ветствии с их иерархической структурой. Уровень единичных показателей (У i), например качества изделия, рассчитывается по формуле У i = А i / П i а, где А i — значение i -го показателя оцениваемой продукции А; П i а — значение i- го показателя продукции-аналога. Уровень групповых и комплексных показателей рассчитывается как взвешенная сумма показателей в объединяемой совокупности, и тогда уровень комплексных и интегрального показателей (У к) определяется по формуле k У к = å У i ´ a i , i =1
где У i – уровень единичного i -го показателя оцениваемой продук- ции А; a i – коэффициент весомости i -го показателя оценива- емой продукции А; i = 1,2, …, k, где k – число единичных показателей оцениваемой продукции А. Или обобщенный показатель уровня объекта анализа (К общ) рассчитывается по формуле
k å У i K общ = i = 1 , n при этом К общ может быть меньше единицы (не соответствовать мировому уровню), равным или больше единицы (соответствовать мировому уровню).
бизнес-планирование Бизнес-план составляет непосредственно предприниматель, в основном самостоятельно, для того, чтобы: • получить полные и систематические знания сильных и слабых сторон проекта; • уметь доказательно продемонстрировать преимущества своего проекта перед будущими инвесторами; • сохранить конфиденциальность не подлежащих разглашению преимуществ проекта. Бизнес-план начинается с титульного листа, оглавления, резю- ме и рецензий, но оформляется все это в последнюю очередь, после того как составлен весь план проекта. Титульный лист оформляется по ГОСТ Р 6.30-97 «Унифициро- ванные системы документации. Система организационно-распо- рядительной документации. Требования к оформлению докумен- тов». В формате должны быть отражены: заголовок бизнес-плана, дата его подготовки, название и адрес фирмы (предпринимателя), телефон (факс) для связи, указание, для кого подготовлен план, и ссылка (если есть необходимость) на конфиденциальность инфор- мации. Иногда здесь же в двух-трех фразах излагается суть предла- гаемого проекта и его совокупная стоимость. В оглавлении указываются основные разделы бизнес-плана с указанием страниц их расположения. Здесь необходимо иметь в виду, что оглавление — наиболее читаемая часть, поэтому заголов- ки (разделы) должны быть емкими, квалифицированными и в со- вокупности освещать суть проекта, чтобы не вызывать отрицатель- ной реакции на предложения по осуществлению проекта. Резюме включает основные положения идеи и выводы бизнес- плана, особенно целевого назначения. Его читают руководители инвестиционных или партнерских организаций, для того чтобы либо сразу же отклонить, либо дать специалистам на детальное изучение. Резюме включает три части: введение (в котором обосновыва- ется актуальность проекта), основное содержание и заключение (финансовые показатели, эффективность проекта, выводы). Типовое резюме производственных проектов включает: • характеристику генеральной цели; • характеристику продукта труда (конечного результата) и его особенностей; • пути и способы достижения цели; • сроки осуществления проекта; • затраты, связанные с реализацией проекта; • ожидаемую эффективность; • область использования результатов;
255 • сводные показатели; • степень риска при достижении результата. Резюме должно быть изложено четко и убедительно, с уверен- ностью, что предприятие добьется успеха. Далее приводится пример резюме проекта. Бизнес-план посвящен обоснованию эффективности органи- зации производственного предприятия по выпуску мороженого с целью привлечения инвесторов для кредитования части затрат на технологическое оборудование. Ассортимент выпускаемой продукции — мороженое сливочное, молочное, десертное и шербет. Технология производства предусматривает использование ре- цептур, разработанных специалистами американской фирмы BENVIC — производителя оборудования для производства моро- женого высшего качества. Сырьевая база области максимально благоприятствует развитию производства мороженого. Доступность и относительно низкая стоимость основных компонентов позволяют достичь высокой рентабельности производства. Планируемый объем выпуска готовой продукции 3,2 тыс. т на сумму 17,6 млн руб. на основе действующих и проектируемых про- изводственных мощностей. Рынком сбыта продукции являются предприятия оптовой и роз- ничной торговли, общественного питания города, области и близ- лежащих областей, а также собственная торговая сеть фирмы. Общая стоимость проекта по введению в строй производствен- ного комплекса фирмы по выпуску мороженого — 120 млн руб., из которых 12 млн руб. — заемные средства (около 10%). Персонал фирмы будет укомплектован высококвалифициро- ванными специалистами. Общая численность персонала — 400 человек. Конкурентоспособность фирмы обеспечивается низкими внутрипроизводственными издержками. Срок окупаемости кредитных средств на проектируемые пред- приятия по производству мороженого — не менее двух лет. После резюме дается характеристика предложенного товара или услуги, которым будет посвящена деятельность предприятия. В характеристике должно быть сформулировано представление, о чем идет речь в проекте, чем подтверждается конкурентоспособ- ность товара. При описании продукта или услуги должны быть указаны: • потребности, которые призваны удовлетворять продукт или услуга; • его особенности, как потребители будут отличать продукт от товаров (услуг) конкурентов и почему предпочитать именно его; • патенты, авторские свидетельства, защищающие особенности и технологии изготовления продукта; • примерная оценка стоимости продукта труда, затрат на его про- изводство, величины прибыли (рентабельность); • характеристики качества товара, преимущества его дизайна, упаковки, организации сервиса. Также в описание необходимо поместить фотографию, рисунок, схему или чертеж предполагаемого к производству товара. Показатели качества товара должны быть зафиксированы в нор- мативной документации (ГОСТ, СП, ТУ и т.д.). В основном это технико-эксплуатационные, патентно-правовые показатели, по- казатели технологичности, надежности, уровня стандартизации, экономичности, эргонометричности, экологичности. По закону «О стандартизации», кроме показателей качества, должны быть также отражены: новизна продукции; ее безопасность для жизни, здоровья, имущества людей и окружающей среды; техническая и информационная совместимость; единство измерений; безопас- ность в условиях возникновения природных и техногенных катас- троф и в других чрезвычайных ситуациях; использование для по- вышения обороноспособности и мобилизационной готовности страны. По закону «О защите прав потребителей», кроме требований о качестве, необходимо обеспечение безопасности продукции и на- личие информации о продукте, изготовителе и сервисе. Например, раздел «Характеристика продукции» может выгля- деть так: Продукция, планируемая предприятием к выпуску на оборудо- вании фирмы BENVIC, обладает следующими свойствами, отлича- ющими ее от продукции других производителей и реализаторов мороженого в нашей области: 1) высокий уровень вкусовых качеств. Одна из специфических характеристик качества, которую хочет иметь большая часть потре- бителей, — мягкость вкуса. Более мягкое на вкус мороженое менее располагает к простудным заболеваниям. На данный момент мяг- костью вкуса обладают только лучшие сорта импортного мороже- ного. Закупаемая предприятием линия предусматривает использо- вание только правильно сбалансированных рецептур, выдержан- ных в соответствии с мировыми стандартами. Именно поэтому вкусовые качества мороженого будут отвечать самому взыскатель- ному вкусу потребителя; 2) качество и привлекательность упаковки. Продукция упако- вывается в поставляемую производителем оборудования высоко- качественную упаковочную бумагу из пропилена. Такая упаковка используется самыми известными в мире производителями моро- женого — Bounty, Mars. Это будет выгодно отличать мороженое предприятия от остальной продукции местного производства. При этом вид упаковки выступит одним из факторов неценовой конку- ренции; 3) доступный для большинства потребителей уровень цен — в среднем около 5,5 руб. за единицу. К выпуску планируется следующая структура ассортимен- та, %: 1) мороженое десертное — 40; 2) мороженое сливочное — 30; 3) мороженое молочное — 20; 4) шербет — 10. Такая структура ассортимента выбрана не случайно. Несмотря на то что производство молочного мороженого и шербета более рентабельно, эти сорта пользуются, как правило, достаточно огра- ниченным спросом. Десертное и сливочное мороженое, несмотря на их более высокую цену, составляют основу спроса. В следующем разделе «Состояние дел в отрасли, рынок сбыта» необходимо проанализировать текущую ситуацию и тенденции развития отрасли, описать рынок сбыта, выявить потребителей и потенциальных конкурентов. Главная задача данного раздела — представить материал, достаточный для того, чтобы убедить инвес- тора, что продукты (услуги) предприятия имеют устойчивый спрос и могут быть проданы в условиях конкуренции. Характеризуя отрасль, следует: • описать свою отрасль и дать историческую справку; • выявить масштабы развития отрасли с характеристикой дина- мики продаж за последние 5–10 лет; • определить ожидаемые (прогнозируемые) темпы роста по от- раслевым продуктам труда; • установить новые виды продукции, возникшие (освоенные) отраслью за последние три года; • выявить новые формы организации и управления в отрасли, внедренные за последнее время. О рынке сбыта необходимы следующие сведения: • характеристика потенциальных потребителей; • география и размеры рынков сбыта для потребительских групп; • возможный охват рынка; • конкурентоспособность продукции предприятия; • как отличается (или не отличается) продукция предприятия по возможному кругу потребителей от продукции конкурентов; • уровень продаж, сила и слабость конкурентов; • за счет чего можно выдвинуться на рынке. Следует иметь в виду, что потенциальные инвесторы обычно предпочитают вкладывать свои деньги в быстродействующие от- расли. Далее приводится пример второго раздела бизнес-плана «Со- стояние дел в отрасли и на рынке отраслевой продукции». Бизнес по производству и продаже мороженого сравнительно молод. Наибольших успехов по производству мороженого в стране достигли специализированные фирмы. Мороженое — одно из наи- более популярных и любимых населением кондитерских изделий. Объем продаж мороженого в области в базовом году составляет около 5,0 тыс. т. Численность населения области — около 5 млн человек. Таким образом, на одного жителя области приходится 1 кг мороженого в год. Сопоставляя эти данные со статистикой развитых стран мира, где на одного жителя приходится 2,5–7,5 кг мороженого в год, при- ходим к выводу, что потребление мороженого в области имеет по- тенциал роста, как минимум, в 2–3 раза: Потенциальная емкость рынка по минимуму составляет 15 тыс. т (5 млн чел. ´ 3 кг), следовательно, резервы рынка — 15 тыс. т – 5 тыс. т = 10 тыс. т. Существуют факторы, сдерживающие потребление: • довольно высокие цены на сливочное, шоколадное и другие качествен
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 127; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.25.100 (0.022 с.) |