Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ассоциативная связь должна: ассоциативная связь должна:

Поиск

• быть яркой и легко запоминающейся;

• вызывать интерес;

• затрагивать различные органы чувств;

• быть необычной, но осмысленной ребенком;

• содержать максимально детализированную картинку (размер, цвет и т. п.).

  • смежности во времени или пространстве — стол и стул, зима и снег;
  • сходства (подобия) — земля и шар, лампа и груша;
  • контраста (противоположности) — добро и зло, черное и белое;
  • причинно-следственной связи — гром и молния, лампа и свет;
  • обобщения — помидор и овощ, собака и животное;
  • подчинения — овощ и огурец, животное и кошка;
  • соподчинения одному объекту — автомобиль и мотоцикл;
  • части и целого — секунды и минута, автомобиль и двигатель;
  • дополнения — зубная паста и зубная щетка.

Ассоциации бывают:

  • тематические — объекты связаны единой тематикой (например, пляж и море, платье и брюки);
  • фонетические — есть созвучие между объектами (ложь и рожь, ночь и дочь);
  • словообразовательные — основаны на единстве корня или других частей слова (лень и лениться).

Ассоциативное мышление строится в первую очередь на творческих способностях — на умении создавать что-то новое, модифицируя уже существующее.

Главное в образовании ассоциаций — яркость образа, необычность, нестандартность, абсурдность, неожиданность, новизна. Чем ярче образы, тем легче создавать связи между ними и, соответственно, запомнить можно больше и лучше.

Упражнения на развитие ассоциативного мышления

В процессе развития и коррекции зрительной памяти необходимо:

1. Проводить коррекционные занятия при наличии четкого плана действий.

2. Использовать материал, который стимулирует память, развивает сенсорно-перцептивные процессы, моторику, мышление — т. е. воздействует комплексно.

3. Учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.

4. Ставить перед детьми задачи, которые опираются на зону актуального и ближайшего развития.

5. Разнообразить содержание и технику расположения представляемого материала.

6. Направлять действия детей на усвоение и закрепление изученных упражнений.

7. Излагать материал от простого к сложному.

Вне зависимости от того, какой вид памяти корригируется, необходимо придерживаться определенного порядка: сначала формируются процессы узнавания, затем воспроизведения объема, наконец — избирательности памяти.

При коррекции узнавания алгоритм работы следующий: ребенок запоминает от 2 до 6 изображений предметов (животные, растения, игрушки и т. п.), тактильных или двигательных образцов, цифр, букв, слов. Затем педагог-психолог убирает эталонные стимулы и предлагает ребенку найти их среди 10–15 аналогичных. Вначале они «прячутся» среди резко отличающихся от них, потом — среди похожих.

На следующем этапе можно использовать демонстрационную таблицу с изображением предметов. Ребенку предлагается запомнить их, а затем нарисовать по памяти, располагая в любом порядке.

Демонстрационные таблицы могут быть двух видов:

  • тематические — например, содержат изображения овощей, фруктов, предметов быта;
  • нетематические — например, содержат изображения предметов, не связанных между собой (домик, сумка, торшер, кресло, зонт, батон и т. п.).

При работе с демонстрационной таблицей, чтобы лучше запомнить ее содержание, педагог-психолог предлагает ребенку придумать историю по представленным картинкам. Сначала он придумывает ее сам.

Например, демонстрационная таблица содержит изображения сумки, зонта, банана, батона, домика, кресла, расположенных в свободном порядке. Можно придумать историю «Мама пошла в магазин». Рассказывая ее, педагог-психолог указывает на каждую картинку, которую он упоминает:

1) мама пошла в магазин, взяла с собой сумку и зонт, потому что на улице шел дождь (показывает на сумку и зонт);

2) она купила в магазине банан и батон (показывает на банан и батон);

3) потом отправилась домой (показывает на домик);

4) пришла домой, устала и села в кресло отдохнуть (показывает на кресло).

Важно, чтобы между зрительным образом (предметная картинка) и словесным обозначением (слово) установились ассоциативные связи.

В дальнейшем дети сами предлагают темы для историй, придумывают сюжеты. Таким образом, коллективное сочинение помогает активизировать процессы ассоциативного запоминания.

Приведем еще примеры заданий, которые может использовать педагог-психолог, а также воспитатели, чтобы научить детей находить ассоциативные связи между предметами и тем самым развивать зрительную память.

Примеры заданий для детей старшего дошкольного возраста

1. Педагог-психолог предлагает демонстрационную таблицу с изображением ряда предметов. Ребенок должен:

• сосчитать их число и подобрать ассоциации, которые связывали бы между собой предметы из разных групп;

• изучить картинки в течение 2 мин, затем на листе бумаги написать (или перечислить вслух) названия запомнившихся предметов.

При этом важно спросить ребенка, каким способом он упорядочил данное множество предметов.

2. Педагог-психолог предлагает ребенку группы слов (например, панда — воздух, тележка — кружка, пчела — кот, лютик — солнце, маргаритки — вода). Ребенок должен:

• перегруппировать эти слова так, чтобы они легче запомнились;

• придумать историю, которая свела бы их вместе, и мысленно представить ход событий.

3. Педагог-психолог предлагает демонстрационную таблицу с изображениями животных. Ребенок должен:

• в течение 2 мин рассмотреть их;

• придумать историю, которая связывала бы их друг с другом;

• на чистом листе бумаги нарисовать (можно схематически, условными значками) животных в точности на их первоначальных местах.

4. Педагог-психолог читает пары слов. Ребенок называет пришедшие ему на ум ассоциации к ним. Например: тюльпан — зонтик, кошка — обувь, лакомство — огорчение, небо — машина, облако — нитки.

5. Педагог-психолог зачитывает слова. Ребенок — придумывает к каждому из них конкретный зрительный образ, который может ассоциироваться с данным словом, например любовь ⇒ сердце. Слова: зима, жара, время, терпение, обед, скука, нежность, счастье и т. п.

Скачать примеры заданий в pdf

Зрительные ассоциации и воображение создают необходимый контекст для хорошего удержания информации в памяти. Научив ребенка комбинировать разного рода ассоциации и зрительные образы, мы даем ему инструмент для улучшения своей памяти. Как говорил философ Дэвид Юм, ассоциация — это «кроткая сила», которую мы можем себе подчинить.

 

Коррекционная и развивающая работа

Формируем познавательную готовность к школе. Программа «Скоро в школу»

Е.В. Пяташова
педагог-психолог МДОУ детский сад общеразвивающего вида № 28 «Аистенок» г. Подольск

Специально подобранные игры, упражнения и задания программы «Скоро в школу» позволят сформировать у детей мотивацию на учебу, развить наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, пространственные представления, научат фантазировать и проявлять самостоятельность.

Программа «Скоро в школу» реализуется с помощью авторских игр Б.П. Никитина, З. Дьенеша, В. Кайе. Они дают простор для развития ребенка, каждый раз получается новая игра.

Б.Н. Никитин разработал игры, которые развивают усидчивость, внимание, фантазию, пространственное воображение, аналитические способности. Ребенок выполняет творческие задания самостоятельно, следуя от простых задач к более сложным.

НА САЙТЕ

e.psihologsad.ru

Окончание. Начало статьи Е.В. Пяташовой «Формируем познавательную готовность к школе. Программа “Скоро в школу”» читайте в электронном журнале № 9, 2016

Блоки З. Дьенеша призваны научить классифицировать и группировать предметы по определенным признакам, объединять и исключать, читать схемы, составлять закономерности, одним словом, развивать логику. Ребенок с удовольствием отправится в путешествие по волшебной стране блоков и не заметит, что был на занятии.

С помощью игр В. Кайе у ребенка развивают внимание, память, сенсомоторные координации, мышление, креативность. Активизируется деятельность не только левого полушария мозга, но и его лобных долей, отвечающих за ориентацию в пространстве, память, восприятие, комбинаторные навыки, усидчивость, терпение, тренируется зрительный нерв.

Посредством этих игр максимально развивается творческий потенциал ребенка, он учится логически мыслить, анализировать, классифицировать и обобщать. Ребенка необходимо познакомить с играми, показать, как их использовать.

Особенности программы «Скоро в школу»:

  • не допускает дублирования программ первого класса;
  • формирует ценностные установки;
  • ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития;
  • обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности;
  • готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности.

Программа состоит из 10 занятий. Занятия продолжительностью 30 мин проводятся 1 раз в неделю с подгруппой из 5–6 детей. Количество игр в занятии можно варьировать.

Приведем конспекты занятий 6–10.

Занятие 6. Насекомые

В кабинете психолога детей встречает мягкая игрушка — Учитель Еж. Он предлагает продолжить игры.

Игра «Доскажи словечко»

Мед душистый принесла
С луга вешнего… (пчела)

Если светятся жучки,
Их зовите… (светлячки)

«Больше всех мои глаза!» —
Любит хвастать… (стрекоза)

Бежит по ладошке быстро и ловко,
Слышим мы летящий звук —
То летит к нам… (майский жук)

В лесном небоскребе на тысячу семей
Живет работяга — малыш… (муравей)

Кровь попить у детворы
Летом любят… (комары)

В точечках черных вся… (божья коровка)

По мере разгадывания загадок психолог выставляет фигурки насекомых.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.186.26 (0.008 с.)